ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-125/2021 от 10.02.2022 Норильского городского суда (Красноярский край)

Мировой судья Майор О.В. № 11-4/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Норильск Красноярского края 10 февраля 2022 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Гладких Д.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ю.В.Л. к Акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» о защите прав потребителей,

по апелляционной жалобе Ю.В.Л.

на решение мирового судьи судебного участка № 111 в Центральном районе г. Норильска Красноярского края, исполняющая обязанности временно отсутствующего мирового судьи судебного участка № 112 в Центральном районе г.Норильска Красноярского края от 15.09.2021, которым в удовлетворении исковых требований Ю.В.Л. к Акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» о защите прав потребителей – отказано,

УСТАНОВИЛ:

Ю.В.Л. обратилась к мировому судье с иском к АО «АК «НордСтар» о защите прав потребителей, в котором просила взыскать с ответчика денежную сумму, уплаченную по договору воздушной перевозки пассажира в размере 28 442 руб., неустойку за нарушение срока удовлетворения требования потребителя на день вынесения решения, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. и штраф в размере 50% от присужденной денежной суммы.

Требования мотивированы тем, что 28 февраля 2021 года на сайте АО «АК «НордСтар» истец приобрела авиабилеты для себя и своей несовершеннолетней дочери Ставицкой Юстины, по маршруту Красноярск-Москва-Красноярск. Оплата была произведена безналичной формой в сумме 29 334 руб. Из содержания страниц на интернет-сайте авиакомпании, ей не было понятно, являются тарифы возвратными, либо нет, информация о том, что билеты по маршруту Красноярск-Москва-Красноярск невозвратные, была обнаружена ею лишь на маршрут-квитанции. 30 апреля 2021 года с целью ознакомиться с условиями возврата или обмена авиабилетов истец зашла в личный кабинет. По маршруту Норильск-Красноярск системой было сообщено, что при возврате авиабилетов будет удержан штраф в размере 2 450 руб. с каждого, и ее такой возврат не устроил, она решила не отказываться от поездки. По маршруту Красноярск-Москва-Красноярск по билетам , , , системой было сообщено, что возврат билетов на сайте невозможен, необходимо оставить свой номер телефона для связи со специалистом по вопросу возврата авиабилетов. 01 мая 2021 года ей позвонили с номера 89135005616, девушка представилась работником авиакомпании, и пояснила, что ее звонок связан с заявкой на отказ от полета, на что истец сообщила, что отказываться от полета не намерена, хотела узнать о возможностях и условиях возврата, на что девушка сообщила ей устно, что приобретенные авиабилеты невозвратные и места сняты по всему маршруту. Специалист рекомендовала позвонить на горячую линию. В тот же день истец позвонила на горячую линию, но оператор также не смог разъяснить, почему ею только была подана заявка на звонок по вопросу возврата, который на сайте самостоятельно сделать невозможно, как сообщает система, согласия на возврат билетов истец не давала, а деньги уже сняты, в оказании помощи по возврату ей было отказано. Кроме того, ее интересовал возврат авиабилетов только по маршруту Москва-Красноярск. В тот же день она сформировала обращение на интернет-сайт ответчика, в котором сообщила о нежелании расторгать договор перевозки, о намерении воспользоваться услугами авиакомпании по приобретенным авиабилетам. Ответа на обращение не последовало. 03 мая 2021 года она продублировала обращение на электронный адрес ответчика. Ответом на обращение ей сообщено, что после «подачи заявления на возврат (хотя такого заявления ею не подавалось), места в заказе аннулируются. Для подачи заявки на возврат и снятие мест необходимо пройти несколько этапов и ознакомиться с предоставленной информацией, проставив «галочку» о согласии. В процессе формирования и отправки заявки на возврат пассажир уведомляется, что «после отправки заявки на возврат места в заказе по выбранным пассажирам будут аннулированы». Восстановление снятого места недоступно и возможности положительно рассмотреть ее обращение не имеется». Отказываться от поездки истец не намеревалась, желала лишь узнать о возможности и условиях сдачи авиабилетов по маршруту Москва-Красноярск. Никаких уведомлений о том, что после отправки заявки на возврат, места аннулируются, и аннулируются на оба перелета, а также, что договор перевозки будет расторгнут по заявлению пассажира, не было. Кроме того, ее интересовал возврат авиабилетов только по маршруту Москва-Красноярск, а системой разделение маршрута не предусмотрено. 28 мая 2021 года она направила ответчику претензию, в которой сообщила о намерении продолжить перевозку по маршруту Красноярск-Москва-Красноярск. Заявлений о расторжении договора перевозки не направляла. Она предложила ответчику в течение десяти дней с момента получения претензии, вернуть оплаченные ею места, либо оформить новые авиабилеты по тем же условиям, по тому же маршруту, а в случае невозможности, вернуть денежные средства дня приобретения новых. Ответом от 08 июня 2021 года в удовлетворении ее требований истца отказано со ссылкой на п.п. 93.1, 93.2 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил…». 20 мая 2021 года ответчиком была возвращена лишь часть уплаченной денежной суммы в размере 892 руб.

Мировым судьей постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Ю.В.Л. выражает несогласие с отказом в удовлетворении ее исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика АО «АК «НордСтар» ФИО5 просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив решение мирового судьи по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене или изменению решения, постановленного судом первой инстанции.

В соответствии с п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как верно установлено судом первой инстанции, 28 февраля 2021 года на сайте АО «Авиакомпания «НордСтар» Ю.В.Л. были приобретены авиабилеты на рейсы Y7 108 по маршруту Красноярск-Москва вылетом 23 июля 2021 года, и Y7 107 по маршруту Москва-Красноярск вылетом 03 октября 2021 года: билет на имя Ю.В.Л., билет на имя несовершеннолетней дочери Ставицкой Юстины, и билет на имя малолетней дочери Ю.В.Л. Варвары (л.д.7-13). Общая стоимость авиабилетов, а также дополнительных услуг составила 29334,00 рублей, в том числе стоимость провозной платы Ю.В.Л. составила 15216,00 рублей (в т.ч. тариф – 14250,00 рублей, аэропортовый сбор (RI) – 594,00 рублей, сбор за бланк билетов (ZZ) – 372,00 рублей); стоимость провозной платы Ставицкой Юстины составила 11918,00 рублей, (в т.ч. тариф – 11250,00 рублей, аэропортовый сбор (RI) – 298,00 рублей, сбор за бланк билетов (ZZ) – 370,00 рублей); провозная плата по авиабилету Ю.В.Л. Варвары не взималась, в связи с тем, что билет бесплатный. Оплата указанных авиабилетов подтверждается представленными истцом копиями кассовых чеков, выданных ООО «Норильск-ТАВС» (л.д. 5-6).

30 апреля 2021 года с целью ознакомления с условиями возврата или обмена авиабилетов истец обратилась в личный кабинет на сайте авиакомпании. Из предоставленной системой информации ей стало известно, что возврат билетов по маршруту Красноярск-Москва-Красноярск невозможен и предложено оставить свой контактный номер для связи специалиста по вопросу возврата авиабилетов. 01 мая 2021 года по оставленному контактному номеру с истцом связался специалист авиакомпании, и сообщил, что приобретенные истцом авиабилеты невозвратные и места сняты по всему маршруту.

03 мая 2021 года истец направила обращение на электронный адрес авиакомпании с требованием вернуть места, либо оформить новые авиабилеты по тем же параметрам, либо в случае невозможности – вернуть ей уплаченные денежные средства, поскольку намерений отказываться от перелета у нее не имелось (л.д. 14). 13 мая 2021 года от ответчика поступил ответ о невозможности положительно рассмотреть ее обращение (л.д. 15).

28 мая 2021 года истец направила ответчику письменную претензию, в которой сообщила о намерении продолжить перевозку маршруту Красноярск-Москва-Красноярск, заявлений о расторжении договора перевозки не направляла. Ответом от 08 июня 2021 года в удовлетворении ее требования авиакомпанией отказано (л.д. 20).

Из представленных истцом копий электронных билетов (маршрутных квитанций) , и следует, что на них отражена информация о «невозвратности». Кроме того, из алгоритма оформления авиабилета на интернет-сайте АО «АК «НордСтар» следует, что невозвратным тарифом, как до, так и после вылета, является тариф «Эконом Выгодно», по которому истцом были приобретены авиабилеты. На первой же вкладке «Выбор» имеется информация об условиях применения тарифа и стоимости перевозки, при этом по тарифам, разрешающим возврат авиабилета, стоимость авиабилета выше. На вкладке «Выбор» условие тарифа «возврат запрещен» отображен в виде значка; также во вкладке прописана информация о том, что «возврат запрещен до и после вылета рейса». После выбора тарифа и ознакомления с условиями его применения открывается вкладка «Данные пассажира», в которой заполняются личные данные. Далее, после прохождения раздела «Дополнительные услуги» открывается раздел «Оплата», где отражены все детали перевозки: даты перелета, направления, стоимость перевозки, также размещены активные ссылки на условия электронной покупки, правила перевозки и повторно прикреплена ссылка на условия тарифа. Только после нажатия на «галочку согласия» поле «Оплаты» становится «активным». Данный алгоритм действий подтверждается представленными скриншотами страниц с интернет-сайта ответчика (л.д. 51-59).

Как следует из представленного ответчиком алгоритма заполнения заявки на возврат авиабилетов, пассажиру необходимо зайти на сайт АО «АК «НордСтар»; нажать на титульной странице сайта на вкладку «Мои заказы»; ввести данные о фамилии пассажира и номере заказа/авиабилета; в индивидуальном заказе нажать на вкладку «Вернуть» (при нажатии на синий треугольник напротив вкладки «Перелет» отображается полная информация о перевозке, включая условия возврата авиабилета); в новом открывшемся окне необходимо выбрать номера авиабилетов для их возврата (не выбрав подлежащие возврату авиабилеты путем проставления «галочек», кнопка «Продолжить» «не активна», что подтверждает ее серый цвет, но после проставления «галочек» на выбранные к возврату авиабилеты кнопка «Продолжить» меняет свой цвет на фиолетовый, что свидетельствует об «активности» кнопки); во вновь открывшемся окне необходимо ввести электронную почту и номер телефона (на данном этапе размещена информация – «Внимание! Возможен только ручной возврат билетов. Пожалуйста, сообщите контактные данные для наших специалистов по вопросу проведения возврата. Обратите внимание, что после отправки заявки на возврат, места в заказе по выбранным пассажирам будут аннулированы», также на данном этапе повторно размещена активная вкладка «Условия применения тарифа» и поле для проставления «галочки» о согласии с условиями тарифа. На данном этапе пассажир имеет возможность повторно ознакомиться с условиями тарифа, а кнопка «Подать заявку» без проставления «галочки» о согласии горит серым цветом и при нажатии на нее она «неактивна»; поставив галочку о согласии кнопка «Подать заявку» загорается фиолетовым цветом, что обозначает ее «активность», однако, если пассажир на этом завершающем этапе при повторном ознакомлении с условиями тарифа решит отказаться от совершения действия, направленных на подачу заявки на возврат авиабилета, он всегда имеет возможность нажать на кнопку «Назад» и заявка на возврат авиабилетов не сформируется; после нажатия кнопки «Подать заявку» в системе бронирования формируется заявка на возврат авиабилетов, места аннулируются (л.д. 37-46).

Разрешая спор, мировой судья, руководствуясь положениями ст.ст. 64, 105, 108 Воздушного кодекса РФ, пунктами 27, 30, 226, 227, 229, 230.1 Федеральных Авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, а также положениями Закона «О защите прав потребителей», установив отсутствие со стороны ответчика нарушений обязательств по договору перевозки, отсутствие причинно-следственной связи между понесенными истцом расходами и виновными действиями ответчика, не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требования.

Кроме того, мировой судья исходил из того, что истец самостоятельно бронировала авиабилеты на официальном сайте АО «АК «НордСтар», и согласно электронным билетам, перевозка истца была оформлена по тарифу - невозвратный, что следует из копии электронных билетов. Вся необходимая информация, касающаяся условий договора и правил перевозки, размещена в открытом доступе на официальном сайте ответчика, с которой пассажир должен ознакомиться самостоятельно при бронировании билета.

В данном случае отказ истца от перевозки не является вынужденным и не связан с обстоятельствами, указанными в ст. 108 Воздушного кодекса РФ, а добровольный отказ, вне зависимости от причин, не влечет возврат денежных средств за перевозку по невозвратному тарифу.

При таких обстоятельствах, учитывая, что возврат авиабилетов явился следствием несогласованных действий самого потребителя, нарушение ответчиком прав истца не установлено, мировой судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Ю.В.Л. исковых требований.

Оснований не согласиться с данными выводами мирового судьи у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам истца в суде первой инстанции и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы мировым судьей либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы мирового судьи, заявителем апелляционной жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.

При таких обстоятельствах, мировой судья при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.

Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела мировым судьей, которые бы являлись основанием к отмене решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

решение мирового судьи судебного участка № 111 в Центральном районе г. Норильска Красноярского края, исполняющая обязанности временно отсутствующего мирового судьи судебного участка № 112 в Центральном районе г.Норильска Красноярского края от 15.09.2021 по исковому заявлению Ю.В.Л. к Акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» о защите прав потребителей оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ю.В.Л. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Д.А. Гладких

Мотивированное апелляционное определение составлено 17.02.2022.