Мировой судья Комиссарова Е.С. Д-11-109/2021
УИД 61MS0195-01-2020-002013-89
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Таганрог, Ростовская область 08 апреля 2021 года
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Сысоевой Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Васильевой А.Е.,
с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.07.2019,
представителя ответчика МУП «Городское хозяйство» ФИО2, действующей на основании доверенности от 28.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Региональной общественной организации по защите прав потребителей «Правовая защита потребителей», действующая в интересах ФИО3 к МУП «Городское хозяйство», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация г. Таганрога, о защите прав потребителей, по апелляционной жалобе Региональной общественной организации по защите прав потребителей «Правовая защита потребителей», действующей в интересах ФИО3, на решение мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №2 от 12 января 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация по защите прав потребителей «Правовая защита потребителей», действующая в интересах ФИО3, обратилась в суд с иском о защите прав потребителя, указав в обоснование своих требований, что ФИО3 является собственником ? доли жилого помещения – квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>. Указанный многоквартирный жилой дом обслуживает МУП «Городское хозяйство». Управляющая компания выставляет истцу счета-извещения по оплате коммунальных услуг на его лицевой счет. С марта 2010 года в квартире истца установлен и введен в эксплуатацию газовый котел отопления, что подтверждается техническими условиями от 16.09.2009, актом приемки в эксплуатацию законченного строительного объекта от 11.03.2010 и актом ввода в эксплуатацию газооборудования дома от 25.03.2010. Таким образом, в квартире установлено автономное отопление.
С указанного периода времени начисление оплаты по статье «отопление» потребителю не производилось. Однако в феврале 2020 года ресурсоснабжающая организация МУП «Городское хозяйство» направило в адрес потребителя счет – извещение об оплате услуги по отоплению квартиры в размере 53743,20 руб., в том числе: долг на 30.09.2019 в размере 35 416,50 руб., пеня 2786,21 руб., отопление 13 659,50 руб., тепловая энергия ГВС 1880 руб. То есть начисление оплаты по статье «отопление» произведено без учета обустройства на законных основаниях в квартире потребителя индивидуальной системы отопления.
По состоянию на 27.05.2020 размер начисленной ответчиком оплаты составляет 60 073,61 руб., в том числе долг на 30.09.2019 в размере 30 427,96 руб., пеня 3874,32 руб., отопление 22 044,83 руб., тепловая энергия ГВС 3729,50 руб.
Так как потребитель услугами по отоплению квартиры не пользуется, поскольку в его квартире на законных основаниях установлена индивидуальная система отопления, 24.07.2020 ФИО3 обратился в МУП «Городское хозяйство» с требованием произвести уменьшение оплаты на сумму 60 073,61 руб., в том числе долг на 30.09.2019 в размере 30 427,96 руб., пеня 3874,32 руб., отопление 22 044,83 руб., тепловая энергия ГВС 3729,50 руб., приложив к претензии проектную документацию.
МУП «Городское хозяйство» письмо № 1992 от 31.07.2020 отказало в проведении перерасчета, сославшись на положения статей 25-29 ЖК РФ и отсутствие у потребителя согласования с органом местного самоуправления на переустройство инженерной системы отопления жилого дома.
С учетом уменьшения исковых требований истец просил суд произвести уменьшение оплаты за отопление по лицевому счету ФИО3 на сумму 39 183,45 руб., взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф.
Решением мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке № 2 от 12.01.2021 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обосновании апелляционной жалобы указал, что при вынесении решения суд указал на несоблюдение истцом порядка изменения системы отопления в квартире. Такой вывод суда не основан на законе и материалах дела.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П, Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения: Правительством РФ установлен порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению для жилого помещения в случае установки в жилом помещении индивидуальных источников тепловой энергии в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующими на момент проведения такого переустройства законодательством РФ, согласно которому объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящейся на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме равен нулю в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством РФ.
Проект №-ГВС на установку индивидуальной системы отопления в квартире потребителя был согласован:
- Администрацией г. Таганрога в лице Комитета по архитектуре и градостроительству, МУП «ЖЭУ», Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области в г. Таганроге», ОАО «Таганрогмежрайгаз», о чем имеются соответствующие подписи и печати в проектной документации;
- актами ООО НПП «Тагэкспертгаз» и ОАО «Таганрогмежрайгаз» приемки законченного строительством объекта от 11.03.2010 и актом ввода в эксплуатацию от 25.03.2010.
При этом не сам потребитель ФИО3, а должностные лица Администрации г. Таганрога, МУП «ЖЭУ», ОАО «Таганрогмежрайгаз», именно таким образом согласовали проведенное в квартире потребителя переустройство. Следовательно, в 2010 году в соответствии с существующим порядком, допущенным Администрацией г. Таганрога, в связи с установкой на законных основаниях индивидуальной системы отопления, квартира ФИО3 была отключена от центральной системы отопления.
Ответчиком не представлено доказательств тому, что истцу предоставляются услуги по отоплению принадлежащего ему жилого помещения.
Согласно акту от 30.09.2020 индивидуальная система отопления не смонтирована, общедомовые стояки не подключены к индивидуальному отоплению, отопительные приборы демонтированы, установлены заглушки. Таким образом, ответчик не представил доказательств тому, что в спорный период времени предоставлял истцу услуги по центральному отоплению жилого помещения.
В отзыве МУП «Городское хозяйство» указано, что истец представил обращение Генерального директора ООО «УК «Центр коммунальных услуг» к Генеральному директору ОАО «Таганрогмежрайгаз» от 20.08.2008 с просьбой о выдаче технических условий для установки индивидуального отопительного котла, а также об отсутствии возражений со стороны управляющей компании на подключение квартиры истца к внутридомовому газопроводу жилого дома; технические условия № 1622 от 16.09.2009 на присоединение к газораспределительной сети ОАО «Таганрогмежрайгаз», акт ввода в эксплуатацию газооборудования дома от 25.03.2010, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы. Представленные документы не являются доказательствами соблюдения предписанного законом порядка переустройства собственником жилого помещения системы внутриквартирного отопления, действовавшего на момент его проведения, и не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника жилого помещения от обязанности про оплате отопления жилого помещения.
Постановлением Администрации г. Таганрога № 4744 от 26.09.2005 был утвержден Порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в г. Таганроге. В соответствии с п.п. 1.3-1.5 Порядка Органом, осуществляющим согласование жилого помещения в г. Таганроге, является Администрация г. Таганрога. Решение о согласовании переустройства жилого помещения оформляется Постановлением Администрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства от 28.04.2005 № 266.
Постановление Администрации г. Таганрога о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения истцом получено не было, чем были нарушены требования действующего законодательства.
Ответственным лицом по содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, которая должна вносить изменения в технический паспорт многоквартирного дома. Подтверждением законности выполнения переоборудования инженерной системы дома является также внесение изменений в технический паспорт многоквартирного жилого дома, сведений о наличии помещений с индивидуальным отоплением. Однако в техническом паспорте МКД по <адрес> отсутствуют сведения об установке индивидуального отопления в квартире истца.
Переоборудование жилого помещения путем отключения от системы центрального отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника или нанимателя квартиры, допустивших такие действия, от оплаты услуг теплоснабжения. Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) при отключении помещения от системы центрального отопления (в т.ч. демонтаже радиаторов отопления) обогрев жилого помещения в многоквартирном доме не прекращается.
Освобождение истца от оплаты услуги по отоплению перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома на иных собственников жилого дома, чем ущемляет их права и законные интересы. Граждане, демонтировавшие централизованную систему отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии.
Истцом не представлены доказательства полного демонтажа теплопотребляющих установок, опечатывания запорно-регулировочных устройств на трубах теплоснабжения в присутствии представителя теплоснабжающей организации, а также акта о прекращении теплоснабжения. В техническом паспорте МКД отсутствуют сведения об уменьшении отапливаемой площади МКД по квартире ФИО3
Отсутствие (демонтаж) приборов отопления (радиаторов) не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцом не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом.
Представитель ответчика просил оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Региональной общественной организации по защите прав потребителей ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить.
Представитель МУП «Городское хозяйство» ФИО2 в судебном заседании поддержала отзыв на апелляционную жалобу.
ФИО3, представитель Администрации г. Таганрога в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу, что предусмотренных в статье 330 ГПК РФ оснований для отмены либо изменения решения мирового судьи в данном случае не имеется.
Решение мирового судьи соответствует обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, и требованиям закона.
Принимая обжалуемое решение, мировой судья руководствовался ст. 289, п. 1 ст. 290, 539, 544, п. 1 ст. 548 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ, из смысла и содержания которых следует, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме является потребителем тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и в общие помещения жилого дома (помещения подъездов, чердаков, подвалов, отопление общих стен).
Перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системы отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, так как одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отключить без нарушения прав и законных интересов иных лиц, проживающих в этом доме.
В связи с этим установление в квартире истца индивидуальной системы газового отопления не свидетельствует о том, что собственник жилого помещения не является потребителем тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом через общую систему отопления.
В силу ч. 1 статьи 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме
В силу ч. 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Таким образом, для проведения переустройства и перепланировки жилого помещения требуется согласие органа местного самоуправления.
Порядок обязательного согласования с органами местного самоуправления вопроса о переустройстве и перепланировки жилого помещения предусмотрен и Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 14, статьями 26-28).
В силу п. 1.3 Порядка проведения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в <адрес>, утвержденного Постановлением Администрации г. Таганрога от 26.09.2005 № 4744, органом, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в г. Таганроге, являются Территориальные управления Администрации г. Таганрога.
Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения оформляется по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266. Заявление о согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки и сохранения в существующем состоянии жилого помещения оформляется по форме, утвержденной постановлением Мэра г. Таганрога, решение о согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки и сохранения в существующем состоянии жилого помещения оформляется по форме, утвержденной постановлением Мэра города Таганрога (п. 1.4).
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного жилого помещения или уполномоченное им лицо (далее - Заявитель) обращается в соответствующее Территориальное управление Администрации г. Таганрога (далее по тексту - ТУ Администрации г. Таганрога) и предоставляет следующие документы: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Постановлением Правительства от 28.04.05 № 266; правоустанавливающие документы на жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; технический паспорт либо копию плана жилого помещения, выполненного организацией (органом) по учету объектов недвижимости; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение Областной инспекции по охране памятников истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории и культуры (п. 2.1).
Для согласования самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки и сохранения в существующем состоянии жилого помещения собственник (и) или наниматель данного помещения (заявитель) обращается в Территориальное управление Администрации г. Таганрога по месту нахождения данного жилого помещения и предоставляет следующие документы: заявление на имя начальника Территориального управления Администрации г. Таганрога о согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки и сохранения в существующем состоянии жилого помещения по форме, утвержденной постановлением Мэра города Таганрога; правоустанавливающие документы на жилое помещение или договор социального найма и лицевой счет (копии); техническое заключение о соответствии требованиям СНиП самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, выданное специализированной организацией, имеющей лицензию; справку, подготовленную органом по учету объектов недвижимости, копию плана жилого помещения с изображением изначального состояния жилого помещения и состояния жилого помещения после выполненных изменений, согласованную с Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Таганрога; акт управляющей организации многоквартирного жилого дома о возможности сохранения самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; согласие собственника жилого дома на оформление документов на право сохранения самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; согласование с Отделом государственного пожарного надзора по г. Таганрогу, Территориальным отделом ТУ "Роспотребнадзора" Ростовской области по г. Таганрогу; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя, заверенное нотариально (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения по договору социального найма); заключение Областной инспекции по охране памятников истории и культуры о допустимости самовольно проведенного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории и культуры; иные документы, непосредственно затрагивающие права и интересы третьих лиц (п. 2.7).
По результатам рассмотрения предоставленных заявителем документов в установленные законом сроки ТУ Администрации г. Таганрога готовит решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения либо готовит отказ в согласовании (п. 2.3).
По результатам рассмотрения предоставленных заявителем документов в установленные законом сроки начальник Территориального управления Администрации г. Таганрога принимает и предоставляет заявителю решение о согласовании самовольно выполненного переустройства и (или) перепланировки и сохранения в существующем состоянии жилого помещения либо готовит отказ в согласовании (п. 2.9). Таких документов истцом суду не представлено.
Мировым судьей не установлено соблюдение истцом порядка согласования с органом местного самоуправления в 2010 году перевода квартиры на индивидуальное отопление. Суду апелляционной инстанции также не представлены доказательства получения разрешения органа местного самоуправления на перевод квартиры на индивидуальное отопление с отключением от присоединенной системы отопления многоквартирного дома.
Имеющаяся в материалах дела проектно-сметная документация не является разрешительной документацией на перевод квартиры на индивидуальное отопление с отключением от присоединенной системы отопления многоквартирного дома.
Исходя из пункта 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
С учетом того, что при установке индивидуального отопления состав общего имущества в виде внутридомовой системы отопления уменьшится, то в соответствии с частью 3 статьи 36 ЖК РФ требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на уменьшение размера общего имущества. Однако данных о том, что истец получил такое согласие собственников помещений в многоквартирном доме, в дело не представлено.
Система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях. Наличие в квартире истицы индивидуальной системы теплоснабжения – газового котла - не доказывает в достаточной степени факт надлежащего отсоединения энергопотребляющих устройств ответчика от системы центрального отопления и не является основанием для признания недоказанным факта поставки истцом тепловой энергии на отопление.
Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Подпункт «в» п. 53 ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, также запрещал потребителю вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Отсутствие (демонтаж) приборов отопления (радиаторов) не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцом не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату за содержание общего имущества дома.
Таким образом, начисление собственникам платы за коммунальную услугу по отоплению предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома. В связи с этим освобождение собственника жилого помещения от платежей за услугу отопления будет противоречить жилищному законодательству, поскольку перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на иных собственников помещений в доме, чем ущемляет их права и законные интересы.
В связи с этим расчет платы за коммунальную услугу по отоплению без учета площади квартиры истца, переведенной на газовый обогрев, нарушает права иных собственников жилых помещений в многоквартирном доме, являющихся потребителями данной коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за услугу по отоплению жилых помещений и на общедомовые нужды в большем размере, в связи с чем установка в квартирах индивидуального источника тепловой энергии не освобождает истца от оплаты расходов тепловой энергии, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений ст. 210, 289, 290 ГК РФ.
При таком положении мировым судьей верно установлено отсутствие оснований для исключения начислений истице по статье «отопление».
Суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов мирового суда, т.к. были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено. Судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ и постановил решение, отвечающее нормам материального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит решение мирового судьи обоснованным. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом изложенного, суд полагает, что основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда по изложенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №2 от 12 января 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия.
Судья Е.Е.Сысоева