Дело №11-13006/2018 | Судья Хайрутдинова С.М. | ||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |||
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: | |||
председательствующего судей | Роговой Е.С., ФИО1, ФИО2, ФИО3, | ||
при секретаре | |||
16 октября 2018 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области на решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 июля 2018 года по делу по иску прокурора Аргаяшского района Челябинской области к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании бездействия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть незаконным и возложении обязанности по разработке и утверждению проекта организации дорожной деятельности, комплексной схемы организации дорожного движения и их финансированию. Заслушав доклад судьи Роговой Е.С. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца-прокурора Аргаяшского района Челябинской области - Григоренко А.В., представителя истца прокурора Аргаяшского района Челябинской области -Соколовой Н.Ф., судебная коллегия | |||
установила: | |||
Прокурор Аргаяшского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании бездействия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть незаконным и возложении обязанности на администрацию Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области по разработке и утверждению проекта организации дорожной деятельности, комплексной схемы организации дорожного движения, на администрацию Аргаяшского муниципального района | |||
1 | |||
Челябинской области по финансированию указанных работ. В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой Аргаяшского района Челябинской области выявлено бездействие органов местного самоуправления в сфере исполнения полномочий по осуществлению дорожной деятельности. На основании поступившей информации из ОМВД России по Аргаяшскому району Челябинской области установлено, что администрацией Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области не осуществляются полномочия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть поселения. Решением Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 июля 2018 года иск удовлетворен в полном объеме. С указанным решением суда не согласилась администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области, в апелляционной жалобе просит постановленное по делу решение суда отменить в части удовлетворения предъявленных к ним исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что судом не приведено нормативное обоснование их обязанности проводить финансирование мероприятий по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть Ишалинского сельского поселения. Судом не дана оценка соглашению, заключенному между администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области и администрацией Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, согласно которому полномочия по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ делегированы администрации Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области. Отдельное финансирование по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области бюджетом Аргаяшского муниципального района Челябинской области не | ||
2 | ||
предусмотрено, финансирование для осуществления переданных вышеуказанных полномочий осуществляется из бюджета Аргаяшского муниципального района Челябинской области согласно утвержденному проекту. Судом не установлена численность Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, тогда как комплексная схема организации дорожного движения разрабатывается для сетей дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных образований либо их частей с общей численностью населения свыше 10 тысяч человек. Ответчики администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрация Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. В связи с вышеуказанным судебная коллегия определила, в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривать настоящее дело без лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, не явившихся в судебное заседание. В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурором Аргаяшского района Челябинской области заявлено ходатайство об отказе от иска к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в части признания бездействия по разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть незаконным, возложения обязанности на администрацию Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области разработать и утвердить комплексную схему организации дорожного движения на уличную сеть Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, возложения обязанности на администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области профинансировать мероприятия по разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения на уличную сеть Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, прекращении производства по делу в указанной части, о чем также представлено письменное заявление. В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Статьей 173 ГПК РФ установлено, что если отказ от иска выражен в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление | ||
з | ||
приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет истцу последствия отказа от иска. При отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращает производство по делу. Согласно статьям 220, 221 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом, в определении суда указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. В соответствии со статьей 326.1 ГПК РФ при принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу. Суд апелляционной инстанции разъяснил прокурору Аргаяшского района Челябинской области - Григоренко А.В. последствия отказа от иска, предусмотренные статьями 173, 220, 221, 326.1 ГПК РФ. Прокурор Аргаяшского района Челябинской области - Григоренко А.В. указал суду, что последствия отказа от иска и принятия его судом ему понятны. Изучив материалы дела, обсудив ходатайство об отказе от иска, выслушав объяснения прокурора Аргаяшского района Челябинской области - Григоренко А.В., представителя истца прокурора Аргаяшского района Челябинской области - Соколову Н.Ф., судебная коллегия полагает, что отказ прокурора Аргаяшского района Челябинской области - Григоренко А.В. от иска в указанной им части подлежит принятию, поскольку не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, выражен в письменном заявлении, последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные статьей 221 ГПК РФ, прокурору Аргаяшского района Челябинской области - Григоренко А.В. понятны. На основании изложенного, решение суда в части принятия отказа от иска и прекращения производства по делу подлежит отмене. Что касается требований в части признания бездействия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, возложения обязанности по разработке и утверждению проекта организации дорожной деятельности и финансированию указанных работ, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Судом первой инстанции установлены и усматриваются из материалов дела следующие фактические обстоятельства по делу. В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 8 устава Ишалинского | ||
4 | ||
сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области к вопросам местного значения Ишалинского сельского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Из информационного письма ОМВД России по Аргаяшскому району Челябинской области от 05 июня 2017 года следует, что по итогам осуществления надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения направлены информационные письма, в том числе и главе Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, о необходимости принять меры по разработке проектов организации дорожного движения (л.д.8-9). Согласно информационному письму ОМВД России по Аргаяшскому району Челябинской области от 14 мая 2018 года главой Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области на основании вышеуказанного письма мер по разработке проекта организации дорожного движения не принято (л.д.10). Установив изложенное, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской», пп. 1 п. 9 Приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», ст. 2, ч. 4 ст. 6, ч. 1, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 3 Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса России от 17 марта 2015 года №43, суд первой инстанции удовлетворил требования в части признания бездействия по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, возложения обязанности по разработке, утверждению проекта организации дорожной деятельности и финансированию указанных работ, указав на отсутствие проекта организации дорожного движения на уличную сеть Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, что не позволяет качественно разрабатывать и внедрять мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения. С вышеуказанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, в связи с чем полагает обжалуемое решение суда в указанной части законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы. | ||
5 | ||
Так, исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии с пунктом 6 части 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 приведенного закона). Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления. Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно которой разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию является одним из видов работ по содержанию автомобильных дорог. Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (часть 2 указанной статьи). Приказом Минтранса России от 17 марта 2015 года N 43 утверждены Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, в пункте 3 этих Правил основными целями и задачами разработки документации по организации дорожного движения указаны, в том числе обеспечение безопасности дорожного движения; упорядочение и улучшение условий дорожного движения транспортных средств и пешеходов. | ||
6 | ||
Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по подготовке (разработке) проектов и схем организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения является обязанностью администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, предусмотренной действующим законодательством. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно соглашению №55, заключенному 28 апреля 2016 года между администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области и администрацией Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, полномочия по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ делегированы администрации Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области. Таким образом, в спорном случае обязанность по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения лежит на администрации Ишалинского сельского поселения, а обязанность по финансированию указанных работ на администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, как и постановлено судом первой инстанции. Довод апелляционной жалобы о том, что судом не приведено нормативное обоснование обязанности администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области проводить финансирование мероприятий по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения и комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть Ишалинского сельского поселения судебной коллегией отклоняется, поскольку в силу прямого указания закона полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами | ||
7 | ||
муниципальных образований, что следует из ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ссылка в жалобе на то, что судом не дана оценка соглашению, заключенному между администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области и администрацией Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, согласно которому полномочия по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ делегированы администрации Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, на правильность постановленного по делу решения суда не влияет по следующим основаниям. Действительно, как следует из представленного соглашения, заключенного 28 апреля 2016 года между МО «Аргаяшский муниципальный район Челябинской области» и МО «Ишалинское сельское поселение Аргаяшского муниципального района Челябинской области», в перечень переданных последнему полномочий вошла дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (п. 2.1.1). Вместе с тем, в соответствии с разделом 3 указанного соглашения финансирование переданных полномочий производится администрацией муниципального района, что также согласуется с положениями ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», содержание которых приведено выше. При этом судебной коллегии не представлено доказательств, позволяющих достоверно установить, что указанное соглашение исполняется, администрацией Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области произведены | ||
8 | ||
работы по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения, а администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области указанные работы профинансированы. Ссылка в жалобе на то, что отдельное финансирование по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на улично-дорожную сеть Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области бюджетом Аргаяшского муниципального района Челябинской области не предусмотрено, финансирование для осуществления переданных вышеуказанных полномочий осуществляется из бюджета Аргаяшского муниципального района Челябинской области согласно утвержденному проекту, на правильность постановленного по делу решения суда не влияет, поскольку обязанность по финансированию указанных мероприятий в силу прямого указания закона возложена на Аргаяшский муниципальный район Челябинской области, более того, такая обязанность возложена на МО «Аргаяшский муниципальный район Челябинской области» вышеуказанным соглашением. Не имеет юридического значения довод жалобы о том, что судом не установлена численность Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, тогда как комплексная схема организации дорожного движения разрабатывается для сетей дорог и (или) их участков границах одного или нескольких муниципальных образований либо их частей с общей численностью населения свыше 10 тысяч человек, поскольку в суде апелляционной инстанции прокурор отказался от требований в отношении разработки, утверждения и финансирования комплексной схемы организации дорожного движения, где указанное обстоятельство является юридически значимым, а судебная коллегия пришла к выводу о принятии отказа от иска и прекращении производства по делу в указанной части. Иных доводов, влияющих на правильность постановленного по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Руководствуясь статьями 39, 173, 326.1, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Принять отказ прокурора Аргаяшского района Челябинской области от исковых требований к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в части признания бездействия по разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения на улично-дорожную сеть незаконным, возложения обязанности на администрацию Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области разработать и утвердить комплексную схему организации | ||
9 | ||
дорожного движения на уличную сеть Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, возложения обязанности на администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области профинансировать мероприятия по разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения на уличную сеть Ишалинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области. В указанной части решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 июля 2018 года отменить, производство по делу прекратить. В остальной части решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения. Председательствующий Судьи | ||
ю | ||