ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-134/2022 от 10.10.2022 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 11-134/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2022 года г. Липецк

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Парахиной Т.В.,

при секретаре Соловьевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке апелляционную жалобу Гаврилиной Ираиды Витальевны на решение и.о. мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского судебного района г. Липецка Фатеевой Ю.Г.от 23 июня 2022 года, которым постановлено:

«Взыскать с Гаврилиной Ираиды Витальевны в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с февраля 2019 года по июль 2021 года в размере 15 145 руб. 70 коп.

Взыскать с Гаврилиной Ираиды Витальевны госпошлину в доход местного бюджета в лице ИФНС России по Октябрьскому округу г. Липецка в сумме 606 руб.»,

УСТАНОВИЛ:

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области обратился с иском к Гаврилиной И.В. о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. В обоснование своих требований истец ссылался на то, что ответчик по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок является собственником помещения по адресу: <адрес>. Данный дом включены в областную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2013 года №528. На основании ст.170 ЖК РФ и в соответствии с Постановлением администрации г.Липецка от 30.04.2014 года №978 «О формировании Фонда капитального ремонта», способом формирования фонда капитального ремонта указанного дома определено перечисление взносов на капитальный ремонт на счет областного оператора. На основании ст.ст. 178,180 ЖК РФ и положений Закона Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» от 08.10.2013 года №211-03 истец является областным оператором, в функции которого входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счетах областного оператора. В нарушение требований закона ответчик свои обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт не исполняет. За период с августа 2018 по июль 2021г. за ответчиком образовалась задолженность по уплате взносов за капитальный ремонт в размере 17571,50 рублей. Указанную сумму задолженности истец просил взыскать с ответчика.

В судебное заседание представитель Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Гаврилина И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду объяснила, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.12.2020г., свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов от 11.12.2020г. В период с августа 2018 г. по 11.12.2020 г. собственником жилого помещения являлся умерший (дата)ФИО1 При переходе права собственности долга по неуплате взносов на капитальный ремонт не имелось. Оплата взносов на капитальный ремонт в спорный период не производилась, так как по состоянию на 01.07.2021 г. отсутствовал лицевой счет в Фонде капитального ремонта общего имущества Липецкой области и не предоставлялись платежные документы.

Мировой судья постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

С принятым решением не согласился ответчик, подав на него апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что судом не учтены возражения по поводу отсутствия лицевого счета за спорный период, то, что истцом не представлены платежные документы по открытому лицевому счету.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Гаврилина И.В. поддержала апелляционную жалобу, просила решение мирового судьи отменить. Суду объяснила, что оплата капитального ремонта должна происходить на основании платежных документов, которых не было. Она понимает, что имеется долг по оплате взносов на капитальный ремонт, но не было платежных документов. Истец проявил халатность и не предъявил платежные документы, лицевой счет для оплаты. Собственниками квартиры стали в 2015 г., квартира принадлежала супругу, в ней проживала она с супругом и дети.

Представитель истца в судебное заседание в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области и возражения на апелляционную жалобу, просил решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов апелляционной жалобы не установлено.

Согласно статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В силу ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

В соответствии с ч. 3 данной статьи, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования такого фонда: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Частью 5 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В соответствии с пунктом 3 и 6 статьи 5 Закона Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» N 211-03 от 08.10.2013 г., решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования областной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (в ред. Закона Липецкой области от 03.03.2014 N 264-03).

Постановлением администрации Липецкой области N 528 от 28.11.2013 г. «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014 - 2043 годы», опубликованным в Липецкой газете N 242 от 17.12.2013 года, определен порядок формирования фонда капитального ремонта.

Таким образом, областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, определила срок реализации права выбора до 17.04.2014 года, в случае, если собственники помещений многоквартирного дома до указанного времени не определили способ формирования Фонда капитального ремонта и не реализовали его, то орган местного самоуправления в течение 10 дней обязан принять решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении таких домов на счете регионального оператора.

Судом из материалов настоящего дела установлено, что Гаврилина И.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>.

Собственники помещений в данном многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 статьи 170 ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта.

Согласно ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Постановлением администрации Липецкой области N 528 от 28.11.2013 г. "Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014 - 2043 годы", определен порядок формирования фонда капитального ремонта. Согласно приложению к данному постановлению в списке значится дом <адрес>.

Постановлением администрации г. Липецка от 30.04.2014 года N 978 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора», опубликованным в «Липецкой газете» 26.11.2014 года N 228, сформирован фонд капитального ремонта общего имущества жилых многоквартирных домов на счете регионального оператора, где собственники помещений не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, или выбранный ими способ не реализован. Согласно приложению к данному постановлению в списке значится дом <адрес>.

Поскольку ответчик, и другие жильцы дома как собственники помещений многоквартирного дома, в установленный законом срок не реализовали выбранный способ формирования фонда капитального ремонта, то орган местного самоуправления вправе был принять вышеуказанное постановление в пределах предоставленных законом полномочий и включить в приложение к постановлению и жилой дом <адрес>.

В системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах не являются налогом, а представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их всостоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. Тем самым обеспечивается фактически индивидуально возмездный характер данных взносов, в связи с чем их установление Жилищным кодексом Российской Федерации само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с предписанием статьи 57 Конституции Российской Федерации (п.5 постановления).

Таким образом, государственные органы на региональном уровне, а органы местного самоуправления - на муниципальном наделены полномочиями по формированию фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта.

Согласно положениям действующего законодательства и учредительным документам Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, Фонд является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве областного оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области. В соответствии с Уставом ФКР, Фонд создан как не имеющая членства унитарная некоммерческая организация, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не обращался с заявлением о вступлении в это общественное объединение не имеют правового значения, т.к. его вступление в Фонд не предусмотрено действующим законодательством.

Доказательств наличия иных аналогичных Фондов и наделения их вышеуказанными полномочиями ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что требования истца являются обоснованными, нарушений прав ответчика в данном случае не установлено.

В силу статьи 173 ЖК РФ собственниками помещений в многоквартирном доме в любое время на основании решения общего собрания может быть изменен способ формирования фонда капитального ремонта дома.

При этом предписание части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации относительно двухлетнего срока (если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации) вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете во всяком случае не должно применяться, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счетерегионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 данного Кодекса, без учета конституционно-правового смысла этого положения, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, притом, что соответствующий факт установлен решением суда и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был (п.8 вышеуказанного постановления).

Согласно постановлению администрации Липецкой области от 16.11.2016 года №467 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области на 2017 - 2019 годы» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт за указанный период в размере 6,5 руб./кв.м., для многоквартирных домов имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше.

Постановлением администрации Липецкой области от 18.12.2019 года №524 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области на 2020 год» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт за указанный период в размере 8,5 руб./кв.м., для многоквартирных домов имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше.

На основании постановления администрации Липецкой области от 18.12.2020 года №692 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области на 2021 год» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт за указанный период в размере 10,0 руб./кв.м., для многоквартирных домов имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше.

В силу ч. 6 ст. 5 Закона Липецкой области «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» N 211-03 от 08.10.2013г., обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов, за исключением случая, установленного частью 7 настоящей статьи.

Вышеуказанное постановление администрации Липецкой области N 528 от 28.11.2013 г. «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014 - 2043 годы», было опубликовано в Липецкой газете N 242 от 17.12.2013 года.

Таким образом, обязанность собственников помещений многоквартирного дома по внесению взносов на капитальный ремонт возникает с сентября 2014 года.

В системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные – в силу публичной значимости соответствующих отношений – Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта в общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям (постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 20216 г. №10-П).

При таких обстоятельствах мировой судья пришел к правильному выводу о том, что доводы ответчика о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области до августа 2021 года не направлял в адрес ответчика квитанций на оплату являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Сам по себе факт отсутствия доказательств выставления ответчику ежемесячных счетов не освобождает ответчика от установленной законом обязанности своевременно уплачивать взносы на капитальный ремонт. Ответчик для исполнения своей обязанности, установленной законом, и, действуя добросовестно и разумно, не лишен был права обратиться к истцу за получением счетов на оплату взносов либо произвести расчет самостоятельно на основании вышеуказанных постановлений администрации Липецкой области, которыми установлен минимальный размер взноса.

Из материалов дела судом установлено, что ответчику было предъявлено требование о взыскании задолженности по вышеназванным взносам с августа 2018 года по июль 2021 года в размере 17521 руб. 50 коп.

Доказательств надлежащего исполнения своей обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за предъявленный период ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

Определением от 29.03.2022 г. судебный приказ от 15.03.2022 г. о взыскании с Гаврилиной И.В. в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области задолженности в размере 17571 руб. 50 коп. за период с августа 2018 г. по июль 2021 г. отменен.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

В п. 17 и 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43"О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

В случае отмены судебного приказа, если не истекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).

При вышеизложенных обстоятельствах мировой судья пришел к верному выводу о том, что период с августа 2018 г. по март 2019 г. находится за пределами сроков исковой давности, и, следовательно, с ответчика Гаврилиной И.В. подлежит взысканию задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> за период с февраля 2019 г. по июль 2021 г. в размере 15 145 руб. 70 коп., исходя из следующего расчета: за период с февраля 2019 г. по декабрь 2019 г. 4447 руб. 30 коп., за период с января 2020 г. по декабрь 2020 г. 6344 руб. 40 коп., за январь 2021 г. по июль 2021 г. 4354 руб. 00 коп., а всего на сумму 15145 руб. 70 коп. Задолженность подлежит взысканию с февраля 2019 г. поскольку начисления за февраль производятся в следующем месяце текущего года.

Доводам ответчика о том, что она не может нести ответственность за прежнего собственника жилого помещения, поскольку является собственником жилого помещения на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.12.2020 г. и свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов от 11.12.2020г. мировым судьей была дана надлежащая оценка.

В силу ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.

Поскольку ответчик принял наследство после смерти ФИО1 и согласно выписки из ЕГРН является собственником жилого помещения. Расположенного по адресу: <адрес>, стоимость которого выше задолженности наследодателя, то, следовательно, несет ответственность по оплате задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию стороны ответчика, изложенную при рассмотрении дела у мирового судьи в качестве доводов возражений относительно заявленных исковых требований, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены мировым судьей при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы судьи, они сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал мировой судья, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований для иной оценки представленным доказательствам не имеется.

Каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, мировым судьей не допущено, правовых оснований для отмены, либо изменения решения мирового судьи и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение и.о. мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского судебного района г. Липецка от 23.06.2021г. по гражданскому делу по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области к Гаврилиной Ираиде Витальевне о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаврилиной Ираиды Витальевны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу с момента его принятия.

Председательствующий

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.10.2022г.