ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-164/2016 от 01.12.2016 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Мировой судья Макарова Л.В. Дело №11-164/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 декабря 2016 года город Ульяновск

Заволжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Высоцкой А.В.,

при секретаре Васькиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Тульникова Д.Н. – Ивановой Ю.М. и Акционерного общества «Страховая компания «Астро-Волга» на решение мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 14.07.2016, с учетом определения об исправлении описки от 28.09.2016, по гражданскому делу по иску Тульникова Д.Н. к Акционерному обществу «Страховая компания «Астро-Волга» об обязании внести изменения в страховой полис, о взыскании денежных средств, оплаченных в качестве страховой премии, компенсации морального вреда, судебных расходов, по которому мировой судья решил:

Исковые требования Тульникова Д.Н. к Акционерному обществу «Страховая компания «Астро-Волга» об обязании внести изменения в страховой полис, о взыскании денежных средств, оплаченных в качестве страховой премии, компенсации морального вреда, судебных расходов, удовлетворить частично.

Взыскать с Акционерного общества «Страховая компания «Астро-Волга» в пользу Тульникова Д.Н. денежные средства, излишне уплаченные в качестве страховой премии по страховому полису серии <данные изъяты> от 03.08.2015, в размере 3 520 руб. 89 коп., компенсацию морального вреда 500 руб., штраф в размере 2 010 руб. 45 коп., в возмещение расходов по оплате услуг представителя 3 000 руб.

Обязать Акционерное общество «Страховая компания «Астро-Волга» внести изменения в страховой полис серии <данные изъяты> от 03.08.2015, выданный на имя Тульникова Д.Н, в части КБМ (коэффициент «Бонус-Малус»), исправив его на 0,5, класс страхования изменить на 13.

Подтвердить коэффициент за безаварийную езду КБМ (коэффициент «Бонус-Малус») в размере 0,5, предоставленный по страховому полису серии <данные изъяты> от 03.08.2015, выданному на имя Тульникова Д.Н., в единой базе автоматизированной информационной системе Российского Союза Страховщиков.

В остальной части остальной части иска Тульникова Д.Н. к Акционерному обществу «Страховая компания «Астро-Волга» отказать.

Взыскать с Акционерного общества «Страховая компания «Астро-Волга» в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» госпошлину в сумме 700 руб.

У С Т А Н О В И Л:

Тульников Д.Н. обратился к мировому судье с иском к Акционерному обществу «Страховая компания «Астро-Волга» (далее по тексту АО «СК «Астро-Волга») об обязании внести изменения в страховой полис, о взыскании денежных средств, оплаченных в качестве страховой премии, компенсации морального вреда, судебных расходов, указав в обоснование, что 17.12.2013 ему выдано водительское удостоверение , предыдущее водительское удостоверение ему выдавалось 24.12.2003. Его водительский стаж составляет более 15 лет. Он страхует свою ответственность более 10 лет и в ДТП не участвовал. 02.05.2013 Тульниковым Н.П. был приобретен полис ОСАГО (срок действия с 02.05.2013 по 01.05.2014) в ООО «Росгосстрах», в котором он, истец, фигурировал как лицо, допущенное к управлению транспортным средством. Класс, зависящий от наличия\отсутствия страховых выплат, был 12 (КБМ=0,55) по обоим водителям. Однако по окончании действия полиса информация в Единой автоматизированной системе РСА отображается некорректно – на 02.05.2014 КБМ Тульникова Д.Н. не найден. 19.01.2016 он обратился в ПАО СК «Росгосстрах», 14.04.2016 получил ответ, что ПАО СК «Росгосстрах» осуществил проверку по обращению. В результате проверки значение КБМ в автоматизированной информационной системе составляет: Тульников Д.Н. – 4 класс, Тульников Д.Н. – 4 класс. 17.03.2016 он обратился в Отделение по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ с заявлением, чтобы ему помогли разобраться в причинах повышения ему КБМ и указать корректный КБМ. 16.04.2016 он получил ответ, что по результатам проверки данных в АИС ОСАГО класс страхования по нему остался неизменным. Просил обязать АО «СК «Астро-Волга» внести изменения в страховой полис от 03.08.2015 в части размера страховой премии с учетом применения КБМ=0,5, известив об этом АИС РСА; взыскать с АО «СК «Астро-Волга» в его пользу денежные средства, излишне уплаченные в качестве страховой премии по страховому полису от 03.08.2015 в сумме 3 520 руб. 89 коп., компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб.

Рассмотрев исковые требования Тульникова Д.Н. по существу, мировой судья постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Тульникова Д.Н. – Иванова Ю.М., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 14.05.2016, выданной сроком на три года, не соглашается с решением мирового судьи в части размера компенсации морального вреда и судебных расходов по оплате услуг представителя, взысканных с АО «СК «Астро-Волга» в пользу истца, считает их необоснованно и чрезмерно заниженными. Просит решение мирового судьи в указанной части отменить, удовлетворить исковые требования Тульникова Д.Н. в полном объеме.

В апелляционной жалобе АО «СК «Астро-Волга» не соглашается с решением мирового судьи, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указывает, что на основании письменного заявления о заключении договора ОСАГО от Тульникова Д.Н. был заключен договор <данные изъяты> от 28.07.2014, страховая премия по договору составила 3 326,40 руб., на момент заключения указанного договора ОСАГО Тульников Д.Н. не предоставил сведения о страховании, предусмотренные п. 10 ст. 15 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», поэтому классы по обоим водителям определялись на основании сведений, полученных из АИС ОСАГО по состоянию на 01.08.2014.

Согласно п.5 Главы 2 «Правил профессиональной деятельности по применению коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, включая выданные направления на ремонт, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в предшествующие периоды (КБМ)» в целях определения КБМ страховщик использует информацию, содержащуюся в АИС РСА, в соответствии с пунктом 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО. Так, на основании сведений из АИС РСА на 01.08.2014, водитель Тульников Д.Н. (водительское удостоверение 7312 140023) имеет КБМ=1; водитель Тульников Н.П. (водительское удостоверение ) имеет КБМ=0,5.

В соответствии с пунктом 2 (примечания 7) Приложения 2 к Указанию Центрального банка Российской Федерации № 3384-У от 19.09.2014г. «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством. Поэтому в соответствии с п.7 приведенного нормативного документа на законном основании был присвоен 3-й класс (КБМ) при оформлении полиса ОСАГО <данные изъяты> от 28.07.2014, сведения о котором были своевременно - 28.07.2014 - переданы в АИС ОСАГО.

03.08.2015 в АО «СК «Астро-Волга» поступило письменное заявление о заключении договора ОСАГО от Тульникова Д.Н., на основании которого был заключен договор <данные изъяты> от 03.08.2015, страховая премия по которому составила 7 041,78 руб. Классы по обоим водителям определялись на основании сведений, полученных из АИС РСА по состоянию на 03.08.2015 со ссылкой на предыдущий полис <данные изъяты> АО СК «Астро-Волга»: водитель Тульников Д.Н. (водительское удостоверение ) - КБМ=0,95; водитель Тульников Н.П. (водительское удостоверение ) - КБМ=0,5.

Согласно запросу в РСА от 28.03.2016 на 03.08.2015 по водителю Тульникову Д.Н. система выдала 4 класс (КБМ=0,95). В результате проверки достоверности сведений о страховании и внесении достоверных сведений в АИС ОСАГО по договору от 03.08.2015 <данные изъяты>, фактов внесения неверных сведений о страховании в АИС ОСАГО по состоянию на 30.03.2016 не выявлено.

Таким образом, и 28.07.2014, и 03.08.2015 между Тульниковым Д.Н. и АО «СК «Астро-Волга» были заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности, при заключении которых Тульникову Д.Н. был присвоен 3 класс КБМ, на основании данных, представленных РСА. В соответствии с пп.1 п.6 ст. 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами. В силу пункта 2.1 Положения о Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19 сентября 2014 года №431-П) также установлено, что страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России. Согласно подпункту «а» п.2 ст. 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» один из коэффициентов, входящих в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей. Пунктом 2 приложения II Страховых тарифов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Указанием Банка России №3384-У, установлено, что один из коэффициентов страховых тарифов (коэффициент КБМ) находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования. Данным приложением утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, которые определяются началом годового срока страхования и концом годового срока страхования, начиная с «М», «0», «1», «2»... до «13», и которые влияют ежегодно на размер страховой премии по договору обязательного страхования, увеличивая либо уменьшая ее размер.

В целях применения коэффициента КБМ в соответствии с п.10.1 ст.15 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования, оператором которой является Российский Союз Автостраховщиков.

Согласно п.10.1 ст.15 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии пи отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений, содержащейся в Автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой Автоматизированной информационной системе технического осмотра информации, не допускается.

Истцом не представлено суду доказательств нарушения его прав ответчиком, так, Тульников Д.Н. был ознакомлен с Правилами страхования, знал о классе КБМ, не оспаривал его при заключении договора, в связи с чем, основания для удовлетворения иска отсутствовали.

Выводы, изложенные мировым судьей в решении, противоречат законодательству Российской Федерации, регулирующему спорные правоотношения, обстоятельства дела изложены в решении неверно. Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают, что АО «СК «Астро-Волга» правильно рассчитала страховую премию и применила КБМ, на основании данных предоставленных Единой автоматизированной системой РСА.

Просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новый судебный акт, взыскать с истца государственную пошлину в размере 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.

В судебном заседании Тульников Д.Н., его представители, уполномоченные истцом представлять его интересы на основании нотариально удостоверенной доверенности от 14.05.2016, выданной сроком на три года, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Представитель ответчика АО «СК «Астро-Волга» Ветошкина А.А. (доверенность от 29.07.2016, выдана по 31.12.2016) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней, настаивала на отмене решения мирового судьи и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Тульникову Д.Н. в полном объеме. Против удовлетворения апелляционной жалобы истца возражала.

Представитель третьих лиц – ПАО «СК «Росгосстрах», Российского Союза Автостраховщиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем, с учетом мнения представителя ответчика, на основании статей 167, 327 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя АО «СК «Астро-Волга», суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу части 1 статьи 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с ч.5 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, то исполнитель обязан оказать потребителю услугу соответствующую этим требованиям.

В соответствии с п.1 ст.4 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Согласно п.1 ст.8 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Статьей 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 настоящего Федерального закона (п. 1).

В силу п. 9 ст. 15 указанного Федерального закона при получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования.

При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования. Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона (п. 10 ст. 15 Федерального закона № 40-ФЗ).

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается (п. 10.1 ст. 15 Федерального закона № 40-ФЗ).

Пунктом 1.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014 № 431-П, предусмотрено, что вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь предоставляет страховщику сведения о страховании, полученные от страховщика, с которым был заключен предыдущий договор обязательного страхования.

При заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Таким образом, Федеральный закон №40-ФЗ, Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, устанавливают обязательность сообщения страхователем сведений о транспортном средстве, гражданская ответственность владельцев которого страхуется, и сведений о страховании. Аналогичные положения содержали Правила ОСАГО, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 №263, действующих на дату заключения договора ОСАГО от 02.05.2013 (п.22).

Из материалов дела следует, что по факту обращения истца Тульникова Д.Н. в АО «СК «Астро-Волга» с заявлением о заключении договора ОСАГО, был заключен договор серии <данные изъяты> от 28.07.2014, страховая премия по которому составила 3 326,40 руб. Договор заключен в отношении ограниченного количества лиц, допущенных к управлению – Тульникова Д.Н. (водительское удостоверение 7312 140023) и Тульникова Н.П. (водительское удостоверение ) на срок с 01.08.2014 по 31.07.2015.

03.08.2015 в АО «СК «Астро-Волга» поступило письменное заявление истца о заключении договора ОСАГО, на основании которого был заключен договор серии <данные изъяты> от 03.08.2015, страховая премия по которому составила 7 041,78 руб., срок действия договора – с 03.08.2015 по 02.08.2016. Договор заключен в отношении ограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством – Тульникова Д.Н. (водительское удостоверение ) и Тульникова Н.П. (водительское удостоверение ). При заключении данного договора классы по обоим водителям определялись на основании сведений, полученных из АИС РСА по состоянию на 03.08.2015 со ссылкой на предыдущий полис ССС № 0690135892 АО СК «Астро-Волга»: водитель Тульников Д.Н. (водительское удостоверение ) - КБМ=0,95; водитель Тульников Н.П. (водительское удостоверение ) - КБМ=0,5.

Согласно запросу ответчика в РСА № 79884 от 28.03.2016 (л.д.53) на 03.08.2015 по водителю Тульникову Д.Н. система АИС РСА содержала сведения о 4 классе (КБМ=0,95). Такие же сведения АИС ОСАГО содержит и в настоящее время.

Установлено также, что сведения о заключенном договоре ОСАГО от 28.07.2014 <данные изъяты> были страховщиком АО СК «Астро-Волга» своевременно (28.07.2014) переданы в АИС ОСАГО, а страховых случаев, страховых выплат и неурегулированных требований потерпевших в период действия данного договора не выявлено.

Из материалов дела усматривается, что по факту обращения Тульникова Д.Н. в Отделение по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ относительно применения АО СК «Астро-Волга» неверного значения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при расчете страховой премии по договору ОСАГО, Отделением была проведена проверка содержащихся в отношении заявителя сведений о страховании, внесенных страховыми организациями в АИС ОСАГО по предыдущим заключенным с ним договорам ОСАГО. По информации, полученной на официальном сайте РСА, страховая организация ПАО СК «Росгосстрах» при прекращении заключенного с Тульниковым Д.Н. договора ОСАГО серии <данные изъяты> от 02.05.2013 внесла в его отношении в АИС ОСАГО сведения о страховании по старому водительскому удостоверению, что повлияло на расчет страховой премии при заключении договора ОСАГО серии <данные изъяты> АО «СК «Астро-Волга». При этом ответственность за внесение в АИС ОСАГО информации об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО, нес страховщик, однако на страхователе лежит ответственность за своевременное предоставление страховщику информации об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО.

При заключении с ответчиком договора ОСАГО 03.08.2015 условия договора были согласованы, в том числе размер страховой премии, о чем свидетельствуют подписи сторон, произведена оплата страховой премии.

Установив указанные обстоятельства, представленные сторонами доказательства, проанализировав положения вышеуказанных правовых норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Тульникова Д.Н. у мирового судьи не имелось, поскольку значение класса КБМ при оформлении договоров ОСАГО было установлено АО «СК «Астро-Волга» согласно сведениям, имеющимся в АИС РСА, которые актуальны по настоящее время.

В силу пункта 2.1 Положения о Правилах ОСАГО (утв. Банком России от 19.09.2014 №431-П) установлено, что страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.

Согласно пп. «а» п. 2 ст.9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» один из коэффициентов, входящих в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного Страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от 19.09.2014 №3384-У, аналогично установлено, что один из коэффициентов страховых тарифов находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ). Данным приложением утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, которые определяются началом годового срока страхования и концом годового срока страхования, начиная с «М», «0», «1», «2»... до «13», влияя ежегодно на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая ее размер.

В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия применения КБМ, согласно которых коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год (пункт 1); для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение (пункт 2); сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если иное не установлено Положением Банка России о Правилах ОСАГО (утв. Банком России от 19.09.2014 №431-П); по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования.

Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (пункт 4); по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношений каждого водителя.

Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства (пункт 5), при представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования (пункт 6), для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством (пункт 7); если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых возмещениях, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок (пункт 8); в случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования (пункт 9); для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования (пункт 10).

В целях применения коэффициента «бонус-малус» в соответствии с п.3 ст.30 Закона об ОСАГО создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (АИС РСА), оператором которой является Российский Союз Автостраховщиков.

Согласно п. 3 ст. 30, п.10.1 ст.15 ФЗ «Об ОСАГО», систематизация сведений о страховании в АИС РСА с 2011 года отвечает целям соблюдения порядка учета за водителями водительских классов, формирования их страховых историй с учетом сведений об аварийности в целях единообразного применения страховыми компаниями правильного коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при заключении договоров ОСАГО.

Оператором автоматизированной информационной системы (АИС) является Российский Союз Автостраховщиков.

Руководствуясь приведенными выше нормами материального права, на основании установленных по делу обстоятельств и принимая во внимание фактическое наличие в АИС РСА сведений о страховании истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Тульников Д.Н., как страхователь и собственник транспортного средства при заключении договора ОСАГО серии <данные изъяты> на условиях ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, являлся лицом, в отношении которого имелись сведения в АИС ОСАГО о страховании, с учетом которых, а также с учетом положений Правил ОСАГО и Правил расчета тарифов (Методические рекомендации РСА №7), был определен коэффициент КБМ и исчислена сумма страховой премии.

Следовательно, оснований для установления истцу КБМ 0,5, класса страхования 13, при заключении договора ОСАГО серии <данные изъяты>, у ответчика не имелось.

По сути, расчет страховой премии при заключении договора ОСАГО серии <данные изъяты> с АО «СК «Астро-Волга», произведенный с учетом данных в АИС ОСАГО, внесенных ПАО СК «Росгосстрах», обусловлен ненадлежащим исполнением истцом, как страхователем, п.22 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 №263 и действующих на дату заключения договора ОСАГО серии <данные изъяты> от 02.05.2013 с ПАО СК «Росгосстрах», согласно которым он обязан был незамедлительно сообщить в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО.

Исковые требования Тульникова Д.Н. направлены на изменение условий договора и возврат части внесенных по договору денежных средств, между тем, исходя из положений ст.ст.450, 453, 954 ГК РФ, ст.9, 30 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», истцом не представлено доказательств существенных нарушений обязательств по исполнению договора ОСАГО со стороны АО «СК «Астро-Волга», либо иных оснований для изменения договора, влекущих возврат части уплаченной суммы страховой премии.

Соглашение сторон об изменении условий договора отсутствует, а какие-либо основания, предусмотренные законом или договором сторон, для изменения в судебном порядке условий данного договора, в том числе в части цены оказанной услуги по страхованию, истцом по делу не приведены и не доказаны.

Изложенные истцом обстоятельства не являются обязательным основанием для изменения условий заключенного договора.

Условия договора обязательного страхования сторон не менялись, обязанность произвести корректировку страховой премии при получении новых данных о классе аварийности на страховщика не возлагалась.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у мирового судьи отсутствовали основания полагать, что ответчиком были нарушены права страхователя, как потребителя страховой услуги, в связи с чем, отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Тульниковым Д.Н. к АО «СК «Астро-Волга» требований.

Проанализировав вышеприведенные нормы материального права, установленные по делу обстоятельства, имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных по делу обстоятельств, неправильное применение норм материального права, повлекли за собой принятие судом первой инстанции неправильного решения, что в силу п.2 ч.1 и п.3 ч.2 ст.330, п.2 ст. 328 ГПК РФ, является основанием для отмены решения мирового судьи и принятия по делу нового решения об отказе Тульникову Д.Н. в удовлетворении исковых требований к АО «СК «Астро-Волга» в полном объеме.

В силу п. 2 ст. 98 ГПК РФ правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Ответчиком при подаче апелляционной жалобы понесены расходы на уплату госпошлины в размере 3000 руб., которые подлежат взысканию с истца в пользу АО «СК «Астро-Волга».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка № 5 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 14.07.2016, с учетом определения об исправлении описки от 28.09.2016, по гражданскому делу по иску Тульникова Д.Н. к Акционерному обществу «Страховая компания «Астро-Волга» об обязании внести изменения в страховой полис, о взыскании денежных средств, оплаченных в качестве страховой премии, компенсации морального вреда, судебных расходов, отменить.

Вынести по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Тульникову Д.Н, к Акционерному обществу «Страховая компания «Астро-Волга» об обязании внести изменения в страховой полис <данные изъяты> от 03 августа 2015 г. в части размера страховой премии с учетом применения КБМ=0,5, извести об этом АИС РСА, взыскании денежных средств, излишне уплаченных в качестве страховой премии по страховому полису <данные изъяты> от 03 августа 2015 г. в сумме 3 520 руб. 89 коп., компенсации морального вреда в сумме 15 000 руб., - отказать.

Взыскать с Тульникова Д.Н. в пользу Акционерного общества «Страховая компания «Астро-Волга» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Судья А.В. Высоцкая