Дело № 11-106/15
Мировой судья Садков Р.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 сентября 2015 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Диденко О.В.,
при секретаре Кузвесовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алтайской краевой общественной организации защиты прав потребителей и собственников жилья «Крепость» на решение мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Алтайской краевой общественной организации защиты прав потребителей и собственников жилья «Крепость» действующей в интересах: Чабанова И.Г., Чабановой Н.И., Чабановой С.М., Муратовой А.Н., Морковина Н.М., Морковкиной А.К., Соколовой Е.М., Гребенщиковой А.Д., Ивановой Г.С., Кузнецовой Е.А., Переверзевой Н.С., Чернышевой Т.Г., Никифоровой З.А., Мальчихина Ю.А., Мальчихина А.Ю., Платонова И.В., Попова В.Г., Бекетова А.Н. к ООО «Прогресс Плюс» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Алтайская краевая общественная организация защиты прав потребителей и собственников жилья «Крепость» действующая в интересах Чабанова И.Г., Чабановой Н.И., Чабановой С.М., Муратовой А.Н., Морковина Н.М., Морковкиной А.К., Соколовой Е.М., Гребенщиковой А.Д., Ивановой Г.И., Кузнецовой Е.А., Переверзевой Н.С., Чернышевой Т.Г., Никифоровой З.А., Мальчихина Ю.А., Мальчихина А.Ю., Платонова И.В., Попова В.Г., Бекетова А.Н. обратилась к мировому судье с иском к ООО «Прогресс Плюс» о защите прав потребителей, в котором просил признать действия ответчика не законными и взыскать в пользу истцов необоснованно начисленные суммы за горячее водоснабжение/подогрев и горячее водоснабжение/вода за 2012 год, денежные средства за техническое обслуживание газовых сетей, денежные средства за вывоз и утилизацию ТБО (твердо бытовых отходов), убытки в виде денежных средств за уборку подъездов; признать незаконными действия ответчика по выставлению оплаты собственникам отдельной строкой за капитальный ремонт с оплатой комитету ЖКХ г.Барнаула и взыскать с ответчика необоснованно начисленные суммы за капитальный ремонт с оплатой комитету ЖКХ г.Барнаула в пользу собственников; признать предоставление ответчиком не качественной услуги по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома, взыскать денежные средства за ненадлежащие управление и содержание многоквартирного дома; признать действия ответчика незаконными и взыскать необоснованно начисленные денежные средства за общедомовые нужды на горячее и холодное водоснабжение и денежные средства за горячее водоснабжение; взыскать с ответчика неустойку.
Решением мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ данные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истцов просит решение мирового судьи отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что мировым судьей не определены юридически значимые обстоятельства по делу, а именно, не исследован вопрос, кому истцы в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить коммунальные платежи; является ли ответчик исполнителем коммунальных услуг и какие права и обязанности, в связи с этим, возникают у ответчика перед истцами; судом не определено, что входит в коммунальные услуги и коммунальные ресурсы, и порядок их предоставления истцам; не определен перечень обязательных коммунальных услуг и ресурсов, которые ответчик обязан предоставить истцам за утвержденный тариф на управление, содержание и ремонт жилья; не определены правовые взаимоотношения между ответчиком и ресурсоснабжающими организациями. В 2010 году собственники многоквартирного жилого дома решением общего собрания утвердили тариф на управление, содержание и ремонт жилого дома. Данный протокол не отменен, иных решений в данной части собственниками не принималось. Поэтому ответчик обязан выполнять действия по выводу и утилизации ТБО, техническое обслуживание газовых сетей, уборке подъездов за счет средств управления, содержания и ремонта дома (в квитанции строка «содержание и текущий ремонт жилья), и выделение их в квитанциях отдельной строкой сверх утвержденного собственниками тарифа причиняют истцам имущественный вред. Увеличение ответчиком тарифа на управление, содержание и ремонт жилья в одностороннем порядке является неправомерным. Так, из представленных суду документов видно, что в строке «содержание и ремонт жилья» применяется в полном объеме тариф на управление, содержание и ремонт жилья в соответствии с решением общего собрания от 2010 года. Однако имеется дополнительная строка «вывоз и утилизация ТБО», «техническое обслуживание газовых сетей», и если сложить затраты по строкам «содержание и ремонт жилья», «вывоз и утилизация ТБО», «техническое обслуживание газовых сетей», «уборка подъездов», то общая стоимость услуги по управлению, содержанию и ремонту жилья превышает сумму тарифа, утвержденного решением собственников жилья в 2010 году, что нельзя признать обоснованным, поскольку указанные услуги являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, ответчик необоснованно при расчете платы за горячее водоснабжение отдельно применил тариф «на подогрев» и тариф «на холодную воду», что не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 г. N 307. Не обоснованным являются и начисления за общедомовые нужды на горячее и холодное водоснабжение. Содержащаяся в квитанциях сумма за капитальный ремонт причиняет истцам убытки, поскольку рассчитана на основании нормативного документа, противоречащего нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом собрание собственников дома о накоплениях данных сумм на счете комитета ЖКХ г.Барнаула не проводилось. Мировым судьей не учтено, что ответчик не исполняет обязательства по управлению и содержанию дома, не осуществляет уборку мест общего пользования, не выполняет услуги по обслуживанию газовых сетей, запирающих подъездных устройств, не выполняет работы по ремонту подъездов, в доме отсутствует система циркуляции горячего водоснабжения, не проводятся работы по содержанию придомовой территории, температура горячей воды, поставляемой в квартиры истцов, ниже минимально допустимых.
В судебном заседании представитель общественной организации ООО «Крепость» ФИО1, истец ФИО2 доводы жалобы поддержали.
Представитель ООО «Прогресс Плюс» ФИО3 в судебном заседании полагала доводы жалобы необоснованными, представила письменный отзыв, согласно которому полагала, что мировой судья в полной мере исследовал все обстоятельства дела и правомерно отказал истцам в заявленных требованиях.
Представитель администрации Железнодорожного района г. Барнаула ФИО4, представитель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности администрации г. Барнаула ФИО5, представитель Комитета Жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула ФИО6, представитель ОАО «Кузбассэнерго» ФИО7 полагали принятое мировым судьей решение законным и обоснованным.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явилась, извещены надлежаще.
С учетом требований ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы суд не находит.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Материалами дела подтверждается, что истцы являются собственниками квартир в жилом доме <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации права на жилые помещения.
ДД.ММ.ГГГГ решением собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> избран способ управления с помощью управляющей организации ООО «Прогресс Плюс».
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно частям 1, 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Частями 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть, в том числе, указаны перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Процедура установления и изменения такой платы регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантированность права и интересов собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Таким образом, изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения возможно только по результатам проведенного в указанном порядке общего собрания либо внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которое созывается по инициативе любого из собственников жилых помещений дома.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что решением общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, установлен тариф по оплате услуг за содержание и текущий ремонт общего имущества дома <данные изъяты> руб./кв.м. (том 2 л.д. 232).
Пунктом 3.1.13 представленного в материалы дела договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что управляющая организация обязана ежегодно не позднее декабря отчетного года запланировать объем услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома на очередной год, порядок размера и оплаты и за эти работы и услуги, письменно согласовав с уполномоченными представителями собственников (том 3 л.д. 75-79).
Расчет за услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда производится по цене, предложенной Управляющей организацией с учетом объема услуг и работ по текущему содержанию и ремонту общего имущества дома. Размер платы за услуги по содержанию и ремонту пересматриваются не чаще одного раза в год, при формировании плана работ на новый финансовый год (п. 4.4. указанного договора).
Стоимость за содержание и текущий ремонт общего имущества утверждается решением общего собрания собственников с учетом предложения Управляющей организации. При отсутствии данного решения указанная стоимость устанавливается в размере, утвержденном постановлением администрации г. Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг», с соответствующим данной стоимости объемом работ и услуг (п.4.4. договора управления многоквартирным домом).
Вместе с тем, установленная данными пунктами договора управления возможность изменения, в том числе и повышения, размера платы за содержание и ремонт жилого не означает, что такое повышение может иметь место без принятия соответствующего решения собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома, что противоречило бы положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ, которым срок действия в отношении принятого тарифа не ограничен, не отменено. Сведений о проведении по данному вопросу иного собрания собственников жилого помещения в материалах дела не имеется.
В свою очередь в материалы дела не представлено доказательств фактического несения истцами расходов за содержание и ремонт жилого помещения. Требования об обязании ответчика произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт жилья, истцами не заявлялись. В связи с чем, основания удовлетворения требований в пределах заявленных отсутствовали.
Оценивая иные доводы апелляционной жалобы, суд учитывает следующее.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, а постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).
Пунктом 40 Правил установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем первым пункта 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 46 Правил плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Рассчитывая размер оплаты коммунальной услуги управляющая организация обязана руководствоваться вышеуказанными правилами.
Не согласие истцов с суммой, выставленной в счет-квитанции оплаты коммунальной услуги, фактически сводится к ее перерасчету, требований о чем истцами не заявлялось, и данный вопрос предметом исследования суда первой инстанции не являлся.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что тариф на управление, содержание и ремонт жилья должен включать в себя расходы на оплату услуг по вывозу и утилизации ТБО, техническое обслуживание газовых сетей, уборку подъездов суд исходит из следующего.
Согласно ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Следовательно, плата за проведение капитального ремонта может быть включена в состав платы за содержание и ремонт жилья, либо начисляться отдельно.
Рассматривая апелляционную жалобу, суд исходит из того, что нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают основания освобождения лиц, проживающих в квартирах от уплаты коммунальных платежей и расходов по содержанию жилья при не выполнении управляющей компанией возложенных на нее обязательств, в том числе обязанности по ремонту дома и техническому обслуживанию. Расходы по оплате коммунальных платежей не могут быть отнесены к убыткам, поскольку обязанность по уплате коммунальных платежей возложена на собственника жилого помещения. В связи с чем, заявленные истцами требования о взыскании расходов по оплате коммунальных услуг являются ненадлежащим способом защиты нарушенного права.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов мирового судьи о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения мирового судьи. Мировой судья в своем решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора и в пределах заявленных требований, суд не усматривает.
Основания для отмены решения мирового судьи по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Апелляционную жалобу Алтайской краевой общественной организации защиты прав потребителей и собственников жилья «Крепость» на решение мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья О.В.Диденко