Председательствующий по делу Дело № 11- 12/2016
мировой судья Соловьева Н.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
п. Ясногорск 21 июня 2016г.
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Радченко В.М.
При секретаре Турановой К.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Читаэнергосбыт» к Сенотрусовой Т.Н. о взыскании задолженности по оплате за потребленную коммунальную услугу по электрическому снабжению на общедомовые нужды,
по апелляционной жалобе истца ОАО «Читаэнергосбыт» на решение мирового судьи судебного участка №49 Оловяннинского района от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований ОАО «Читаэнергосбыт» к Сенотрусовой Т.Н. о взыскании задолженности по оплате за потребленную коммунальную услугу по электрическому снабжению на общедомовые нужды, пени, отказать, суд
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Читаэнергосбыт» (далее ОАО «Читаэнергосбыт») обратилось в суд с вышеуказанным иском к Сенотрусовой Т.Н. о взыскании задолженности по оплате за потребленную коммунальную услугу по электрическому снабжению на общедомовые нужды, пени.
Решением мирового судьи судебного участка №49 Оловяннинского района от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении исковых требований ОАО «Читаэнергосбыт» к Сенотрусовой Т.Н. о взыскании задолженности по оплате за потребленную коммунальную услугу по электрическому снабжению на общедомовые нужды, пени, за период с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.45-47).
Не согласившись с вышеуказанным решением, истцом ОАО «Читаэнергосбыт» в лице представителя К.С. Житняковой, подана апелляционная жалоба, в которой просит суд отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ, принять по делу новое решение, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов указывали, что являются гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края, основным обязательством является поставка электрической энергии. Считают что отсутствуют договоры между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией ООО Комфорт Сервис», ООО « Коммунальник», ООО « Луч», в силу ст. 39 Закона об электроэнергетики, статей 539,540 ГК РФ, п.п. 14,15 Правил предоставления коммунальных услуг, учитывая, что управляющими компанию не заключен договор, то данная услуга предоставлена, подлежит взысканию с потребителей(л.д.53, 57-64).
Истец ОАО «Читаэнергосбыт», просили о рассмотрении дела в их отсутствии, на доводах жалобы настаивали, просили жалобу удовлетворить, решение отменить, вынести новое решение иск удовлетворить ( л.д.).
Ответчик Сенотрусова Т.Н. просила решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Указывала, что дом обслуживали управляющие компании, оплачивали их услуги. Представила квитанции.
В судебное заседание не явились третьи лица: ОАО «МРСК Сибири Читаэнерго», ООО УК « Пшеничников», ООО УК « Луч», ООО УК « Комфорт Сервис», ООО УК « Коммунальник» ( л.д.)
Суд в порядке ч.1 ст. 327 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, извещенных о времени месте судебного заседания.
В соответствии со ст. 327,328 ГПК РФ рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Изучив материалы дела, выслушав ответчика Сенотрусову Т.Н., отсутствия возражений от третьих лиц, суд находит доводы жалобы не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец - ОАО «Читаэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией, которая осуществляет снабжение населения электрической энергией.
При рассмотрении данного спора необходимо учитывать следующие нормативные правовые акты.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, включающие в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Статья 539 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Обязанность абонента производить оплату потребленных энергоресурсов определена в ст. 544 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральный Закон от 23.11. 2009 г. № 261-ФЗ « Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», статьи 4, 21, 37 Закона об электроэнергетике; Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05. 2012г. № 442 ( далее Основные положения); Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и ( или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства РФ от13.08. 2006 № 491( далее Правила № 491); Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 г. № 354, вступившие в силу 01.09. 2012г. ( далее Правила № 354); Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от14.02. 2012г. № 124 ( далее Правила № 124); Правила осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.05. 2013г. № 416 ( далее Правила № 416); Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12. 2011 г. № 627, изданным в соответствие с п.п.»г» п.4 постановления Правительства РФ от 06.05. 2011г. № 354, утверждены критерии наличия ( отсутствия) технической возможности установки коллективного ( общедомового ) прибора учета.
По смыслу раздела 11 Правил № 491, деятельность по содержанию имущества ( по поддержанию в надлежащем состоянии) включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных ( общедомовых) приборов учета коммунального ресурса и их надлежащей эксплуатации.
Коммунальная услуга определяется как деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или два и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, не жилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а так же земельных участков и расположенных на них жилых домов ( п.2 Правил № 354).
В соответствие положений п.40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме ( за исключением коммунальной услуги за отопление) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом и не жилом помещении, плату за коммунальные услуги потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствие ч.8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают потребленную электрическую энергию ресурсоснабжающей организации (РСО).
Пунктом 6, подпунктом »б» п.17 Правил № 354, предусмотрено, что если не избран способ управления домом, исполнитель коммунальной услуги является РСО, она является получателем платы за оказанную услугу, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора.
Закон об энергоснабжении требует, что производимые и передаваемые потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
В соответствие п.2 Правил № 354 - коллективный ( общедомовой) прибор учета (далее ОПУ) это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Место установки ОПУ определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением сторон (п.8 Правил № 491).
Пунктом 5 статьи 13 Закона об энергоснабжении, подпунктом « к» п.11 Правил № 491, обязанность по оснащению приборами учета домов введенных в эксплуатацию возложена на собственников помещений.
В случае если собственники помещений в срок до 01.07. 2012г. не исполнили выше указанную обязанность, предусмотрена принудительная установка ОПУ, т.е. монтаж приборов в отсутствие волеизъявления жильцов, возложение на них понесенных расходов (п.12 ст. 13 Закона об энергоснабжении).
Понятие « установка приборов учета», « допуск прибора учета», порядок выполнения действий по установке и допуску ОПУ, метрологические требования к ОПУ, определены разделом Х Основных положений, так п.п. 146,152 под установкой прибора учета, понимается монтаж в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается – процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в его состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию, и осуществлении расчетов за электрическую энергию( мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствие с п.п. 147,152 Основных положений ( в редакции на декабрь 2012г.) места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств. При допуске в эксплуатацию на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья или иной организации.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета измерительных трансформаторов, соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям его метрологических характеристик, системы учета, поверки связующих и вычеслительных компонентов. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается актом допуска прибора учета в эксплуатацию.
Частью 2 ст. 13 Закона об энергоснабжении, п.152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки, применение должно начато при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа, следующего за месяцем ввода этих приборов в эксплуатацию.
Поверка прибора учета и измерительных трансформаторов в порядке п.п. 172,173,176 Основных положений не является тождественной процедурам установки и допуска приборов учета в эксплуатацию.
Как установлено судом, между истцом и ответчиком фактически состоялись договорные отношения, поскольку ОАО «Читаэнергосбыт» приняло на себя обязанность по предоставлению электроэнергии в жилое помещение, где проживает ответчик, а ответчик, в свою очередь, обязался вносить плату за предоставляемую электроэнергию в ОАО «Читаэнергосбыт».
В материалах дела имеется расчет представленный истцом, по начислению коммунальной услуги ОДН ( Общедомовые нужды) по ОДПУ (общий домовой прибор учета) ( л.д.4).
Актом № от ДД.ММ.ГГГГ ОДПУ <адрес>, <данные изъяты>, допущен в эксплуатацию ( л.д.5).
Согласно ответа администрации ГП « Ясногорское»от ДД.ММ.ГГГГ, спорный дом обслуживали: управляющая организация с ДД.ММ.ГГГГ ООО « Комфорт Сервис», с ДД.ММ.ГГГГ ООО УК « Луч». Жителями дома <адрес> выбран способ управления ( л.д.16-19).
Определением суда от 10.12. 2015 года в качестве третьего лица привлечены ООО УК « Коммунальник», ООО УК « Пшеничников», ООО УК « Луч» ( л.д.24).
Определением суда от 13.11. 2015 года в качестве третьего лица привлечено ОАО МРСК Сибири Читаэнерго, в лице филиала МРСК Сибири Читаэнерго ( л.д.1).
Сенотрусова Т.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности ( л.д.31).
Материалами дела установлено, что по спорному дому, за спорный период, была избрана управляющая организация по обслуживанию дома. Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от избранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирного дома коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе и ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном порядке решения собрания собственниками помещений в МКЖД о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации( л.д.105).
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
С учетом перечисленных норм материального права, требования истца о взыскании коммунальных услуг ОДН, пени, напрямую с потребителей, обслуживаемых управляющими компаниями, не законно.
Решение суда первой инстанции законное, оснований для отмены не имеется.
Руководствуясь п. 1, ст. 328 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Апелляционную жалобу ОАО «Читаэнергосбыт» на решение мирового судьи судебного участка №49 Оловяннинского района от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без удовлетворения.
Решение мирового судьи судебного участка №49 Оловяннинского района от ДД.ММ.ГГГГ без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья: подпись. В.М. Радченко