Мировой судья Лукиных Н.Г. Дело № 11-100/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новоалтайск 23 декабря 2015 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Труновой А.В.,
при секретаре Шуплецовой Н.О.,
с участием помощника прокурора Первомайского района Берглизовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району на решение мирового судьи судебного участка № 4 по г. Новоалтайску от 18.09.2015 по иску прокурора Первомайского района Алтайского края в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району о взыскании недополученного размера компенсации расходов на приобретение твердого топлива,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Первомайского района Алтайского края обратился к мировому судье с иском в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району о взыскании недополученного размера компенсации расходов на приобретение твердого топлива в пользу ФИО1 – 1800 рублей, в пользу ФИО2 – 600 рублей, в пользу ФИО3- 700 рублей, в пользу ФИО4 – 1400 рублей, в пользу ФИО5 - 2700 рублей, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проверки, проведенной по обращению педагогических работников, установлено, что заявители обращались к ответчику с целью получения денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива, однако в назначении компенсации затрат по доставке топлива было отказано.
Решением мирового судьи судебного участка № 4 г. Новоалтайска от 18.09.2015 исковые требования удовлетворены. С Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району взыскано: в пользу ФИО1 недополученную компенсацию понесенных ею расходов по доставке твердого топлива в ДАТА г.г. в размере 1800 рублей, в пользу ФИО2 недополученную компенсацию понесенных ею расходов по доставке твердого топлива в ДАТА г.г. в размере 600 рублей, в пользу ФИО3 недополученную компенсацию понесенных ею расходов по доставке твердого топлива в ДАТА г. в размере 700 рублей, в пользу ФИО4 недополученную компенсацию понесенных ею расходов по доставке твердого топлива в ДАТА г.г. в размере 1400 рублей, в пользу ФИО5 недополученную компенсацию понесенных ею расходов по доставке твердого топлива в ДАТА г.г. в размере 2700 рублей за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району просит решение мирового судьи отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что нормативно-правовыми актами Алтайского края компенсация затрат по доставке топлива педагогическим работникам не предусмотрена, транспортные услуги к жилищным или коммунальным услугам не относятся.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району ФИО6 настаивал на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям.
Помощник прокурора Первомайского района Берглизова М.А. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагая решение мирового судьи законным и обоснованным.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, представитель Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 167, п. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом мнения участвующих лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения мирового судьи ввиду следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются педагогическими работниками, ФИО1 - педагогом? вышедшим на пенсию, и проживают в жилых помещениях с печным отоплением.
Ими согласно договорам купли-продажи было приобретено у индивидуальных предпринимателей твердое топливо (уголь и (или) дрова), при этом ФИО1 за доставку твердого топлива в ДАТА г.г. уплачено 1800 рублей; ФИО2 за доставку твердого топлива в ДАТА г.г. уплачено 600 рублей, ФИО3 за доставку твердого топлива в ДАТА г. уплачено 700 рублей, ФИО4 за доставку твердого топлива в ДАТА г.г. уплачено 1400 рублей, ФИО5 за доставку твердого топлива в ДАТА г.г. уплачено 2700 рублей.
УСЗН по г. Новоалтайску и Первомайскому району в ДАТА году компенсирована истцу ФИО1 стоимость твердого топлива в размере 6874,88 рублей, в ДАТА году-7805,43 рублей, истцу ФИО2 в ДАТА году – 9215 рублей, в ДАТА году-10569 рублей, в ДАТА году-9249,20 рублей, истцу ФИО3 в ДАТА году –3146,40 рублей, истцу ФИО4 в ДАТА году –13333,90 рублей, в ДАТА году-7200 рублей, в ДАТА году –10903,68 рублей, истцу ФИО5 в ДАТА году –14737,04 рублей, в ДАТА году-11000,90 рублей, в ДАТА году –11000,90 рублей, в ДАТА году-11479,15 рублей, что соответствует установленным нормативам количества топлива и занимаемой педагогами общей площади жилого помещения, и не оспаривается сторонами, но без учета стоимости доставки до потребителя.
В соответствии с ч.5 ст.55 ФЗ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.3 Закона Алтайского края № 88-ЗС от 03.11.2005 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности» расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Таким образом, поставка твердого топлива включается в понятие платы за коммунальные услуги, расходы по которым должны компенсироваться ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5
В связи с тем, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 приобрели твердое топливо, осуществили его доставку до дома в ДАТА годах, то они обратились с заявлением о компенсации данных расходов в УСЗН по Первомайскому району, однако данная компенсация по доставке твердого топлива до дома им предоставлена не была. Существующий порядок предоставления мер социальной поддержки, связанный с предоставлением жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам сельской местности, при котором категория льготников, имеющих дома с печным отоплением, освобождена от оплаты за освещение и отопление лишь частично, поскольку специалисты вынуждены нести транспортные расходы, кроме того, меры социальной поддержки ограничены нормативами, что ставит их в неравное положение по сравнению с педагогическими работниками, проживающими в домах с центральным отоплением.
Таким образом, действия Управления социальной защиты населения по Первомайскому району в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 при определении порядка предоставления им льгот, согласно которому педагогический работник за счет собственных средств должен осуществить вывоз твердого топлива, незаконны, нарушают их права на получение мер социальной поддержки в объеме, предусмотренным федеральным законодательством.
Постановлением администрации Алтайского края от 16.03.2015 №96 «О реорганизации и переименовании отдельных управлений социальной защиты населения» реорганизовано управление социальной защиты населения по Первомайскому району в форме присоединения к нему управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску. Реорганизованное управление переименовано в управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" (действовавшим до 01.09.2013) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу названного Федерального закона (13.01.2011). Аналогичные нормы содержатся в ч.8 ст.47 Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.09.2013г. В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности» (далее Закон Алтайского края № 88-ЗС), до 01 января 2012 года возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, в том числе твердым топливом, и освещения, производилось органами местного самоуправления муниципальных районов или управомоченными ими муниципальными учреждениями на основании заключенных с организациями договоров, а с 01 января 2012 года производится органами социальной защиты населения. Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012г. № 99 утверждены «Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края». Пунктами 2-4 указанных Правил предусмотрена компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края. Компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения, в котором они зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства. Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения. Вместе с тем, ранее действовали «Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности», утвержденные постановлением Администрации Алтайского края от 07.12.2009г. № 515, которыми было предусмотрено, что меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках, включая вышедших на пенсию, а также совместно проживающим с ними членам семей предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. Компенсация предоставляется органом местного самоуправления муниципального района или управомоченным им муниципальным учреждением по месту жительства педагогического работника. В силу п. 24. «Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», действовавших в период с 01.01.2010 по 31.12.2011 денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом может определяться уполномоченным органом на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо, или договоров купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей). Из системного анализа указанного законодательства следует, что внесение Законом Алтайского края от 27 декабря 2011 г. N 159-ЗС " изменений в ст. 2 Закона Алтайского края № 88-ЗС, вступивших в силу с 1 января 2012 г., фактически снижает ранее достигнутый уровень социальной поддержки указанной категории граждан. То, что в силу абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, не предполагает право субъекта Российской Федерации изменять установленный федеральным законодательством объем льгот педагогов. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 01.03.2007 N 129-О-П, от 04.12.2003 N 415-О, от 15.02.2005 N 17-О, от 01.12.2005 N 521-О, постановления от 16.12.1997 N 20-П, от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 23.04.2004 N 9-П) изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Мировой судья пришел к правильному выводу, что при расчете размера компенсации на оплату твердого топлива материальному истцу должны учитываться расходы, понесенные за доставку твердого топлива. Так, согласно ч.2 ст.2 Закона Алтайского края от 03.11.2005 №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности» размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, установленных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утверждены постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99. В соответствии с данными Правилами денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.28). В силу требований пункта 23 названных Правил денежный эквивалент оплаты отопления жилого помещения определяется исходя из размера платы за отопление, определенного в соответствии с законодательством. Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Поскольку из «общих положений», установленных пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), следует, что "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. Пунктом 79 Правил установлено, что размер платы за доставку бытового газа в баллонах и твердого топлива к месту, указанному потребителем, устанавливается по соглашению потребителя и исполнителя - продавца бытового газа в баллонах и твердого топлива. Таким образом, подача коммунального ресурса в виде доставки твердого топлива является коммунальной услугой, о чем свидетельствует также размещение п.79 Правил в разделе «VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги», наличие раздела «XV. Особенности продажи и доставки твердого топлива». Следовательно, доставка твердого топлива включается в понятие компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, и расходы по доставке твердого топлива должны компенсироваться педагогическому работнику. При таких обстоятельствах не предоставление мер социальной поддержки материальным истцам в полном объеме нарушает их право на социальное обеспечение, гарантированное Законом РФ «Об образовании», как педагогическим работникам сельской местности, и ставит в неравное положение по сравнению с такими же учителями, проживающими в домах с центральным отоплением, что является недопустимым. Довод Управления в апелляционной жалобе на то, что судом не правильно применены нормы материального права не состоятельны, правоотношения сторон и законы, подлежащие применению, определены мировым судьей правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит решение мирового судьи законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, суд, ОПРЕДЕЛИЛ: решение мирового судьи судебного участка № 4 г. Новоалтайска Алтайского края от 18.09.2015 по делу по иску прокурора Первомайского района Алтайского края в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району о взыскании недополученного размера компенсации расходов на приобретение твердого топлива оставить без изменения, жалобу Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и Первомайскому району – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья А.В. Трунова