ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-111/202124МА от 24.05.2021 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №11-111/2021 24 мая 2021 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Богачевой Е.В.,

при секретаре Плотникове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шестаковой Маргариты Викторовны на решение мирового судьи судебного участка №94 Санкт-Петербурга от 06.07.2020 по делу №2-17/2020-94 по иску Шестаковой Маргариты Викторовны к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Шестакова М.В. обратилась к мировому судье с иском к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителей., указав, что 25.11.2018 заказала товар - дамскую сумку Emporio Armani стоимостью 154 евро, стоимость ее пересылки из Италии в Россию составила 39 евро. Покупку и пересылку оплатила своей банковской картой АО «Альфа-Банк» с помощью системы PayPal. Товар был ей отправлен посылкой 03.12.2018 из отделения связи 94109 Италия ITMXPA и 23.12.2018 доставлен в сортировочный центр ФГУП «Почта России» в Санкт-Петербурге, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления CP01634846IT. Спустя месяц 28.01.2019 посылка была выслана обратно отправителю, при этом истец указывает, что не была ответчиком уведомлена о прибытии посылки, никаких извещений она не получала. В марте 2019 в связи с отсутствием информации о посылке на ее обращение ответчик выдал отчет об отслеживании отправления CP01634846IT, из которого она узнала о возврате товара продавцу. Претензию об обеспечении доставки посылки, возмещении расходов по ее доставке в размере 39 евро и оплаты юридических услуг ответчик не удовлетворил. Истец полагает нарушенными свои права потребителя некачественно оказанной услугой ответчиком, в связи с чем просит взыскать с ФГУП «Почта России» стоимость сумки в размере 154 евро, стоимость пересылки в размере 39 евро (15246,98 руб.), компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., расходы на оплату юридических услуг в размере 94600 руб.

Решением мирового судьи судебного участка №94 Санкт-Петербурга от 06.07.2020 в удовлетворении исковых требований Шестаковой М.В. отказано.

В апелляционной жалобе на данное решение истец просит вынесенное решение отменить.

Истец в судебное заседание не явился, доверила представлять свои интересы Козионову М.В., действующему на основании доверенностей, который в судебное заседание явился, поддержал апелляционную жалобу.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просил решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд второй инстанции приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права ив полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).

Решением является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 25.11.2018 Шестаковой М. был заказан и посредством системы PayPal оплачен товар - сумка Emporio Armani Donna Borsa tote Y3D082 Rosso Primavera/Estate, стоимостью 154 евро, а также стоимость пересылки товара в размере 39 евро, всего 193 евро (л.д.18-19).

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором CP01634846IT, почтовое отправление 03.12.2018 принято в отделение связи 94109 Италия ITMXPA, 23.12.2018 прибыло в сортировочный центр ФГУП «Почта России» в Санкт-Петербурге, а 28.12.2018 - в отделение связи 195279.

29.12.2018 по накладной почтовое отправление с идентификатором СР016348461Т было передано в отделение связи 195030, выписано первичное извещение (ф-22) о поступлении в отделение почтовой связи Отправления (л.д.97).

Согласно объяснительной почтальона М.., извещение ф-22 на регистрируемое почтовое отправление CP01634846IT получено для вручения адресату 31.12.2018. Извещение отнесено по указанному адресу, опущено в почтовый ящик, поскольку извещение поступило из отделения связи 195279, накладная ф.16-дп не формировалась.

Из представленной ответчиком должностной инструкции почтальона городского отделения почтовой связи следует, что на почтальона возложена обязанность по доставке до адресата в том числе извещения ф.22 под роспись, в случае отсутствия адресата - по вложению извещения в ячейку абонентского почтового шкафа. Почтальон несет ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. С указанной инструкцией ознакомлен почтальон отделения почтовой связи 195030 М. (л.д.204,205-209).

28.01.2019 посылка с почтовым идентификатором CP01634846IT как невостребованная адресатом выслана обратно отправителю (л.д.17).

06.05.2019 истцом направлена претензия в адрес ответчика ФГУП «Почта России» с требованием обеспечить возврат посылки с почтовым идентификатором CP01634846IT, возместить стоимость расходов по пересылке в размере 2922,27 руб. (л.д.21-23).

Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поскольку ответчик исполнил свои обязательства по оказанию услуг почтовой связи в полном объеме, международная посылка была доставлена, не была утрачена, сроки и порядок вручения почтового отправления, направленного из Италии в адрес истца соблюдены, таким образом, нарушений прав пользователя почтовой связи не установлено.

Суд второй инстанции полагает возможным согласиться с указанными выводами мирового судьи по следующим основаниям.

Отношения из договоров об оказании услуг почтовой связи регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи», согласно статье 16 которого по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Согласно ст.19 указанного закона пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа.

Статьей 34 Федерального закона «О почтовой связи» предусмотрено, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Согласно ст.4 Федерального закона «О почтовой связи» порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи, согласно пункту 32 которых почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. В почтовые абонентские ящики опускаются в соответствии с указанными на них адресами извещения о регистрируемых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов.

В соответствии с п.34 Правил письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Не полученные адресатами регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.

Согласно п.35 Правил почтовое отправление возвращается по обратному адресу в том числе при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; при отсутствии адресата по указанному адресу; при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе при отсутствии указанного на отправлении адреса адресата.

Пункт 57 Правил также предусматривает ответственность оператора почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи перед пользователями услугами почтовой связи. Операторы почтовой связи несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Согласно «Генеральным условиям оказания услуг почтовой связи, дополнительных и иных услуг, курируемых Блоком почтового бизнеса и социальных услуг АО «Почта России», локальными нормативными актами АО «Почта России» являются в числе прочих Порядок приема и вручения международных почтовых отправлений (утвержден приказом ФГУП «Почта России» от 01.07.2014 №190-п), Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (утвержден Приказом ФГУП «Почта России» №98-п от 07.03.2019).

Согласно Порядку приема и вручения международных почтовых отправлений, утвержденному приказом №190-п от 01.07.2014 ФГУП «Почта России», каждой посылке присваивается очередной входящий номер, который записывается на адресном ярлыке мешка. Работник ОПС по данным указанного ярлыка выписывает извещение ф.22, которое выдается почтальону для вручения адресату (пункт 3.3.2); международные почтовые отправления (МПО) доставляются на дом в соответствии с указанным на них адресам, за исключением нестандартных отправлений, которые по своим большим размерам не подлежат доставке - на них выписывается извещение ф.22, которое опускается в почтовый ящик (пункт 4.1); МПО, которые по какой-либо причине не были вручены адресату, должны быть возвращены. МПО при невозможности и вручения хранятся на объектах почтовой связи в течении месяца (пункт 6.1) (л.д.131-165).

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.02.2018 №61 в пункт 34 Правил №234 были внесены изменения, в соответствии с которыми отменено действующее ранее правило о том, что при неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение, то есть с 09.04.2018 обязанность почтовой организации по доставке адресату вторичного извещения и проставления на конвертах каких-либо отметок о вручении извещений устранена.

Согласно материалам дела почтовое отправление с идентификатором CP01634846IT, направленное в адрес истца, поступило в отделение почтовой связи Санкт-Петербурга 28.12.2018, оформлено соответствующее извещение, которое передано работнику почты для вручения адресату. 29.01.2019 по истечении установленного законом срока хранения почтового отправления последнее было возвращено отправителю.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что судом не установлена вина ответчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав истца ответчиком.

Кроме того, суд второй инстанции учитывает, что оснований для взыскания с ответчика суммы, оплаченной истцом за приобретение сумки не имеется, поскольку истец не лишена возможности обратиться к продавцу, получившему обратно посылку, о возврате денежных средств за товар или с заявлением о повторном направлении ей купленного товара.

Учитывая, что в удовлетворении основных требований истцу отказано, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда, штрафа и расходов на представителя, как второстепенных к основным требованиям, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм законодательства, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут являться основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка №94 Санкт-Петербурга от 06.07.2020по гражданскому делу №2-17/2020-94 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шестаковой Маргариты Викторовны – без удовлетворения.

Судья подпись