ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-147/2021 от 30.09.2021 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 11-147/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 сентября 2021 года г. Липецк

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Корнеевой А.М.,

при секретаре Кобзевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 25 Октябрьского судебного района г. Липецка ФИО2 по гражданскому делу по иску ФИО1 к ООО ГУК «Матырская» о защите прав потребителей, которым постановлено:

«В иске ФИО1 к ООО ГУК «Матырская» о взыскании ранее уплаченных денежных средств за холодную воду, отведение сточных вод, потребляемых в целях содержания общего имущества за период с мая 2018 года по апрель 2021 года в размере 528 рублей 30 копеек, неустойки в размере 528 рублей 30 копеек, компенсации морального вреда в размере 3000 рублей, штрафа в размере 2028 рублей, расходов по оказанию юридических услуг в сумме 3800 рублей, отказать»,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «ГУК Матырская» о защите прав потребителей, указывая на то, что она является собственником квартиры по адресу: <адрес> осуществляется ответчиком ООО «ГУК Матырская», в адрес которого ей оплачивались холодная вода, потребленная при содержании общего имущества (СОИ), отведение сточных вод в целях СОИ, что подтверждается соответствующими платежными квитанциями. Суммы переплат в период с мая 2018 г. по апрель 2021 г. по холодной воде на СОИ составляет 190,86 руб., по отведению сточных вод на СОИ 337,44 руб., итого 528,30 руб. Считает, что взимание этой платы с мая 2018 г. по апрель 2021 г. неправомерно. В соответствии со ст. 1102 ГК РФ ООО ГУК «Матырская» обязано возвратить ей неосновательно приобретенное имущество (деньги). Она обратилась в ООО ГУК «Матырская» 13.04.2021 г. с требованием вернуть денежные средства в связи с переплатой за холодную воду и отведение сточных вод в целях СОИ многоквартирного дома за период с мая 2018 г. по апрель 2021 г. в сумме 528,30 руб., однако в установленный законом срок её требование ООО «ГУК Матырская» не удовлетворила. На 26.05.2021 г. просрочка составляет за период с 23.04.2021 г,- 34 дня. Сумма пени подлежащей взысканию составляет: 528,30 руб. х 3 % х34 дня = 538,87 руб., но эта сумма ограничена в соответствии ч.5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» и «... не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги или общую цену заказа...», поэтому сумма пени составляет 528,30 руб. Моральный вред оценивает на сумму 3000 руб. Исходя из изложенных исковых требований сумма штрафа составляет: (528,30 руб. + неустойка 528,30 руб. + моральный вред 3000 руб.) х 50 % = 2028,30 руб.

Просила суд взыскать с ООО «ГУК Матырская» в её пользу ранее уплаченную сумму за холодную воду, отведение сточных вод, потребляемую в целях содержания общего имущества с мая 2018 г. по апрель 2021 г. в сумме 528,30 руб., неустойку в сумме 528,30 руб., компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., штраф в сумме 2028,30 руб., а всего 6084,90 руб.

В судебное заседание не явилась представитель третьего лица АО «ЛГЭК» ФИО3 по доверенности №179 от 25.12.2018 г., о дне, мести и времени извещена надлежаще и своевременно, представила пояснения на исковое заявление, в котором просила суд рассмотреть дело без участия третьего лица АО «ЛГЭК», пояснив, что ФЗ от 29.06.2015 г. №176-ФЗ внесены изменения в ЖК РФ, в соответствии с которыми плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, отведение сточных вод) включена в состав платы за содержание жилого помещения. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2017 г. Ввиду наличия в спорном жилищном помещении управляющей компании осуществляющей содержание общего имущества дома, начисление на СОИ осуществляет ООО «ГУК Матырская». Информация о порядке и правильности начислений на СОИ у 3-его лица отсутствует.

Суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица АО «ЛГЭК».

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, поддержала все изложенное в исковом заявлении, а также пояснила, что приемников сточных вод в доме нет, это было установлено проверкой ГЖИ и актом обследования, т.е. в предмете акта обследования они искали водоразборные устройства, по факту они нашли спусковые вентили. Согласно ГОСТУ 24856-2014, установлено, что п.5 разновидности арматуры, различают: п.5.1.4 санитарно-техническая арматура - это арматура, которая устанавливается на санитарно- техническое оборудование и п. 5.1.13 спускная арматура - это запорная арматура, предназначенная для сброса рабочей среды из емкостей (резервуаров), систем трубопроводов, т.е. законодательство различает санитарно-техническую арматуру и спускную арматуру, четко прописаны её функции и назначения. В доме комиссией обнаружено на стояках ХВС наличие спускной арматуры. Имеет место ГОСТ на арматуру санитарно-техническую водоразборную, в п.4.1 указано, что в зависимости от назначения водоразборную арматуру подразделяют на санитарнотехническую водоразборную и лабораторную водоразборную. К санитарно-технической водоразборной арматуре, которая должна стоять в её доме относятся смесители и краны, которые дают возможность потребления воды из системы. ГОСТ 19681 -2016 п.3.1, смеситель - это водоразборное устройство, обеспечивающее смешение холодной и горячей воды, а также регулирование её расхода и температуры потребителем. П.3.2 ГОСТ кран - это водоразборное устройство, обеспечивающее получение воды из системы водоснабжения и регулирование расхода воды потребителем. Считает, что спускная арматура не является водоразборной, из неё невозможно набрать воду потребителю, т.е. спускная арматура предназначена для сброса, осушения трубопровода. Имеется свод правил или СНиП, который утв. Приказом МИНСТРОЯ от 17.06.2017 г. №951/пр, согласно которым «Внутренний водопровод и канализация зданий», представляет собой систему трубопроводов и устройств, обеспечивающая присоединение к наружным сетям, подачу воды к санитарно-техническим приборам, технологическому оборудованию и пожарным каналам в границах внешнего контура стен здания, имеющая общее водоизмерительное устройство от наружных сетей водопровода. В её доме находится хозяйственно-питьевой водопровод. П. 5.3.1.1 Свода Правил в зданиях в зависимости от их назначения следует предусматривать системы внутренних водопроводов. П. 5.3.1.2 системы внутреннего водопровода (хозяйственно-питьевого, горячего, производственного, противопожарного) включает вводы в здания, узлы учета потребления холодной и горячей воды, разводящую сеть, стояки, подводки к санитарно-техническим приборам и технологическим установкам, водоразборную, смесительную, запорную и регулирующую арматуру. Все эти особенности включают в себя система водопровода. В п.7.1.4 говорится, что на сетях хозяйственно-питьевого водопровода следует устанавливать запорную, водоразборную, смесительную и термосмесительную арматуру. В данном случае, её интересует смесительная водоразборная арматура, наличие этой арматуры обязательно. П. 7.1.8 в точках водоразбора с холодной и горячей водой следует устанавливать смесители с раздельной подводкой холодной и горячей воды. Если в точке водоразбора используется горячая вода без подмешивания холодной, то установка смесителей не требуется. В её доме точка водоразбора с холодной и горячей водой отсутствует. Смесители должны крепиться к сантехническому оборудованию. В её доме система подачи холодной и горячей воды не предусматривает наличие сантехнического оборудования, водоразборных. Соответственно не имеет конструктивных особенностей для потребления воды в целом для содержания общего имущества. То, что комиссия нашла в подвалах - это стояки транспортирующие воду в квартиры и спускные устройства служащие другим целям. Кроме того, чтобы открыть спускной вентиль, необходимо участок этого трубопровода перекрыть, т.е. чтобы вода не поступала в этот участок трубопровода. Свод правил говорит следующее: п. 16.2 - необходимо обеспечить отсутствие доступа к техническим помещениям, инженерному оборудованию, подвалам, чердакам, неэксплуатируемым крышам зданий (сооружений) лицам, на которых не возложены соответствующие производственные и должностные обязанности, т.е у уборщицы подъезда нет доступа к техническим помещениям, тем более к оборудованию систем водоотведения. В своде правил 54.13330.2016: здания жилые многоквартирные в п. 9.34. указано, что в многоквартирных жилых зданиях в первом, цокольном или подвальном этажах следует предусматривать кладовую уборочного инвентаря, оборудованную раковиной. У них в доме такого помещения нет. Из этого она делает заключение, что краны, смесители должны присутствовать на инженерных сетях с целью потребления воды холодной для производства работ по содержанию общего имущества. В соответствии со Сводом Правил 30.13330.2016 п. 8.1.1 в зависимости от назначения здания и сооружения и предъявляемых требований к отведению сточных вод необходимо предусматривать следующие системы внутренней канализации: бытовую - для отведения сточных вод от санитарно-технических приборов (унитазов, умывальников, ванн, душей и др.); производственную - для отведения производственных сточных вод, в том числе отвод стоков после тушения пожара; объединенную - для отведения бытовых и производственных сточных вод. По п. 8.5.1 в зданиях и сооружениях следует устанавливать санитарно- технические приборы и приемники сточных вод, которые должны быть оборудованы гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающими поступление канализационных газов в помещения.

В её доме имеется хозяйственно-бытовая канализация. Очевидно, что система внутреннего водоотведения её дома также не может считаться системой, по которой из мест общего пользования производится отведение сточных вод потому, что места общего пользования не оборудованы сантехническими приборами и приемниками сточных вод, которые обеспечивают потребление по отведению сточных вод. Обнаруженные ревизионные отверстия на канализационных трубах не отвечает этим требованиям, тем более ревиска - это прочистка. Эти отверстия в трубах предназначены для прочистки засоров канализационной сети.

В постановлении энергетики и тарифов дается пояснение, на основании чего устанавливаются тарифы на общее содержание дома, как устанавливает тариф холодной воды и водоотведения и сюда не входит система водоснабжения и канализация, здесь перечислено только места общего пользования. Согласно п.27 Приложения №1 к Правилам по установлению и определению нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.20006 г. №306, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД, площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны в этом МКД, не принадлежащих отдельным собственникам. Из перечисленных помещений к её дому относится лестницы, т.е. подъезды. Вода расходуется при выполнении работ по содержанию общего имущества относительно этих помещений. Собственно в платежных документах ЛГЭК, указана площадь мест пользования для начисления холодной воды при содержании общего имущества, которая составляет 874,20 кв.м., это площадь подъездов. Тоже самое - в платежных документах ООО « Квадра», потребление на общее имущество 874,20 кв. м. Система водоснабжения холодной и горячей воды, канализация- это отдельная часть общего имущества. В постановлении энергетики оно не значится. У них проводятся следующие работы в подъездах: влажная уборка, подметание подъездов, лестниц. По факту получается им негде брать воду, у них нет водоразборных смесителей, кранов, которые были бы составляющей частью сантехнического оборудования. Приемников сточных вод у них нет. Ревизионные отверстия и спускные краны не отвечают требования законодательства. Через них невозможно потребления воды, тем более эти спускные краны находятся на стыках водоотводов в квартиры.

Истец ФИО1 просила суд иск удовлетворить и взыскать с ООО «ГУК Матырская» в её пользу, ранее уплаченные денежные средства за холодную воду, отведение сточных вод, потребляемые в целях содержания общего имущества с мая 2018 г. по апрель 2021 г. в сумме 528,30 руб., неустойку в сумме 528,30 руб., компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., штраф в сумме 2028,30 руб., а всего 6084,90 руб.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «ГУК Матрыская» по доверенности ФИО4, требования истца не признал, просил суд в иске отказать, пояснив, что 17.06.2021 г. определением суда данное дело было отложено для примирительных процедур (медиация). Медиативное и мировое соглашение между ними не заключено, так как после осмотра подвальных помещений в МКД <адрес>, было установлено, что в доме 7 подъездов. Этим актом было зафиксировано наличие водосбросных кранов, в подвалах МКД, и также имеющихся устройств водоприёмников, т.е. воду можно набрать и соответственно в отверстия ревизионные вылить. Эти отверстия закрываются и они с крышками. Они есть в каждом подвале, в каждом подъезде. У них не было ключа только от одного подъезда №5, что зафиксировано в акте. В осмотренных подвалах имеются 9 водосбросных кранов из сети ХВС, это указано в заключение комиссии. Ревизионные отверстия, через которые можно осуществлять слив воды не фиксировали. Но он сфотографировал 2 отверстия в 7-м и 6-м подъездах. При промывке теплосистем в подъездах, берется вода из системы, и потом эта вода сливается в ревизионные отверстия, т.е. подключаются к разводке отопления, где подается давление, вода (холодная или горячая) используется и шлангом выливается в ревизионное отверстие. Это происходит каждый год. Акт получен истцом и ей сделаны отметки в этом акте. В акте комиссии были выявлены водосборные краны, о которых не знала истец. Утверждает, что потери холодной воды в доме имеются, следовательно они и относятся на СОИ. Позиция ООО «ГУК Матрыская» совпадает с позицией, которую установил в своем заключении представитель Роспотребнадзора, а именно потребление коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, но также включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса, т.е. технически неизбежные и обоснованные потери, обусловленные в том числе техническими параметрами МКД. Считает, что именно об этих потерях и говорит представитель Роспотребнадзора. Потери из холодного водоснабжения осуществляются при промывке, ремонте тех же самых сетей водоснабжения. Если происходит слив воды из системы отопления, это происходит периодически и будет происходить в дальнейшем, в том числе при ремонте труб, замене радиаторов, т.е. если происходит сброс, то водой заполняется система ХВС, т.к. без воды трубы оставлять нельзя, они очень быстро ржавеют.

Также пояснил, что, прочистка канализации может быть с использованием устройства - машины «Посейдон», она прочищается водой, в случае, если невозможно прочистить её с помощью металлического троса, вода используется при этом разная: и холодная и горячая. Доводы истца, о том, что оснований для взыскания указанных денежных средств на СОИ неверно, т.к. отсутствует сантехническое оборудование в подъездах МКД, считает однобоким толкование законодательства.

Представитель ООО «ГУК Матырская» просил суд в иске отказать.

В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по Липецкой области ФИО5, по доверенности от 12.04.2021 г., не явилась, представила заключение по делу в котором пояснила, что ФИО1 (Истец) является собственником жилого помещения по адресу <...>, управление которым осуществляет ООО «ГУК Матырская» (Ответчик). Истец указывает, что Ответчиком коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (холодная вода, отведение сточных вод) не потреблялись, поскольку конструктивные особенности МКД исключают потребление соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, соответственно плата за потребление указанных коммунальных ресурсов взималась неправомерно. 13.04.2021 г. Истцом в адрес Ответчика посредством электронной почты была направлена претензия о возврате излишне уплаченных денежных средств. Требования Истца в добровольном порядке Ответчиком удовлетворены не были. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Липецкой области считает, что при разрешении в судебном заседании спора между гр. ФИО1 и ООО «ГУК Матырская» необходимо учитывать нижеследующее. Ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (Далее - ЖК РФ) установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию (далее - ресурсы), потребляемые при содержании общего имущества в МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ (далее - Минимальный перечень), определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - Норматив). Согласно п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от23.05.2006 г. № 306 (далее - Правила № 306), определение размера расходов, исходя из Норматива, обусловлено необходимостью оплаты нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов (технически неизбежных и обоснованных потерь ресурса во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД), а также оплаты ресурсов, потребляемых при выполнении Минимального перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290. Согласно Минимальному перечню в части горячего и холодного водоснабжения такие расходы в том числе обуславливаются обязательностью проведения влажной уборки тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажной протиркой подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытьем окон, а также обязательной периодической промывкой и очисткой оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД, проведения гидравлических и тепловых испытаний. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила № 491), Правилам № 354, расходы на оплату ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда МКД находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - УК, ТСЖ, ЖК). Исходя из вышеизложенного следует, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей ресурсов при содержании общего имущества при предоставлении потребителям в МКД коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения с использованием внутридомовых инженерных систем. В связи с этим отдельное утверждение перечня ресурсоснабжающего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества МКД, для утверждения Норматива не требуется. В связи с этим для включения в плату за содержание потребителям стоимости соответствующих расходов специальное подтверждение ресурсопотребляющего оборудования и устройств, утверждение перечня конструктивных особенностей многоквартирного дома, перечня ресурсопотребляющего оборудования в составе общего имущества многоквартирного дома не требуется. Таким образом, как следует из буквального толкования приведенных норм, потребление коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, но также включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса, то есть технически неизбежные и обоснованные потери, обусловленные в том числе техническими параметрами многоквартирного дома. Учитывая изложенное выше, Управление Роспотребнадзора по Липецкой области полагает, что требования Истца удовлетворению не подлежат.

В материалах дела имеется ответ заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Липецкой области ФИО6 на запрос суда, в котором он пояснил, что в соответствии с ч.2 ст. 39 Жилищного Кодекса РФ доля обязательных расходов содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. С 01.01.2017 расходы коммунальных ресурсов ьа содержание общего имущества переведены из коммунальных услуг в жилищные услуги, таким образом, плата за коммунальное ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества МКД, пропорциональна гокх-аои жилого помещения. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме". Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме. Отсутствие в местах общего пользования водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования не исключает потребление соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, мировой судья постановил решение резолютивная часть которого изложена выше.

Не согласившись с решением мирового судьи ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение мирового судьи судебного участка № 25 Октябрьского судебного района г. Липецка, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель ООО ГУК «Матыская» по доверенности ФИО4 просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

В соответствии со ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 2 ст.154 ЖК РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 4. ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 9.1 ст. ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 9.2 ст. ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ (далее - Минимальный перечень), определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - Норматив).

Согласно пункту 27 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома,): площади межквартириых лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам. Согласно пункту 17 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, при определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

Согласно п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от23.05.2006 Г. № 306 (далее - Правила № 306), определение размера расходов, исходя из Норматива, обусловлено необходимостью оплаты нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов (технически неизбежных и обоснованных потерь ресурса во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД), а также оплаты ресурсов, потребляемых при выполнении Минимального перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290. Согласно Минимальному перечню в части горячего и холодного водоснабжения такие расходы в том числе обуславливаются обязательностью проведения влажной уборки тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажной протиркой подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытьем окон, а также обязательной периодической промывкой и очисткой оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД, проведения гидравлических и тепловых испытаний. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила № 491), Правилам № 354, расходы на оплату ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда МКД находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - УК, ТСЖ, ЖК).

Судом установлено, что с января 2013 года, ООО «ГУК Матырская» является управляющей компанией в МКД <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 48 АВ №733271, квартира № 27, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1, дата государственной регистрации права 04.12.2009 г.

Стоимость содержания и ремонта общего имущества МКД № <адрес> была определена приложением № 2 к протоколу № 1 внеочередного общего собрания собственников помещения от 25.07.2018 года - 14,49 руб./м2. ООО « ГУК Матырская» указанный тариф применяет с августа 2018 года.

Истцом решение общего собрания не оспаривалось.

Согласно подтверждениям платежа ПАО Сбербанк, находящимся в материалах дела, истцом ФИО1 за период с мая 2018 г. по апрель 2021 г. в полном объеме оплачены все квитанции выставленные ей ООО «ГУК Матырская» за оказание коммунальных услуг, что подтверждал в судебном заседании и представитель ответчика.

Как следует из пояснений представителя ответчика и представленного им акта обследования от 13.07.2021 г. комиссией в составе работников: ведущего инженера ООО «ГУК «Матырская» ФИО7, мастера ООО «ГУК «Матырская» ФИО8, ведущего юрисконсульта ООО «ГУК «Матырская» ФИО4 в присутствии собственников квартир МКД №<адрес> собственников 27 ва ФИО1, кв.4 ФИО9 был произведен осмотр подвальных помещений МКД <адрес> на предмет наличия на общедомовой сети ХВС в подвальных помещениях МКД, водоразборных кранов, из которых происходит потеря питьевой воды при произведении обслуживания МКД.

Согласно данному акту всего в осмотренных подвалах имеется 9 кранов на сброс воды из сети ХВС. Количество ревизионных отверстий, через которые возможен слив воды, не фиксировалось. (л.д.95-97). Из пояснений представителя ответчика и представленных фото имеются 2 ревизионных отверстия, через которые можно осуществлять слив воды: 7 и 6 подъезд (л.д. 101,105).

Таким образом, ООО ГУК «Матырская» правомерно производило начисления размера платы на содержание и ремонт жилья истцу ФИО1 в размере 14,49 руб. на кв.м, ежемесячно в указанный истцом период, а именно за отведение сточных вод, используемые в целях содержания общего имущества в размере 0,14 руб. на кв.м, ежемесячно, холодную воду, используемую в целях содержания общего имущества в размере 0,08 кв.м.

Указанная услуга включена в перечень работ и услуг по управлению МКД решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Решение общего собрания собственников помещений многоквартирном доме, согласно ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ, является обязательным для всех собственников помещений в доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Доводы ФИО1 о том, что с нее взысканы денежные средства, начисленные за указанный в иске период за холодную воду и водоотведение при содержании общего имущества МКД неправомерно и подлежат взысканию с ответчика, поскольку в доме в местах общего пользования: в подъездах, подвалах отсутствует именно сантехническое оборудование основаны на неверном толковании закона, опровергаются вышеперечисленными нормами законодательства Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Из акта обследования от 13.07.2021 г. МКД <адрес> следует, что в подвалах дома имеются водоразборные краны, из которых, как пояснял в судебном заседании представитель ответчика ФИО10 возможен забор воды для технологических нужд, потери возникают при периодическом заполнении системы холодного водоснабжения, после слива воды по техническим нуждам, при промывки канализации, имеются ревизионные отверстия для водоотведения, слива воды.

Мировой судья согласился с заключением по делу Управления Роспотребнадзора по Липецкой области, согласно которому исковые требования удовлетворению не подлежат и основанному на анализе норм действующего законодательства и Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, и согласно которому для включения в плату за содержание потребителям стоимости соответствующих расходов специальное подтверждение ресурсопотребляющего оборудования и устройств, утверждение перечня конструктивных особенностей многоквартирного дома, перечня ресурсопотребляющего оборудования в составе общего имущества многоквартирного дома не требуется. Потребление коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, но также включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса, то есть технически неизбежные и обоснованные потери, обусловленные в том числе техническими параметрами многоквартирного дома. Истца удовлетворению не подлежат.

Данная позиция аналогична сообщению Государственной жилищной инспекции Липецкой области по данному делу, из которого следует, что если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме. Отсутствие в местах общего пользования водоразборных устройств и санитарнотехнического оборудования не исключает потребление соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.

Мировой судья пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО ГУК «Матырская» о взыскании ранее уплаченных денежных средств за холодную воду, отведение сточных вод, потребляемых в целях содержания общего имущества за период с мая 2018 года по апрель 2021 года в размере 528 рублей 30 копеек, неустойки в размере 528 рублей 30 копеек, компенсации морального вреда в размере 3000 рублей, штрафа в размере 2028 рублей, расходов по оказанию юридических услуг в сумме 3800 рублей.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы мирового судьи, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда. Доводы апелляционной жалобы были заявлены стороной истца как основания заявленных исковых требований, оценка им дана при принятии решения мировым судьей.

Каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, мировым судьей не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, суд

определил:

Решение мирового судьи судебного участка № 25 Октябрьского судебного района г. Липецка ФИО2 от 19 июля 2021 года по гражданскому делу по ФИО1 к ООО ГУК «Матырская» о защите прав потребителей оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Председательствующий А.М. Корнеева

Мотивированное апелляционное определение составлено 07 октября 2021 года

Председательствующий А.М. Корнеева