Мировой судья: Савкина А.Л. Дело № 11-149/2018
Апелляционное определение
Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В., при секретаре Мысковой Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Омская энергосбытовая компания», ООО «УК Жилищник 1» о перерасчете платы электроэнергии ОДН, компенсации морального вреда ; по апелляционной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 92 в Центральном судебном районе в городе Омске от 26 июля 2018 года (в редакции определения исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 92 –мирового судьи судебного участка № 96 в Центральном судебном районе в г. Омске от 17 августа 2018 года), которым постановлено:
«ФИО1 в удовлетворении иска е Обществу с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания», Обществу с ограниченной ответственностью «УК Жилищник 1» об отмене уведомления ООО «ОЭК» от 01.03.2018 о задолженности по электроэнергии общедомового потребления в сумме 4 066,20 рублей, пени 92,26 рублей, перерасчете платы электроэнергии ОДН за период с 01.03.2014 по 31.12.2016 по фактическому нормативу в сумме 730,19 рублей; компенсации морального вреда, отказать»,
установил:
ФИО1 обратился с иском к ООО «Омская энергосбытовая компания», ООО «УК Жилищник 1» о перерасчете платы электроэнергии ОДН за период с 01.03.2014 по 31.12.2016, указав, что он является собственником квартиры 1 в доме № по <адрес>. Им получено уведомление ООО «ОЭК» от 01 марта 2018 года с требованием о погашении задолженности по ОДН за 2014-2016 гг. Исчисление ОДН электроэнергии производится по 7 общедомовым приборам учета. Вместе с тем, многоквартирный дом № по <адрес> состоит из трех самостоятельных домов. Седьмой прибор ведет учет потребления электроэнергии трех квартир 79, 80, 82. Ряд собственников квартир №№ 15, 21, 87, 109, 120 не имеют индивидуальных счетчиков. Потребленная электроэнергия данными недобросовестными собственниками относится на ОДН. В квартирах № 27, 36,54, 57, 73,74, 76,78, 83, 84,93, 96,97,99,134 истекли сроки поверки приборов учета. Кроме того, неоднократно выходили из строя приборы учета ОДПУ, что также отразилось на расчете ОДН электроэнергии. Полагает, что ООО «ОЭК» должно устранять неисправности, уведомлять о наличии неисправности приборов учета управляющую компанию. Полагает, что тариф потребления по нормативу составляет 0,148 кВТ/месс. На один квадратный метр. Полагает, что сумма ОДН составляет за 2015-2016 гг. 730,19 рублей, которые им оплачены. На основании изложенного просит отменить требования уведомления ООО «ОЭК» от 01 марта 2018 года о задолженности в сумме 4 066,20 рублей, пени 92,26 рублей, как несоответствующее действительности, произвести перерасчет по действующему фактическому нормативу в сумме 730,19 рублей ( том 1, л.д. 4-10).
В судебном заседании суда первой инстанции ФИО1 исковые требования уточнил, дополнительно просил взыскать с ООО «ОЭК» компенсацию морального вреда 4 158,46 рублей, взыскать с ООО «УК Жилищник 1» компенсацию морального вреда 5 000 рублей. Остальные исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что ответчиком неправомерно включена площадь подвалов при расчете платы электроэнергии ОДН. Подтвердил, что в 2014-2016 гг. ему управляющая компания не выставляла счета по электроэнергии ОДН, указал ответчиком управляющую компанию, так как действия организации способствуют повышенному начислению ОДН.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика ООО «Омская энергосбытовая компания» - ФИО2, действующая по доверенности, которая одновременно является представителем третьего лица АО «Петербургская сбытовая компания», иск не признала, указав, что ООО «Омская энергосбытовая компания» является агентом, действует от имени и за счет приниципала АО «Петербургская сбытовая компания». Услугу по электроснабжению потребителей оказывает АО «Петербургская сбытовая компания». Многоквартирный дом № по <адрес> имеет 7 общедомовых приборов учета. В период с 01 марта 2014 по 28 февраля 2015 года начисления электроэнергии ОДН производились с учетом показаний ОДПУ. В марте 2015 года были выявлены неисправности ОДПУ, соответственно расчет электроэнергии за март, апрель, май 2015 году производился по среднемесячному потреблению. С июня 2015 года начисления ОДН производились по нормативу потребления. С ноября 2015 года начисления ОДН предъявлялись с учетом показаний ОДПУ. В феврале 2016 года выявлены неисправности в схеме ОДПУ и расчет ОДН за февраль, март, апрель 2016 года выполнялись по среднемесячному начислению, с мая 2016 года начисления ОДН производились по нормативу, с декабря 2016 года – по показаниям ОДПУ. Нормативы потребления коммунальной услуги утверждены приказом РЭК Омской области от 15.08.2012. С расчетом истца не согласна, так как им рассчитан свой норматив, противоречащий нормативу РЭК Омской области, не учтена площадь подвальных помещений. Полагает, что обязанности по замене ОДПУ у ООО «ОЭК» не имеется, так как обязанность производить поверки и замену общедомовых приборов учета лежит на собственниках помещений в доме либо управляющей компании. В январе 2018 года ООО «ОЭК» был произведен перерасчет платы ОДН электроэнергии ввиду того, что организации стала известна действительная площадь общих помещений многоквартирного дома, тогда ранее неверно применялась площадь - 555 кв.м., переданная предыдущим гарантирующим поставщиком.
Представитель ООО «УК Жилищник 1» в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, извещен надлежащим образом. В отзыве на иск указал, что в 2014-2016 гг. начисление оплаты за электроэнергию, предоставляемую на общедомовые нужды производилось ресурсоснабжающей организацией, собственники помещений дома № по <адрес> оплачивали потребленные коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимала, извещена надлежащим образом.
26.07.2018 года мировым судьей судебного участка № 92 в Центральном судебном районе в городе Омске постановлено указанное выше решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 ( том 2, л.д. 210-224).
Не согласившись с вынесенным решением, истец ФИО1 обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой указал, что рассмотрение дела проходило с нарушением норм материального и процессуального права. Суд поверхностно рассмотрел поднятые вопросы, что привело к ложным выводам и необоснованному решению. Высказывает решительный протест в связи с халатным отношением мирового суда к неучастию в судебных заседаниях ООО УК «Жилищник-1». Необъективность суда выразилась в отклонении ходатайств истца, позволивших бы более полно представить обстоятельства нарушения законов, кроме того, суд не установил является ли ООО «ОЭК» ресурсоснабжающей организацией, не определил объем ответственности, в том числе за отказ от заключения договора. Суд должен учесть, что потребитель по технике безопасности не имеет права доступа в помещения, где размещены электроустановки, не может знать какой прибор и когда вышел из строя. Суд должен был определить меру ответственности ООО «ОЭК» и ООО УК «Жилищник-1». Все предъявленные ФИО1 претензии и расчеты идут непосредственно от ООО «ОЭК», а не от ОАО «Петербургская сбытовая компания», поэтому доводы ответчика, изложенные в отзыве, не состоятельны и должны быть опровергнуты судом. Просит решение мирового судьи судебного участка № 92 по ЦАО г. Омска от 26.07.2018 года отменить, отменить в полном объеме требования уведомления ООО «ОЭК» от 01.03.2018 года по выплате в сумме 4066,2 рублей и пени в сумме 92,26 рублей к потребителю ресурсов ФИО1 по расчетам ОДН, как несоответствующие действительности. В связи с халатным отношением к своим обязанностям, определить компенсацию морального вреда в связи с неправомерными действиями (бездействием) ответчиком ООО «ОЭК», в сумме 4158,46 рублей, равную незаконно начисленных требований и пени. За бездействие и халатное отношение к обязанностям ООО УК «Жилищник-1» выплатить потребителю ФИО1 5 000 рублей за причиненный моральный вред ( том 2, л.д. 2-8).
В судебном заседании истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал. Просил решение мирового судьи от 26.07.2018 года отменить.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Омская энергосбытовая компания» - ФИО2, действующая по доверенности, которая одновременно является представителем третьего лица АО «Петербургская сбытовая компания», возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Представила письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Разрешая спор, суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав представленные сторонами по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательства в их совокупности их применил относительно спора. Считает, что, разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора фактически повторяют позицию истца, изложенную им в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке и иному толкованию действующего законодательства, что является недопустимым, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы постановленного по делу решения, а также не содержат указаний на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в связи, с чем полагает, являются несостоятельными. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, нет. Ссылка истца на слабую сторону в корпоративном споре истца как потребителя несостоятельна. Корпоративные споры - это различного рода внутренние разногласия, возникающие в организации. Корпоративными называют только те споры, где участвуют юридические лица. Причинами их возникновения являются претензии сторон друг к другу. Обычно это происходит на почве имущественных или личных, неимущественных отношений. Рассмотрение данного спора проводится в рамках искового производства. В ходе судебного разбирательства истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что действия ответчика по расчету платы за электроэнергию на ОДН являются противоправными и не соответствуют действующему законодательству. На основании изложенного, просит суд решение мирового судье судебного участка № 92 в Центральном судебном районе г. Омска от 26.07.2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика ООО «УК Жилищник 1», третье лицо ФИО3 в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, проверив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 12 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно ст.ст. 327, 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
В порядке ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Мотивируя решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений п. 1 ст. 539 ГК РФ, в соответствии с которой энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные ресурсы для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 и ФИО3 являются собственниками квартиры 1 в доме № по <адрес>. Многоквартирный дом № по <адрес> состоит из литеров: А, Б, В. Каждый литер не признан самостоятельным объектом недвижимости, имеет один адрес: <адрес> Указанный дом имеет 7 общедомовых приборов учета. С 2008 года управление многоквартирным домом № по <адрес> осуществляет ООО «УК Жилищник 1». В период с марта 2014 года по декабрь 2016 года счета на оплату коммунальной услуги электроэнергия ОДН выставляло ООО «Омская энергосбытовая компания». С 01 января 2017 года плата за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включена в состав платы за содержание жилого помещения. С января 2017 года начисления электроэнергии ОДН выполняются Управляющей компанией. Истцом получено уведомление ООО «Омская энергосбытовая компания» от 01 марта 2018 года, согласно которому последний имеет задолженность по электроснабжению ОДН 4 066,20 рублей, пени 92,26 рублей.
Обращаясь с иском о перерасчете платы электроэнергии на общедомовые нужды, ФИО1 ссылался на то, что не согласен с размером долга за период с 01 марта 2014 года по 31 декабря 2016 года, так как ООО «ОЭК» неверно произведен расчет долга, необоснованно применен норматив, необоснованно учтена площадь подвального помещения, не приняты меры к замене общедомового прибора учета, понуждению собственников к замене индивидуальных приборов учета в квартирах. Представил свой расчет, согласно которому задолженность у него отсутствует.
Приказом Министерства энергетики РФ № 76 от 19 февраля 2014 года АО «Петербургская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ОАО «Омскэнергосбыт». На основании данного приказа в период с 01 марта 2014 года АО «Петербургская сбытовая компания» осуществляло продажу электрической энергии потребителям на территории г. Омска и Омской области.
Согласно выписке из агентского договора от 01 марта 2014 года АО «Петербургская сбытовая компания», являясь принципалом, поручает, а ООО «Омская энергосбытовая компания», являясь агентом, принимает на себя обязательство за вознаграждение совершить от имени и за счет принципала комплекс юридических и фактических действий, направленных на обеспечение работы с потребителями принципала в рамках договоров энергоснабжения ( л.д. 119-120 том 1).
В силу пунктов 1.2.1, 1.2.2 агентского договора в рамках данного договора под обеспечением работы с потребителями принципала понимаются все прямо предусмотренные и не запрещенные действующим законодательством юридические и иные действия гарантирующего поставщика в рамках работы с потребителями розничного рынка электрической энергии, в том числе, заключение, изменение, расторжение договоров энергоснабжения, исполнение заключенных в установленном порядке договоров энергоснабжения, включая, но не ограничиваясь, следующими действиями: осуществление расчета объема и стоимости потребленной электрической энергии, формирование и выставление потребителям платежных документов на оплату потребленной электрической энергии, прием платежей от потребителей.
Таким образом, АО «Петербургская сбытовая компания» является гарантирующим поставщиком, а ООО «Омская энергосбытовая компания» является агентом, гарантирующего поставщика, осуществляет начисление платы и прием платежей.
Согласно пункту 13 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 59(1) указанных Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Пунктом 60 (1) Правил предусмотрено, что по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил.
Пунктом 48 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 17 данных Правил установлено, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
,
где:
- норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В пункте 1 Правил дано определение термина "коллективный (общедомовый) прибор учета", под которым следует понимать средство измерения либо совокупность средств измерения и дополнительного оборудования, используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при наличии (исправности) в доме коллективного прибора учета расчет платы ОДН электроэнергии рассчитывается в соответствии с показаниями ОДПУ либо показаниями комплекса учета общедомового потребления по пункту 13 Правил по формуле 12. В случае отсутствия либо выхода прибора учета из строя, расчет платы ОДН электроэнергии следует производить, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев, начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. По истечении предельного количества расчетных периодов (трех месяцев) плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил, а именно определяется по формуле 15, в которой учитывается норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно акту обследования от 30 марта 2015 года в многоквартирном доме № по <адрес> установлено 7 прибор учета ОДПУ. Прибор учета тип счетчика ЦЭ6803Вм №9082042003556 имеет неисправности, повлекшие недоучет электроэнергии, при погрузке нет движения счетного механизма (л.д. 133 том 1).
Из акта проверки приборов учета от 09 октября 2015 года усматривается, что установлен новый прибор учета № 011068082005761, который введен в эксплуатацию (л.д. 134 том 1).
Согласно акту обследования от 29 февраля 2016 года в многоквартирном доме № по <адрес> имеется 7 общедомовых приборов учета: 1 - тип счетчика ЦЭ6803, № 9131065017182, 2- тип счетчика ЦЭ6803, № 11068082005761, 3 – СЭТ3А, № 379311, 4 – тип счетчика СЭТ3А, № 377074, 5 – тип счетчика ЦЭ6803Вм, № 9082042001273, 6 – тип счетчика ЦЭ 9803Вм, № 9082042003597, 7 – тип счетчика ЦЭ6803Вм, № 9026038010414. Прибор учета № 9082042001273 имеет неисправности, повлекшие недоучет электроэнергии, отсутствует движение счетного механизма при погрузке ( л.д. 135 том 1).
Из акта проверки приборов учета от 07 ноября 2016 года видно, что введен в эксплуатацию прибор учета и трансформаторы тока ( л.д. 136-137 том 1).
Судом первой инстанции установлено, что в доме № по <адрес> в период с марта 2015 года по октябрь 2015 года, а также в период с февраля 2016 года по ноябрь 2016 года комплекс учета электрической энергии (ОДПУ) не был исправен.
Из справки о показаниях общедомового прибора учета электрической энергии, справки о расчетах на общедомовые нужды по лицевому счету <***> усматривается, что расчет платы электрической энергии на общедомовые нужды за период с 01.03.2014 по 28.02.2015 осуществлялся в соответствии с показания ОДПУ. С 01 марта 2015 года по 31 мая 2015 года начисления ОДН электроэнергии производилось по среднемесячному потреблению, затем с 01 июня 2015 по 30 октября 2015 года – по нормативу. В связи с введением в эксплуатацию нового прибора учета, с 01 ноября 2015 год по 31 января 2016 года расчет платы по коммунальному ресурсу – электроэнергия ОДН производился в соответствии с показаниями ОДПУ. С 01 февраля 2016 года по 30 апреля 2016 года расчет потребления электроэнергии ОДН производился в соответствии со среднемесячным потреблением, затем с 01 мая 2016 года по 30 ноября 2016 года – по нормативу, с декабря 2016 года – по показаниям ОДПУ ( л.д. 137-152 том 1).
Анализ приведенных выше документов, позволяет прийти к выводу о том, что ответчиком ООО «Омская энергосбытовая компания» правомерно производилось начисление платы электрической энергии ОДН в период исправности приборов учета по показаниям ОДПУ, с момента выявления неисправности ОДПУ в марте 2015 года и в феврале 2016 года первые три месяца по среднемесячному потреблению, а затем до момента введения приборов учета в эксплуатацию - по нормативу.
Согласно справке о расчетах по лицевому счету <***> по квартире, принадлежащей истцу (л.д. 137-138 том 1), расчету платы электроэнергии ОДН, представленной ответчиком, (л.д. 185-189 том 2) в период с 01 марта 2014 года по 28 февраля 2015 года расчет платы производился с учетом показаний ОДПУ по формуле 12 Правил № 354:
, где:
- общедомовой расход электроэнергии;
-расход электроэнергии нежилых помещений;
-расход, электроэнергии в жилых помещениях, не оснащенном прибором учета;
-расход жилых помещений, оборудованными приборами учета;
-объем электроэнергии, использованный за период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению;
-общая площадь жилого помещения;
- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
За март 2014 года расчет платы следующий:
36118-30563-107*(88,6/10861,70)=44,44кВт.ч
36118кВт.ч – объем электроэнергии по ОДПУ за март 2014г
30563кВт.ч.- объем электроэнергии жилых помещений
107кВт.ч- расход нежилых помещений, подключенных после ОДПУ
88,60 кв.м.- площадь квартиры 1 (истца)
10861,70кв.м.- площадь жилых помещений (квартир)
44,44кВт.ч* 2,08руб(тариф на э/э)=92,44руб. к оплате за март 2014 года.
Расчет по другим месяцам по февраль 2015 года аналогичен.
За период март, апрель, май 2015 года расчет ОДН производился по среднемесячному объему потребления в соответствии с п.п.59(1), 60 Правил № 354.
Так, за март 2015 года расчет следующий:
36685-36376-107*(88,6/10874,70)=1,65кВт.ч
36685кВт.ч – объем электроэнергии по среднемесячному объеме за март 2015г
36376кВт.ч.- объем электроэнергии жилых помещений
107кВт.ч- расход нежилых помещений, подключенных после ОДПУ
88,60 кв.м.- площадь квартиры 1 (истца)
10874,70кв.м.- площадь жилых помещений (квартир)
1,65кВт.ч* 2,16руб(тариф на э/э)=3,56руб. к оплате за март 2015 года.
За апрель 2015 года расчет следующий:
36685-27156-103*(88,6/10874,70)=76,80кВт.ч
36685кВт.ч – объем электроэнергии по среднемесячному объему за апрель 2015г
27156кВт.ч.- объем электроэнергии жилых помещений
103кВт.ч- расход нежилых помещений, подключенных после ОДПУ
88,60 кв.м.- площадь квартиры 1 (истца)
10874,70кв.м.- площадь жилых помещений (квартир)
76,80кВт.ч* 2,16руб(тариф на э/э)=165,89руб. к оплате за апрель 2015 года.
За май 2015 года расчет следующий:
36685-27026-107*(88,6/10874,70)=77,82кВт.ч
36685кВт.ч – объем электроэнергии по среднемесячному объему за апрель 2015г
27156кВт.ч.- объем электроэнергии жилых помещений
103кВт.ч- расход нежилых помещений, подключенных после ОДПУ
88,60 кв.м.- площадь квартиры 1 (истца)
10874,70кв.м.- площадь жилых помещений (квартир)
77,82кВт.ч* 2,16руб(тариф на э/э)=168,09руб. к оплате за май 2015 г.
За период с июня по октябрь 2015 года расчет ОДН производился по нормативу потребления, согласно формуле 15 Правил № 354:
, где:
- норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Расчет за июнь 2015 года следующий:
4,28*555,00 кв.м.+238,66 / 10874,70 кв.м.)*88,6 кв.м= 21,29кВт.ч, где
4,28 – норматив потребления по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных жилых домов с лифтовым оборудованием;
555,00кв.м. – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме;
238,66 повышающий коэффициент
10874,70кв.м. – общая площадь жилых помещений;
21,29кВт.ч*2,16руб.(тариф) =45,99 руб. к оплате в июне 2015г
Далее расчет платы по октябрь 2016 года аналогичен.
За период с ноября 2015 года по январь 2016 года расчет производится по форме 12 Правил № 354 с учетом показаний с ОДПУ.
В частности, за ноябрь 2015 г. расчет следующий:
31927-29808-120*(88,6/10861,70)=16,29кВт.ч
31927кВт.ч – объем электроэнергии по ОДПУ за март 2014г
29808кВт.ч.- объем электроэнергии жилых помещений
120кВт.ч- расход нежилых помещений, подключенных после ОДПУ
88,60 кв.м.- площадь квартиры 1 (истца)
10874,70кв.м.- площадь жилых помещений (квартир)
16,29кВт.ч* 2,32руб(тариф на э/э)=37,79руб. к оплате за ноябрь 2015 года
Далее по январь 2016 расчет аналогичен.
В феврале 2016 года расчет производится по среднемесячному потреблению коммунальный услуг, в соответствии с п.п.59(1), 60 Правил № 354.
За февраль 2016 года расчет следующий:
33316-30178-107*(88,6/10874,70)=24,69кВт.ч
33316кВт.ч – объем электроэнергии по среднемесячному объеме за март 2015г
30178кВт.ч.- объем электроэнергии жилых помещений
107кВт.ч- расход нежилых помещений, подключенных после ОДПУ
88,60 кв.м.- площадь квартиры 1 (истца)
10874,70кв.м.- площадь жилых помещений (квартир)
24,69кВт.ч* 2,32руб(тариф на э/э)=57,28руб. к оплате за февраль 2016 года.
В марте, апреле 2016 года расчет аналогичен.
За период с мая 2016 года по ноябрь 2016 года расчет ОДН электроэнергии по нормативу потребления, согласно формуле 15 Правил № 354.
За май 2016 года расчет следующий:
4,28*555,00 кв.м.+950,16 / 10874,70 кв.м.)*88,6 кв.м= 27,09кВт.ч, где
4,28 – норматив потребления по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных жилых домов с лифтовым оборудованием;
555,00кв.м. – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме;
950,16 повышающий коэффициент, применяется при отсутствии приборов учета;
10874,70кв.м. – общая площадь жилых помещений;
27,09кВт.ч*2,32руб.(тариф) =62,85 руб. к оплате в мае 2016г
Далее расчет платы июнь 2016 года аналогичен.
С июля 2016 года в расчете платы повышающий коэффициент не применяется в связи с изданием Приказа РЭК №66/31 от 07.07.2016г
За июль 2016 года расчет следующий:
4,28*555,00 кв.м. / 10874,70 кв.м.)*88,6 кв.м= 19,35кВт.ч, где
4,28 – норматив потребления по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных жилых домов с лифтовым оборудованием;
555,00кв.м. – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме;
10874,70кв.м. – общая площадь жилых помещений;
19,35кВт.ч*2,49руб.(тариф) =48,18 руб. к оплате в июле 2016г
Далее расчет платы за период по ноябрь 2016 года аналогичен.
В декабре 2016 года расчет платы производится согласно формуле 12 Правил № 354, с учетом показаний ОДПУ.
Из расчета ответчика ООО «Омская энергосбытовая компания» видно, что при расчете платы использовались площади мест общего пользования 555,00 кв.м. В последующем ООО «Омская энергосбытовая компания» стало известно о том, что площадь мест общего пользования превышает 555,00 кв.м., так как площадь лестничных клеток составляет 1868,1кв.м., площадь подвала - 1263,6кв.м.
В связи с чем, в декабре 2017 года, площадь МОП была изменена на 3131,7 кв.м.
Согласно расчету ООО «ОЭК» расчет стал следующим:
4,28 * 3131,7кв.м. / 10874,70кв.м. * 10874,70кв.м. = 13403,7кВт•ч.,
Разница составила 11028,3кВт•ч. в месяц (13403,7 кВт•ч. – 2375,4кВт•ч.)
11028,3кВт•ч. * 12 мес. (начисление по нормативу) = 132339кВт•ч.
Данная разница 132339кВт•ч. была доначислена в январе 2018 года по лицевым счетам, пропорционально площади квартир.
В связи с изменением площади МОП, выполнен перерасчет сверхнормативного потребления за декабрь 2016 года, сумма перерасчета составила 6305кВт•ч.
Расход по ОДН за декабрь 2016 составил 8680кВт•ч.
8680кВт•ч. - 2375,4кВт•ч.=6305кВт•ч, где 2375,4кВт•ч.- сверхнормативное потребление с учетом ранее предъявленной площади МОП в размере 555кв.м.
При перерасчете с учетом площади 2720,80кв.м., сверхнормативное потребление отсутствует. Соответственно в январе 2018 года, данный объем в размере 6305кВт.ч. был дополнительно начислен по лицевым счетам.
Общая сумма начислений по ОДН за январь 2018 года составила 138644кВт•ч. (132339кВт•ч +6305кВт•ч).
Начислено по лицевому счету квартиры 1 (принадлежащей истцу) 138644кВт•ч. / 10874,70кв.м. * 88,60кв.м. = 1130кВт•ч.
При поступлении информации в ООО «ОЭК» о площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме № по <адрес> в размере 2720,80кв.м., в феврале 2018 года, по лицевым счетам выполнен перерасчет.
13403,7кВт•ч. – 11645,02кВт•ч. = 1758,7кВт•ч. где,
13403,7кВт•ч - норматив потребления с учетом площади 3131,70кв.м.
11645,02кВт•ч - норматив потребления с учетом площади 2720,80кв.м.
Сумма перерасчета по лицевым счетам в феврале 2018 года составила 21104кВт•ч.
1758,7кВт•ч. * 12мес. = 21104кВт•ч.
Перерасчет по лицевому счету квартиры 1 составил: 21104кВт•ч./ 10874,70кв.м. * 88,6кв.м. = 172 кВт•ч.
Оспаривая выставленную задолженность, истец представил свой расчет (л.д. 28-31 том 1):
2,49 руб./кВт/ч*13,11 кВт/ч/мес.=32,64 руб./мес. 32,64 руб./месс. * 24=783,45 руб. При этом произвел расчет норматива потребления электроэнергии домом, относящийся на ОДН: 2856,21 кВт/ч/мес. – 1250 кВт/ч./мес. = 1606,21 кВт/ч/мес., из которого вывел нормативный тариф по ОДН в месяц по дому 0,148 кВт/ч/мес./кв.м. Затем,, 148 кВт/ч/мес./кв.м.*88,6 (площадь квартиры)=13,11 кВт/ч/мес.
Кроме того, ФИО1 самостоятельно произведен расчет потребляемой мощности дома 2037,43 кВт/ч/кв.м., с учетом площади мест общего пользования на 3 литера дома № по <адрес> - 1470 кв.м., потребляемой мощности светильников подвала, лифтового хозяйства., системы пожаротушения, усилителя телеантенн, насосного оборудования отопления (л.д. 28-31 том 1).
Оценивая расчеты коммунального ресурса ОДН электроэнергии, представленные сторонами спора, суд первой инстанции полагает верным расчет, представленный ответчиком ООО «Омская энергосбытовая компания» и не принимает в качестве доказательства отсутствия долга расчет, представленным истцом, исходя из следующего.
В силу ч. 9.2, 9.3 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. А п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Расчет норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по формуле 34, отраженной в приложение 2 данных Правил.
Из формулы 34 усматривается, что при расчете норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества используется сведения о суммарном годовом потреблении электрической энергии (кВт•ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, а также об общей площади помещения, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11.04.2017 №12368-14/04 разъяснено, что при расчете по формуле 34 приложения 2 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при расчете норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества ответчиком правомерно учитывается общая площадь всего общего имущества многоквартирного дома, определенного ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь подвала и лестничных клеток.
Из технических паспортов от 31 марта 2006 года на литер А, Б, В многоквартирного дома № по <адрес> усматривается, что общая площадь квартир дома № (литер В) составляет 3582, кв.м., площадь общего имущества собственников многоквартирного дома составляет 1 003,8 кв.м., из них площадь тамбуров 18,2 кв.м., площадь коридора – 4,4 кв.м., площадь лифта – 8,1 кв.м., площадь электрощитовой – 3,7 кв.м., площадь лифтерной – 17,5 кв.м., площадь лестничных клеток 503,1 кв.м., площадь подвала – 448,8 кв.м., общая площадь квартир дома № (литер Б) – 3722,4 кв.м., площадь общего имущества многоквартирного дома - 832,3 кв.м., из них площадь тамбуров 20,9 кв.м., площадь лестничных клеток - 396,6 кв.м., площадь подвала - 414,8 кв.м.; общая площадь квартир дома № (литер А) 3563,8 кв.м., площадь общего имущества многоквартирного дома – 884,7 кв.м., из них площадь тамбуров – 17,3 кв.м., площадь лестничных клеток – 480,2 кв.м., площадь подвала - 387,2 кв.м. (л.д. 92, 99-179 том 2)
Данные о площадях мест общего пользования получены на основании данных обследования 31 марта 2006 года. Указанные площади мест общего пользования выведены из экспликации к поэтажному плану дома № по <адрес>, а также содержатся в справке ГП «Омский центр ТИЗ», предоставленной в рамках проверки Государственной жилищной инспекции Омской области в отношении ООО «УК «Жилищник 1».
Соответственно, ответчиком при расчете нормативов потребления электроэнергии по дому правомерно учтена площадь мест общего пользования 2 720,8 кв.м. Расчет же истца в части определения нормативов потребления противоречит положениям ст. 36 ЖК РФ, а также Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, так как не учитывает площадь всех мест общего пользования. Кроме того, истцом применено неверное значение норматива потребления, так как указанный в расчете истца норматив потребления 2,49 кВт/ч/мес, противоречит нормативу 4,28 кВт/ч/мес., утвержденному приказом РЭК Омской области № 136/38 от 15 августа 2012 года (приложением 2 в редакции, действующей до 31 мая 2017 года). Данный норматив 4,28 кВт/ч/мес принят, действовал на территории Омской области и в установленном законом порядке оспорен не был.
Применительно к пункту 44 Правил № 354 судом проверено наличие по дому сверхнормативного потребления (выставляемый объем коммунальный услуги, превышающий нормативное потребление по дому), а также факт распределение начислений по сверхнормативному потреблению, исходя из анализа расчета, представленного ответчиком по сверхнормативному потреблению, справки о расчетах. Из данных документов усматривается, что сверхнормативное потребление имело место в сумме 6304,6 кВт, однако в результате правильного применения площади мест общего пользования (норматив *площадь мест общего пользования) сверхнормативное потребление отсутствовало.
Более того, в 2018 году Государственной жилищной инспекцией Омской области была проведена проверка в отношении ООО «Омская энергосбытовая компания» по вопросу начисления платы ОДН электроэнергии дому № по <адрес>. (л.д. 20-93 том 2)
Материалами проверки, в том числе актом о проведении проверки от 14 марта 2018 года подтверждается, что начисления платы ОДН электроэнергии производится верно, каких-либо нарушений в действиях ООО «ОЭК» по данному вопросу не выявлено. В ходе рассмотрения дела была допрошена в качестве свидетеля специалист жилищной инспекции <данные изъяты>, проводившая проверку, которая пояснила, что начисления платы ОДН электроэнергии ООО «ОЭК» производились верно, перерасчет платы был обусловлен тем, что ранее проводилась проверка в отношении ООО «УК «Жилищник 1», в ходе которой, выявлен факт неправильного определения нормативов потребления без учета всей общей площади мест общего пользования дома. Управляющей компанией использовалась площадь по наружному обмеру. Впоследствии, управляющей компании исполнено предписание, сведения о площадях выставлены на сайты в рамках раскрытия управляющей компании информации.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что задолженность истца по коммунальному ресурсу ОДН электроэнергия по квартире 1 в доме № по <адрес>, выставленная в уведомлении ООО «ОЭК» от 01 марта 2018 года начислена обоснованно.
При этом, из квитанций, представленных истцом, усматривается, что данная задолженность образовалась не только в результате произведенного перерасчета в соответствии с общей площадью общего имущества многоквартирного дома, но и в результате того, что начиная с марта 2014 года истец не оплачивал в полном объеме электроэнергию ОДН, выставляемую в квитанциях ответчиком ООО «ОЭК».
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ФИО1 об отмене уведомления ООО «ОЭК» от 01 марта 2018 года о наличии задолженности по электроэнергии ОДН в сумме 4066,20 рублей, пени 92,26 рублей, произведении перерасчета в соответствии с расчетом, представленным истцом.
Обращаясь с иском к ООО «УК Жилищник 1», истец ссылался на то, что действия управляющей компании способствовали начислению ОДН в необоснованном размере. Вместе с тем, ФИО1 пояснил, что в оспариваемый им период с 01 марта 2014 года по 31 декабря 2016 года счета на оплату ОДН электроэнергии управляющая компания не выставляла. Иных требований заявлять он не намерен.
Соответственно, ФИО1 в удовлетворении иска к ООО «УК «Жилищник 1» о произведении перерасчета платы ОДН за период с 01 марта 2014 года по 31 декабря 2016 года следует отказать.
Доводы ФИО1 о наличии у ООО «ОЭК» обязанности по замене приборов учета общедомового потребления, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно преамбуле постановления настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Подпунктом «б», «к» пункта 11 данных Правил установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, обязанность по контролю за надлежащим техническим состоянием ОДПУ лежит на управляющей компании, в управлении которой находится многоквартирный дом.
Ссылки истца на то, что ответчик ООО «ОЭК» обязан был приостановить подачу электрической энергии в квартирах, в которых отсутствуют приборы учета, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 42 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, начисление оплаты производится по нормативу, соответственно, если собственник квартиры оплачивает коммунальную услуг по нормативу, ограничить подачу ресурса не представляется возможным.
Суждения ФИО1 о том, что ООО «ОЭК» не являются ресурсоснабжающей организации, не является исполнителем коммунальных услуг, не могут быть приняты во внимание, поскольку на основании приведенного выше приказа Министерства энергетики РФ № 76 от 19 февраля 2014 года АО «Петербургская сбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика, на основании агентского договора ООО «ОЭК» является агентом принципала, приняла обязательство по начислению оплаты коммунального ресурса. В силу п. 8, 9, 14, 15, 17 Правил № 354 ресурсоснабжающие организации (далее РСО) предоставляют коммунальные услуги собственникам (пользователям) помещений в тех многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между управляющими организациями (товариществами, кооперативами) и такими РСО не заключены или расторгнуты. При этом согласно пунктам 6 - 9, 17 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией (товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме, заключенных, в том числе, путем совершения потребителями конклюдентных действий.
Указанный вывод согласуется с позицией, отраженной в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 № 45097-АЧ/04, а также с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос 9 раздела VI), согласно которой предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с РСО, а функции исполнителя коммунальных услуг при таких обстоятельствах осуществляет РСО.
Поскольку ФИО1 отказано в удовлетворении требования о возложении обязанности произвести перерасчет, суд не находит оснований для удовлетворения требования о компенсации морального вреда, как производного от основного, в удовлетворении которого отказано по существу.
Выводы мирового судьи соответствуют приведенным в решении нормам закона, фактическим обстоятельствами дела и признаются судом верными.
В ходе судебного разбирательства истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств, соответствующих требованиям ст. 59,60 ГПК РФ подтверждающих, что действия ответчика по расчету платы за электроэнергию на ОДН являются противоправными и не соответствуют действующему законодательству.
При этом доводы, изложенные ФИО1 в апелляционной жалобе, дополнительно ничем не подтверждены, не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, из которых следует обратное, содержат в себе доводы, оценка которым дана судом первой инстанции в постановленном решении, в ходе их проверки судом не установлено оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Иные доводы жалобы истца к отмене правильного по существу решения суда вести не могут.
С учетом изложенного, суд считает, что решение мирового судьи является законным, поскольку вынесено при соблюдении норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения мирового судьи в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 92 в Центральном судебном районе в городе Омске от 26 июля 2018 года (в редакции определения исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 92 – мирового судьи судебного участка № 96 в Центральном судебном районе в г. Омске от 17 августа 2018 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья: Л.В. Ямчукова