ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-110/2021 от 03.09.2021 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Мировой судья 2-го судебного участка

Цветкова А.С. № 11-110/2021 (2-12/2021)

апелляционное определение

03 сентября 2021 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда

в составе:

председательствующего судьи Оксенчук Ж.Н.,

при помощнике судьи Левчиковой Е.А.,,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Калининграда гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 на решение мирового судьи 2 судебного участка Центрального района г. Калининграда от < Дата >, которым ФИО1 в удовлетворении иска к ГП КО «Водоканал» о признании незаконными начислений за коммунальную услугу холодного водоснабжения и отведения сточных вод по коммерческому учету воды, об обязании произвести перерасчет, об отмене начислений объема коммунального ресурса по пропускной способности, об исключении задолженности отказано,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился к мировому судьей с иском, в обосновании которого указал, что является владельцем нежилого помещения литер < адрес >. Водоснабжение и водоотведение в данном помещении осуществляет ГП КО «Водоканал». В платёжных документах ответчик указывает договор , который ему не известен, его копия ему предоставлена не была. ФИО1 регулярно производил оплату услуг по показаниям счётчика, который был установлен, смонтирован и принят управляющей организацией совместно с ответчиком. До замены водомерного счётчика у ответчика не было никаких претензий, водомерный узел был принят в эксплуатацию «Водоканалом». Обычное потребление воды в месяц составляло 1-2 кубометра, однако с начала 2019 года помещение им не использовалось и потребление воды прекратилось. < Дата > работники Водоканала сообщили о необходимости замены счётчика и написании соответствующего заявления. 23.05.2019г. он обратился с заявлением о замене сломавшегося счётчика, при этом каких-либо подтверждений о поломке счётчика у него было. Ответчик работу счётчика не проверял, разъяснил, что он самостоятельно может заменить счетчик воды, а затем вызвать работников. Сам ответчик от работ по замене счётчика отказался. При этом ему было разъяснено, что расчёт платы за услуги водоснабжения и водоотведения по договору будет производиться по среднемесячному количеству. Кроме того ответчик предоставить копию проектной документации на оборудование узла учёта, копию паспорта на прибор учёта, документы, подтверждающие право лица на подписание заявки. После его обращения сотрудники «Водоканала» ему разъяснили, что процедура с заменой счётчика именно такая, как разъяснено в ответе от < Дата > и посоветовали для изготовления проекта водомерного узла обратиться к проектировщику < ИЗЪЯТО >. < Дата > им было подано заявление на разработку технических условий водомерного узла. Технические условия МП КХ «Водоканалом» были разработаны и выданы 01.07.2019г. и переданы в < ИЗЪЯТО > для разработки проекта водомерного узла. При этом, помещение было полностью закрыто и доступ в него кому-либо был прекращен. Для обслуживания теплопункта работникам управляющей компании < ИЗЪЯТО > с < Дата > свободный доступ в его нежилое помещение прекращён. Согласно справке < ИЗЪЯТО > от 06.03.2020г. помещение < адрес > не функционирует и закрыто с < Дата >. < Дата > им получен проект водомерного узла в < ИЗЪЯТО > Таким образом, на сбор требуемой МП КХ «Водоканал» документации с < Дата > (заявления на замену счётчика) по < Дата > (день получения проекта) прошло 56 дней. При этом по требованию ответчика старый счётчик должен был быть заменён на счётчик с устройством формирования электрических импульсов, на приобретение которого ушло 1,5 месяца. 03.10.2019г. им была подана заявка на допуск узла учёта к эксплуатации в связи с заменой счётчика в конце сентября 2019 года. 10.10.2019г. для приёма водомерного узла по заявке прибыл специалист МП КХ «Водоканал» С.С.К., который пояснил, что водомерный узел не принимает в связи с отсутствием фильтра грубой очистки, о чем составил наряд-заказ. После чего 18.10.2019г. он получил письмо о том, что установленный водомерный узел не соответствует представленной проектной документации, приложенной к заявке на допуск узла учёта к эксплуатации. Однако водомерный узел не устанавливался, а был давно смонтирован и принят самим же ответчиком много лет назад, в узле заменялся только счётчик на новый. Обратившись в < ИЗЪЯТО > ему разъяснили, что требования к фильтру грубой очистки существуют давно и у него он должен быть, если производилась оплата водоснабжения. Он убедился, что фильтр грубой очистки имеется, находился в 30 сантиметрах от счётчика и установлен был много лет назад при монтаже всего водомерного узла в начале эксплуатации помещения, водомерный узел точно соответствует проектной документации. 23.10.2019г. им была подана повторная заявка на допуск узла учёта к эксплуатации. 30.10.2019г. прибыл специалист «Водоканала» С.С.К., который принял водомерный узел в эксплуатацию. < Дата > от «Водоканала» пришли счёта на оплату, в которых указан объём водоснабжения и водоотведения равный 623 куб.м на общую сумму 28087,33 рубля. 07.11.2019г. пришли счета на оплату, где указан долг в сумме 23646,68 рубля и за период с 18.10.2019г по 30.10.2019г., указан объём водоснабжения и водоотведения 238 куб.м на общую сумму 8941,66рубля, а общий счёт с учётом НДС составил 39106,01 рубля. В счёт- фактуре за ноябрь 2019г указан объём водоснабжения и водоотведения 113 куб. на общую сумму 10729,99 рубля. В корректировочном счёте-фактуре за октябрь 2019г. указан объём водоснабжения и водоотведение равный 113 куб. на общую сумму 15689,23 рубля. В ответе на его обращения «Водоканал» ссылается на п. 17 Правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.09.2013г. . Вместе с тем наряд-заказ от 02.08.2019 г. составлен и подписан неизвестно кем, он, как собственник помещения, его не подписывал, помещение закрыто на замок и выставлено на продажу. Считает, что «Водоканал» не разъяснил необходимые сроки выполнения работ по замене водомера, а также порядок начисления объёмов и стоимость услуг по водоснабжению и водоотведению в период замены водомера, чем ввел его в заблуждение, нарушил право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) и на информацию о товарах (работах, услугах), закреплённых в статьях 8 и 10 Федерального закона «О защите прав потребителей». Считает, что требования замены простого счётчика на счётчик с устройством формирования электрических импульсов, требуют затрат большего времени, создаются работниками «Водоканала» намеренно для большего нарушения сроков замены водомера с целью выставления необоснованно завышенных объёмов водопотребления и необоснованно завышенных сумм денег. Указывает, что документа, подтверждающего факт вышедшего из строя водомера также нет, кроме его заявления от 23.05.2019г. Таким образом, считает, что МП КХ «Водоканал» нарушил его права потребителя услуг по водоснабжению и водоотведению нежилого помещения в жилом многоквартирном доме, начислив суммы к оплате без подтверждающих документов и законных на то оснований. Применение коммерческих норм потребления воды при использовании помещения в личных интересах гражданина, считает неправомерным. Просит признать незаконным начисления по коммерческому учету воды методом учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения за период с августа по октябрь 2019 года в помещении по адресу: < адрес > обязать ответчика за период с августа по октябрь 2019 года произвести перерасчет среднемесячного (среднесуточного среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды методом расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора учета за предыдущий 2018 год, отменить начисления в размере 623 куб. на сумму 28376,02 рублей и произвести перерасчёт, исключив долг в сумме 28376,02 рублей с договоров и .

Мировым судьей постановлено вышеизложенное решение.

ФИО1, не согласившись с принятым решением мирового судьи, подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить и принять новое решение, удовлетворив требования в полном объеме. Полагает, что для разрешения заявленных им требований мировым судьей не были исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: причина замены счетчика; основания для применения счета по среднемесячному потреблению воды и ее водоотведению; наличие документа, подтверждающие неисправностью счетчика; информация и уведомление, доведенные до ФИО1; обоснованность требований о разработке проекта подключения и требования к наличию цифрового датчика передачи данных. Кроме того полагает, что ответчик предоставлял неверные и недостоверные сведения и информации, связанные с заменой счетчика и оплаты за услуги водоснабжения и водоотведения в помещении дома < адрес >. Более того полагает, что ссылка на постановление Правительства РФ от 04.09.2013 №776 является неверной.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержали, на их удовлетворении настаивали, просили решение отменить, приняв по делу решение об удовлетворении требований.

Представитель ответчика МП «Водоканал» по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, представила письменный отзыв.

Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает решение мирового судьи подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, ФИО1 является собственником нежилого помещения литер < адрес >

В нежилом помещении истца был установлен прибор учета < ИЗЪЯТО >.

< Дата > между ФИО1 и МП КХ «Водоканал» заключён договор , на отпуск питьевой воды и приём сточных вод, по условиям которого организация ВКХ обязалась обеспечивать водой Абонента по адресу: < адрес >, и принимать от него сточные воды, а Абонент обязался оплачивать оказываемые услуги.

Согласно п.3.2.4 указанного договора приборы учета приобретаются Абонентом и находятся в его хозяйственном ведении и обслуживании. Помещение водомерного узла является собственностью Абонента, находится в его эксплуатации и должно соответствовать нормативным требованиям. Абонент обеспечивает сохранность и исправность приборов учета и устройств, предусмотренных в настоящем пункте.

На основании п. 3.2.5 Абонент обязан извещать Организацию ВКХ о неисправности прибора учета и заменить неисправный прибор в срок не более 30 дней.

< Дата > ФИО1 обратился в ГП КО «Водоканал» с заявлением, в котором указал, что счетчик, установленный в магазине по < адрес > неисправен, просил заменить данный счетчик на новый собственными силами.

В наряд-заказе от < Дата > специалистом ГП КО «Водоканал» указано, что водомер остановился, не работает.

Пунктом 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу положений п.1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчета за коммунальную услугу по отоплению между собственниками нежилых помещений и ресурсоснабжающими организациями установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354.

В соответствии с абзацами 3 пунктов 6, 7 Правил 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. Поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. В случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и настоящими Правилами

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (пункт 2).

Количество воды, поданное (полученное) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения подлежит коммерческому учету (п. 1 ч. 1 ст. 20).

Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных указанной выше статьей, расчетным способом (ч. 4 ст. 20).

Согласно п. 14 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 года N 776, осуществление коммерческого учета расчетным периодом допускается в следующих случаях: а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; б) в случае неисправности прибора учета; в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.

При расчетном способе коммерческого учета воды применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения (пп. "а" п. 15).

Согласно пункту 17 Правил, метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора учета за 12 календарных месяцев, предшествующих расчетному периоду, применяется при условии отсутствия контрольных (параллельных) приборов учета в следующих случаях и порядке:

а) при неисправности прибора учета, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 49 настоящих Правил, - с начала расчетного месяца, в котором был установлен факт неисправности прибора учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение;

б) при демонтаже исправного прибора учета - со дня, следующего за днем демонтажа прибора учета, а при демонтаже неисправного прибора учета - с начала расчетного месяца, в котором был демонтирован прибор учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.

При наличии заявления ФИО1 о неисправности прибора учете, в период с < Дата > по < Дата > начисления производились с применением метода расчетного среднемесячного количества поданной воды.

< Дата > специалистом ГП КО «Водоканал» составлен документ, согласно которому неисправность прибора учета воды подтверждена, в связи с чем с < Дата > по < Дата > начисления истцу произведены так же с применением метода расчетного среднемесячного количества поданной воды.

Как следует из материалов дела, новый прибор учета был установлен и введен в эксплуатацию < Дата > на основании заявки абонента.

Таким образом, расчет за период с < Дата > по < Дата > ответчиком был произведен в соответствие с подпунктом «б» пункта 16 Правил №776 в соответствие с которым применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета.

Доводам ФИО1 об отсутствии оснований для применения Правил № 776 и необходимости применения Правил № 354, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" мировым судьей дана оценка, с которой суд апелляционной инстанции не согласиться не может.

При указанных обстоятельствах мировым судьей, на основании вышеприведенных норм права и представленных доказательств, верно сделан вывод об отсутствии оснований для признания незаконными начислений за коммунальную услуг холодного водоснабжения и отведения сточных вод по коммерческому учету воды, и следовательно и возложении на ответчика произвести перерасчет, отменить начисления и исключить образовавшуюся задолженность.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, отмену или изменение решения мирового судьи не влекут.

Обстоятельства дела установлены мировым судьей на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности, изложенные в решении мирового судьи выводы, соответствуют обстоятельствам дела, ответчики представили исчерпывающий перечень документов в обоснование своих возражений, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе несостоятельны и необоснованны.

Нормы материального закона применены мировым судьей правильно, в соответствии с возникшими правоотношениями.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, мировым судьей также не допущено.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит постановленное мировым судьей решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, апелляционный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи 2участка Центрального района г. Калининграда от 21.01.2021 - оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья: