ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 107Г от 02.06.2016 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Исмагилова В.А. № 33-9538/2016

учет № 107г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июня 2016 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Янсона А.С.,

судей Гиниатуллиной Ф.И., Моисеевой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 01 марта 2016 года, которым постановлено: иск ФИО1 удовлетворить.

Признать пункт 1.1. распоряжения главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 23 декабря 2015 года за №1544р в части отказа ФИО1 в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» поставить ФИО1 на учет нуждающихся по улучшению жилищных условий по социальной ипотеке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя муниципального казенного учреждения «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» - ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее - МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО города Казани») о признании распоряжения главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО города Казани от 23 декабря 2015 года № 1544р неправомерным и не подлежащим применению, возложении обязательств по постановке на учет по улучшению жилищных условий в рамках программы «Социальная ипотека» с 16 декабря 2015 года. В обоснование иска указал, что 16 декабря 2015 года подал заявление о принятии на учет по улучшению жилищных условий в рамках программы «Социальная ипотека». Распоряжением главы Администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО города Казани от 23 декабря 2015 года № 1544р истцу было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что уровень обеспеченности общей площадью на одного человека превышает учетную норму. ФИО1 полагает такой отказ незаконным.

Истец в суде первой инстанции иск поддержал.

Представитель ответчика МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО города Казани» иск не признал.

Судом постановлено решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО города Казани» просит решение суда отменить и принять новое решение. В жалобе указывается, что совокупный уровень обеспеченности жилого помещения истца составляет 18,29 кв. м, что превышает норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе социальной ипотеки.

ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен.

Поскольку данных о наличии существенных препятствий для участия ФИО1 в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно частям 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с Правилами и порядком постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки – размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи.

Совокупный уровень обеспеченности общей площади в объектах жилых прав – суммарный размер общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых членами семьи по договору найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Судом установлено, что ФИО1 с 04 декабря 2009 года был зарегистрирован и проживал в комнатах 3, 4, 5 коммунальной <адрес> города Казани.

Указанные комнаты на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 12 мая 2010 года были переданы в общую долевую собственность ФИО3, ФИО4, ФИО5 по 1/3 доли каждому.

30 сентября 2014 года между истцом, действующим от имени несовершеннолетней дочери ФИО4, бывшей супругой истца ФИО3 и ФИО5 был заключен договор реального раздела, по условиям которого стороны пришли к обоюдному соглашению о прекращении долевой собственности и реальном разделе комнат: в собственность ФИО3 передана комната № 4 площадью 9,5 кв. м, ФИО5 – комната № 3 площадью 12,0 кв. м, ФИО4 – комната № 5 площадью 12,6 кв. м.

Право собственности на комнату № 5 жилой площадью 12, 6 кв. м зарегистрировано за ФИО4 в установленном законом порядке 30 марта 2015 года.

ФИО1 08 декабря 2015 года обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальная ипотека.

Распоряжением главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО города Казани от 23 декабря 2015 года №1544р истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в системе социальная ипотеки, поскольку совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилья на одного члена семьи истца в объектах жилищных прав превышает учетную норму.

Удовлетворяя требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, истец зарегистрирован и проживает в комнате № 5 жилой площадью 12,6 кв. м в <адрес> города Казани с 04 декабря 2009 года, собственником которой является его несовершеннолетняя дочь ФИО4 В связи с чем пришел к выводу о том, что ФИО1 должен быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не обеспечен жилым помещением.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку судом при разрешении дела неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с Правилами и порядком постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки установлен в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Согласно частям 1, 3 статьи 42 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату.

Из материалов дела следует, что приходящаяся на истца общая жилая площадь с учетом площади мест общего пользования составляет 18,29 кв. м, что выше учетной нормы, установленной в Республике Татарстан в размере 18 кв. м.

При изложенных обстоятельствах с учетом обеспеченности ФИО1 помещением общей жилой площадью 18,29 кв. м администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани правомерно, учитывая положения действующего жилищного законодательства, отказал истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеки.

При таком положении у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО1

Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе ФИО1 в иске.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 01 марта 2016 года отменить и принять по делу новое решение.

ФИО1 в иске к муниципальному казенному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании распоряжения главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 23 декабря 2015 года № 1544р неправомерным и постановке на учет отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Судьи