ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-13206/18 от 11.10.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-13206/2018 Судья Лаврова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2018 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Марченко А.А.,

судей Винниковой Н.В., Давыдовой В.Е.,

при секретаре Вернигоровой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка, администрации г. Троицка Челябинской области на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 20 июля 2018 года по иску прокурора г. Троицка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Троицкий Водоканал водоотведение», Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г. Троицка, администрации г. Троицка Челябинской области о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Марченко А.А. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения о правомерности решения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Троицка Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Троицкий Водоканал водоотведение», Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г. Троицка, администрации г. Троицка Челябинской области о возложении обязанности на ООО «Троицкий водоканал водоотведение» и Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка по предоставлению жильцам многоквартирных домов №№ ***Челябинской области и МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка» коммунальной услуги водоотведения, в том числе путем вывоза жидких бытовых отходов из 4 выгребных ям (кессонов) по тарифам, установленным органами государственной власти Челябинской области, до момента подключения указанных объектов к централизованной системе водоотведения,

о возложении обязанности на администрацию г. Троицка Челябинской области спроектировать и построить сети централизованной системы


водоотведения для обеспечения многоквартирных домов №№ ***Челябинской области и МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка» коммунальной услугой водоотведения.

В обоснование исковых требований указано, что на основании постановления главы г. Троицка № 1858 от 09 сентября 2016 года ООО «Троицкий водоканал водоотведение» определено, как гарантирующая организация по водоотведению на территории г.Троицка, за исключением п.Энергетиков. Проведенной проверкой установлено, что в районе п. Гончарка г. Троицка имеются 9 многоквартирных жилых домов (№№***) и МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка» (г.Троицк, ул. Дорожная, 6 «а»), которые подключены к централизованной системе водоснабжения, но не подключены к централизованной системе водоотведения. Канализование стоков указанных многоквартирных жилых домов и МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка» осуществляется по локальной системе водоотведения. Указанные стоки аккумулируются в 4 выгребных ямах (кессонах), расположенных за пределами земельных участков указанных многоквартирных домов. ООО «Троицкий водоканал водоотведение» ранее до августа 2017 года, признавало свою обязанность по вывозу жидких отходов указанных домов и детского сада и плату за вывоз рассчитывало исходя из норматива водоотведения, но прекратило эту деятельность, из-за возникших убытков. С сентября 2017 года ООО «Троицкий водоканал водоотведение» организовало работу по заключению договоров на вывоз жидких бытовых отходов с жителями перечисленных многоквартирных жилых домов в п. Гончарка и детским садом. Стоимость вывоза стоков за 1 мЗ на момент заключения договора составляет 100 рублей. В данном районе возникли перебои с вывозом стоков из вышеперечисленных выгребных ям. Неисполнение ответчиками требований законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории г. Троицка, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Представители ответчиков ООО «Троицкий водоканал водоотведение», администрации г. Троицка, Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области в суде первой инстанции против удовлетворения исковых требований возражали, представитель третьего лица Управления по капитальному строительству администрации г.Троицка Челябинской области в суде первой инстанции также просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд. первой инстанции требования удовлетворил частично, возложил на Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка обязанность организовать

2


предоставление жильцам многоквартирных домов № ***Челябинской области коммунальной услуги водоотведения, в том числе путем вывоза жидких бытовых отходов из 4 выгребных ям (кессонов) до момента подключения указанных объектов к централизованной системе водоотведения, также возложил обязанность на администрацию г. Троицка Челябинской области в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать строительство сети централизованной системы водоотведения для обеспечения многоквартирных домов указанных выше домов и МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка» коммунальной услугой водоотведения, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка просит об отмене решения суда, указывает на то, что централизованная система водоотведения в районе жилых домов отсутствует, имеются выгребные ямы, однако данное обстоятельство не препятствует договорному порядку регулирования отношений. Меняется лишь способ оплаты с регулируемого на нерегулируемый, жители домов свободы в выборе организации, которая будет обеспечивать исполнение услуг. Ссылается на то, что положениями части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуг включает плату за отведение сточных вод. Так как обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на абоненте, процесс откачки из выгребных ям может осуществляться на конкурентной основе по рыночным ценам на основе возмездных договоров, в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность нести бремя оплату за абонентов, выступать посредником между ними и третьими лицами, либо за свой счет вывозить жидкие отходы из выгребных ям. Выражает несогласие со ссылкой суда на то, что вопросы организации водоотведения вытекают из прямых полномочий органов местного самоуправления, возложенных Законом о местном самоуправлении, поскольку Управление является муниципальным казенным предприятием, не является хозяйствующим субъектом, в рассматриваемых правоотношениях будет ненадлежащей стороной. Считает, что требований к администрации г. Троицка также являются незаконными, поскольку из материалов дела видно, что проект централизованной системы водоснабжения разрабатывало Управление по капитальному строительству, которое согласно положению, является юридическим лицом.

Администрация г. Троицка в апелляционной жалобе просит об отмене решения, указывает на то, что доказательства незаконного бездействия администрации и Управления в материалах дела отсутствуют. Нежелание жителей а также управляющей компании, действующей в интересах жителей, вести переговоры с гарантирующей организацией ООО «Водоканал водоотведение», заключить с ней или любой другой организацией договор на

3


вывоз жидких бытовых отходов не является основанием для возложения обязанности вывозить стоки на Управление. Считает, что возложение такой обязанности при том, что указанная обязанность уже выполнена, незаконно. Отмечает, что постановлением администрации запланировано в срок до 2024 года строительство канализационного коллектора от многоэтажной застройки п. Гончарка по ул. Интернациональная до канализационного коллектора на пересечении ул. Тельмана-Седова, протяженностью 1,7 км. Суд, установив всего один год срок для выполнения названных работ, вмешался в деятельность органа местного самоуправления.

Ответчик администрация г.Троицка Челябинской области, третьи лица ООО «ЖКХ - п. Гончарка», Управление по капитальному строительству администрации г. Троицка Челябинской области, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (т.4 л.д.213,218,219,221). Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая требования о возложении обязанности спроектировать сети централизованной системы водоотведения для обеспечения многоквартирных домов №№ ***Челябинской области и МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка» коммунальной услугой водоотведения и по предоставлению жильцам указанных многоквартирных домов и МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка» коммунальной услуги водоотведения в виде вывоза жидких бытовых отходов по тарифам, установленным органами государственной власти Челябинской области, суд первой инстанции установив, что вывоз жидких бытовых отходов не относится к деятельности естественных монополий, а относится к конкурентной деятельности, в отношении которой государственное регулирование не предусматривается, проектно-сметная документация на «Строительство КНС с напорным коллектором в п. Гончарка г. Троицка Челябинской области разработана, получено положительное заключение государственной экспертизы, в связи с чем пришел к выводам, что требования о проектирование сети централизованной системы водоотведения, возложении на ООО «Троицкий водоканал водоотведение» обязанности по оказанию услуг по вывозу жидких бытовых отходов, а также по определению стоимости такой услуги исходя из

4


тарифов, установленных органами государственной власти Челябинской области являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Решение суда не оспаривается в части отказа в удовлетворении требований прокурора г. Троицка Челябинской области, апелляционные жалобы не содержат доводов, оспаривающих решение суда в данной части, поэтому его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии по гражданским делам. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.

Возлагая на администрацию г. Троицка Челябинской области обязанность по строительству в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать строительство сети централизованной системы водоотведения для обеспечения многоквартирных домов и МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка» коммунальной услугой водоотведения и на Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка обязанность организовать предоставление жильцам данных многоквартирных домов коммунальной услуги водоотведения, в том числе путем вывоза жидких бытовых отходов из 4 выгребных ям (кессонов) до момента подключения указанных объектов к централизованной системе водоотведения суд исходил из того, что администрацией г. Троицка должным образом не исполняется возложенная законом на орган местного самоуправления обязанность по организации в границах муниципального образования водоотведения, в частности не принято достаточных мер по решению вопроса об организации предоставления населению услуги централизованного водоотведения, по обеспечению финансирования постройки и последующего ввода в эксплуатацию сетей централизованного водоотведения.

С таким выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, поскольку он сделан без учета установленных по делу обстоятельств, нормы материального права применены неправильно.

Как установлено судом и подтверждается материалами прокурорской проверки, техническими паспортами на многоквартирные дома, а также выкопировкой с топосъемки соответствующей территории, в районе п. Гончарка города Троицка имеются 9 многоквартирных жилых домов (№№ ***) и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Рябинушка» (г.Троицк, ул. Дорожная, 6 «а») (далее МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка»), которые подключены к

5


централизованной системе водоснабжения, но не подключены к централизованной системе водоотведения. Канализование стоков указанных многоквартирных жилых домов и МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка» осуществляется по локальной системе водоотведения, которые аккумулируются в 4 выгребных ямах (кессонах) (т. 1 л.д. 7-32).

Собственником сооружения - канализация п. Гончарка г. Троицка Челябинской области, обслуживающего многоквартирных жилых домов (№№ ***) и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Рябинушка» (г.Троицк, ул. Дорожная, 6 «а») в соответствии с постановлением Главы администрации г. Троицка Челябинской области от 15 октября 2008 года № 1727/1 и передаточного акта от 15 октября 2008 года, составленного между Троицким муниципальным районного и г. Троицком, является муниципальное образование г. Троицк (т.1 л.д.39-41).

Согласно постановления Главы города Троицка от 09 сентября 2016 года №1858 ООО «Троицкий водоканал водоотведение» определено, как гарантирующая организация по водоотведению на территории г.Троицка, за исключением п.Энергетиков, которому на основании договора аренды от 26 августа 2016 года передана канализационные сети п. Гончарка г. Троицка, кессоны (выгребные ямы), расположенные по адресу: Челябинская область г.Троицк, п.Гончарка в объект аренды не входят (т. 1 л.д.42-45).

С учетом положений статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также подпункта «в» пункта 4 раздела II Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, согласно которым необходимым условием для оказания услуг водоотведения является наличие присоединенной внутридомовой инженерной сети к централизованным сетям ресурсоснабжающей организации, жителям спорных многоквартирных домов и МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка», коммунальная услуга по водоотведению гарантирующим поставщиком ООО «Троицкий водоканал водоотведение» не может быть оказана.

Согласно статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 16 указанного

6


Федерального закона являются общей нормой, поскольку устанавливают соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения вопроса местного значения.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, согласно которому под такой программой понимаются документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов

Таким образом, проектирование и строительство инженерных

7


коммуникаций водоотведения должно осуществляться не произвольно, а в соответствии с программой, разработанной на основании генерального плана городского округа, и обеспечивающей согласование ее положений с соответствующими положениями Федерального, межрегионального и регионального уровня.

В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся утверждение схем водоснабжения и водоотведения городских округов.

Как следует из материалов дела, согласно актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения Троицкого городского округа Челябинской области на период с 2014 года по 2024 год (по состоянию на 2019 год), в перечень основных мероприятий по реализации водоотведения включены мероприятия по строительству, в том числе, по строительству канализационных станций и прокладке канализационного коллектора с целью канализировать неохваченные районы г. Троицка, в том числе п. Гончарка (п.4.2 схемы водоотведения) (т.4 л.д.29-144).

Проектной организацией ООО «СиТиПроект» в 2012 году по заказу Управления по капитальному строительству администрации г. Троицка Челябинской области разработана проектно-сметная документация на «Строительство КНС с напорным коллектором в п.Гончарка г.Троицка Челябинской области», получено положительное заключение государственной экспертизы от 28 февраля 2013 года (т.2 л.д. 1-70, т.З л.д.5-217, т.4 л.д.7-19), согласно которому финансирование данного строительства предполагается за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, областного и городского).

В силу статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Администрация города Троицка Челябинской области ввиду отсутствия денежных средств в бюджете города в декабре 2017 года обращалась в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области с просьбой выделения денежных средств на строительство КНС в п. Гончарка.

Согласно письма Министерства строительства от 11.01.2018 года № 102

8


на 2018 год в соответствии с решением Межведомственного совета по Троицкому городскому округу на основании ранее поданной заявки, выделенные средства распределены в полном объеме. Вопрос финансирования вышеуказанных мероприятий может быть рассмотрен при формировании перечня на 2019 год.

27.06.2018 года Администрацией города Троицка Челябинской области направлено письмо Министру строительства и инфраструктуры Челябинской области, о том, что в случае выделения денежных средств в рамках государственной программы «Чистая вода» на 2019 год Администрация Троицкого городского округа гарантирует софинансирование в сумме 1432,61 тыс. рублей из бюджета города, а также целевое освоение до конца 2019 года в том числе «Строительство КНС с напорным коллектором в п.Гончарка г.Троицка Челябинской области» в сумме 932,61 тыс. рублей с приложением протоколов утверждения проектно-сметной документации, заявки о потребностях в средствах для проведения мероприятия по программе «Чистая вода» на 2019 года по Троицкому городскому округу, паспорта строительства приоритетного объекта коммунальной инфраструктуры (т.4 л.д.20-28).

Действующее законодательство Российской Федерации ставит возможность организации водоотведения по средствам централизованной канализации всех территорий городских округов в зависимость от финансирования, поскольку разрешение относящего в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» к компетенции органов местного самоуправления городских округов вопроса местного значения об организации электроснабжения подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.

Поскольку имеется утвержденная в соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» схема водоснабжения и водоотведения Троицкого городского округа Челябинской области, которой предусмотрено строительство КНС с напорным коллектором в п. Гончарка г. Троицка Челябинской области, реализация которой (схемы водоотведения запланирована в срок до 2024 года, то оснований для возложения на администрацию г. Троицка Челябинской области в течении года с момента вступления решения суда в силу обеспечить строительство сети централизованной системы водоотведения домов расположенных в п. Гончарка не имеется, поскольку срок реализации схемы водоотведения не истек, кроме того софинансирование из бюджетов вышестоящих уровней на реализацию данных мероприятий в настоящее время не поступило.

Принимая во внимание отсутствие доказательств необходимости судебного вмешательства в гарантированную Конституцией Российской Федерацией самостоятельность местного самоуправления с целью защиты

9


прав неопределенного круга лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в данной части с вынесением нового об отказе в удовлетворении требований.

Судебная коллегия также полагает подлежащим отмене это же решение в части возложения на Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка обязанности организовать предоставление жильцам данных многоквартирных домов коммунальной услуги водоотведения, в том числе путем вывоза жидких бытовых отходов из 4 выгребных ям (кессонов) до момента подключения указанных объектов к централизованной системе водоотведения исходя из следующего.

В соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет общее имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, согласно которой к такому имуществу относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (пункты 3 и 4).

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 39 ЖК РФ).

Подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), закреплено, что в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

10


Из содержания пункта 26 Перечня следует, что вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории, и вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории, включаются в состав работ по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов и являются одной из обязанностей управляющей организации по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Фактически в данном пункте Перечня конкретизированы работы, выполняемые управляющей организацией в целях надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, установленные подпунктом «д» пункта 11 Правил N 491.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых и жидких бытовых отходов, предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.

Таким образом, в том случае, если септик обслуживает несколько помещений в многоквартирном доме и находится на земельном участке прилегающей к этому дому территории, то данный объект относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Выводы суда о том, что спорные выгребные ямы не относятся к общему имуществу многоквартирных домов, поскольку расположены за границами земельных участков, предназначенных для их эксплуатации, не основаны на материалах дела, поскольку сведения о формировании таких земельных участков в материалы дела не представлены.

Ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах на многоквартирные дома, составленные по состоянию на 1970- 1999 годы не являются документами, подтверждающими границы придомовых территорий, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

Как разъяснено в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от

11


29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

Таким образом, поскольку по своему функциональному назначению спорные 4 выгребные ямы обеспечивают сбор жидких бытовых отходов из помещений соответствующих многоквартирных домов, являются элементами санитарно-технического оборудования, предназначенного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, они в силу закона относятся к общему имуществу нескольких многоквартирных домов.

В силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за пользование жилым помещением (плата за наем); плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги.

Из положений части 4 данной статьи следует, что услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса, согласно которым плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме и устанавливается

12


на срок не менее чем один год.

Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

По смыслу приведенных норм, абонент, объекты капитального строительства которого не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключает договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, в соответствии с которым оплачиваются услуги по сбору и вывозу этих отходов.

Следовательно, если выгребная яма (кессон) обслуживает помещения, находящиеся в двух или более многоквартирных домах, собственники помещений в этих домах на общем собрании должны принять решение о порядке совместного использования данного объекта и определить размер платы за услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов.

Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, регулируются отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, включая вывоз фекальных отходов нецентрализованной канализации. При этом в указанных правоотношениях под исполнителем понимается - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу жидких бытовых отходов по возмездному договору.

Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784

13


Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, соответствующие договоры жителям многоквартирных домов поставщиком таких услуг, в том числе ответчиком ООО «Троицкий Водоканал Водоотведение» заключить предлагалось, контракт 37/1 на откачку, транспортировку, прием и переработку сточных вод из выгребных ям заключен только между ООО «Троицкий Водоканал Водоотведение» и МБДУ «Детский сад №2» (т.1 л.д.84-85), другие лица заключать договор на вывоз жидких бытовых отходов отказались в связи с разногласиями по вопросу расчета объема сточных вод.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения обязанности на орган местного самоуправления городского округа, либо его функциональное подразделение в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка по организации предоставления жильцам данных многоквартирных домов коммунальной услуги водоотведения, в том числе путем вывоза жидких бытовых отходов из 4 выгребных ям (кессонов) до момента подключения указанных объектов к централизованной системе водоотведения, не имеется, таких полномочий у ответчиков нет, равно как и нет полномочий представлять их интересы во взаимоотношениях с третьими лицами, заключая в их интересах соглашения с поставщиками услуг по вывозу жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности собственников помещений в многоквартирных домах, определение условий и выбор поставщика услуги относится к исключительной компетенции общего собрания таких собственников.

С учетом указанного выше, решение суда в части возложения обязанности на Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка обязанности организовать предоставление жильцам данных многоквартирных домов коммунальной услуги водоотведения, в том числе путем вывоза жидких бытовых отходов из 4 выгребных ям (кессонов) до момента подключения указанных объектов к централизованной системе водоотведения, также подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Троицкого городского суда Челябинской области от 20 июля

14


2018 года в части удовлетворения требований прокурора г. Троицка Челябинской области к администрации г. Троицка Челябинской области и I Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области, отменить. В отменной части вынести новое решение.

В удовлетворении требований прокурора г. Троицка Челябинской области к администрации г. Троицка Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г. Троицка о возложении обязанности организовать предоставление жильцам многоквартирных домов № ***Челябинской области МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка» коммунальной услуги водоотведения, в том числе путем вывоза жидких бытовых отходов из 4 выгребных ям (кессонов) до момента подключения указанных объектов к централизованной системе водоотведения, возложении обязанности в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать строительство сети централизованной системы водоотведения для обеспечения многоквартирных домов № ***и МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинушка» коммунальной услугой водоотведения - отказать.

В остальной части это же решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

15