Дело № 11-10/22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«02» февраля 2022 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Бесединой Е.А.,
при секретаре Веденеевой С.Е.,
с участием истца ФИО1,
пр.истца адвоката Фомичева О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 293 Балашихинского судебного района Московской области от 06.10.2021г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к МУП Балашихинский водоканал о взыскании денежной суммы, неустойки судебных расходов, морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Квартал», указывая, что является собственником жилого помещения по адресу: МО, г.Балашиха, ул. Спортивная, д.1, кв.1, управление домом осуществляет ООО «Квартал», которое производит расчет платежей за коммунальные услуги с применением повышающего коэффициента, в связи с отсутствием индивидуальных приборов учета используемых энергетических ресурсов в квартире истца. Согласно решению Межведомственной комиссии г.о. Балашиха от 09.12.2016г., дом №1 на ул. Спортивная в г.Балашиха МО относится к категории ветхого жилья и внесен в программу расселения ветхого жилья. Истец полагает, что применение повышающего коэффициента при расчете оплаты коммунальных услуг из-за отсутствия приборов учета используемых энергетических ресурсов является незаконным и просит взыскать с ООО «Квартал» переплату по услуге ХВС повышающий коэффициент за период с июля 2019г. по декабрь 2020г. в сумме 3732,45руб., неустойку за период с 27.02.2020г. по 15.02.2021г. в сумме 3732,45руб., поскольку в добровольном порядке претензия ФИО1 в ООО «Квартал» не была удовлетворена, а также просит компенсировать моральный вред в сумме 25000руб. и взыскать расходы на представителя в сумме 12000руб., основывая исковые требования на Законе «О защите прав потребителей».
В ходе судебного разбирательства, судом, по ходатайству истца, произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «Квартал» на надлежащего - МУП «Балашихинский водоканал».
Решение мирового судьи от 06.10.2021г. в иске отказано.
Истцом подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой он просит решение суда отменить. Полагает, что мировым судьей не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд установил, что обязанности по установке приборов учета у истца нет, а значит, повышающий коэффициент применяться не может, поскольку он применяется только к лицам обязанным установить приборы учета. Главным доводом отказа в исковых требованиях является то, что дом по адресу: г.Балашиха, ул. Спортивная, д. 1 не является ветхим. По мнению суда, это подтверждается ответами Администрации г.о. Балашиха, представленными на запрос суда, из которых следует, что жилой дом №1 на ул. Спортивная в г.о.Балашиха не признан аварийным в установленном законом порядке и в настоящее время не числится в перечне объектов, планируемых к расселению и сносу в соответствии с муниципальными программами, инвестиционными контрактами и договорами развития застроенных территорий. Однако в ответах указано, что на основании решения Межведомственной комиссии от 09.10.2016г. жилой дом №1 на ул. Спортивная в г.Балашиха МО был включен в списки жилых объектов, планируемых к расселению в рамках муниципальной программы г.о. Балашиха «Архитектура и градостроительство» на срок 2016-2020г. и в ее составе паспорт подпрограммы «Строительство муниципальных жилых домов для расселения ветхого жилого фонда», в целях реализации подпрограммы расселения ветхого жилого фонда. Но в связи со сложными техническими условиями на подключение к инженерным коммуникациям, данный проект не был полностью согласован в установленном порядке и не утвержден, строительство муниципальных жилых домов в целях расселения аварийного и ветхого жилищного фонда не производилось. В ответах четко сказано, что расселение ветхого жилья не проводилось из-за технических проблем, но от этого ветхий дом не перестал быть ветхим. Поэтому входит дом в программу расселения или не входит, на обязанность установить приборы учета это никак не влияет. Вывод суда о том, что собственник кв.1 в доме 1 по ул. Спортивной заключил прямой договор с МУП «Балашихинский водоканал» не подтвержден.
В судебном заседании истец и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали.
Ответчик и третьи лица не явились, извещены.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов и требований, изложенных в жалобе, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
Судом установлено, что с 18.06.2019г. ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: МО, г.Балашиха, ул. Спортивная, д. 1, кв.1, зарегистрирован в нем по месту жительства (л.д.22,23,52 т.1).
Управляющей компанией дома является ООО «Квартал». Индивидуальные приборы учета в жилом помещении истца не установлены.
Из материалов дела следует, что в связи с принятием решения общего собрания собственников о заключении прямых договоров водоснабжения и водоотведения с МУП «Балашихинский Водоканал», договоры холодного водоснабжения и водоотведения между ООО «Квартал» и МУП «Балашихинский Водоканал» были расторгнуты (л.д. 55-87).
Между МУП «Балашихинский водоканал» и ООО «МосОблЕИРЦ» заключен договор об организации расчетов за коммунальные услуги №812318518 от 01.12.2018г. (л.д.55-59, 60-87,160-162, 164,165-223 т. 1).
Из ответа ООО «МосОблЕИРЦ» следует, что по адресу: МО, г.Балашиха, ул. Спортивная, д.1, кв.1, ЕИРЦ ведет начисление по услуге «ХВС повышающий коэффициент» на основании письма ресурсоснабжающей организации МУП «Балашихинский водоканал», а также согласно п.42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г №354 (л.д.25-26 т.2).
Оплату коммунальной услуги в спорный период в заявленном ко взысканию размере, ФИО1 подтвердил платежными документами. В качестве основания для взыскания с МУП «Балашихинский водоканал» денежных средств, истцом указано, что д.1 на ул. Спортивная в г.Балашиха Мо является ветхим.
Согласно выписке из протокола заседания Межведомственной комиссии г.о. Балашиха от 09.12.2016 №8, жилой дом по адресу: Мо, г.Балашиха, ул. Спортивная, д.1 не признан аварийным; указанный дом включен в списки жилых объектов, планируемых к расселению в рамках подпрограммы расселения ветхого жилого фонда посредством строительства муниципальных жилых домов в г.о. Балашиха (л.д.8 т.1).
Из ответов Администрации г.о. Балашиха, представленных на запросы суда, следует, что жилой дом № 1 по ул. Спортивная в г. Балашиха, 1961 года постройки, 2-х этажный, 1-0 подъездный, кирпичный, 8-ми квартирный, обеспеченный сетями водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения, газоснабжения от централизованных городских инженерных коммуникаций. На основании решения Межведомственной комиссии от 09.12.2016, протокол № 8/МВК, жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Спортивная, дом 1, был включен в списки жилых объектов, планируемых к расселению в рамках муниципальной программы Городского округа Балашиха «Архитектура и градостроительство» на срок 2016-2020 годы и, в ее составе, паспорт подпрограммы «Строительство муниципальных жилых домов для расселения ветхого жилого фонда» (подпрограмма 3). В целях реализации подпрограммы расселения ветхого жилого фонда был разработан проект планировки квартала муниципальных жилых домов со строительством школы и детского дошкольного учреждения по адресу: г. Балашиха, Балашихинское шоссе, владение 4, однако, в связи со сложными техническими условиями на подключение к инженерным коммуникациям, данный проект не был полностью согласован в установленном порядке и не утвержден. Строительство муниципальных жилых домов в целях расселения аварийного и ветхого жилищного фонда не производилось. В связи с невозможностью реализации подпрограммы 3 «Строительство муниципальных жилых домов для расселения ветхого жилого фонда» и мероприятий по строительству жилых домов на ул. Колдунова г. Балашиха для расселения ветхого жилищного фонда, была утверждена новая редакция муниципальной программы Городского округа Балашиха «Архитектура и градостроительство» (постановление Администрации Городского округа Балашиха от 17.12.2019 № 1393-ПА), из которой вышеуказанная подпрограмма исключена. Жилой дом № 1 по ул. Спортивная не признан аварийным в установленном законом порядке. В настоящее время жилой дом № 1 по ул. Спортивная не числится в перечне объектов, планируемых к расселению и сносу в соответствии с муниципальными программами, инвестиционными контрактами и договорами развития застроенных территорий.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 не представлено доказательств, что имеются основания, предусмотренные ч.1 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для того, чтобы ответчиком не применялся норматив потребления коммунальных услуг при исчислении оплаты за услугу водоснабжения, т.к. индивидуальные приборы учета водоснабжения в жилом помещении ФИО1 не установлены.
Доводы жалобы сводятся к тому, что дом расселен не был, в связи с техническими проблемами, в настоящее время не входит в программу расселения, но ветхим от этого быть не перестал. К домам, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, не применяются нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты к нормативу потребления коммунального ресурса.
Суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения собственниками данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане должны возместить расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, данные требования в силу статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, в том числе объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 кВт, в отношении организации учета используемой электрической энергии, или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 Гкал/ч, в отношении организации учета используемой тепловой энергии, или максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем 2 м3/ч, в отношении организации учета используемого природного газа.
Само по себе понятие «ветхое жилье» в законодательстве РФ не определено. «Ветхое состояние здания» согласно описанию в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД2-04.2004 определяется как «состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеют износ: для каменных домов свыше 70%, для деревянных домов свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям». То есть ветхое жилье характеризуется высокой степенью износа его конструкций без опасности их обрушения и не представляет опасности для жизни граждан.
Действительно, решением Межведомственной комиссии от 09.12.2016, протокол № 8/МВК, жилой дом по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Спортивная, дом 1, был включен в списки жилых объектов, планируемых к расселению как ветхий жилой фонд, однако, заключения о техническом состоянии несущих конструкций дома получено не было. В этой связи суд соглашается с выводом мирового судьи о недоказанности обстоятельств, на которые ссылается истец, и в соответствии с которыми ресурсонабжающая организация обязана безусловно начислять плату в отсутствие индивидуальных приборов учета без повышающего коэффициента.
Согласно экспертной позиции Минстроя России, изложенной в его письме от 03.11.2016 N 36508-ОД/04 «О применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления», на которое ссылается истец, вышеуказанная норма не содержит запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывает на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Ветхие, аварийные объекты, в том числе объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, могут быть оснащены приборами учета за счет средств ресурсоснабжающих организаций, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59849).
Из анализа Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу; Формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу; Порядка заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу, а также с учетом установленной законом обязанности собственника обеспечить оснащение квартиры приборами учета используемых энергоресурсов, следует, что заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета, а также на обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета в данном случае лежит именно на собственнике жилого помещения.
Согласно доводам ответчика, не опровергнутым истом, с 2016г. в ресурсоснабжающей организации не зафиксировано ни одного обращения истца по факту признания дома ветхим, и в связи с этим заявкой зафиксировать отсутствие технической возможности установки индивидуальных приборов учета воды.
В судебном заседании истец пояснил, что не обращался с соответствующей заявкой на проведение осмотра определения технической возможности установки прибора учета.
По существу доводы заявителя направлены на переоценку представленных доказательств. При таких обстоятельствах, суд оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по ее доводам не находит.
Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 293 Балашихинского судебного района Московской области от 06.10.2021г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к МУП Балашихинский водоканал о взыскании денежной суммы, неустойки судебных расходов, морального вреда, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Федеральный судья: Е.А. Беседина
Мотивированное апелляционное определение составлено 17.02.2022г.
_____________