ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-107/20 от 05.08.2020 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

22MS0019-01-2019-005976-39

Дело № 11-107\2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 августа 2020 г. г. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи: Авсейковой Л.С.,

при секретаре: Бураковой М.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу О. на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» к О. о взыскании излишне выплаченной суммы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» обратилось в суд с иском к О. о взыскании излишне выплаченной суммы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 34639,35 руб.

В обоснование иска указано, что О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> края, паспорт ОНО 594845, являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в управлении социальной защиты населения по городу Барнаулу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О переименовании Управлений социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам» Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу переименовано в краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» с ДД.ММ.ГГГГ (далее - управление). Согласно Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Далее - Правила), субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Согласно п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представленных заявителем неполных или заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Согласно п. 61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования), производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации. О. обратился с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ. При переоформлении субсидии специалистом управления был сделан запрос в отделение Пенсионного Фонда, где из ответа на запрос было выявлено, что О. с 2017 года предоставлял сведения о доходах только с одного места работы, с остальных мест работы сведения о доходах не представлены. По результатам проверки и представленным данным Пенсионного фонда, О. был трудоустроен в ООО «Алтай Альянс», ООО производственная коммерческая «ЗКПД-2», ООО «Юти», также у ИМ М. и К. Данный факт свидетельствует о том, что при обращении за получением субсидии ответчиком предоставлены недостоверные сведения о доходах членов семьи. Управлением был произведен перерасчет субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14480,09 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8270,33 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11888,93 руб., в связи с предоставлением недостоверных данных о доходах, в результате чего образовалась излишне выплаченная сумма в размере 34639 рублей 35 копеек (полный расчет переплаты прилагается):

Следовательно, излишне выплаченная денежная сумма субсидий составляет: 1377,93+2059,32+2664,92+2792,64+2792,64+2792,64+2792,64+1149,88+1117,35+1059,99+1029,92+1120,55+1143,70+1957,83+3190,92+1143,70+1143,70+3309,08=34639 рублей 35 коп. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на имя О. было направлено письмо-уведомление, на которое он не отреагировал. До настоящего времени сумма долга на расчет управления социальной защиты населения по городу Барнаулу от ответчика не поступила.

Решением мировой судья судебного участка № <адрес> Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» к О. о взыскании излишне выплаченной суммы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворены. Взыскано с О. в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» излишне выплаченная субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34639,35 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 1239,18 руб. В названном решении указано, что О. обращаясь в Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу с заявлениями о предоставлении субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не сообщил сведения о всех своих доходах, о которых не мог не знать, и это повлекло начисление ему субсидии, на которую он не имел права. Расчет, представленный истцом, судом проверен и признан обоснованным. Ответчиком контррасчет не представлен.

На указанное решение мирового судьи судебного №<адрес> Барнаула О. подана апелляционная жалоба, в которой он просил решение мирового судьи отменить и отказать в иске в полном объеме.

В обоснование в апелляционной жалобе указано, что он действительно является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту проживания в <адрес>25. Собственником указанной квартиры является его дочь –О., которая не была привлечена в качестве третьего лица при рассмотрении дела. Мировой судья не принял во внимание, что расчет субсидии должен быть произведен на двух членов его семьи, с учетом того, что только он получает доход от трудовой деятельности. Сведения о его доходах находятся в свободном доступе. Перерасчет субсидий должен быть произведен с учетом отсутствия какого-либо дохода члена его семьи-его дочери О.

Представитель истца просил жалобу оставить без удовлетворения, решение мирового судьи без изменения.

Представитель ответчика просил удовлетворить жалобу и отменить решение мирового судьи.

Судом установлено, что правильном применении судом норм материального права.

Согласно частям 1, 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы приняты Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 761.

Пунктом 27 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено, что размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу пункта 49 Правил и пункта 94 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 58/403, при превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные за предыдущий месяц средства засчитываются в счет субсидии за следующий месяц.

Согласно Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 (далее - Правила), субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (пункт 3 Правил).

Для получения субсидии гражданин представляет в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением в частности копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (пункт 8 Правил).

Законодатель предусмотрел определенный порядок предоставления льгот по этой норме права, в частности, предоставления пакета документов, отсутствие которого в силу ст. 42 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761, является самостоятельным основанием к вынесению решения истцом об отказе в предоставлении льготы.

Уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах. Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией (п. 42 (1) Правил от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из содержания п. 42 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 761, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.

Согласно пункта 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 предоставление субсидии прекращается также по решению уполномоченного органа при условии: а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии; б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии).

Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Поскольку спорные выплаты были назначены истцу по решению уполномоченного должностного лица, то оснований полагать, что ответчиком не были представлены необходимые документы в установленный срок.

Представленные истцом в качестве доказательств распоряжения начальника управления о назначении ответчику субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в спорные периоды, не отменены и не признаны в установленном порядке незаконными.

Истцом также не представлено доказательств того, что уполномоченным должностным лицом, а именно руководителем, в чьи полномочия входит решения вопроса о назначении или отказе в назначении субсидий в установленном названными правилами порядке ( п. 42) было принято какое-либо решения о признании отсутствующим у истца права на получение названных субсидий. Решение комиссии, представленное истцом в силу названных Правил не является основанием для взыскания заявленных истцом сумм с ответчика и доказательством отсутствия у него права на получение субсидий.

Разрешение вопросов о праве гражданина на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг входит в компетенцию уполномоченного органа. Суд не вправе выходить за пределы заявленных истцом требований. Из названного следует, что истец преждевременно обратился в суд с иском о взыскании с ответчика излишне выплаченной суммы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В связи с изложенным, оснований для взыскания с ответчика заявленных сумм нет.

На основания изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Апелляционную жалобу О. на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» к О. о взыскании излишне выплаченной суммы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» к О. о взыскании излишне выплаченной суммы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отменить и принять по делу новое решение:

В иске КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» к О. о взыскании излишне выплаченной суммы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать.

Председательствующий Л.С. Авсейкова