Дело№ 11-15681/2018 | Судья Губанова М.В. | ||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 03 декабря 2018 года г. Челябинск Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: Председательствующего Галимовой P.M., судей Давыдовой Т.И., Козиной Н.М. при секретаре Уржумцевой СЮ. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 на решение Советского районного суда г. Челябинска от 30 августа 2018 года по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО10, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО4 к администрации г. Челябинска, администрации Калининского района г. Челябинска о взыскании вознаграждения, процентов за невыплату вознаграждения. Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения истцов ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО11, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица администрации Ленинского района г. Челябинска - ФИО13, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО1 (*** КТОС «Ленинский-3»), ФИО2 (*** КТОС «Ленинский-7»), ФИО3 (*** КТОС «Ленинский-10»), ФИО4 (*** КТОС «Ленинский-18»); ФИО5 (*** КТОС «Поселок Плановый»), ФИО10 | |||
(*** КТОС «Университетский»), ФИО6 (*** КТОС «Калининский»), ФИО7 (*** КТОС «Пос. Ворошиловский»), ФИО8 (*** КТОС «Кирсараи»), ФИО9 (*** КТОС «Электрометаллург»), ФИО11 (*** КТОС «Заречный»), ФИО12 (*** КТОС «Микрорайон № 26»), обратились в суд с исками (учетом уточнений) к администрации города Челябинска, администрации Калининского района г. Челябинска о взыскании вознаграждения за работу в должности *** КТОС: с администрации г. Челябинска в пользу ФИО5 B. И., ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 за период с 01 января 2014 года по 19 декабря 2015 года по 42 953,96 руб. в пользу каждой, проценты по 14 841,29 руб. (на дату 23 августа 2018 года) в пользу каждой; с администрации Калининского района г. Челябинска в пользу ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9 за период 2016-2017 годы по 45 899,40 руб. в пользу каждой, проценты по 2 207,26 руб. (на дату 23 августа 2018 года) в пользу каждой; с администрации Калининского района г. Челябинска в пользу ФИО8 25 994,98 рублей за 2016-2017 годы и 1 595,01 руб. проценты на дату 23 августа 2018 года, в пользу ФИО10 - 1 330,54 руб. задолженности по вознаграждению за 2015 год, проценты 285,60 руб. на 23 августа 2018 года; с администрации г. Челябинска в пользу ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 за период с 01 января 2014 года по 01 июля 2018 года 165 679,56 руб. задолженность по выплате вознаграждения, 32 749,80 руб. проценты на дату 23 августа 2018 года, в пользу ФИО12, ФИО11 задолженность за вознаграждение за 2014 года в сумме по 34 368 руб. в пользу каждой (л.д. 4-14, 148-151 т.1, л.д. 70-74, 120, 199-210 т. 3, л.д. 157 т. 4). В обоснование иска истцы указали, что работают ***КТОС в Ленинском и Калининском районах г. Челябинска, считают, что у администраций имеется перед истцами задолженность по положенным к выплате суммам вознаграждения, предусмотренного распоряжением Администрации г. Челябинска № 7043 от 18 ноября 2013 года «Об установлении размера денежного вознаграждения руководителям органов территориального общественного самоуправления», которым с 01 января 2014 года установлено вознаграждение руководителям органов ТОС, не являющихся юридическими лицами, в размере 3 467 рублей, выплаты истцам осуществлялись на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых администрациями соответствующих районов города; с 2014 года администрации отказались заключать гражданско-правовые договоры с ***КТОС. Истцы ФИО5, ФИО7, ФИО10, ФИО12 C. Н., ФИО11, ФИО6, ФИО1, ФИО3, ФИО9, ФИО8, ФИО2 и их представитель по | ||
2 | ||
устному ходатайству ФИО14 в судебном заседании настаивали на удовлетворении иска. Истцы ФИО4, ФИО15. в судебном заседании участия не принимали. Представитель ответчика администрации Калининского района -ФИО16 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Представитель третьего лица администрации Ленинского района -ФИО17 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Представитель ответчика администрации г. Челябинска в судебном заседании участия не принимал. Представитель третьего лица Комитета финансов г. Челябинска в судебном заседании участия не принимал. Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано. В апелляционной жалобе истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 просят решение суда отменить. Указывают на несоответствие обстоятельствам дела вывода суда об отсутствии у ответчиков установленной законодательством РФ либо договорами обязанности выплачивать истцам вознаграждение за работу *** КТОС, поскольку до 2014 года *** комитетов территориального общественного самоуправления ежемесячно осуществлялись выплаты поощрений на основании решения Челябинской городской Думы № 13/16 от 27 июня 2006 г., распоряжения администрации г. Челябинска № 6009 от 18 ноября 2012 г., с 2014 года администрация прекратила выплаты поощрений председателям КТОС г. Челябинска, ссылаясь на Федеральный закон № 44 от 05 апреля 2013 г., на основании которого утратил силу Федеральный закон №94 от 21 июля 2005 г., однако, согласно решения Челябинской городской Думы № 46/5 от 10 декабря 2013 года «О бюджете г. Челябинска на 2014 год и на плановый период 2015 -2016 годов» (приложение № 1) объем финансирования целевой программы «Развитие ТОС в г. Челябинске» на 2014 год составляет 5 698 000 рублей, использовано 5 677 000 руб., однако ни один КТОС Челябинска не получил поощрение в 2014 году; согласно ответу прокуратуры Ленинского района г.Челябинска от11 августа 2016г., на 2014-2017 годы предусмотрена поддержка КТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица, однако финансирование не зарегистрированных в качестве юридических лиц | ||
3 | ||
КТОС отличается от финансирования зарегистрированных КТОС; в ответе администрации г. Челябинска от 14 августа 2015 г. указано, что несмотря на введение в действие Закона № 44 от 05 апреля 2013 г., денежные средства на деятельность ТОС предусмотрены в муниципальных программах по развитию районов, в ответе администрации № 2115-11 от 08 декабря 2015 г. указано, что для восстановления выплаты денежного поощрения *** КТОС необходимо обратиться в администрации соответствующих районов, тогда как денежные средства были предусмотрены в городском бюджете, о чем свидетельствуют: решения городской Думы № 46/5 от 10 декабря 2013 г., №4/3 от 23 декабря 2014г., №10/1 от 30 июня 2015 г., № 21/1 от 31 мая 2016 г., распоряжение администрации г. Челябинска № 3665 от 27 июня 2014 г.; в каждом районе произведена выплата поощрения ***КТОС по итогам работы за 2015 год, в решении Челябинской городской Думы № 40/22 от 19 февраля 2013 г. «Положение о ТОС» не предусмотрено лишение поощрения за невыполнение поставленных задач, не указаны причины неудовлетворительной работы, не указаны причины, размер и период за который председатели КТОС г. Челябинска лишены поощрения, характер нарушений; глава города поручал профинансировать председателей КТОС за 2015 год, на встрече инициативной группы 11 ноября 2015 г. начальник правового управления и председатель комитета финансов администрации города указывали на то, что на 2014-2015 годы выплаты поощрений председателям КТОС предусмотрены в объеме 2013 года; согласно ответа администрации г. Челябинска № 28 - 4304/16 - 0 - 1 от 12 апреля 2016 г. выплаты поощрений (частично) председателям КТОС г. Челябинска были произведены за счет средств бюджета внутригородских районов, тогда как КТОСы в 2014 - 2015 годах были зарегистрированы в Едином реестре г. Челябинска, поэтому выплаты поощрений председателей КТОС должны были быть произведены за счет бюджета города. Истцы ФИО4, ФИО18, ФИО2, ответчики, третье лицо Комитет финансов г. Челябинска о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены: истцы - посредством смс-уведомления при наличии в деле согласия на такой способ извещения (л.д. 115,117,123 т.1, л.д. 72-73 т.2), ответчики администрация Калининского района, администрация г. Челябинска, третье лицо Комитет финансов г. Челябинска - заказной почтовой корреспонденцией с обратным уведомлением о вручении (л.д.80-83 т.2), в суд апелляционной инстанции указанные истцы, представители ответчиков и третьего лица не явились, причины неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие. | ||
4 | ||
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (часть 1 статьи 27 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (часть 5 статьи 27 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Пункт 3 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает, что Уставом муниципального образования должны определяться формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления. В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью, отраслями городского хозяйства, социальной сферой предусматривается деление территории города на внутригородские районы (районы в городе) и микрорайоны. Территория районов в городе, исходя из предложений граждан, делилась на территории микрорайонов, в которых осуществлялось территориальное общественное самоуправление (статьи 1, 5 | ||
5 | ||
Устава города Челябинска в редакции решения Челябинской городской Думы от 21 июня 2005 года № 4/1). Общие положения организации и осуществления территориального общественного самоуправления в границах города Челябинска устанавливаются решениями Челябинской городской Думы (статья 14 Устава города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26 мая 2015 года). Законом Челябинской области от 10 июня 2014 года № 706-30 «О статусе Челябинского городского округа и статусе, границах внутригородских районов в составе Челябинского городского округа» предусмотрено, что Челябинский городской округ наделен статусом Челябинского городского округа с внутригородским делением с учетом мнения населения города Челябинска, выраженного на публичных слушаниях. В составе Челябинского городского округа с внутригородским делением образованы следующие внутригородские районы: Калининский, Курчатовский, Ленинский, Металлургический, Советский, Тракторозаводский, Центральный (статья 1). В результате преобразования организации местного самоуправления на территории Челябинского городского округа были образованы внутригородские районы, в том числе Ленинский, Калининский, которые являются самостоятельными внутригородскими муниципальными образованиями, в каждом из них образованы органы местного самоуправления, самостоятельно осуществляющие свою деятельность по решению вопросов местного значения и действующие на основании уставов, принятых этими муниципальными образованиями. В исполнение Закона Челябинской области от 10 июня 2014 года № 706-30 «О статусе Челябинского городского округа и статусе, и границах внутригородских районов в составе Челябинского городского округа» были внесены соответствующие изменения Устав Челябинского городского округа. Решением Челябинской городской Думы от 24 ноября 2015 года № 15/24 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением, которым ранее действовавшее Положение, в соответствие с которым уставы ТОС регистрировались соответствующим структурным подразделением аппарата Администрации города Челябинска признано утратившим силу. В соответствии с пунктами 5, 11 и 12 Положения о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с | ||
6 | ||
внутригородским делением, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 24 ноября 2015 года № 15/24, территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего внутригородского района. Порядок регистрации уставов территориального общественного самоуправления определяется уставами внутригородских районов и (или) нормативными правовыми актами Советов депутатов внутригородских районов. Границы территории в городе Челябинске, на которой осуществляется территориального общественного самоуправления, устанавливаются нормативными правовыми актами Советов депутатов внутригородских районов по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, и закрепляются в уставах территориального общественного самоуправления. Заявление об установлении границ территории, на которойосуществляется территориального общественного самоуправления, предоставляется заинтересованными лицами в уполномоченный орган местного самоуправления соответствующего внутригородского района для подготовки проекта нормативного правового акта Совета депутатов внутригородского района об установлении границ территории территориального общественного самоуправления. Форма заявления и перечень прилагаемых к нему документов устанавливаются правовыми актами Советов депутатов внутригородских районов. Как следует из материалов дела, 16 марта 2006 г. председателем конференции ФИО1 утвержден устав территориального общественного самоуправления «Ленинский-3» (л.д. 17-20 т.4), 21 декабря 2006 года внесена запись о регистрации в единый реестр уставов территориального общественного самоуправления г.Челябинска № 00099 (л.д. 16 т.4). Как следует из протокола отчетной конференции комитета территориального общественного самоуправления «Пос.Ворошиловский» Калининского района г.Челябинска от 30 апреля 2015 г. (л.д. 43-44 т.4) председателем территориального общественного самоуправления «Пос.Ворошиловский» избрана *** 24 марта 2006 г. председателем конференции *** утвержден устав территориального общественного самоуправления «Ленинский-7» (л.д. 49-56 т.4). Как следует из протокола отчетной конференции комитета территориального общественного самоуправления «Ленинский-7» Калининского района г.Челябинска от 16 марта 2017 г. (л.д. 57-58 т.4) председателем территориального общественного самоуправления «Ленинский-7» избрана ФИО2 | ||
7 | ||
12 декабря 2006 г. внесена запись о регистрации территориального общественного самоуправления «Электрометаллург» в единый реестр уставов территориального общественного самоуправления г.Челябинска № 00054 (л.д. 61 т.4). 15 апреля 2006 г. председателем конференции *** утвержден устав территориального общественного самоуправления «Университетский» (л.д. 62-67 т.4). 30 марта 2006 г. председателем конференции *** утвержден устав территориального общественного самоуправления «Ленинский-10» (л.д. 69-75 т.4), 14 декабря 2006 года внесена запись о регистрации в единый реестр уставов территориального общественного самоуправления г.Челябинска № 00086 (л.д. 68 т.4). Как следует из протокола отчетной конференции комитета территориального общественного самоуправления «Ленинский-10» Калининского района г.Челябинска от 05 апреля 2013 г. (л.д. 76-78 т.4), от 31 мая 2016 г. (л.д. 89-96 т.4) председателем территориального общественного самоуправления «Ленинский-10» избрана ФИО3 29 апреля 2006 г. председателем конференции *** утвержден устав территориального общественного самоуправления «Пос.Плановый» (л.д. 112-119 т.4), 12 декабря 2006 года внесена запись о регистрации в единый реестр уставов территориального общественного самоуправления г.Челябинска № 00049 (л.д. 111 т.4). 04 мая 2006 г. председателем конференции *** утвержден устав территориального общественного самоуправления «Калининский» (л.д. 125-128 т.4), 12 декабря 2006 года внесена запись о регистрации в единый реестр уставов территориального общественного самоуправления г.Челябинска № 00055 (л.д. 124 т.4). 03 мая 2006 г. председателем конференции *** утвержден устав территориального общественного самоуправления «Кирсараи» (л.д. 141-144 т.4), 12 декабря 2006 года внесена запись о регистрации в единый реестр уставов территориального общественного самоуправления г.Челябинска № 00053 (л.д. 140 т.4). 24 апреля 2006 г. председателем конференции *** утвержден устав территориального общественного самоуправления «Заречный» (л.д. 161-169 т.4). | ||
8 | ||
20 апреля 2006 г. председателем конференции ***утвержден устав территориального общественного самоуправления «Микрорайон 26» (л.д. 194-201 т.4). Распоряжением администрации г.Челябинска № 6009 от 08 ноября 2012 г. (л.д. 242 т.1) установлено, что с 01 января 2013 года денежное вознаграждение руководителям органов территориального общественного самоуправления, не являющихся юридическими лицами, - в размере 3 292 руб. (п.1). Главам администраций районов в г.Челябинске предписано обеспечить выплату денежного вознаграждения руководителям органов территориального общественного самоуправления в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на их содержание. 01 октября 2013 года Администрацией Ленинского района г.Челябинска и председателем комитета территориального общественного самоуправления «Ленинский-10» ФИО3 заключен договор № 10/4 на срок до 31 декабря 2013г. (л.д. 31-33 т.1). Пунктом 1.1.1 указанного договора предусмотрено, что *** обязан организовывать деятельность и выборы органов территориального общественного самоуправления на территории общественного самоуправления «Ленинский-10», границы которой утверждены решением Челябинской городской Думы от 24 июня 2008 г. № 32/32. Пунктом 2.1 указанного договора предусмотрено, что *** ежемесячно, 20 числа отчетного месяца, представляет в администрацию района отчет о выполненной работе. Работа за отчетный месяц считается выполненной и принятой «Администрацией» после подписания сторонами Акта выполненных работ, являющегося неотъемлемой частью договора. Оплата по договору осуществляется ежемесячно по факту выполненных работ в течение 20 дней со дня подписания сторонами акта выполненных работ. Ежемесячная сумма выплаты по договору составляет 3292 руб. в соответствии с распоряжением администрации г.Челябинска от 08 ноября 2012 г. № 6009 «Об установлении размера денежного вознаграждения руководителям органов территориального общественного самоуправления» при условии, что работа выполнена надлежащим образом. НДС не начисляется, в том числе НДФЛ (13%)-428 руб. Кроме того, указанное вознаграждение подлежит обложению страховыми взносами и перечислению их в бюджет в сумме 898,72 руб. (п.2.2 договора). В соответствии с Законом Челябинской области № 703-30 от 10 июня 2014 года "Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе" Челябинский городской округ преобразован в округ с внутригородским делением (районами), установлены границы районов, в ст. 8 установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) формируется до 01 марта 2015 года. | ||
9 | ||
Представительный орган - Совет депутатов Калининского района г. Челябинска избран 19 сентября 2014 года, Устав района зарегистрирован в Минюсте 25 декабря 2014 года. Решением Совета депутатов Калининского района № 6/1 от 18 февраля 2015 года создана Администрация Калининского района, начавшая осуществлять деятельность с 01 марта 2015 года. 25 ноября 2015 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о ликвидации администрации Калининского района г.Челябинска (л.д. 1-7 т.2), администрации Ленинского района г.Челябинска (л.д. 8-16 т.2). Решением Совета депутатов Калининского района г. Челябинска от 16 декабря 2015 года № 20/7 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в Калининском районе г. Челябинска, которым регулируется порядок организации и границы ТОС (л.д. 224- 228 т.1). В силу п.п. 81 и 82 указанного Положения Администрация оказывает содействие ТОС, не являющимися юридическими лицами, в предоставлении помещений, средств связи и материальных средств для осуществления деятельности. При этом Администрация может поощрять ТОС, активных его членов в соответствии с Положением о поощрении ТОС, утвержденным правовым актом Администрации Калининского района. Постановлением Администрации Калининского района г. Челябинска № 173 от 18 декабря 2015 года установлены виды поощрения активистам и руководителям ТОС (л.д. 229-232 т.1) в том числе и денежное поощрение по итогам работы за год по решению Комиссии (п. 8). Максимальный размер единовременного денежного поощрения руководителю ТОС по итогам работы за год составляет 41 604 руб. (п.8). До Положения о территориальном общественном самоуправлении в г. Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы № 40/22 от 19 февраля 2013 года, действовало Положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Челябинске, утвержденное решением Челябинской городской Думой от 28 февраля 2006 года № 10/18, на основании которого было принято Положение о порядке целевого финансирования органов территориального общественного самоуправления в г. Челябинске (утвержденное решением Челябинской городской Думы от 27 июня 2006 года №13/16). В силу п. 11 Положения о порядке целевого финансирования, руководители органов территориального общественного самоуправления, не | ||
10 | ||
являющегося юридическим лицом, могут получать вознаграждение по договору гражданско-правового характера, заключенному с администрацией соответствующего района в городе Челябинске за выполнение отдельных видов работ: обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления города Челябинска с органом территориального общественного самоуправления и жителями соответствующей территории; организация жителей для проведения субботников в границах территории ТОС по согласованию с администрацией района; оказание содействия в организации и участии жителей в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых по планам органов местного самоуправления; оказание содействия в организации и проведении опросов граждан, в границах территории ТОС, а также публичных слушаний; организация и проведение обследований объектов жилищно-коммунального хозяйства (подвалы, чердаки, подъезды и т.д.) в связи со специальными мероприятиями; 6) иных работ. В соответствии с п. 12 Положения с руководителями органов территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, устав которого зарегистрирован в установленном порядке, договор может быть заключен при наличии протокола конференции (собрания), подтверждающего полномочия руководителя органа ТОС. Пункт 13 устанавливает, что размер вознаграждения руководителей органов территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, определяется правовым актом Администрации города Челябинска в пределах финансовых средств, предусмотренных на очередной финансовый год. Выплата вознаграждения производится администрацией соответствующего района в городе. Пунктом 14 предусмотрено, что руководители органов территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, представляют информацию о выполненной работе по форме, утверждаемой администрацией района в городе, и подписывают Акт приема-сдачи выполненных работ. Пунктом 16 определено, что Администрация района в городе вправе предусматривать при заключении договора с руководителем органа территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, возможность его расторжения в одностороннем порядке в определенных Положением случаях. На основании решения Челябинской городской Думы № 13/16 от 27 июня 2006 г. «Об утверждении Положения о порядке целевого финансирования органов территориального общественного самоуправления в г.Челябинске» принято распоряжение Администрации г. Челябинска от 18 | ||
11 | ||
ноября 2013 года № 7043 «Об установлении размера денежного вознаграждения руководителям органов территориального общественного самоуправления», согласно которому с 01 января 2014 г. денежное вознаграждение руководителя органов территориального общественного самоуправления, не являющихся юридическими лицами установлено в размере 3 467 руб. (л.д. 125 т. 2). 27 января 2016 г. Постановлением администрации г.Челябинска № 3 (л.д. 187 т.З) принято решение поощрить председателей комитетов территориального общественного самоуправления за активную работу по итогам 10 месяцев 2015 года: ФИО5 (ТОС «пос.Плановый») в сумме 34670 руб.; ФИО7 (ТОС «Пос.Ворошиловский») в сумме 34670 руб.; ФИО9 (ТОС «Электрометаллург») в сумме 34670 руб.; ФИО8 (ТОС «Кирсараи») в сумме 34670 руб.; ФИО6 (ТОС «Калининский») в сумме 34670 руб.; ФИО11 (ТОС «Заречный») в сумме 34670 руб.; ФИО10 (ТОС «Университетский») в сумме 6 934 руб.; ФИО19 (ТОС «Микрорайон №26») в сумме 34670 руб. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов поощрения активных граждан территориального общественного самоуправления № 2 от 26 января 2017 г. «О поощрении председателей Комитетов территориального общественного самоуправления за активную работу по итогам 2016 года» (л.д. 234 т.1) в соответствии с постановлением Администрации Калининского района от 18 декабря 2015 г. № 173 «Об утверждении Положения о поощрении территориального общественного самоуправления, активных граждан территориального общественного самоуправления Калининского района г.Челябинска» поощрены за активную работу по итогам 2016 года: ФИО5 (ТОС «Поселок Плановый») в сумме 27 736 руб.; ФИО7 (ТОС «Поселок Ворошиловский») в сумме 27 736 руб.; ФИО9 (ТОС «Электрометаллург») в сумме 27 736 руб.; ФИО8 (ТОС «Кирсараи») в сумме 27 736 руб.; ФИО6 (ТОС «Калининский») в сумме 27 736 руб.; ФИО11 (ТОС «Заречный») в сумме 27 736 руб.; ФИО12 (ТОС « Микрорайон № 26») в сумме 17 335 руб. 14 февраля 2018 г. заместитель Главы Калининского района г.Челябинска обратился с служебной запиской № 4 от 14 февраля 2018 г. на имя Главы Калининского района г.Челябинска (л.д. 181 т.З) с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств на поощрение активных граждан Калининского района г.Челябинска за добросовестную общественную деятельность в 2017 году в сумме 8 000 руб., в том числе: ФИО7 в сумме 1 500 руб.; ФИО6 в сумме 1 500 руб.; ФИО5 в сумме 1500 руб. Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов поощрения активных граждан территориального общественного | ||
12 | ||
самоуправления №3 от 30 января 2018 г. (л.д. 185-186 т.З) в соответствии с Постановлением Администрации Калининского района от 18 декабря 2015 г. № 173 «Об утверждении Положения о поощрении территориального общественного самоуправления, активных граждан территориального общественного самоуправления Калининского района г.Челябинска» принято решение поощрить председателей КТОС за проделанную работу в 2017 году: ФИО8 (ТОС «Кирсараи») за 3,5 мес. (с 19 августа по декабрь 2017 года) в сумме 12 134 руб.; объявить Благодарность Администрации Калининского района г.Челябинска за активную работу по итогам 2017 года активным гражданам Калининского района ФИО5, ФИО7, ФИО6 Постановлением администрации Калининского района г.Челябинска № 13 от 02 февраля 2018 года (л.д. 184 т.З) принято решение выплатить единовременное денежное поощрение председателям комитетов ТОС за активную работу по итогам 2017 года: ФИО8 (ТОС «Кирсараи») в сумме 12 134 руб. На основании указанных решений истцами получены денежные средства: ФИО6: 08 февраля 2016 года - 30 163 руб. (л.д. 80 т.З, л.д. 130 оборот, 133 оборот т.4); согласно справке 2НДФЛ за 2016 год от 16 января 2017 г. (л.д.80 т.З, л.д.130 т.4) получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска - 34 670 руб.; 10 февраля 2017 года -24130 руб. (л.д. 81 т.З, л.д. 131 оборот, л.д. 134 т.4); согласно справке 2НДФЛ за 2017 год от 13 февраля 2017 г. (л.д.81 т.З, л.д. 131 т.4) получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска -27 736 руб.; 01 марта 2018 г. - 1305 руб. (л.д. 183 оборот т.З); ФИО7 получено: 08 февраля 2016 года - 30 163 руб., согласно справке 2НДФЛ за 2016 год от 16 января 2017 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска - 34 670 руб. (л.д. 78 т.З); 10 февраля 2017 года - 24130 руб., согласно справке 2НДФЛ за 2017 год от 13 февраля 2017 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска -27 736 руб. (л.д. 79 т.З); 01 марта 2018 г. - 1305 руб. (л.д. 183 т.З); ФИО8: 08 февраля 2016 года - 30 163 руб., согласно справке 2НДФЛ за 2016 год от 16 января 2017 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска - 34 670 руб. (л.д. 82 т.З), 10 февраля 2017 года - 24130 руб., согласно справке 2НДФЛ за 2017 год от 13 февраля 2017 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска -27 736 руб. (л.д. 83 т.З); ФИО5: 08 февраля 2016 года - 30 163 руб., согласно справке 2НДФЛ за 2016 год от 16 января 2017 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска - 34 670 руб. (л.д. 84 т.З), 10 февраля 2017 года - 24130 руб., согласно справки 2НДФЛ за 2017 год от 13 февраля | ||
13 | ||
2017 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска -27 736 руб. (л.д. 85 т.4); 01 марта 2018 г. - 1305 руб. (л.д. 182 оборот т.З); ФИО10: 08 февраля 2016 года - 6033 руб., согласно справке 2НДФЛ за 2016 год от 16 января 2017 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска - 6934 руб. (л.д. 86 т.З); ФИО9: 08 февраля 2016 года - 30163 руб., согласно справке 2НДФЛ за 2016 год от 16 января 2017 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска - 34 670 руб. (л.д. 88 т.З), 10 февраля 2017 года - 24130 руб., согласно справке 2НДФЛ за 2017 год от 31 марта 2017 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска -27 736 руб. (л.д. 85 т.4); 01 марта 2018 г. -27736 руб. (л.д. 89 т.З); ФИО12: 08 февраля 2016 года - 30163 руб., согласно справке 2НДФЛ за 2016 год от 16 января 2017 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска - 34 670 руб. (л.д. 90 т.З); 10 февраля 2017 года - 15081 руб., согласно справке 2НДФЛ за 2017 год от 22 января 2018 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска -17335 руб. (л.д. 91 т.З); ФИО11: 08 февраля 2016 года - 30163 руб., согласно справке 2НДФЛ за 2016 год от 16 января 2017 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска - 34 670 руб. (л.д. 92 т.З), 10 февраля 2017 года - 24130 руб., согласно справке 2НДФЛ за 2017 год от 22 января 2018 г. получен доход от администрации Калининского района г.Челябинска -27 736 руб. (л.д. 93 т.З). Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на ответчиков не возложена обязанность по выплате вознаграждения председателям КТОС ни нормативными актами, ни договорами между истцами и ответчиками. Суд также сослался на то, что: Положение о порядке целевого финансирования органов территориального общественного самоуправления в г. Челябинске, утвержденное решением Челябинской городской Думы от 27 июня 2006 года № 13/16 предоставляло право, а не обязанность администрации заключить гражданско-правовой договор с ***КТОС по установленному распоряжением Администрации г. Челябинска размеру вознаграждения, после утраты силы указанного Положения с принятием решения Челябинской городской Думы от 29 апреля 2014 года № 51/12 (официально опубликованного 07 мая 2014 года), иного акта, устанавливающего финансовое обеспечение деятельности органов территориального общественного самоуправления, действующих без образования юридического лица, в пределах средств, утвержденных на эти цели в бюджете города на очередной финансовый год (в том числе устанавливающего право на заключение гражданско-правовых договоров с ***КТОС), принято не было. Положение о муниципальных правовых актах города Челябинска, утвержденное решением Челябинской | ||
14 | ||
городской Думы от 27 октября 2015 № 14/5, не устанавливает обязанности ответчиков производить истцам выплаты вознаграждения в размере, указанном в нем. Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными. Все доводы апелляционной жалобы истцов о несоответствии обстоятельствам дела вывода суда об отсутствии у ответчиков установленной законодательством РФ либо договорами обязанности выплачивать истцам вознаграждение за работу председателей КТОС, поскольку до 2014 года председателям комитетов территориального общественного самоуправления ежемесячно осуществлялись выплаты поощрений на основании решения Челябинской городской Думы № 13/16 от 27 июня 2006 г., распоряжения администрации г. Челябинска № 6009 от 18 ноября 2012 г., с 2014 года администрация прекратила выплаты поощрений председателям КТОС г. Челябинска, ссылаясь на Федеральный закон № 44 от 05 апреля 2013 г., на основании которого утратил силу Федеральный закон №94 от 21 июля 2005 г., однако, согласно решения Челябинской городской Думы № 46/5 от 10 декабря 2013 года «О бюджете г. Челябинска на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 годов» (приложение № 1) объем финансирования целевой программы «Развитие ТОС в г. Челябинске» на 2014 год составляет 5 698 000 рублей, использовано 5 677 000 руб., однако ни один КТОС Челябинска не получил поощрение в 2014 году; согласно ответу прокуратуры Ленинского района г.Челябинска от11 августа 2016г., на 2014-2017 годы предусмотрена поддержка КТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица, однако финансирование не зарегистрированных в качестве юридических лиц КТОС отличается от финансирования зарегистрированных КТОС; в ответе администрации г. Челябинска от 14 августа 2015 г. указано, что несмотря на введение в действие Закона № 44 от 05 апреля 2013 г., денежные средства на деятельность ТОС предусмотрены в муниципальных программах по развитию районов, в ответе администрации № 2115-11 от 08 декабря 2015 г. указано, что для восстановления выплаты денежного поощрения председателям КТОС необходимо обратиться в администрации соответствующих районов, тогда как денежные средства были предусмотрены в городском бюджете, о чем свидетельствуют: решения городской Думы № 46/5 от 10 декабря 2013 г., №4/3 от 23 декабря 2014г., №10/1 от 30 июня 2015 г., № 21/1 от 31 мая 2016 г., распоряжение администрации г. Челябинска № 3665 от 27 июня 2014 г.; в каждом районе произведена выплата поощрения председателей КТОС по итогам работы за 2015 год, в решении Челябинской городской Думы № 40/22 от 19 февраля 2013 г. «Положение о ТОС» не предусмотрено лишение поощрения за | ||
15 | ||
невыполнение поставленных задач, не указаны причины неудовлетворительной работы, не указаны причины, размер и период за который председатели КТОС г. Челябинска лишены поощрения, характер нарушений; глава города поручал профинансировать председателей КТОС за 2015 год, на встрече инициативной группы 11 ноября 2015 г. начальник правового управления и председатель комитета финансов администрации города указывали на то, что на 2014-2015 годы выплаты поощрений председателям КТОС предусмотрены в объеме 2013 года; согласно ответа администрации г. Челябинска № 28 - 4304/16 - 0 - 1 от 12 апреля 2016 г. выплаты поощрений (частично) председателям КТОС г. Челябинска были произведены за счет средств бюджета внутригородских районов, тогда как КТОСы в 2014 - 2015 годах были зарегистрированы в Едином реестре г. Челябинска, поэтому выплаты поощрений председателей КТОС должны были быть произведены за счет бюджета города, не состоятельны ввиду следующего. Согласно пункта 3 Распоряжения администрации г.Челябинска от 18 ноября 2013 года № 7043 «Об установлении размера денежного вознаграждения руководителям органов территориального общественного самоуправления» (л.д. 125 т.2) Главам администрации районов в городе Челябинска предписано обеспечить выплату денежного вознаграждения руководителям органов территориального общественного самоуправления в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на их содержание. Согласно п.п. 13 и 23 Положения о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 24 ноября 2015 года № 15/24, порядок организации и осуществления ТОС, порядок и условия выделения средств из бюджета внутригородского района для финансирования ТОС определяется уставами внутригородских районов и нормативными правовыми актами Советов депутатов внутригородских районов. Решением Совета депутатов Калининского района г. Челябинска от 16 декабря 2015 года № 20/7 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в Калининском районе г. Челябинска, которым регулируется порядок организации и границы ТОС. В силу п.п. 81 и 82 указанного Положения Администрация оказывает содействие ТОС, не являющимися юридическими лицами, в предоставлении помещений, средств связи и материальных средств для осуществления деятельности. При этом Администрация может поощрять ТОС, активных его членов в соответствии с Положением о поощрении ТОС, утвержденным правовым актом Администрации Калининского района. | ||
16 | ||
Таким образом, администрации районов, города выплачивали денежные средства за периоды 2015-2017 г.г. *** КТОС на основании изданных ими постановлений при наличии условий выделения для этих целей денежных средств из бюджета внутригородского района. Ни Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни Законом Челябинской области № 703-30 от 10 июня 2014 года «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе», ни иными нормативными актами не предусмотрена безусловная обязанность администраций районов, городов заключать с ***КТОС договоры, составлять акты приема выполненных работ и выплачивать вознаграждение председателям КТОС, что корреспондирует понятию территориальных общественных самоуправлений, данному в статье 27 указанного Федерального закона. В связи с изложенным сам по себе факт выплаты вознаграждения истцам в 2015-2017 годах не означает возникновение такой обязанности у ответчиков на постоянной основе, ежемесячно. То обстоятельство, что в бюджете финансирования целевой программы «Развитие ТОС в г. Челябинске» на 2014 год были заложены денежные средства 5 698 000 рублей, также не влечет обязанность ответчиков по выплате вознаграждения истцам, так как развитие ТОС и вознаграждение председателям ТОС не являются идентичными понятиями, как было указано выше, пунктами 81,82 Положения о территориальном общественном самоуправлении в Калининском районе г.Челябинска от 16 декабря 2015 г. № 20/7 предусмотрено содействие в развитии ТОС путем предоставления помещений, средств связи и материальных средств для осуществления деятельности. Устные сообщения работников администрации о наличии денежных средств в бюджете города на вознаграждение председателей КТОС на 2014-2015 годы не могут являться основанием для взыскания вознаграждения при отсутствии такой обязанности у ответчиков. Выплаты вознаграждений председателям комитетов ТОС до 2014 года осуществлялись администрациями районов города на основании решения Челябинской городской Думы № 13/16 от 27 июня 2006 г. «Об утверждении Положения о порядке целевого финансирования органов территориального общественного самоуправления в г.Челябинске», решения Челябинской городской Думы от 19 февраля 2013 г. № 40/22 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в г.Челябинске». | ||
17 | ||
Порядок заключения договоров и выплаты вознаграждений предусматривал, что вознаграждение председателям комитетов ТОС осуществляют самостоятельно администрации районов города Челябинска. В силу решений Челябинской городской Думы от 10 декабря 2013 г. № 46/5 «О бюджете города Челябинска на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов», от 23 декабря 2014 г. №4/3 «О бюджете города Челябинска на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» бюджетные ассигнования на 2014-2015 год в бюджете города Челябинска на выплаты председателям комитетов ТОС предусмотрены не были. Расходование бюджетных ассигнований на указанные выплаты также не предусмотрено решением Челябинской городской Думы от 22 декабря 2015 г. № 16/4 «О бюджете города Челябинска на 2016 год». Законом Челябинской области «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе», вступившим в законную силу 14 июня 2014 года, Челябинский городской округ преобразован в городской округ с внутригородским делением. В соответствии с решением Челябинской городской Думы от 24 ноября 2015 г. № 15/24 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского с внутригородским делением» порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых финансовых средств определяются нормативными правовыми актами советов депутатов внутригородских районов г.Челябинска. Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц: администрация Калининского района г.Челябинска зарегистрирована в качестве юридического лица 20 ноября 1991 г., 27 ноября 2015 г. прекратила свою деятельность (л.д. 1-7 т.2), администрации Ленинского района г.Челябинска зарегистрирована в качестве юридического лица 28 августа 1995 г., 17 ноября 2015 г.. прекратила свою деятельность (л.д. 8-16 т.2). Решением Совета депутатов Ленинского района г.Челябинска от 16 февраля 2015 г. № 5/2 «О создании администрации Ленинского района г.Челябинска» создана новая администрация Ленинского района г.Челябинска. Решением Совета депутатов Ленинского района города Челябинска от 03 марта 2016 г. № 15/8 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в Ленинском районе города Челябинска. | ||
18 | ||
Согласно пункту 56 Положения территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава. Устав ТОС принимается собранием, конференцией граждан, проживающих на соответствующей территории, и регистрируется структурным подразделением администрации района, курирующим работу ТОС в районе, в порядке, установленном настоящим Положением (пункт 58). Таким образом, указанное Положение определяет порядок организации и осуществления деятельности только тех ТОС в Ленинском районе города Челябинска, которые зарегистрированы в администрации района в соответствии с данным Положением. Разделом 13 Положения определены порядок и виды поощрения руководителей органов ТОС, учрежденных в Ленинском внутригородском районе, уставы которых зарегистрированы в администрации Ленинского района. Согласно указанному порядку по итогам работы за полугодие к поощрению за эффективную работу могут быть представлены руководители (председатели) комитетов ТОС. Инициативу о поощрении руководителей органов ТОС могут вносить: - собрание (конференция) жителей территории, на которой осуществляется ТОС; орган ТОС; инициативная группа граждан (не менее 5 человек); Совет депутатов района; администрация района. Вопросы о поощрении рассматриваются Комиссией, состоящей из представителей администрации района и Совета депутатов района, создаваемой правовым актом администрации района. Решение о поощрении за эффективную работу комитета ТОС определяется на основании: 1) информации о взаимодействии с Комитетами ТОС, представленной Ленинским управлением социальной защиты населения, отделом полиции "Ленинский", управляющими компаниями, образовательными учреждениями и иными организациями на запросы Комиссии; 2) отчетов председателей комитетов ТОС с приложением фотоматериалов или иных документов, подтверждающих деятельность по критериям; 3) информации структурного подразделения администрации района, курирующего данное направление, о взаимодействии с комитетами ТОС, в том числе присутствие на совещаниях, проводимых администрацией района, наличие всех необходимых документов (устав, отчеты, информации о проведении конференций и другие). Таким образом, Положение о территориальном общественном самоуправлении в Ленинском районе города Челябинска, утвержденное решением Совета депутатов Ленинского района города Челябинска от 03 марта 2016 г. № 15/8 распространяется только на те ТОС, которые | ||
19 | ||
учреждены в Ленинском районе в соответствии с Положением и уставы которых зарегистрированы в администрации Ленинского района, а рассмотрение вопросов о поощрении руководителей органов ТОС комиссия осуществляет только в случае, если собрание (конференция) жителей территории, на которой осуществляется ТОС, орган ТОС, инициативная группа граждан (не менее 5 человек), Совет депутатов района или администрация района обратились с инициативой о поощрении руководителя органа ТОС. Между тем, поощрение руководителя органа ТОС не является обязанностью администрации Ленинского района, так как только комиссия вправе принять решение о поощрении, если поставлена оценка «хорошо» или «удовлетворительно» либо о непоощрении, если поставлена оценка «неудовлетворительно». Уставы ТОС «Ленинский-3», «Ленинский-7» и «Ленинский-10» не зарегистрированы в администрации района в соответствии с указанным Положением, а инициатива о поощрении ФИО1, ФИО2, ФИО3 никем не вносилась, комиссией их деятельность не оценивалась, решение об их поощрении либо не поощрении не принималось. Согласно статье 12 Устава Калининского района города Челябинска, утвержденного решением Совета депутатов Калининского района города Челябинска от 26 ноября 2014 г. № 2/1, под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории Калининского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Постановлением Администрации Калининского района города Челябинска от 18 декабря 2015 г. № 173 утверждено Положение о поощрении территориального общественного самоуправления, активных граждан территориального общественного самоуправления Калининского района города Челябинска, которым определен порядок и виды поощрений. Пунктом 8 указанного Положения установлены виды поощрения активистов ТОС: Почетная грамота или Благодарность Администрации района вручается в порядке, установленном муниципальным правовым актом Администрации района; денежное поощрение руководителя органа ТОС по итогам работы за год по решению Комиссии. Максимальный размер единовременного денежного поощрения руководителя органа ТОС по итогам работы за год составляет 41 604 рубля, без исчисления и удержания налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. | ||
20 | ||
Таким образом, обязанности по выплате денежного вознаграждения председателям КТОС Ленинского и Калининского районов г.Челябинска у ответчиков не имелось. В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено. Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия | ||
ОПРЕДЕЛИЛА: | ||
Решение Советского районного суда г. Челябинска от 30 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 - без удовлетворения. | ||
Председательствующий: | ||
Судьи: | ||
21 | ||