ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-14696/18 от 13.11.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-14696/2018 Судья Лебедева А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Шушкевич О.В., Андрусенко И.Д.,

при секретаре Уржумцевой С.Ю.,

13 ноября 2018 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Копейского городского суда Челябинской области от 27 августа 2018 г. по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска, Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Копейске Челябинской области о признании незаконными решений, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, произвести суммирование ранее учтенного стажа, увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии, перерасчет пенсии и назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, возражения представителей ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Копейске Челябинской области ФИО3 и ФИО4, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска (далее - УПФР в Ленинском районе г.Челябинска), Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Копейске Челябинской области (далее - УПФР в г. Копейске), в котором с учетом уточнения исковых требований просил: признать незаконным решение УПФР в Ленинском районе г.Челябинска о назначении пенсии от 10 августа 2016 г.; признать незаконным решение УПФР в г. Копейске об отказе в перерасчете пенсии путем суммирования стажа по Списку № 2, дающего право на досрочное назначение пенсии, (с периодом обучения и службы в Вооруженных Силах СССР) к стажу в районах Крайнего Севера, признать незаконным решение УПФР в Ленинском районе г. Челябинска об отказе во включении периодов работы от 5 августа 2016 г.; признать незаконным решение УПФР в г. Копейске об

отказе в перерасчете пенсии путем включения в стаж периодов работы с 4 декабря 1992 г. по 15 апреля 1994 г. в качестве *** семейного частного предприятия «Силуэт» (далее - СЧП «Силуэт»); возложить на УПФР в г.Копейске обязанности произвести суммирование ранее учтенного стажа по Списку № 2, дающего право на досрочное назначение пенсии, (с периодом обучения и службы в Вооруженных Силах СССР) к стажу в районах Крайнего Севера, произвести увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании части 4 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сумме равной 50 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона, произвести ФИО1 увеличение отношения заработков, назначить пенсию на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», возложить на УПФР в г.Копейске обязанность произвести перерасчет пенсии путем включения в стаж периодов работы с 4 декабря 1992 г. по 15 апреля 1994 г. в должности *** СЧП «Силуэт»; взыскать с ответчиков в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 25 ООО рублей и на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование иска указал на то, что решением УПФР в Ленинском районе г.Челябинска от 10 августа 2016 г. истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. №651, пункта 3 Правил исчисления периодов работы от И июля 2002 г. №516 пенсионный орган при назначении истцу пенсии обязан был произвести суммирование к стажу в районах Крайнего Севера периодов работы с тяжелыми условиям труда. Однако это не было сделано, в связи с чем пенсия истцу была назначена неправильно. Истец после переезда на новое место жительство обратился в УПФР в г. Копейске с заявлением о перерасчете пенсии, в котором требовал произвести перерасчет пенсии путем суммирования стажа по Списку № 2 к стажу в районах Крайнего Севера, увеличить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с отработкой более 15 лет в районах Крайнего Севера, увеличить коэффициент заработной платы, включить периоды работы в СЧП «Силуэт», произвести оплату разницы невыплаченной части пенсии. Ему было отказано, считает отказы ответчиков незаконными. Полагает, что период работы в СЧП «Силуэт» должен быть включен в страховой стаж, так как указанный период трудовой деятельности подтверждается документально.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО5 исковые требования поддержали.

Представитель ответчика УПФР в г. Копейске ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что пенсия истцу назначена в соответствии с действующим

законодательством. В стаж для назначения пенсии не включен период с 4 декабря 1992 г. по 15 апреля 1994 г. в качестве *** СЧП «Силуэт», так как не представлено доказательств, что в данной организации велась хозяйственная деятельность, производились начисления страховых взносов.

Представитель ответчика УПФР в Ленинском районе г. Челябинска при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Считает, что пенсионный орган при назначении ему пенсии обязан был произвести суммирование к стажу работы в районах Крайнего Севера периода работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2. Указывает, что при суммировании стажей ему положено повышенное отношение заработков свыше 1,2, в связи с этим полагает ошибочными выводы суда о том, что при суммировании стажей в районах Крайнего Севера истца - 3 года 6 месяцев 20 дней и стажа по Списку № 2 - 9 лет 4 месяца 16 дней, стаж в районах Крайнего Севера составил 12 лет 11 месяцев 6 дней, поскольку его стаж при суммировании составляет 17 лет 10 месяцев 5 дней. Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда, изложенную в пункте 4.3 Постановления от 10 июля 2007 г. № 9-П, считает необоснованными выводы суда о том, что не могут быть засчитаны в стаж периоды работы истца в СЧП «Силуэт» с 4 февраля 1992 г. по 15 апреля 1992 г., поскольку неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Кроме того, данный период работы подтверждается документально.

Представитель ответчика УПФР в Ленинском районе г. Челябинска о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от

28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за

15 календарных лет работы на Крайнем Севере.

В силу части 1 статьи 33 Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 и пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период с 1 января 2002 г. до 1 января 2015 г.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и

16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального

закона (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что с 18 мая 2016 г. ФИО1 на основании решения УПФР в Ленинском районе г.Челябинска от 10 августа 2016 г. № 0001 назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статья 30 Федерального закона. В специальный стаж ФИО1 по Списку № 2 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, включены периоды приравненной деятельности - учеба, учитываемая в специальный стаж, в период с 11 июня 1977 г. по 20 июля 1979 г. и служба в армии в период с 31 октября 1980 г. по 9 ноября 1982 г., всего стаж работы по Списку № 2 составил 09 лет 04 месяца 16 дней, с учетом учебы и службы в армии - 14 лет 03 месяца 15 дней. Также у истца имелись периоды работы в районах Крайнего Севера с 15 ноября 1985 г. по 16 января 1986 г. и с 9 июня 1989 г. по 26 октября 1992 г. общей продолжительностью 03 года 06 месяцев 20 дней (л.д. 14-17,88).

Решением УПФР в Ленинском районе г.Челябинска от 5 августа 2016 г. №409123/16 ФИО1 отказано в зачете в страховой и общий трудовой стаж периода с 4 февраля 1992 г. по 15 апреля 1994 г., поскольку факт работы вызывает сомнение (л.д.85).

Решением УПФР в Ленинском районе г.Челябинска от 16 февраля 2017 г. № 0001 выплата пенсии ФИО1 прекращена, распоряжением УПФР в г.Копейске от 24 марта 2017 г. № 199107 пенсионное дело истца поставлено на учет и продлена выплата пенсии (л.д.77-79).

15 июня 2017 г. ФИО1 обратился в УПФР в г.Копейске с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона (л.д.57).

Решением УПФР в г.Копейске № 467507/17 от 21 июня 2017 г. ФИО1 отказано в перерасчете пенсии в виду отсутствия основания для увеличения индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г. (л.д.56).

8 мая 2018 г. ФИО1 обратился в УПФР в г.Копейске с заявлением о признании решения УПФР в Ленинском районе г.Челябинска о назначении пенсии незаконным, перерасчете пенсии путем суммирования стажа по Списку № 2 (с периодом обучения и службы в армии) к стажу в районах Крайнего Севера, увеличения коэффициента заработной платы и фиксированной выплаты, указав, что при включении данных периодов стаж работы в районах Крайнего Севера составил бы 17 лет 25 дней, что давало ему право на назначение пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона и на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона. Также просил включить в общий страховой стаж периоды трудовой деятельности в СЧП «Силуэт» с 4 февраля 1992 г. по 15 апреля 1994 г. (л.д. 28-32).

Согласно ответу УПФР в г.Копейске от 14 июня 2018 г. № Г-164/-08/6104 при определении права ФИО1 на пенсию на дату назначения учтены страховой стаж (по 31 марта 2016 г.) продолжительностью 29 лет 7 месяцев 27 дней, стаж с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 общей продолжительностью 14 лет 3 месяца 15 дней (фактический стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2 составил 9 лет 4 месяца 16 дней). При определении продолжительности стажа на соответствующих видах работ по Списку № 2 период военной службы по призыву с 1 декабря 1980 г. по 9 ноября 1982 г. и период обучения с 1 сентября 1976 г. по 20 июля 1979 г. приравнены к стажу на соответствующих видах работ по Списку № 2. Продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера составляет 03 года 06 месяцев 20 дней. С учетом суммирования периодов работы в районах Крайнего Севера с периодами работы по Списку № 2 в соответствии с нормами действующего законодательства (пункт 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516) продолжительность работы в районах Крайнего Севера составляет 12 лет И месяцев 6 дней, что не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона. Правовых оснований для включения периодов «приравненной» деятельности в стаж на соответствующих видах работ при определении продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера не имеется, поскольку данный порядок исчисления стажа не был предусмотрен законодательством, действовавшим до 1 января 1992 г. Поскольку ФИО1 по состоянию на 1 января 2002 г. не проживал в районах Крайнего Севера, продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера с учетом суммирования со стажем по Списку № 2 на указанную дату составляет 10 лет 08 месяцев 09 дней, страхового стажа 17 лет 10 месяцев 07 дней. В связи с этим право на

применение повышенного отношения заработков при оценке пенсионных прав на 1 января 2002 г. отсутствует. По периоду работы в СЧП «Силуэт» с 4 декабря 1992 г. по 15 апреля 1994 г. пенсионным органом направлен запрос в УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска о предоставлении документов, имеющихся в распоряжении по указанному предприятию, а также справки о периоде уплаты обязательных платежей в Пенсионный фонд (л.д. 33-36).

Из ответа Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г.Челябинска от 9 июня 2016 г. № 12 следует, что отсутствует постановка на учет в качестве страхователя СЧП «Силуэт» (л.д.76). Доказательств постановки на учет в качестве страхователя СЧП «Силуэт» в ином территориальном органе Пенсионного фонда России истцом в суд не представлено.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на основании действующего законодательства для определения стажа работы в районах Крайнего Севера к этим периодам работы могут суммироваться периоды работы, предусмотренные Списком № 2, однако данное правило не распространяется для определения стажа работы в районах Крайнего Севера для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии; суммирование периодов обучения и службы в армии к работе в районах Крайнего Севера законодательством не предусмотрено. При суммировании периодов работы в районах Крайнего Севера и периодов работы по Списку № 2 продолжительность стажа составляет менее 15 лет, что не дает истцу право на назначение пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона, а также на повышение фиксированной выплаты и увеличение отношения заработков.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства.

Впервые суммирование работ с особыми условиями труда и работ в районах Крайнего Севера было введено с 1 января 1992 г. Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно статье 14 которого к работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона (включая работы с тяжелыми условиями труда).

Затем пунктом 1 статьи 28-1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой

пенсии в соответствии с пунктами 7-14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6-9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, суммирование стажей предусмотрено для определения права на досрочное назначение пенсии с зачетом только периодов трудовой деятельности (фактической работы) и прямо предусмотрена невозможность (исключение) суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии.

Согласно пунктов 2-4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: 2) работы с тяжелыми условиями труда; 11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Суммирование периодов работ осуществляется в следующем порядке путем прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 11, - периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следовательно, данными Правилами предусмотрено суммирование только периодов фактической работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, и не предусмотрено суммирование периодов обучения и службы в армии, приравненных по законодательству, действовавшему до 1 января 1992 г., к работе по Списку № 2 (Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий»).

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968

года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Как следует из пояснений истца, военную службу в период с 31 октября 1980 г. по 9 ноября 1982 г. он проходил не в районах Крайнего Севера (л.д.68). Обучался ФИО1 в СГПТУ - 37 г.Челябинска (л.д.116-120).

В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяемого в соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных повышенных размерах.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 г., исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться: лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Однако, доказательств проживания истца в районах Крайнего Севера по состоянию на 1 января 2002 г в суд не представлено, также не доказано наличие у него по состоянию на эту дату стажа работы в районах Крайнего Севера, поэтому отсутствуют основания для применения при расчете пенсии

повышенного размера отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы истца о незаконности решений ответчиков и наличии у пенсионных органов обязанности произвести суммирование к стажу работы в районах Крайнего Севера помимо периодов работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 еще и периодов обучения, службы в армии, приравненных к стажу по Списку № 2, применении повышенного отношения заработков свыше 1,2 и повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии необоснованными и подлежащими отклонению.

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, в учетом суммирования периодов работы в районах Крайнего Севера (03 года 06 месяцев 20 дней) с периодами работы по Списку № 2 (09 лет 04 месяца 16 дней) в соответствии с нормами действующего законодательства продолжительность работы истца в районах Крайнего Севера составляет 12 лет 11 месяцев 06 дней, что менее 15 лет и недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона.

Доводы апелляционной жалобы истца о не согласии с выводами суда об отсутствии оснований для включения в страховой стаж истца периода работы в СЧП «Силуэт» не могут быть приняты во внимание, поскольку из представленных в суд доказательств не усматривается оснований для включения спорного периода в страховой стаж истца.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно трудовой книжке ФИО1 14 декабря 1992 г. принят на работу в индивидуальное частное семейное предприятие «Силуэт» на должность *** (приказ № 1 от 16 апреля 1992 г.), уволен 15 апреля 1994 г. в связи с ликвидацией предприятия (л.д. 18-27).

СЧП «Силуэт» учреждено решением ФИО1, *** от 1 декабря 1992 г., утвержден Устав предприятия, *** избран ФИО1 Постановлением Главы администрации Курчатовского района г. Челябинска от 4 декабря 1992 г. № 1697 зарегистрировано СЧП «Силуэт» (л.д. 139-147).

Согласно актам проверки полноты и своевременности предоставления сведений в налоговые органы о выплатах физическим лицам заработной платы, по налогам, справке к отчету о финансовых результатах и их

использовании, отчету о финансовых результатах и их использовании, акту по результатам документальной проверки расчетов работодателей и иных плательщиков страховых взносов с Пенсионным фондом Российской Федерации, акту проверки правильности удержания полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, удержанных из заработков (доходов) граждан за период с 1992 года по 1995 год СЧП «Силуэт» текущего, депозитного, ссудного, валютного счетов, а также расчетного счета не имеет, статистические коды предприятию не присвоены. Со дня регистрации предприятия и на момент проверки предприятие финансово-хозяйственную деятельность не вело, расчетный счет предприятия не открывался, заработная плата не начислялась и не выплачивалась. При проведении проверок присутствовал истец, как директор СЧП «Силуэт», каких-либо предложений и замечаний не высказывал, что подтверждается его подписями (л.д. 148-163).

Постановлением главы администрации г.Челябинска № 1851 от 29 июня 1995 г. СЧП «Силуэт» ликвидировано и исключено из государственного реестра (л.д. 164-166).

В соответствии с ответом ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области» документы индивидуального семейного частного предприятия «Силуэт» в государственный архив Челябинской области не поступали, в связи с чем сведения о заработной плате ФИО1 за период с 4 февраля 1992 г. по 15 апреля 1994 г. не представляется возможным представить (л.д.71).

Таким образом, совокупностью исследованных судом доказательств не подтверждается работа истца в СЧП «Силуэт» по трудовому договору, получение заработной платы или иного дохода, с которого начислялись и уплачивались страховые взносы, поэтому отсутствуют основания для включения данного периода в страховой стаж. Указанными истцом в апелляционной жалобе документами не подтверждается страховой стаж истца.

Ссылки в жалобе на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 4.3 Постановления от 10 июля 2007 г. № 9-П, согласно которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию, не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящем деле речь идет не об уплате начисленных страховых взносов, а об отсутствии доказательств получения истцом заработной платы СЧП «Силуэт» и соответственно об отсутствии начислений страховых взносов.

Кроме того, необходимо учитывать, что истец занимал должность *** СЧП «Силуэт» и в его обязанности входила постановка предприятия на учет в качестве страхователя в Пенсионный фонд России, обеспечение ведения кадровой и бухгалтерской документации, начисления заработной платы, страховых взносов и налогов, предоставления отчетности в налоговые и пенсионные органы и сдача документов в архив. Следовательно, оснований полагать, что его пенсионные права истца нарушены иным лицом не имеется.

Доводы апелляционной жалобы по существу выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для приятия решения, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Копейского городского суда Челябинской области от 27 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: