ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-119/19 от 19.09.2019 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 11-119\19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2019 года г. Глазов

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кислухиной Э.Н., при секретаре Навалихиной А.О., с участием ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску НУО «Фонд капитального ремонта в УР» к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 г. ФИО2 мирового судьи судебного участка № 4 г. ФИО2 от 10 июня 2019 г., которым иск НУО «Фонд капитального ремонта в УР» к ФИО1 удовлетворен частично, взыскана с ФИО1 в пользу НУО «Фонд капитального ремонта в УР» задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.10.2015 года по 30.09.2018 года в размере 4 698,72 руб., в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.,

установил:

НУО «Фонд капитального ремонта в УР» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.02.2015 по 30.09.2018 года в размере 6072,88 рублей, и расходов по оплате государственной пошлины 400,00 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником доли в квартире, общей площадью 82,4 кв.м, по адресу: <адрес>. На основании норм Жилищного кодекса РФ ответчик обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД. Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 186 от 19.05.2014 года утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД в УР. Собственники помещений в МКД по адресу: <адрес> формируют фонд на счете регионального оператора, которым на территории УР является истец НУО «Фонд капитального ремонта в УР». В нарушение требований закона ответчик ФИО1 обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт не исполняла, за период с 01.02.2015 по 30.09.2018 года допустила задолженность по уплате взносов в размере 6072,88 рублей.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на возражения и ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, истцом направлены письменные пояснения, в которых указано следующее: по общему правилу в отношении обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт действует трехгодичный срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ). В исковом заявлении истец просит взыскать с ответчика общую сумму долга в размере 6072,88 рублей за период с 01.02.2015 по 30.09.2018 года. В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 (ред. от 07.02.2017) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет». 19.10.2018 года (дата сдачи в организацию почтовой связи трек-номер 42606328414992) истец обращался к мировому судье судебного участка № 4 г. ФИО2 к ФИО1 с теми же требованиями в порядке приказного производства (информация общедоступная, содержится на официальном сайте суда в сети «Интернет»). После отмены судебного приказа истец обратился в суд с иском 19.11.2018 года, то есть спустя 13 дней. Согласно ч. 8 ст. 5 Закона Удмуртской Республики от 22 октября 2013 г. № 64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок до двадцатого числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, представленных региональным оператором. Срок исковой давности необходимо применять отдельно по каждому платежу. Поскольку срок исполнения обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт до 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, то течение срока исковой давности начинается с 21 числа данного месяца. Последним днем подачи заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с ответчика за сентябрь 2015 года является 21 октября 2018 года (заявление направлено в суд 19.10.2018), то есть срок по платежам с февраля 2015 года по август 2015 года истек, а по платежу за сентябрь 2015 года до истечения осталось 2 дня. На момент отмены судебного приказа 06.11.2018 года не истекшая часть срока исковой давности составляла 2 дня, то есть менее шести месяцев, следовательно, срок для подачи иска о взыскании задолженности удлиняется до шести месяцев. Истец обратился с исковым заявлением о взыскании задолженности 19.11.2018 года, через 13 дней после отмены судебного приказа, то есть в пределах шестимесячного срока. Таким образом, размер исковых требований составит 5106,74 рублей за период с 01.09.2015 по 30.09.2018 года. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.

В судебном заседании ответчик ФИО1 исковые требования не признала, указав следующее: с НУО «Фонд капитального ремонта в УР» договор не заключала, взносы никогда не платила, и не совершала иных действий, свидетельствующих о заключении договора, в связи с чем не имеет обязанности уплачивать взносы в НУО «Фонд капитального ремонта в УР». Взимание платы за капремонт противоречит закону «О некоммерческих организациях». Исходя из организационно - правовой формы регионального оператора, на счетах которого накапливаются средства на капитальный ремонт жилых домов, предполагает по закону поступление исключительно добровольных взносов граждан и юридических лиц, бюджет Фонда может формироваться только за счет благотворительных средств собственников и принуждать людей производит оплату никто не вправе. Процесс сбора взносов на капитальный ремонт противоречит Конституции РФ. Также в ходе рассмотрения дела ответчик ФИО1 заявила о применении к заявленным истцом требованиям срока исковой давности с февраля 2015 по октябрь 2015 года.

Мировыми судьей вынесено вышеуказанное решение.

На решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 г. ФИО2 мирового судьи судебного участка № 4 г. ФИО2 от 10 июня 2019 г. ответчиком ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит отменить данное решение мирового судьи, принять по делу новое решение. В качестве оснований для отмены решения суда указано следующее:

- ответчиком не произведено ни одного платежа в фонд капитального ремонта;

-проведение капремонта должно обеспечить государство, платить за капремонт приватизированного жилья собственники должны лишь тогда, когда бывший наймодетель (государство) исполнит свои обязательства по капремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- капитальный ремонт не является коммунальной услугой, проводится один раз в 15-20 лет, предъявление ежемесячно к оплате суммы за фактически не предусмотренные договором услуги и не оказанные услуги является грубым нарушением норм законодательства и прав собственника;

- на органы местного самоуправления возлагалась обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта. Администрация г. ФИО2 не проводила в данном направлении никакой работы, само постановление о выборе регионального оператора было издано только 10 марта 2015 года;

- платежные документы на оплату взносов за капитальный ремонт не получала;

-до утверждения регионального оператора производилась оплата за капитальный ремонт, но каких-либо ремонтных работ не производилось.

Истцом НУО «Фонд капитального ремонта в УР» представлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которым просят оставить решение мирового судьи от 10.06.2019 года без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения, указав, что апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были оценены судом при принятии судебного постановления.

Представитель истца НУО «Фонд капитального ремонта в УР» в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца в порядке ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.

В судебном заседании ответчик ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Выслушав ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации "Производство в суде апелляционной инстанции".

При этом суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (абзац первый части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Разъяснения, касающиеся пределов рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, приведены в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", согласно которому суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Исходя из изложенного суд, разрешая апелляционную жалобу ответчика ФИО1, проверяет законность принятого исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 г. ФИО2 мирового судьи судебного участка № 4 г. ФИО2 решения от 10 июня 2019 года в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая в силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт, который входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение.

В силу ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Федеральным законом от 25.12.2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в ЖК РФ, направленные на создание устойчивых механизмов финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Для этих целей согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в состав платы собственников за жилое помещение и коммунальные услуги включается обязательный ежемесячный взнос на капитальный ремонт.

В силу ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Как следует из ч.3 ст.170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Постановлением Администрации г. ФИО2 от 10.03.2015 года № 17/14 сформирован фонд капитального ремонта общего имущества в отношении домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) невыбранный ими способ не был реализован в сроки, установленные законодательством, на счете регионального оператора - НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», утвержден реестр многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в указанный реестр включен также многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. При этом постановление Администрации г. ФИО2 от 10.03.2015 года № 17/14 фактически лишь определяет перечень жилых многоквартирных домов, собственники которых своевременно не реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта безотносительно к срокам уплаты таких взносов, так как последние определены законом.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 года № 186 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», которая в силу ст.169 ЖК РФ подлежит применению по истечении 8 месяцев с момента ее опубликования в общедоступных источниках. Указанная программа была опубликована на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 20.05.2014 года, т.е. подлежит применению с 01.02.2015 года.

Учитывая вышеизложенное, доводы ответчика ФИО1 об отсутствии оснований для уплаты взносов в пользу НУО «Фонд капитального ремонта в УР», в том числе в связи с необоснованностью взыскания задолженности за капитальный ремонт подлежат отклонению, так как обязанность ответчика, как собственника помещения в МКД, участвовать в расходах на капитальный ремонт соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем уплаты взносов за капитальный ремонт вытекает из закона (ст.210, 249 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст.36, 37, 39, 153-155, 158 ЖК РФ). С учетом требований закона именно на собственника помещения МКД возложена обязанность с 01.02.2015 года вносить плату за капитальный ремонт, оснований для возложения данной обязанности на государство законом не предусмотрено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П, право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 ГК Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, что само по себе не может нарушать конституционные права заявителя.

В соответствии со ст. ст. 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Поскольку собственники помещений в МКД, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с ч.3 ст.170 ЖК РФ не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, то на основании п. 2 ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в вышеуказанном МКД формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - НУО «Фонд капитального ремонта в УР».

Доводы ответчика о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта основаны на неверном толковании норм права.

Основные начала жилищного законодательства предусматривают, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).

Согласно частей 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая общие помещения, крыши, конструкции, оборудование.

По смыслу данной нормы, с учетом приведенных выше основных начал жилищного законодательства право на денежные средства фонда капитального ремонта, включая право распоряжения ими, принадлежит только собственникам помещений многоквартирного дома.

Исходя из положений частей 1 и 2 ст. 158 ЖК РФ право собственников жилых помещений в многоквартирном доме распоряжаться этими денежными средствами осуществляется путем принятия общим собранием решения о способе оплаты расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

В соответствии с ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта.

Таким образом, в полномочия органа местного самоуправления не входит обязанность по созыву общего собрания собственников МКД для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта.

Нормы жилищного законодательства в их системном толковании и ранее предусматривали обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию и ремонту общего имущества только своего многоквартирного дома, при этом взносы на капитальный ремонт дома также имели строго целевое назначение. Действовавшее жилищное законодательство не предусматривало право управляющей компании, заключившей договор с собственниками помещений в многоквартирном доме, использовать указанные денежные средства собственников помещений без их согласия на иные цели, включая ремонт других многоквартирных домов.

В настоящее время указанное право собственников помещений в многоквартирном доме на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счет их взносов, конкретизировано в разделе IX ЖК РФ, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (ч. 3 ст. 170 данного Кодекса). Средства фонда капитального ремонта могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением, указанным в ст. 174 этого же Кодекса.

Согласно чч. 1, 4, 6 ст. 36.1 ЖК РФ права на денежные средства, находящиеся на указанном выше специальном счете, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме, при переходе права собственности на помещение к новому собственнику переходит и доля в праве на эти денежные средства.

Частью 4 ст. 179 ЖК РФ допускается использование региональным оператором средств, полученных им от собственников помещений в одних многоквартирных домах, для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, но на возвратной основе. При определенных условиях средства фонда капитального ремонта возвращаются собственникам помещений в многоквартирных жилых домах (ч. 2 ст. 174, ст. 184 ЖК РФ).

Таким образом, непроведение ремонтных работ в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> не освобождает собственников данного дома. в том числе, и ответчика от уплаты взноса на капитальный ремонт.

В поступивших от истца возражений на апелляционную жалобу ФИО1 указано, что в соответствии с Постановлением Правительства УР от 19.05.2014 года № 186 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» в МКД по адресу<адрес>, запланированы следующие виды и сроки капитального ремонта:

2019-2021 – ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения;

2019-2021 – ремонт внутридомовой инженерной системы водоснабжения;

2019-2021 - ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения;

2019-2021 - ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения;

2025-2027 – ремонт крыши;

2019-2021 – ремонт фасада;

2019-2021 –ремонт фундамента.

В силу ч. 1 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 5 Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 года № 64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок до двадцатого числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, представленных региональным оператором.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт ФИО1 не исполнялась.

Оценивая доводы ответчика о неполучении платежных документов на оплату взноса на капитальный ремонт суд исходит из следующего. Несмотря на указание в п. 3 ст. 171 ЖК РФ на оплату взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, предоставляемых региональным оператором, обязанность по уплате таких взносов и сроки их внесения установлены непосредственно федеральным законом (Жилищный кодекс Российской Федерации), следовательно, собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать взносы и в отсутствие платежных документов. Таким образом, оплата взносов на капитальный ремонт является предусмотренной законом обязанностью собственника помещения в данном доме, о чем ответчику не могло не быть известно. Положения ст. 155 ЖК РФ не содержат такого основания для освобождения от исполнения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как неполучение или несвоевременное получение платежных документов. В связи с чем ответчик, действуя добросовестно, мог самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные ЖК РФ сроки, поскольку реквизиты для оплаты взноса на капитальный ремонт находятся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте регионального оператора, в связи с чем ответчик не был лишен возможности обратиться к региональному оператору в целях выяснения вопроса в отношении оплаты и получения платежных документов.

При таких обстоятельствах, учитывая положения приведенных выше норм права, а также отсутствия доказательств внесения платы ФИО1 на капитальный ремонт суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу НУО «ФКР в УР» долг с учетом применения срока исковой давности в размере 4698 руб. 72 коп., с чем суд не находит оснований не согласиться.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,

определил:

решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 г. ФИО2 мирового судьи судебного участка № 4 г. ФИО2 от 10 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Э.Н.Кислухина