Дело№ 11-14804/2018 | Судья Бабина К.В. | ||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 декабря 2018 года г. Челябинск Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Галимовой P.M., судей Давыдовой Т.И., Андрусенко И. Д. при секретаре Уржумцевой С.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Озерского городского суда Челябинской области от 13 августа 2018 года по иску ФИО1 к Челябинской таможне о признании незаконными действий, перерасчете выплат при увольнении. Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ответчика Челябинской таможни - ФИО2, ФИО3, возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Челябинской таможне о признании незаконным отзыва Челябинской таможней из Уральского таможенного управления предложения о постановке ФИО1 на учет для получения единовременной субсидии; возложении обязанности повторно направить предложение; произвести доплату денежного содержания за март 2018 года в размере 5250,97 рублей; взыскании суммы 798 147,44 руб. в связи с неправильным начислением денежного содержания за время нахождения истца в командировке и неправильным применением районного коэффициента за весь период исполнения обязанностей истца; взыскании 73 698,30 рублей в связи с неприменением районного коэффициента к выплатам материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску; взыскании 218 712,12 руб. в связи с начислением материальной помощи без учета оклада за классный чин истца; взыскании 78 343,96 рублей в связи с неправильным начислением выплаты за 4 месяца при увольнении; взыскании 24 628 рублей в связи с неправильным начислением компенсации за отпуск; возложении обязанности выдать новую справку для службы занятости о среднем заработке в размере 54 678,03 руб. с учетом выплат согласно п. 6 Правил № 562; взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей; возложении обязанности | |||
произвести единовременную выплату к ежегодному отпуску с учетом районного коэффициента (л.д. 4-5, 86-91). В обоснование иска истец указал, что проходил службу в Челябинской таможне, приказом Челябинской таможни от 27 марта 2018 г. уволен с 02 апреля 2018 г. с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей. После увольнения ответчик отозвал предложение о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Считает действия ответчика незаконными, так как он имеет необходимый для постановки на учет стаж службы 12 лет, а увольнение на жилищные права не влияет. Кроме того, ответчик недоначислил ему денежное содержание. Истец ФИО1 и его представитель ФИО4 судебном заседании настаивали на удовлетворении иска. Представитель ответчика Челябинской таможни-ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока обращения в суд (л.д. 98-106). Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано. В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. Указывает, что вывод суда об обязанности комиссии принимать решение о постановке истца на учет только в случае прохождения истцом государственной гражданской службы на дату принятия комиссией решения не основан на нормах права и не согласуется с п. 10 постановления Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения"; в решении суда отсутствуют мотивы, по которым судом не принято решение по исковому требованию о понуждении ответчика произвести единовременную выплату к отпуску с учетом районного коэффициента, хотя стороны давали объяснения по этому требованию; суд признал правомерным выплату материальной помощи к отпуску в размере должностного оклада, а не в размере оклада денежного содержания со ссылкой на Приказ ФТС РФ и не принял во внимание статьи 46,50-51 Закона №79-ФЗ; суд признал правомерным неначисление районного коэффициента на ежеквартальную премию и другие виды материального стимулирования, не учитывая, что они входят в систему оплаты труда служащих таможни; установив факт нахождения истца в командировке (1 день в марте 2018 г.) суд признал обоснованным уменьшение оклада за этот день, что противоречит закону; суд признал | ||
2 | ||
обоснованным невключение в расчет компенсационных выплат за 4 месяца при увольнении всех выплат, составляющих средний заработок по Закону «О ЗАТО», в том числе премий, входящих в состав денежного содержания, что противоречит п. 2 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007г. № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; суд необоснованно не применил нормы данного постановления Правительства РФ при проверке действий ответчика о начислении компенсации за отпуск. В дополнении к апелляционной жалобе ФИО1 указывает, что суд при разрешении спора не применил ч.3 ст. 13 Закона "О занятости населения в РФ", согласно которой гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата работников организации гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий); в нарушение ч. 10 ст.50 Закона №79-ФЗ суд учитывал состав денежного содержания истца без выплат материального стимулирования. В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Челябинская таможня просит оставить апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения (л.д. 197-207). Истец ФИО1 и его представитель ФИО4 о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены: истец - посредством смс-уведомления при наличии в деле согласия на такой способ извещения (л.д. 10, 234), представитель-заказной почтовой корреспонденцией с обратным уведомлением о вручении (л.д. 236), в суд апелляционной инстанции не явились, причины неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие. Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ). Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского регулируются специальным законодательством - Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно ч. 4 ст. 53 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определенных | ||
3 | ||
условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.п. «б» п.1 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) федеральным государственным гражданским служащим (далее -гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба). Для получения единовременной выплаты гражданский служащий при наличии оснований, указанных в пунктах 2 или 3 настоящих Правил, и при соблюдении условия, установленного пунктом 2(1) настоящих Правил, принимается на учет в федеральном государственном органе: б) с 1 января 2017 г. - при условии замещения гражданским служащим должностей гражданской службы не менее 3 лет. Принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа-в случае наделения его такими полномочиями) в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов о предоставлении гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы (далее -комиссия) или в ее территориальную подкомиссию (при наличии такой подкомиссии, а также в случае прохождения гражданской службы в территориальном органе федерального государственного органа). В заявлении должно быть указано, что по прежним местам прохождения гражданской службы (военной службы и государственной службы иных видов, муниципальной службы) единовременная выплата (субсидия, единовременная социальная выплата, иная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, указанные в пункте 2(1) настоящих Правил) не предоставлялась (п.6 Правил). Решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее | ||
4 | ||
получения принимается комиссией (территориальной подкомиссией) не позднее чем через 2 месяца после подачи гражданским служащим заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, оформляется протоколом комиссии (территориальной подкомиссии) и утверждается правовым актом федерального государственного органа либо территориального органа федерального государственного органа (п. 7 Правил). Подпунктом «д» п. 19 Правил предусмотрено, что гражданский служащий снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае увольнения с гражданской службы (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил). Согласно п.8 Правил в случае если несколько членов одной семьи являются гражданскими служащими одного (различных) федерального государственного органа, на учет для получения единовременной выплаты принимается один из членов семьи (по их выбору). В случае увольнения с гражданской службы, смерти или признания судом безвестно отсутствующим либо умершим гражданского служащего, состоящего на учете, учетное дело переоформляется на другого члена семьи, проходящего гражданскую службу, при наличии одного из оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, наличии стажа гражданской службы, продолжительность которого установлена подпунктами "а" и "б" пункта 1 настоящих Правил, и соблюдении условия, установленного пунктом 2(1) настоящих Правил. В соответствии с пунктом 1 Приказа Федеральной таможенной службы России от 18 ноября 2010 г. № 2163 «О создании в таможенных органах Российской Федерации подкомиссий для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» в региональных таможенных управлениях (РТУ), таможнях, расположенных в регионе деятельности РТУ созданы подкомиссии для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Согласно статье 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1). Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему | ||
5 | ||
классным чином гражданской службы (далее-оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2). Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч.3). Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч.4). К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5). Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (ч.б). Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя (ч.7). Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (ч.8). | ||
6 | ||
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (ч.9). Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч.10). По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации (ч.14). Статьей 51 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (чЛ). При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2). | ||
7 | ||
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3). Представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 настоящей статьи (ч.4). В государственных органах, в которых оплата труда гражданских служащих производится в соответствии с частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона, фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа. Иные условия формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих могут устанавливаться федеральными законами (ч.5). Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч.б). Порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи (ч.7). Материальная помощь выплачивается в соответствии Положением о порядке выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденным приказом ФТС России от 23 июня 2014 г. № 1163. Пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что материальная помощь гражданскому служащему выплачивается один раз в календарном году в размере одного оклада, установленного в соответствии с замещаемой им должностью, по его заявлению при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск либо в другое время на основании письменного распоряжения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного. В случае разделения ежегодного оплачиваемого отпуска на части материальная помощь выплачивается при предоставлении любой из частей указанного отпуска по желанию гражданского служащего. | ||
8 | ||
Гражданскому служащему, не получившему материальную помощь в течение календарного года, выплата материальной помощи производится в декабре календарного года на основании приказа таможенного органа. Материальная помощь не выплачивается гражданским служащим: а) находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора или трех лет; б) уволенным из таможенных органов и получившим материальную помощь в текущем календарном году и вновь принятым в этом же году на службу в таможенные органы. Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что для расчета суммы материальной помощи принимаются размеры оклада в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы и оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы, установленные на день ее выплаты. Пунктом 7 указанного Положения предусмотрено, что выплата материальной помощи производится в пределах денежных средств, доведенных таможенным органам лимитами бюджетных обязательств на оплату труда гражданских служащих. Районный коэффициент в соответствии с частью 9 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» применяется 1,3 в ЗАТО г. Озерск Челябинской области для следующих выплат: должностной оклад; оклад за классный чин; ежемесячные надбавки за выслугу лет; ежемесячные надбавки за особые условия гражданской службы; ежемесячные надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь. Статьей 11 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 18 июля 2005 г. № 813 при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируются сохранение должности гражданской службы и денежного содержания. Порядок исчисления денежного содержания гражданского служащего за период нахождения в служебной командировке определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 г. № 562. | ||
9 | ||
За весь период нахождения в служебной командировке гражданскому служащему сохраняется денежное содержание как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание за период командировки определяется исходя из оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат (надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия гражданской службы, процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и ежемесячного денежного поощрения) (п. 5 Правил 562), для всех составляющих применяется районный коэффициент (п.4 Правил 562). В силу части 8 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Согласно части 17 статьи 70 указанного Закона сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом. В силу ст.392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. | ||
10 | ||
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Таким образом, по настоящему спору применяются сроки обращения в суд, предусмотренные статьей 392 Трудового кодекса РФ. Как следует из материалов дела, ФИО1 27 июня 2005 г. принят в Челябинскую таможню и назначен на должность ***(л.д. 26). 23 октября 2015 г. на основании приказа начальника Челябинской таможни *** ФИО1 был назначен на должность ******(л.д. 27), а с 31 марта 2016 г. на основании приказа и.о. начальника Челябинской таможни *** назначен на должность *** (л.д. 28). Приказом Челябинской таможни ***от 26 апреля 2017 г. (л.д. 111) в период с 15 мая 2017 г. по 09 июня 2017 г. ФИО1 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с выплатой единовременной выплаты к отпуску в сумме 12112 руб. (должностной оклад 4541 руб. и оклад за классный чин 1515 руб. в двойном размере) и материальной помощи (в размере одного должностного оклада 4541 руб.). Приказом Челябинской таможни ***от 13 марта 2018 г. (л.д. 109) ФИО1 в связи со служебной необходимостью и в соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ командирован 15 марта 2018 г. в г.Челябинск. 14 февраля 2018 года ФИО1 обратился в Подкомиссию Челябинской таможни для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Челябинской таможни единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, приложив к нему необходимые документы (л.д. 35-53). Как следует из протокола заседания Подкомиссии по рассмотрению заявления о постановке на учет для получения единовременной субсидии для приобретения жилого помещения № 02/2018 от 05 марта 2018 г. (л.д. 56-59) на заседании Подкомиссии принято решение направить в комиссию | ||
11 | ||
Уральского таможенного управления для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предложение о постановке ФИО1 на учет для получения единовременной субсидии в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил. 07 марта 2018 г. № 10-29/029949 в Уральское таможенное управление направлен пакет необходимых документов (л.д.59-60). 19 января 2018 г. ФИО1 вручено уведомление начальника Челябинской таможни о сокращении должности ***с 03 апреля 2018 г. Истец предупрежден о возможном освобождении от замещаемой должности и увольнении 02 апреля 2018 г. с государственной гражданской службы Российской Федерации (л.д. 29). Приказом и.о. начальника Челябинской таможни *** от 27 марта 2018 г. (л.д. 33) ФИО1 уволен с замещающей должности в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе со 02 апреля 2018 г. по пункту по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». ФИО1 подлежит выплате денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания; денежная компенсация за 30 неиспользованных календарных дней ежегодного основного оплачиваемого отпуска, 7 неиспользованных календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период службы с 27 июня 2017 г. по 02 апреля 2018 г.; материальная помощь в размере одного должностного оклада; премия за выполнение особо важных и сложных заданий за апрель 2018 г. 03 апреля 2018 года Подкомиссией Челябинской таможни проведено заседание (протокол № 04/2018 от 03 апреля 2018 г.), в ходе которого принято решение об отзыве из комиссии Уральского таможенного управления предложения Челябинской таможни о постановке на учет для получения единовременной субсидии в связи с утратой ФИО1 статуса федерального государственного гражданского служащего (л.д. 63-64). О решении Подкомиссии Челябинской таможни истец был уведомлен письмом, направленным в его адрес 03 мая 2018 г. (л.д. 67). Письмом от 23 апреля 2018 г. Уральским таможенным управлением пакет документов, предоставленный ФИО1 был возвращен в Челябинскую таможню без рассмотрения (л.д. 70). | ||
12 | ||
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска о признании незаконным отзыва Челябинской таможней из Уральского таможенного управления предложения о постановке ФИО1 на учет для получения единовременной субсидии; возложении обязанности повторно направить предложение, суд исходил из того, что в связи с освобождением от замещаемой должности и увольнением с федеральной государственной гражданской службы истца, им был утрачен статус федерального государственного гражданского служащего; в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 Приказа ФТС России от 18 ноября 2010 г. № 2163 решение о постановке, об отказе в постановке или о снятии с учета для получения единовременной выплаты принимается комиссией Уральского таможенного управления в отношении гражданских служащих, проходящих службу в структурных подразделениях РТУ, в таможенных органах, подчиненных РТУ, поэтому решение подкомиссии Челябинской таможни от 03 апреля 2018 г. об отзыве из комиссии Уральского таможенного управления предложения Челябинской таможни о постановке на учет для получения единовременной субсидии ФИО1 является законным, не противоречит указанным выше требованиям нормативных актов. Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными. Довод апелляционной жалобы истца о том, что вывод суда об обязанности комиссии принимать решение о постановке истца на учет только в случае прохождения истцом государственной гражданской службы на дату принятия комиссией решения не основан на нормах права и не согласуется с п. 10 постановления Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, не состоятелен, так как в силу пункта 19 «д» Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63, государственные служащие, поставленные на учет, снимаются с учета для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в случае увольнения со службы, независимо от оснований увольнения, за исключением только случаев, указанных в пункте 8 Правил (при наличии членов семьи, проходящих государственную гражданскую службу). В отношении истца комиссией Уральского таможенного управления не было принято решение о постановке его на учет, срок для принятия такого решения не истек, когда Челябинской таможней было отозвано предложение о постановке истца на учет. Поскольку истец был уволен, то у ответчика имелись законные основания для отзыва предложения о постановке истца на учет. Пункт 10 Правил, на который ссылается истец, предусматривает, что представленные в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил заявление | ||
13 | ||
гражданского служащего и документы подлежат рассмотрению комиссией (территориальной подкомиссией). Дата приема документов отражается в регистрационном журнале комиссии (территориальной подкомиссии). Гражданскому служащему выдается справка о дате приема его заявления и документов. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия (территориальная подкомиссия) возвращает их гражданскому служащему с указанием причин возврата. Таким образом, положений, предусматривающих обязанность комиссии ставить на учет уволенного гражданского служащего, нормативные акты не содержат. В связи с изложенным оснований признания действий ответчика по отзыву предложения из Уральского таможенного управления незаконными у суда не имелось. Доводы дополнений к апелляционной жалобе истца о том, что суд при разрешении спора не применил ч.З ст. 13 Закона "О занятости населения в РФ", согласно которой гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата работников организации гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий); не состоятельны, так как данным Законом не регулируются вопросы предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Разрешая спор в части исковых требований о возложении на ответчика обязанности произвести доплату денежного содержания за март 2018 года в размере 5250,97 рублей; взыскании суммы 798 147,44 руб. в связи с неправильным начислением денежного содержания за нахождение истца в командировке и неправильным применением районного коэффициента за весь период исполнения обязанностей истца; взыскании 73 698,30 рублей в связи с неприменением районного коэффициента к выплатам материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску; взыскании 218 712,12 руб. в связи с начислением материальной помощи без учета оклада за классный чин истца за весь период службы, отказывая в удовлетворении данных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик правильно исчислил размер денежного содержания истца за март 2018 года, в том числе одного дня командировки, при этом был начислен и районный коэффициент 30%, предусмотренный для закрытого территориального образования г.Озерск, учтено количество отработанных смен - 20, в том числе командировочный день; расчет истца за 1 день командировки в сумме 5250,97 руб., умноженный на 152 месяца службы в таможне и образующий сумму 798 147,44 руб., не подлежал применению ответчиком; при расчете материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску по приказу № | ||
14 | ||
727-км от 26 апреля 2017 г. о предоставлении истцу отпуска был учтен районный коэффициент 30%; материальная помощь подлежала исчислению только из должностного оклада, без учета оклада за классный чин в силу статей 50,51 Закона РФ № 79-ФЗ и приказа ФТС России от 23 июня 2014 г. № 1163; истцом пропущен срок обращения в суд по требованиям о взыскании заработной платы за период с 27 июня 2005 г. по 02 июля 2017 г. Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными. Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд признал правомерным выплату материальной помощи к отпуску в размере должностного оклада, а не в размере оклада денежного содержания со ссылкой на Приказ ФТС РФ и не принял во внимание статьи 46,50-51 Закона №79-ФЗ; суд признал правомерным неначисление районного коэффициента на ежеквартальную премию и другие виды материального стимулирования, не учитывая, что они входят в систему оплаты труда служащих таможни; установив факт нахождения истца в командировке (1 день в марте 2018 г.) суд признал обоснованным уменьшение оклада за этот день, что противоречит закону; не состоятельны ввиду следующего. Как следует из расчетных листков истца, районный коэффициент 30% ему начислялся на все составляющие денежного довольствия, на что обоснованно указал суд в решении и привел подробно все составляющие денежного содержания. Уменьшения оклада на один день нахождения в командировке не было установлено судом, судом в решении приведен подробный расчет командировочных, обоснованный ссылкой на Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 г. № 562, и как было указано выше, расчет истца этого командировочных путем умножения суммы командировочных на 152 месяца службы в таможне не предусмотрен законодательством. В силу п.6 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" к дополнительным выплатам относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Согласно части 8 статьи 50 указанного Закона порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя. Согласно пункту 7 части 2 статьи 51 указанного Закона РФ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих | ||
15 | ||
сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи-в размере трех окладов денежного содержания. Таким образом, данный Закон РФ не устанавливает, из каких составляющих подлежит выплате материальная помощь, а содержит отсылочные нормы на положение, утвержденное представителем нанимателя. Порядок начисления материальной помощи урегулирован Положением о порядке выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы России от 23 июня 2014 года № 1163. Пунктом 2 Положения предусмотрено, что материальная помощь гражданскому служащему выплачивается один раз в календарном году в размере одного оклада, установленного в соответствии с замещаемой им должностью, по его заявлению при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск либо в другое время на основании письменного распоряжения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного. В случае разделения ежегодного оплачиваемого отпуска на части материальная помощь выплачивается при предоставлении любой из частей указанного отпуска по желанию гражданского служащего. Гражданскому служащему, не получившему материальную помощь в течение календарного года, выплата материальной помощи производится в декабре календарного года на основании приказа таможенного органа. В случае смерти гражданского служащего материальная помощь, не полученная им в год смерти, выплачивается его наследникам в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Материальная помощь не выплачивается гражданским служащим: а) находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора или трех лет; б) уволенным из таможенных органов и получившим материальную помощь в текущем календарном году и вновь принятым в этом же году на службу в таможенные органы. Ссылок на то, что размер материальной помощи должен исчисляться не только из оклада по должности, но и оклада за классный чин, данное Положение не содержит. Предусмотренное пунктом 7 части 2 ст.51 Закона РФ № 79-ФЗ положение не означает, что материальная помощь к отпуску должна состоять из оклада денежного содержания, а не оклада по должности. | ||
16 | ||
Статья 46 указанного Закона № 79-ФЗ, пункт 11 которой предусматривает единовременную выплату в размере двух месячных окладов денежного содержания при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год, не содержит положений о выплате такой компенсации в случае, когда отпуск не предоставляется. В данном случае за последний год работы у ответчика истцу выплачена денежная компенсация за неиспользованные дни отпуска, сам отпуск не предоставлен в связи с увольнением истца, поэтому обязанности у представителя нанимателя по выплате компенсации в размере двух месячных окладов денежного содержания не возникло. Довод апелляционной жалобы истца о том, что в решении суда отсутствуют мотивы, по которым судом не принято решение по исковому требованию о понуждении ответчика произвести единовременную выплату к отпуску с учетом районного коэффициента, хотя стороны давали объяснения по этому требованию, не является основанием к отмене решения суда в связи с изложенным выше, суд данное требование рассмотрел, отказав в его удовлетворении, что следует из резолютивной и описательной частей решения. Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании 78 343,96 рублей в связи с неправильным начислением выплаты за 4 месяца при увольнении; взыскании 24 628 рублей в связи с неправильным начислением компенсации за отпуск, суд исходил из того, что районный коэффициент 30% был начислен ответчиком, расчет компенсации при увольнении и компенсации за отпуск при увольнении произведен правильно, соответствует постановлению Правительства РФ от 06 сентября 2007 г. № 562. Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности по выдаче справки о размере дохода, взыскании компенсации морального вреда, суд исходил из того, что права истца ответчиком нарушены не были. Вместе с тем, суд не учел, что при расчете данных сумм компенсаций ответчик не учитывал в расчетах суммы материального стимулирования, выплаченные истцу. Так, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. | ||
17 | ||
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила). Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил. Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил). Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" -"г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, | ||
18 | ||
предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил). В силу пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока,-в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания,-в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей, компенсации за неиспользованный отпуск. Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи | ||
19 | ||
с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N238-7. Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований ФИО1 следовало учесть содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения. Указанное не было учтено судом первой инстанции. В связи с чем данные выводы суда привели к вынесению неправильного решения в части, поэтому решение суда в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 о взыскании задолженности по выплате компенсации за отпуск при увольнении, компенсации при увольнении в силу п.2 ст.328 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения о взыскании задолженности. Как следует из представленных суду апелляционной инстанции Челябинской таможней расчетов (л.д. 238-243), сумма начисленной ФИО1 компенсации четырехмесячного денежного содержания составила 145 084,16 руб., сумма этой же компенсации, рассчитанная с учетом выплат единовременных поощрений из средств материального стимулирования составит 159 514,50 руб. (разница - 14 430,34). Сумма компенсации за неиспользованный отпуск с учетом выплат единовременных поощрений из средств материального стимулирования составит 48701,84руб., было фактически начислено - 44168,18 руб. (разница - 4555,66 руб.) Указанные суммы, составляющие разницу между начисленными ответчиком суммами компенсаций и подлежащих начислению сумм компенсаций с учетом материального стимулирования подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. Оснований для взыскания задолженности в большем размере не имеется. | ||
20 | ||
В связи с изложенным подлежит отмене решение суда и в части отказа в удовлетворении иска о возложении на ответчика обязанности выдать новую справку для службы занятости о среднем заработке; о взыскании компенсации морального вреда, с вынесением нового решения о возложении на Челябинскую таможню обязанности выдать ФИО1 справку о размере среднемесячного дохода, рассчитанного с учетом выплат материального стимулирования, в силу ст.237 Трудового кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 1000 рублей, с учетом объема нарушенных прав истца, обстоятельств дела, требований разумности и справедливости. Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд признал обоснованным невключение в расчет компенсационных выплат за 4 месяца при увольнении всех выплат, составляющих средний заработок по Закону «О ЗАТО», в том числе премий, входящих в состав денежного содержания, что противоречит п. 2 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007г. № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; суд необоснованно не применил нормы данного Постановления Правительства РФ при проверке действий ответчика о начислении компенсации за отпуск, не состоятельны, так как все виды премий, предусмотренных статьей 50 Закона № 79-ФЗ, были включены ответчиком в расчет компенсационных выплат при увольнении. Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Озерского городского суда Челябинской области от 13 августа 2018 года в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 о взыскании задолженности по выплате компенсации за отпуск при увольнении, компенсации при увольнении, возложении обязанности по выдаче справки о размере среднемесячного дохода, взыскании компенсации морального вреда отменить и принять новое решение. Взыскать с Челябинской таможни в пользу ФИО1 задолженность по выплате компенсации за отпуск при увольнении в размере 4555,66руб., компенсации при увольнении в размере 14430,34 руб., компенсации морального вреда в размере 1000 рублей. Возложить на Челябинскую таможню обязанность выдать ФИО1 справку о размере среднемесячного дохода, рассчитанного с учетом выплат материального стимулирования. | ||
21 | ||
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1-без удовлетворения. Председательствующий Судьи | ||
22 | ||