ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 107Г от 23.11.2016 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Савченко В.В. Дело № 33-11252/2016

строка отчета № 107г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 23 ноября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Кудря Т.Л.

и судей Дьякова А.Н., Башкатовой Е.Ю.

при секретаре Зварич Н.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Саргатского районного суда Омской области от 6 сентября 2016 года об отказе в удовлетворении ее исковых требований к администрации Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам администрации Саргатского муниципального района Омской области №16 от 18 июля 2016 года об отказе ей и членам ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам, указывая, что 30.06.2014 в принадлежащем ее жилом доме № <...>, расположенном по адресу: Омская область, <...>, произошел пожар. Согласно заключению № <...> от 18.06.2015 указанный жилой дом признан непригодным для проживания.

25.11.2015 в целях реализации права на заготовку древесины для строительства жилого помещения, предусмотренного ст.30 Лесного кодекса РФ, ст.5 Закона Омской области от 6 декабря 2007 года № 981-03 «О регулировании лесных отношений в Омской области», она обратилась в администрацию района с заявлением о признании ее лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий. На основании данного заявления постановлением администрации Саргатского муниципального района Омской области от 22.12.2015 № 487-п она включена в перечень граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, что не влечет за собой возникновение у нее и членов ее семьи права на заготовку древесины для строительства жилого помещения, поскольку данным правом обладают граждане, признанные нуждающимися в жилом помещении, на основании федерального закона, указа Президента РФ, либо закона Омской области.

23.05.2016 она обратилась в администрацию района с заявлением об исключении ее и членов ее семьи из программы на предоставление социального жилья, поскольку в данной социальной помощи она не нуждалась, а постановление ответчика от 22.12.2015 № 487-п противоречит ее заявлению и не отвечает требованиям, предъявляемым к документам, необходимым для получения права на заготовку древесины для строительства жилого помещения.

06.06.2016 она обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, предоставив документы, подтверждающие право постановки на указанный учет. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Саргатского муниципального района Омской области № 16 от 18.07.2016 ей и членам ее семьи отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, чем были нарушены ее права.

Просила признать указанное решение комиссии по жилищным вопросам незаконным; обязать Администрацию признать ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2 иск поддержали.

Представитель ответчика администрации Саргатского муниципального района Омской области ФИО3 иска не признала, указав, что предоставленные истцом документы не подтверждают ее право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. 21.06.2016 администрацией в адрес истца было направлено письмо о предоставлении документов для признания ее малоимущей, однако необходимые документы истцом представлено не было.

Представитель ответчика администрации Саргатского муниципального района Омской области ФИО4 иска не признала по тем же основаниям.

Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного в апелляционной жалобе просит ФИО1, полагая, что жилищное законодательство разграничивает понятия «признание гражданина, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» и «предоставление жилого помещения по договору социального найма», и не ставит признание гражданина, нуждающимся в жилье по договору социального найма, в зависимость от его имущественного положения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Саргатского муниципального района Омской области полагает доводы апелляционной жалобы противоречащими действующему законодательству, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда – без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.87-91).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика ФИО3, согласившуюся с решением, судебная коллегия приходит к следующему.

По смыслу ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, 30.06.2014 в доме ФИО1, расположенном по адресу: Омская область, Саргатский. район, <...>, произошел пожар. Согласно заключению межведомственной комиссии № <...> от 18.06.2015 вышеуказанный жилой дом признан непригодным для проживания.

25.11.2015 истцом одновременно подано два заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и о включении ее и членов ее семьи в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, с приложением документов.

17.12.2015 комиссией по жилищным вопросам администрации Саргатского муниципального района Омской области принято решение № <...> о соответствии ФИО1 и членов ее семьи ФИО5 и ФИО6 категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.

Постановлением администрации муниципального района от 22.12.2015 ФИО1 и члены ее семьи включены в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.

23.05.2016 ФИО1 подала в администрацию района заявление об исключении ее и членов ее семьи из списка граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, поскольку в данной социальной помощи она не нуждается, просила признать ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, с целью дальнейшего выделения им деляны для заготовки древесины 175 куб.м. для строительства дома после пожара.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Саргатского муниципального района Омской области № <...> от 10.06.2016 ФИО1 и члены ее семьи исключены из списка граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.

18.07.2016 комиссией по жилищным вопросам администрации Саргатского муниципального района Омской области принято решение № <...> об отказе ФИО1 и членам ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как представленные документы не подтверждают право ФИО1 состоять на указанном учете.

Не согласившись с решением, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности решения ответчика, поскольку из представленных в комиссию документов установлено наличие в их собственности недвижимого имущества, документов, необходимых для признания истца и членов ее семьи малоимущими, не представлено.

Судебная коллегия оснований не согласиться с такими выводами суда не находит.

Из представленных в материалы дела документов и объяснений ФИО1 следует, что постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма необходима ей исключительно для получения деляны для заготовки древесины 175 куб.м. для строительства индивидуального жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке, поскольку принадлежащий ей индивидуальный жилой дом признан в результате пожара непригодным для проживания, по заключению межведомственной комиссии № <...> от 18.06.2015.

Согласно п.49 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, в том числе решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с положениями частей 1, 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской федерации.

Аналогичное положение о полномочиях субъектов Российской Федерации закреплено в подп.60 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно п.2 ст.5 Закона Омской области от 06.12.2007 № 981-ОЗ «О регулировании лесных отношений в Омской области» заготовка древесины для строительства жилого помещения осуществляется в пределах 175 кубических метров древесины лиственных и (или) хвойных пород (с учетом обязательного наличия в общем объеме не менее 80 процентов деловой древесины лиственных и (или) хвойных пород) однократно. Заготовка древесины для строительства жилого помещения в пределах указанных нормативов осуществляется гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, под которыми в рамках настоящей статьи понимаются граждане, принятые органами местного самоуправления Омской области на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с федеральным и областным законодательством. Заготовка древесины для строительства жилого помещения гражданами, которые не являются нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется в пределах 10 кубических метров один раз в пять лет.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При этом в силу части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст.51 ЖК РФ.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в частности граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ).

Согласно ст.16 Закона Омской области от 28.12.2005 № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» к заявлению о постановке на учет прилагаются документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе решение о признании граждан малоимущими.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимо не только наличие оснований, предусмотренных ст.51 ЖК РФ, но и признание их в установленном порядке малоимущими. При этом цель постановки на соответствующий учет значения не имеет, поскольку постановка граждан учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях порождает возникновение у них определенного объема предусмотренных законом прав и обязанностей, в том числе связанных с получением жилого помещения по договору социального найма. Само по себе отсутствие у истца на момент обращения в уполномоченный орган цели получения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, не исключает необходимость соблюдения установленного законодательством порядка постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учитывая изложенное, доводы апеллянта о незаконности и необоснованности решения суда первой инстанции, при том, что том, что постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма необходима исключительно в целях заготовки древесины для индивидуального жилищного строительства, подлежат отклонению как несостоятельные.

Согласно решению комиссии по жилищным вопросам администрации Саргатского муниципального района Омской области № <...> от 18.07.2016 причиной отказа в принятии ФИО1 и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, являлось неподтверждение представленными документами права истца состоять на таком учете.

В письме, направленном 20.07.2016 и.о. главы Саргатского муниципального района в адрес ФИО1, истцу разъяснена необходимость предоставления дополнительных документов, приведен полный перечень документов, необходимых для признания малоимущей, указано, какие документы не представлены, а также разъяснен порядок принятия органом соответствующего решения.

ФИО1 данное письмо получила 28.07.2016, однако сведений о предоставлении истцом в уполномоченный орган всех необходимых документов в материалах дела не имеется, истец на наличие такого обращения не указывает.

Учитывая, что при обращении в уполномоченный орган ФИО1 не были представлены все необходимые документы, подтверждающие ее право состоять на соответствующем учете, районный суд обоснованно отказал ей в иске.

При этом заявленные истцом требования ошибочно рассмотрены судом в порядке, предусмотренном КАС РФ, поскольку в данном случае имеет место спор о праве истца на предоставление ей соответствующих мер социальной поддержки, который должен рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства.

Ошибочное рассмотрение судом заявленных истцом требований в порядке, предусмотренном КАС РФ, к вынесению незаконного решения не привело, и не может служить основанием для отмены правильного по существу судебного акта (п.6 ст.330 ГПК РФ), и апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем, судебная коллегия отмечает следующее.

Принятым после вынесения настоящего решения суда первой инстанции Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 25 октября 2016 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» в связи с жалобой гражданки ФИО7, часть 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 9 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 40, в той мере, в какой она не позволяет признать испытывающими потребность в древесине для индивидуального жилищного строительства проживающих на территории Алтайского края граждан, которые не относятся к принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством или к снятым с такого учета ввиду использования указанных в данной статье форм удовлетворения потребности в жилье, не связанных с предоставлением жилого помещения, и тем самым лишает таких граждан права на заготовку древесины для собственных нужд по ставкам, утвержденным нормативным правовым актом Администрации Алтайского края.

При этом, гражданами, испытывающими потребность в древесине в целях индивидуального жилищного строительства, в Алтайском крае признаются только относящиеся к прямо перечисленным в части 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" категориям, определяемым на основе факта постановки их (в том числе ранее) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Алтайского края от 9 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (абз.4, п.4.2). Тем самым законодатель Алтайского края, признав преимущество в удовлетворении потребностей в древесине для индивидуального жилищного строительства за гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с жилищным законодательством, фактически закрепил возможность заготовки древесины для индивидуального жилищного строительства - в порядке, по нормативам и ставкам, которые значительно, в десятки раз, отличаются от рыночных цен, установленным данным Законом, - исключительно за этой категорией граждан (абз.7, п.4.2).

Конституционным судом постановлено, что нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления Алтайского края, основанные на части 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в той мере, в какой она признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, а также содержащие такое же регулирование нормативные правовые акты других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований подлежат отмене.

Поскольку названное Постановление Конституционного суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, для ФИО1 не имеется препятствий обратиться в целях строительства индивидуального жилого дома в администрацию Саргатского муниципального района Омской области – с заявлением о выдаче копии решения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, в порядке п.49 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", а также в соответствующий уполномоченный орган лесного хозяйства Омской области – с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений в целях заготовки древесины для индивидуального жилищного строительства, с приложением к нему, в том числе копии решения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а в случае отказа в удовлетворении заявлений - обжаловать их в отдельном судебном производстве.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

решение Саргатского районного суда Омской области от 6 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи областного суда: