Дело № 11-109/2021
16MS0002-01-2020-004340-97
Мировой судья: Кузина В.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июня 2021 года город Казань
Авиастроительный районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Кардашовой К.И.,
при секретаре судебного заседания Солнцеве К.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 2 по Авиастроительному судебному району города Казани от 04 марта 2021 года по гражданскому делу по иску Межрайонной ИФНС № 3 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения, которым постановлено:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Татарстан сумму неосновательного обогащения в размере 13130 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования города Казани в размере 485 рублей 20 копеек.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, ответчика ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
МИФНС № 3 по Республике Татарстан обратилась к мировому судье с иском к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения.
В обоснование иска указано, что 06 мая 2020 года ФИО1 в налоговый орган - Межрайонную ИФНС России №3 по Республике Татарстан подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства № субсидии за апрель 2020 года на сумму 12130 рублей.
На момент проведения проверки соответствия ФИО1 критериям, установленным пунктом 3 Правил, налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщике: основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по состоянию на 01 марта 2020 года: 93.29 - деятельность зрелищно-развлекательная прочая.
На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произведён расчёт размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии. Субсидия в указанном размере поступила на счёт ФИО1, указанный в заявлении.
Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления № 576 установлено, что на момент подачи заявления ФИО1 он прекратил деятельность как индивидуальный предприниматель.
Однако, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года N 576 п.З (г) одним из критериев для получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) субсидии является то, что заявитель не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Таким образом, субсидия перечислена бывшему индивидуальному предпринимателю ФИО1 без соответствующих на то оснований.
Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Татарстан 20 июля 2020 года направлено уведомление о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.
ФИО1 неправомерно (ошибочно) полученные суммы субсидий в размере 12130 рублей добровольно не возвращены.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета сумму неосновательного обогащения в размере 12130 рублей.
В суде первой инстанции истец поддержал исковые требования.
Ответчик в суде с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать.
Мировой судья, удовлетворив исковые требования, принял решение в приведённой формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда. При этом указывает на то, что при подаче заявления на получение субсидии 06 мая 2020 года он как индивидуальный предприниматель не был ликвидирован. Что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса. Кроме того факт искажения сведений налоговым органом установлен не был.
В суде апелляционной инстанции представитель истца с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, просил в её удовлетворении отказать.
Ответчик в суде апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержал.
Проверив законность и обоснованность решения мирового судьи по доводам жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г.№ 576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г. (далее - Правила).
Правилами установлено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Кроме того, пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утверждённой форме.
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 г. или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 г.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 434.
В соответствии с пунктом 4 Постановления № 576 размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 01 января 2020 года, составляющей 12130 рублей:
на количество работников в марте 2020 г. - в отношении организаций;
на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, - в отношении индивидуальных предпринимателей.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. № 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность информации, указанной в пункте 4 Постановления № 576, несёт получатель субсидии.
Для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01 июля 2020 года
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счёте организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 Правил, производит расчёт размера субсидии в соответствии с пунктом 4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 8 Правил).
Судом установлено, что 06 мая 2020 года ФИО1 в налоговый орган - Межрайонную ИФНС России № 3 по Республике Татарстан подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства № 576 субсидии за апрель 2020 года на сумму 12130 рублей.
На момент проведения проверки соответствия ФИО1 критериям, установленным пунктом 3 Правил, налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщике: основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по состоянию на 01 марта 2020 года: 93.29 - деятельность зрелищно-развлекательная прочая.
На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произведён расчёт размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии. Субсидия в указанном размере поступила на счет ФИО1, указанный в заявлении.
Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления № 576 установлено, что на момент подачи заявления ФИО1 он прекратил деятельность как индивидуальный предприниматель.
Однако, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года N 576 п.З (г) одним из критериев для получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) субсидии является то, что заявитель не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Таким образом, субсидия перечислена бывшему индивидуальному предпринимателю ФИО1 без соответствующих на то оснований.
В соответствии с пунктом 11 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в пункте 4 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Татарстан 20 июля 2020 года направлено уведомление о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.
ФИО1 неправомерно (ошибочно) полученные суммы субсидий в размере 12130 рублей добровольно не возвращены.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
С учётом установленного факта неправомерного получения ФИО1 субсидии, отсутствия доказательств добровольного возврата полученной суммы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу налогового органа неосновательного обогащения в размере 12130 рублей.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции с выводами мирового судьи соглашается, полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Состоявшееся решение отвечает требованиям законности и обоснованности, соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые оценены должным образом, в связи с чем отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка № 2 по Авиастроительному судебному району города Казани от 04 марта 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Судья К.И. Кардашова
Определение20.07.2021