ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-12497/18 от 24.09.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-12497/2018

Судья КариповаЮ.Ш.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 сентября 2018 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Галимовой P.M.,

судей Давыдовой Т.И., Козиной Н.М.

при секретаре Уржумцевой СЮ.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 10 июля 2018 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение.

Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца ФИО1, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Кунашакском районе о признании незаконным решения ГУ УПФР в Кунашакском районе Челябинской области № 82724/ 18 от 22 мая 2018 года об отказе в установлении досрочной пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с момента возникновения права с 15 февраля 2018 года, признании факта постоянного проживания в пос. Муслюмово ж.д. станция с 22 декабря 2005 г., подвергшемся загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (л.д. 5-6).

В обоснование иска истец указала, что имеет статус «проживающей» в н.п. Муслюмово, т.е. на территории зоны проживания с правом на отселение. 29 января 2018 года обратилась в Управление пенсионного фонда в Кунашакском районе с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости учитывая её статус, предоставила все необходимые

документы. Решением ГУ УПФР от 22 мая 2018 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с не подтверждением факта проживания на загрязненной территории. Отказ полагает незаконным, поскольку согласно справкам Муслюмовского сельского поселения она проживает в пос. Муслюмово ж.д. станция с 22 декабря 2005 года, т.е. более 12 лет, 15 февраля 2018 года ей исполнился 51 год, за проживание более 12 лет на территории указанного населенного пункта она имеет право на снижение пенсионного возраста на 4 года, поэтому с 15 февраля 2018 г. у неё возникло право на досрочную пенсию по старости, по справке Муслюмовского сельского поселения железнодорожная станция и поселок Муслюмово - это один и тот же населенный пункт.

Истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Кунашакском районе - ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, признал незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Кунашакском районе № 82724/18 от 22 мая 2018 года об отказе в установлении досрочной пенсии по старости.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Кунашакском районе возложена обязанность назначить ФИО1, **** года рождения, досрочную пенсию по старости с 15 февраля 2018 года в связи с проживанием не менее 12 лет в населенном пункте, подвергшемся радиоактивному загрязнению. В удовлетворении исковых требований о признании факта постоянного проживания в пос. Муслюмово ж.д. станция Кунашакского района с 22 декабря 2005 года отказано.

В апелляционной жалобе УПФР просит решение суда отменить в части, которой иск удовлетворен. Указывает на непринятие судом во внимание, что согласно примечанию к статью 35 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания на загрязненной территории в определенный законом период, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, а дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания в соответствующей зоне, при этом Федеральный закон от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ не содержит самостоятельных норм, регулирующих порядок пенсионного обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации, данный Закон содержит отсылочные нормы к Закону РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, в

связи с этим снижение пенсионного возраста на первоначальную величину допускается при проживании на загрязненной территории вдоль реки Теча с 1949 года по 1962 год; для применения дополнительной величины снижения пенсионного возраста необходимо проживание в зоне загрязненной территории, подтвержденное документально, суд не учел, что согласно справке администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области от 17 января 2018 года № 54 ФИО1 действительно значится в пос. Муслюмово ж-д. ст. с 22 декабря 2005 года по настоящее время. Однако проживание ФИО1 в поселке Муслюмово, железнодорожная станция не может быть учтено как проживание в загрязненной зоне, так как пос. Муслюмово, железнодорожная станция, в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 04 апреля 1994 года № 430-р не включен, изменений и дополнений к распоряжению № 430-р от 04 апреля 1994 года Правительством РФ не внесено.

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещен заказной почтовой корреспонденцией с обратным уведомлением о вручении, в суд апелляционной инстанции представитель не явился, причины неявки не сообщил, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом, Конституция Российской Федерации относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к исключительной компетенции законодателя (статья 7, часть 1; статья 39, части 1 и 2).

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в

реку Теча" на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), распространяются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постоянно проживающих (работающих) с 26 апреля 1986 года в зоне проживания с правом на отселение.

Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1-10,16-

18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

В силу статьи 33 этого же Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7 части первой статьи 13 настоящего Закона), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" право определять перечни населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, предоставлено Правительству Российской Федерации.

Во исполнение требований законодателя распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 года N 430-р село Муслюмово и станция Муслюмово Челябинской области были отнесены к населенным пунктам, где среднегодовая эквивалентная доза облучения составляет свыше 1 мЗв.

Как следует из материалов дела, ФИО1, **** года рождения, имеет статус лица, проживающего в населенном пункте Муслюмово, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и ей предоставлено право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 7 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается удостоверением №016419, выданным Правительством Челябинской области 27 ноября 2006 года (л.д. 13).

29 января 2018 года ФИО1 обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии по старости (л.д. 40-44).

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда в Кунашакском районе Челябинской области № 82724/18 от 22 мая 2018 года ФИО1 было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости (л.д.7-8).

Как следует из указанного решения, продолжительность страхового стажа заявителя - 14 лет 03 мес. 14 дней. Из справки Муслюмовского сельского поселения № 54 от 17 января 2018 года следует, что ФИО1 проживает в пос. Муслюмово ж.д. ст. с 22 декабря 2005 года. Проживание в пос. Муслюмово ж.д. ст. с 22 декабря 2005 года по настоящее время не может быть учтено, т.к. пос. Муслюмово ж.д.ст. согласно распоряжения Правительства РФ от 04 апреля 1999 года № 430-Р не отнесено к населенным пунктам, где среднегодовая эквивалентная доза облучения составляет свыше 1 мЗв. Оснований для назначения досрочной пенсии по старости не имеется.

Согласно архивной справке администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области №320 от 01 июня 2018 г. (л.д. 15) по данным из похозяйственных книг ФИО1 постоянно проживает в пос. **** с 22 декабря 2005 года и по настоящее время (л.д. 15).

В соответствии со справкой, выданной администрацией Муслюмовского сельского поселения за № 321 от 01 июня 2018 года, станция Муслюмово Кунашакского района Челябинской области и поселок Муслюмово железнодорожная станция Кунашакского района Челябинской области являются одним и тем же населенным пунктом, переименованным согласно постановлению Челябинской областной Думы от 25 января 1996

года N 361 «Об издании справочника административно-территориального деления Челябинской области» (л.д. 12).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска в части признания факта постоянного проживания ФИО1 в пос. Муслюмово ж.д. станция, подвергшегося загрязнению аварии вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, суд первой инстанции исходил из того, что факт проживания ФИО1 постоянно с 22 декабря 2005 года в пос. Муслюмово ж.д. станция не оспаривается, данные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами по делу; дополнительного подтверждения факта проживания в судебном порядке не требуется.

Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Кунашакском районе № 82724/18 от 22 мая 2018 года об отказе в установлении досрочной пенсии по старости и возложении обязанности назначить ФИО1 досрочно пенсию по старости с 15 февраля 2018 года в связи с проживанием не менее 12 лет в населенном пункте, подвергшемся радиоактивному загрязнению, суд первой инстанции исходил из того, что статус ФИО1 как лица, проживающего в населенном пункте, подвергшемся радиоактивному загрязнению, подтвержден выданным в установленном порядке удостоверением, которое является действующим, недействительным не признано и не отозвано. При этом такое удостоверение было выдано истцу в 2006 году, то есть после того, как станция Муслюмово стала официально именоваться поселком Муслюмово, железнодорожной станцией, выдавая удостоверение о праве на льготы в 2006 году, государство признало факт проживания истца на загрязненной от радиации территории; 12 лет проживания на загрязненной территории дает право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 4 года из расчета 3 года проживания на 1 год, 15 февраля 2018 г. истец достигла возраста 51 год.

Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о непринятии судом во внимание, что согласно примечанию к статью 35 Закона РФ от 15 мая 1991 г.

№ 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за факт проживания на загрязненной территории в определенный законом период, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, а дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания в соответствующей зоне, при этом Федеральный закон от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ не содержит самостоятельных норм, регулирующих порядок пенсионного обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации, данный Закон содержит отсылочные нормы к Закону РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, в связи с этим снижение пенсионного возраста на первоначальную величину допускается при проживании на загрязненной территории вдоль реки Теча с 1949 года по 1962 год; не являются основанием к отмене решения суда, так как факт проживания истца на загрязненной от радиации территории более 12 лет подтвержден доказательствами, приведенными выше, что дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год за каждые 3 года проживания, то есть на 4 года в общей сложности.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что для применения дополнительной величины снижения пенсионного возраста необходимо проживание в зоне загрязненной территории, подтвержденное документально, суд не учел, что согласно справке администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области от 17 января 2018 года № 54 ФИО1 действительно значится в пос. Муслюмово ж-д. ст. с 22 декабря 2005 года по настоящее время. Однако проживание ФИО1 в поселке Муслюмово, железнодорожная станция не может быть учтено как проживание в загрязненной зоне, так как пос. Муслюмово, железнодорожная станция, в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 04 апреля 1994 года № 430-р не включен, изменений и дополнений к распоряжению № 430-р от 04 апреля 1994 года Правительством РФ не внесено, не состоятельны, так как указанным распоряжением Правительства РФ к населенным пунктам, где среднегодовая эквивалентная доза облучения составляет свыше 1 мЗв, отнесено как село Муслюмово, так и станция Муслюмово; как было указано выше, станция Муслюмово в настоящее время именуется как железнодорожная станция на основании постановления Челябинской областной Думы от 25 января 1996 года N 361 «Об издании справочника административно-территориального деления Челябинской области», в связи с чем суд обоснованно зачел в период проживания на загрязненной от радиации территории время проживания истицы на ж. д. станции Муслюмово.

В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.

Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 10 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: