ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-15347/18 от 27.11.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ 11-15347/2018

Судья Гафарова А.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Шушкевич О.В.

судей Галимовой P.M., Козиной Н.М.

при секретаре Уржумцевой СЮ.

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 ноября 2018 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного учреждения «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Южноуральского городского округа на решение Увельского районного суда Челябинской области от 17 сентября 2018 года по иску муниципального бюджетного учреждения «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Южноуральского городского округа в интересах несовершеннолетних ***, ***, ***, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Увельском районе Челябинской области (межрайонному) о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии и уведомления о возмещении денежных средств.

Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Увельском районе Челябинской области (межрайонного) ФИО1 против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Южноуральского городского округа (далее МБУ «Центр помощи детям»), действуя в интересах несовершеннолетних, обратилось с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Увельском районе Челябинской области (межрайонному) (далее УПФР в Увельском районе), в котором с учетом уточненных исковых требований просило:

признать незаконными решения № 10088/18 от 25 мая 2018 года в отношении воспитанников ***, ***рождения, ***, ***, уведомления № 4426/07 от 31 мая 2018 года в отношении ***, ***,


2

***, ***рождения, ***, ***;

обязать возобновить выплату социальных пенсий ***, ***рождения, ***, ***, с момента ее прекращения, а именно с 01 июня 2018 года;

признать незаконным решение № 10088/18 от 25 мая 2018 года о возмещении денежных средств, полученных детьми за период с 01 января 2018 года по 31 мая 2018 года в связи с образовавшейся переплатой.

В обосновании заявленных требований указало, что несовершеннолетние ***., ***, ***., ***, ***., ***рождения, с 31 июля 2017 года являются воспитанниками МБУ «Центр помощи детям». На основании п. 1 ст. 11 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» ***. была назначена пенсия в связи с тем, что в их свидетельствах о рождении в графе «мать» и «отец» стоят прочерки, то есть родители неизвестны. 15 июня 2018 года в адрес Центра были направлены решения о прекращении выплаты пенсии в отношении ***. и уведомления № 4426/07 в отношении *** о возмещении денежных средств, полученных детьми в период с 01 января 2018 года по 31 мая 2018 года в связи с образовавшейся переплатой пенсии. Считает, что указанные решения и уведомления незаконны, так как при обращении с заявлениями о назначении пенсии детям были предоставлены документы, предусмотренные действующим законодательством, в том числе свидетельства о рождении с прочерками в графах «мать» и «отец», подтверждающие право на получение социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны.

В судебном заседании представитель истца МБУ «Центр помощи детям» ФИО2 исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика УПФР в Увельском районе ФИО1 исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому несовершеннолетние дети ***, ***не относятся к категории детей, предусмотренных п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», т.к. они не были найдены (подкинуты), оставлены матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего личность, в медицинской организации, в которой проходили роды или в которую мать обратилась после родов.

Третье лицо ФИО3 в судебном заседании пояснил, что он


3

является отцом несовершеннолетних детей, а их матерью - ФИО4, детей забрали, поскольку у ФИО4 не было документов, он желает сам воспитывать детей.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Привлеченная к участию в деле в порядке ч. 3 ст. 37 Гражданского процессуального кодекса РФ ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе МБУ «Центр помощи детям» просит решение суда отменить ввиду его незаконности. Указывает на то, что в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» при отсутствии документа установленной формы о рождении государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, производится на основании решения суда об установлении факта рождения. Решением Увельского районного суда от 04 апреля 2017 года установлено, что невозможно достоверно установить происхождение детей от конкретного лица, в связи с чем суд решил в актовых записях о рождении детей в графах «отец», «мать» поставить прочерк. Решение суда вступило в законную силу. Отказывая в удовлетворении требований, суд руководствовался показаниями мужчины, который якобы является отцом детей, при этом не принял во внимание, что документы, удостоверяющие личность, им не представлены, ни на себя, ни на детей.

В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в Увельском районе указывает на несостоятельность доводов МБУ «Центр помощи детям». Указывает, что УПФР в Увельском районе не являлось стороной при вынесении Увельским районным судом решения от 04 апреля 2017 года, кроме того, решение было принято не для назначения пенсии, а только в целях государственной регистрации рождения детей. Кроме того, во время принятия решения законодательство о назначении социальной пенсии детям в возрасте до 18 лет, оба родителя которых неизвестны, отсутствовало. Из решения следует, что М-ны не относятся к детям, оба родителя которых неизвестны, поскольку имеется указание на реальных людей, которые называют себя родителями, что также подтвердил третье лицо ФИО3, указав на то, что он является отцом детей, но в силу обстоятельств документально доказать этот факт не может.

Представитель МБУ «Центр помощи детям», третьи лица ФИО6


4

В.И., ФИО4, ФИО5 о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явилась, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 года № 162-ФЗ, действующего с 01 января 2018 года) право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в РФ дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Согласно п. 4.1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, указанным в пп. 6 п. 1 ст. 11, устанавливается социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны.

В силу п. 3.3 ст. 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» социальная пенсия гражданам, указанным в пп. 6 п. 1 ст. 11 данного закона, в случае их усыновления не выплачивается с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее лицо было усыновлено.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» к детям, оба родителя которых неизвестны, относятся дети, государственная регистрация рождения которых произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, а также найденные (подкинутые) дети или дети, оставленные матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в указанной медицинской организации, государственная регистрация рождения которых произведена в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по 31 декабря 2014 года


5

включительно.

Из материалов дела следует, что решением Увельского районного суда Челябинской области от 04 апреля 2017 года установлен факт рождения на территории Увельского муниципального района Челябинской области ***- ***, ***- ***., ***- ***. Кроме того, указанным решением суда постановлено в актовой записи о рождении *** в графах «отец» и «мать» указать прочерк (л.д. 56-57).

На основании указанного решения отделом ЗАГС администрации Увельского муниципального района Челябинской области составлены записи актов о рождении и выданы свидетельства о рождении ФИО7, ***, ФИО5, ***, ФИО7, ***рождения, в графах «отец» и «мать» поставлен прочерк (л.д. 6, 7, 9, 51, 53, 55).

Постановлениями администрации Увельского муниципального района от 28 июня 2017 года № 889, № 890, № 891 несовершеннолетние *** помещены в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение, с 31 июля 2017 года по настоящее время находятся на полном государственном обеспечении в МБУ «Центр помощи детям» (л.д. 10, 16, 18).

На основании заявлений от 10 января 2018 года, поданных в УПФР в Увельском районе представителем МБУ «Центр помощи детям», решениями ответчика от 11 января 2018 года в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» назначены социальные пенсии на *** - с 01 января 2018 года по 05 декабря 2021 года, на *** - с 01 января 2018 года по 30 января 2023 года, на ***. - с 01 января 2018 года по 16 июля 2030 года (л.д. 63,96, 129).

В связи с установлением 27 февраля 2018 года инвалидности решением УПФР в Увельском районе от 12 марта 2018 года на основании заявления представителя МБУ «Центр помощи детям» *** изменен вид социальной пенсии - назначена социальная пенсия по инвалидности с 01 апреля 2018 года по 28 февраля 2019 года (л.д. 83).

25 мая 2018 года УПФР в Увельском районе приняты решения об обнаружении ошибки №№ 25, 26, 27, поскольку при проверке выплатных дел установлено, что по представленным документам статус *** как детей, оба родителя которых


6

неизвестны, не подтвержден (л.д. 123, 156).

На основании решений об обнаружении ошибки решениями УПФР в Увельском районе № 10088/18 от 25 мая 2018 года ***., *** с 01 июня 2018 года прекращена выплата социальной пенсии по причине отсутствия права на нее, так как статус детей, оба родителя которых неизвестны, документально не подтвержден (л.д. 14, 15, 122, 155).

Из пояснений представителя ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что решение о прекращении выплаты пенсии *** на бумажном носителе не оформлялось, поскольку на момент обнаружения ошибки ему была назначена и выплачивалась социальная пенсия по инвалидности, размер которой выше социальной пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», вместе с тем, определена сумма излишне выплаченной ФИО7 социальной пенсии, которая с 01 января 2018 года была назначена необоснованно.

Согласно протоколам № 9-11 от 01 июня 2018 года излишне выплаченные суммы пенсии составили в отношении *** за период с 01 января 2018 года по 31 мая 2018 года - 57 894 руб. 05 коп. (л.д. 125), ***за период с 01 января 2018 года по 31 мая 2018 года -57 894 руб. 05 коп. (л.д. 158), в отношении ***. за период с 01 января 2018 года по 31 марта 2018 года - 34 736 руб. 43 коп. (л.д. 91).

31 мая 2018 года в МБУ «Центр помощи детям» направлены уведомления № 4426/07 о возмещении излишне выплаченных денежных средств в указанных суммах (л.д. 13, 14, 15, 94, 127, 159).

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что несовершеннолетние *** не относятся к категории, предусмотренной ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», так как они не были найдены (подкинуты) или оставлены матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую мать, не предъявившая документов, удостоверяющих ее личность, обратилась после родов.

Такой вывод судом первой инстанции сделан на основании решения Увельского районного суда Челябинской области от 04 апреля 2017 года, из которого следует, что дети рождены вне медицинских учреждений, проживали в семье, документального подтверждения факта рождения детей не представлено, в связи с чем дети были помещены в реабилитационный центр для решения вопроса об установлении личности матери и


7

документирования детей. В ходе проведенной работы установить личность матери не представилось возможным, женщина, представившаяся матерью детей, документа, удостоверяющего личность, не имеет (л.д. 56-57).

Судом также учтены показания третьего лица ФИО3 о том, что родителями несовершеннолетних *** является он и ФИО4, причиной помещения детей в реабилитационный центр послужило отсутствие у матери детей - ФИО4 документа, удостоверяющего личность.

Полагая, что родители несовершеннолетних *** известны, отсутствие записей об отце и матери в актовых записях о рождении детей не свидетельствует о том, что родители детей неизвестны, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что социальная пенсия с 01 января 2018 года была назначена в нарушение действующего пенсионного законодательства, следовательно, решения УПФР в Увельском районе и уведомления о возмещении излишне выплаченных денежных средств являются законными и обоснованными, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установление пенсии производится по заявлению. Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.

Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом


Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 года № 958н.

В соответствии с п. 47.1 указанного Перечня для назначения социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, представляется документ, подтверждающий, что государственная регистрация рождения ребенка произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов.

Согласно п. 120.1 вышеуказанного Перечня документом, подтверждающим, что государственная регистрация рождения ребенка произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, является свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствуют сведения об обоих родителях, или документ органа записи актов гражданского состояния, содержащий такие сведения.

Как следует из материалов дела, при обращении с заявлениями о назначении социальных пенсий *** представителем МБУ «Центр помощи детям» были представлены свидетельства о рождении детей, в которых отсутствуют сведения о родителях, т.е. родители детей неизвестны.

Таким образом, поскольку при обращении за назначением социальной пенсии представителем МБУ «Центр помощи детям» были представлены документы, предусмотренные Перечнем, достоверно установить происхождение детей от конкретного лица невозможно, решение Увельского районного суда Челябинской области от 04 апреля 2017 года вступило в законную силу, никем не оспорено, вступившее в законную силу решение суда об аннулировании записей акта о рождении отсутствует, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконными решений УПФР в Увельском районе о прекращении выплаты назначенной *** социальной пенсии.

То обстоятельство, что указанное решение суда принято не для назначения пенсии, во время принятия решения законодательство о


назначении социальной пенсии детям в возрасте до 18 лет, оба родителя которых неизвестны, отсутствовало, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку порядок государственной регистрации рождения определен Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Так, согласно ст. 21 указанного закона государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, при наличии документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, производится по заявлению родителей (одного из родителей) или иных заинтересованных лиц, а также по заявлению самого ребенка, достигшего совершеннолетия. При отсутствии документа установленной формы о рождении государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста одного года и более, производится на основании решения суда об установлении факта рождения.

В соответствии со ст.ст. 19, 19.1 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» при регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, а также регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, сведения о родителях найденного (подкинутого) ребенка, а также сведения о родителях ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, в запись акта о его рождении ребенка не вносятся.

Ссылка ответчика на то, что *** имеют родителей, которыми являются третье лицо ФИО3 и ФИО4 не могли быть приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку достоверными доказательствами данное обстоятельство не подтверждено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решения УПФР в Увельском районе № 10088/18 от 25 мая 2018 года в отношении воспитанников *** о прекращении выплаты социальной пенсии с 01 июня 2018 года, а также решение УПФР в Увельском районе, не оформленное на бумажном носителе, о необоснованном назначении и выплате социальной пенсии ***с 01 января 2018 года по 31 марта 2018 года, являются незаконными, а следовательно, выплата социальной пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в период с 01 января 2018 года по 31 мая 2018 года *** и


10

***в период с 01 января 2018 года по 31 марта 2018 года *** производилась обоснованно, выплаченные суммы социальной пенсии за указанные периоды нельзя признать излишне выплаченными.

В соответствии с п.п. 60-62 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения друной пенсии в соответствии с законодательством РФ, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 года № 885н, выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством РФ. Территориальный орган Пенсионного фонда РФ приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях». Территориальный орган Пенсионного фонда РФ при устранении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», до приостановления или прекращения выплаты пенсии продлевает выплату этой пенсии.

Согласно п. 81 указанных Правил выплата пенсии восстанавливается в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях», на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих обстоятельства, дающие право на восстановление выплаты пенсии.

Таким образом, поскольку решения УПРФ в Увельском районе о прекращении выплаты социальной пенсии ***признаны незаконными, исковые требования МБУ «Центр помощи детям» о возложении на ответчика обязанности возобновить выплату социальной пенсии *** с 01 июня 2018 года подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Увельского районного суда Челябинской области от 17 сентября 2018 года отменить и принять новое решение.

Признать незаконными решения Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Увельском районе Челябинской области (межрайонного) № 10088/18 от 25 мая 2018 года о


11

прекращении с 01 июня 2018 года выплаты социальной пенсии ***, а также решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Увельском районе Челябинской области (межрайонного) о необоснованном назначении и выплате социальной пенсии ФИО6 с 01 января 2018 года по 31 марта 2018 года.

Признать незаконными решения Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Увельском районе Челябинской области (межрайонного) о возмещении денежных средств, полученных *** за период с 01 января 2018 года по 31 мая 2018 года, ***за период с 01 января 2018 года по 31 марта 2018 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Увельском районе Челябинской области (межрайонное) восстановить выплату социальной пенсии *** с 01 июня 2018 года.

Председательствующий

Судьи