Дело№ 11-13005/2018 | Судья Хайрутдинова СМ. | ||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 25 октября 2018 года г.Челябинск Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Марченко А.А., судей Давыдовой В.Е., Роговой Е.С., при секретаре Вернигоровой Т.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области на решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 июля 2018 года по иску прокурора Аргаяшского района Челябинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании бездействия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть незаконным и возложении обязанности по разработке и утверждению проекта организации дорожной деятельности. Заслушав доклад судьи Марченко А.А. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения представителя истца прокурора Соколовой Н.Ф., судебная коллегия установила: Прокурор Аргаяшского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области: - о признании бездействия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть незаконным; - возложении обязанности на администрацию Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть поселения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; | |||
1 | |||
возложении обязанности на администрацию Аргаяшского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Аргаяшского района выявлено бездействие в сфере дорожной деятельности поскольку ответчиками не проводятся мероприятия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть Яраткуловского сельского поселения, о чем свидетельствует информация, поступившая из ОМВД России по Аргаяшскому району. Представитель ответчика администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в суд первой инстанции не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель ответчика администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области в суде первой инстанции участия не принял. Суд первой инстанции требования удовлетворил в полном объеме. В апелляционной жалобе администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области просит об отмене решения, указывает на то, что суд не привел нормативного обоснования обязанности администрации провести финансирование мероприятий по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы Яраткуловского сельского поселения. Суд также не дал оценку соглашению о передаче части полномочий по вопросу местного значения - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. В соответствии с пунктом 1.3 соглашения, для осуществления части полномочий Аргаяшский муниципальный район из своего бюджета предоставляет бюджету сельского поселения межбюджетные трансферты, определяемые в соответствии с пунктом 3.1 соглашения. Считает, что отдельное финансирование по разработке и утверждению вышеназванные проекта и схемы соглашениями не предусмотрены. Ссылается на то, что в соответствии с пунктом 9 Приказа Минтранса России от 17 марта 2015 года № 43, комплексная схема организации дорожного движения разрабатывается для сетей дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения свыше 10 ООО человек и (или) для сетей дорог | ||
2 | ||
и (или) их участков в границах субъектов Российской Федерации. Однако суд численность населения Яраткуловского сельского поселения не установил. Представители ответчиков администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области не приняли участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 62-68). Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурором Аргаяшского района Челябинской области заявлено ходатайство об отказе от иска к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в части признания бездействия по разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть поселения незаконным, возложения обязанности на администрацию Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области разработать и утвердить комплексную схему организации дорожного движения на уличную сеть Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, возложения обязанности на администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области профинансировать мероприятия по разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения на уличную сеть Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, прекращении производства по делу в указанной части, о чем также представлено письменное заявление, содержащие сведению о том, что последствия отказа от иска известны и понятны. В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска, суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что если отказ от иска выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет истцу последствия отказа от иска. При отказе истца от иска и принятии его судом | ||
3 | ||
суд выносит определение, которым одновременно прекращает производство по делу. Согласно статьям 220, 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом, в определении суда указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. В соответствии со статьей 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу. Суд апелляционной инстанции разъяснил представителю истца последствия отказа от иска, предусмотренные статьями 173, 220, 221, 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, который указал судебной коллегии, что последствия отказа от иска и принятия его судом ему понятны. Изучив материалы дела, обсудив ходатайство об отказе от иска, выслушав объяснения представителя истца прокурора Аргаяшского района Челябинской области Соколовой Н.Ф. пояснившей, что отказ от части исковых требований вызван тем, что на улично-дорожную сеть Яраткуловского сельского поселения разработка комплексной схемы не предусмотрена, судебная коллегия полагает, что отказ прокурора Аргаяшского района Челябинской области - Григоренко А.В. от иска в указанной им части подлежит принятию, поскольку не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, выражен в письменном заявлении. В связи с изложенным в силу части 2 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 июля 2018 года в части признания бездействия по разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть поселения незаконным, возложения обязанности на администрацию Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области разработать и утвердить комплексную схему организации дорожного движения на уличную сеть Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, возложения обязанности на администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области профинансировать мероприятия по разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения на уличную сеть Яраткуловского | ||
4 | ||
сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области отменить, а производство по делу в указанной части прекратить. Относительно заявленных требований в части признания бездействия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на улично-дорожную сеть поселения и возложения на администрацию поселения обязанности по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на улично-дорожную сеть поселения и возложении финансирования данных мероприятий на муниципальный район, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Решение суда не оспаривается в части признания бездействий администраций муниципального района и сельского поселения незаконными и возложения на администрацию поселения обязанности по разработке и утверждения проекта организации движения на улично-дорожной сети апелляционная жалоба администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области не содержит доводов в этой части, поэтому законность и обоснованность решения в указанной части в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии по гражданским делам. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо. Разрешая заявленные требования суд первой инстанции установив отсутствие разработанного и утвержденного проекта организации дорожного движения на уличную сеть Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 6 части 1 статьи 3, части 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской», подпункта 1 пункта 9 Приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», статьи 2, части 4 статьи 6, части 1, части | ||
5 | ||
2 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 3 Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса России от 17 марта 2015 года №43, признал заявленные требования обоснованными, поскольку отсутствие данной документации не позволяет качественно разрабатывать и внедрять мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения. Возлагая на администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области обязанность по финансированию разработки проекта организации дорожного движения за счет бюджета муниципального района, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по финансированию решения вопросов местного значения, находящихся в компетенции муниципального района, осуществляется за счет бюджета муниципального района в независимости были ли указанные полномочия переданы для исполнения поселению. У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм материального и процессуального права и мотивированы судом, в связи с чем решение суда в указанной части является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы. Так, исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии с пунктом 6 части 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, | ||
6 | ||
оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 приведенного закона). Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления. Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно которой разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию является одним из видов работ по содержанию автомобильных дорог. Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (часть 2 указанной статьи). Приказом Минтранса России от 17 марта 2015 года N 43 утверждены Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, в пункте 3 этих Правил основными целями и задачами разработки документации по организации дорожного движения указаны, в том числе обеспечение безопасности дорожного движения; упорядочение и улучшение условий дорожного движения транспортных средств и пешеходов. Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по подготовке (разработке) проектов и схем организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения является обязанностью администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, предусмотренной действующим законодательством. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, могут заключать с органами местного самоуправления муниципального района соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения | ||
7 | ||
поселений. Аналогично органы местного самоуправления муниципального района могут заключать с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов. В этих случаях финансирование переданных полномочий будет осуществляться за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов поселений в бюджет муниципального района или из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений соответственно в соответствии со статьями 142.4 и 142.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации Согласно соглашению № 69, заключенному 18 мая 2016 года между администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области и администрацией Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, полномочия по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ делегированы администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области. Таким образом, в спорном случае обязанность по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения лежит на администрации Яраткуловского сельского поселения, а обязанность по финансированию указанных работ на администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, как и постановлено судом первой инстанции. Довод апелляционной жалобы о том, что судом не приведено нормативное обоснование обязанности администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области проводить финансирование мероприятий по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть Яраткуловского сельского поселения судебной коллегией отклоняется, поскольку в силу прямого указания закона полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами соответствующих муниципальных образований, что следует из части 4 статьи 6 Федерального | ||
8 | ||
закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Ссылка в жалобе на то, что судом не дана оценка соглашению, заключенному между администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области и администрацией Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, согласно которому полномочия по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации делегированы администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, на правильность постановленного по делу решения суда не влияет по следующим основаниям. Действительно, как следует из представленного соглашения, заключенного 18 мая 2016 года между МО «Аргаяшский муниципальный район Челябинской области» и МО «Яраткуловское сельское поселение Аргаяшского муниципального района Челябинской области», в перечень переданных последнему полномочий вошла дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (п. 2.1.1). Вместе с тем, в соответствии с разделом 3 указанного соглашения финансирование переданных полномочий производится администрацией муниципального района, что также согласуется с положениями части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», содержание которых приведено выше. При этом судебной коллегии не представлено доказательств, позволяющих достоверно установить, что указанное соглашение исполняется и администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области спорные работы профинансированы. | ||
9 | ||
Ссылка в жалобе на то, что отдельное финансирование по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на улично-дорожную сеть Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области бюджетом Аргаяшского муниципального района Челябинской области не предусмотрено, финансирование для осуществления переданных вышеуказанных полномочий осуществляется из бюджета Аргаяшского муниципального района Челябинской области согласно утвержденному проекту не имеет правового значения, поскольку на Аргаяшский муниципальный район Челябинской области как законом так и соглашением возложена обязанность по финансированию всех переданных полномочий к которым отнесены разработка и утверждение проекта организации дорожного движения на улично-дорожную сеть. Поскольку принят отказ прокурора от требований в отношении комплексной схемы организации дорожного движения и в указанной части производство прекращено, судебной коллегией отклоняются доводы о том, что судом не установлена численность Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, тогда как комплексная схема организации дорожного движения разрабатывается для сетей дорог и (или) их участков границах одного или нескольких муниципальных образований либо их частей с общей численностью населения свыше 10 тысяч человек. Иных доводов, влияющих на правильность постановленного по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 173, 220, 326.1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: Принять отказ прокурора Аргаяшского района Челябинской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, от исковых требований к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности профинансировать мероприятия по разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, к администрации Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и утвердить комплексную схему организации дорожного движения на улично-дорожную сеть Яраткуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в течение двух месяцев с момента вступления решения | ||
10 | ||
суда в законную силу. | ||
Решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 июля 2018 года в части удовлетворения указанных требований отменить, производство по делу в данной части прекратить. Разъяснить сторонам последствия прекращения производства по делу, а именно, о недопустимости повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения. | ||
Председательствующий | ||
11 | ||