Дело №А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 27 августа 2014 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе судьи Тихомировой С.А.,
при секретаре Николаевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Колмяковой В.Н. на решение мирового судьи судебного участка № г<данные изъяты> от 05 июня 2014 года по делу по иску Колмяковой В.Н. к ОАО «Нижегородская сбытовая компания» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л: Истец Колмякова В.Н. обратилась с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в квартире проживает и зарегистрирована одна, как пенсионер имеет право на социальную норму потребления электрической энергии. Жителями многоквартирного дома <адрес>, избран способ управления - управление управляющей организацией - ООО «УК «Управдом», которая имеет право производить расчет и взимать плату за подачу жителям электрической энергии многоквартирных домов. Ресурсоснабжающая организация ОАО «Нижегородская сбытовая компания» имеет право взимать плату и выставлять квитанции за поставляемые ресурсы только в случае непосредственного управления многоквартирным домом. ОАО «Нижегородская сбытовая компания» производит расчет и предъявляет квитанции на оплату услуг электроснабжения, в том числе на общедомовые нужды.
На основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Нижегородская сбытовая компания» запрещено взимать плату и выставлять квитанции, предъявляемые для оплаты услуг за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, потребителям услуг энергоснабжения <данные изъяты> собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных жилых домах <данные изъяты>, которыми избран способ управления управление управляющей организацией или создано товарищество собственников жилья». В соответствии с письмом государственной жилищной инспекции <данные изъяты> от 26 декабря 2013 года начисление и взимание платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, должен осуществлять исполнитель коммунальной услуги, в данном случае, управляющая компания, рекомендовано обратиться в ОАО «Нижегородская сбытовая компания» с письменным заявлением о проведении возврата начисленной платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, и в случае бездействия указанной организации в проведении соответствующего перерасчета, обжаловать такое бездействие в <данные изъяты> или в суд.
03 февраля 2014 года истец обратилась в ОАО «Нижегородская сбытовая компания» с претензией в порядке досудебного спора с требованием возвратить незаконно начисленную и полученную ОАО «Нижегородская сбытовая компания» плату за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды. В претензии истец указала денежную сумму к возврату, а также расчетный счет в Сбербанке РФ, куда просила перечислить указанные денежные средства.
07 февраля 2014 года истец получила квитанцию на оплату услуг по электроэнергии, к оплате была указана сумма в размере 0,00 рублей, но при этом были начислены следующие суммы: - 87, 67 руб.,- вероятно, сумма по ОДН, и 136 рублей за оплату электроэнергии за 50 киловатт, потребленную в квартире истца, в графе основания перерасчета указана сумма - 223,67 руб. с пометкой неверное или отсутствующее показание.
В соответствии с сообщением государственной жилищной инспекции по <данные изъяты> от 26.12.2013 года ОАО «НСК» обязана по письменному заявлению жителей дома <адрес> провести возврат начисленной платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды. При этом размер тарифов по оплате за потребленную электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, установлен лишь с 01 января 2014 года.
Поскольку ответчиком незаконно начислялась и взималась плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, допускались и иные недостоверные сведения и расчеты, или несвоевременно высылались извещения для оплаты, истец оплачивала услуги за электроэнергию и по извещениям и через терминал. За период с 01 января 2012 года по 01 января 2014 года истцом произведена переплата за потребленную электроэнергию в размере 1 047,25 рублей.
В 2011 году истец обращалась в ОАО «Нижегородская сбытовая компания» с заявлением по поводу незаконного включения в счет за электроэнергию платы за потребляемую электрическую энергию в местах общего пользования в многоквартирном доме. В удовлетворении требования было отказано. С 01 января 2012 года взимание платы за электрическую энергию в местах общего пользования в счете за потребленную электрическую энергию было отменено. Сумма незаконно полученных денежных средств составила 340,20 рублей из расчета за 10 месяцев 2010 года по 14 руб. 70 коп. (147 руб.) и за 12 месяцев 2011 года по 16 руб. 10 коп. (193 руб. 20 коп).
Истец просит обязать возвратить незаконно начисленную и полученную ОАО «Нижегородская сбытовая компания» плату за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды по адресу: <адрес> за 2012 год и 2013 год в размере 1 047,25 руб., возвратить незаконно начисленную и полученную ОАО «Нижегородская сбытовая компания» плату за электроэнергию в местах общего пользования в многоквартирном доме по адресу: <адрес> за 10 месяцев 2010г. и 12 месяцев 2011г. в размере 340,20 руб.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования, в итоге просит обязать ответчика возвратить излишне уплаченные за электроэнергию, потребленную по индивидуальному прибору учета в <адрес> за 2012г., 2013г., январь-апрель 2014г. в размере 1 117,25 руб., возвратить незаконно начисленную и полученную ОАО «Нижегородская сбытовая компания» плату за электроэнергию в местах общего пользования в многоквартирном доме по адресу: <адрес> за 10 месяцев 2010г. и 12 месяцев 2011г. в размере 340,20 руб.
В судебном заседании истец Колмякова В.Н. исковые требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и уточнениях к нему. Истец пояснила, что при расчете ОДН не принимается во внимание наличие двух нежилых помещений в <адрес>, принадлежащие на праве собственности отделению <данные изъяты>, расположенные в подвале дома и в пристрое к дому площадью 743,60 кв.м. Ответчиком и третьими лицами не предоставлено доказательств того, что пристроенное здание не присоединено к ТП-137, и КПУ не учитывает расход электроэнергии в указанном нежилом помещении, а также схему электроснабжения многоквартирного дома, разводку электросетей по жилым и нежилым помещениям и на площадях, входящих в состав общего имущества дома. ОАО «Нижегородская сбытовая компания» при содействии и участии <данные изъяты> Центра и Приволжья» 26 августа 2011 года заключили договор с потребителем электроэнергии <данные изъяты><данные изъяты>». <данные изъяты>, не имея никакого отношения к общему имуществу дома № в то же время в четырех подъездах дома № имеет энергопринимающие устройства, принадлежащие потребителю <данные изъяты> Расход электроэнергии от деятельности <данные изъяты> фиксируется на КПУ, поставленном в подъезде дома № и по сомнительным расчетам, произведенным ОАО «Нижегородская сбытовая компания», распределяется между собственниками жилых помещений дома № под видом оплаты за ОДН. Когда и в каких объемах электроэнергия, потребленная техническими устройствами <данные изъяты> находящимися в четырех подъездах дома № вычиталась из текущих показания КПУ во втором подъезде дома неизвестно. Мнение представителя <данные изъяты> о том, что в акте от 19 мая 2014 г. о комиссионной проверке отсутствуют сторонние подключения к КПУ, расположенному во втором подъезде дома № не является достоверным, так как, в акте от 29.11.2012 г. о допуске прибора учета электроэнергии в эксплуатацию указано, что КПУ присоединен к ТП-137, гр. 5.Однако к ТП -137 присоединены и отделение <данные изъяты> и другие рядом находящиеся здания. Из предоставленных схем не усматривается, что под точкой учета, где установлен КПУ, находятся лишь МОП и жилые квартиры дома. Из других схем электроснабжения усматривается, что отделение <данные изъяты> и иных зданий также присоединены к ТП-137. Кроме того не известно, каким образом происходила установка КПУ во втором подъезде дома <адрес>, ее не известила ни сетевая, ни управляющая организации. Согласована ли установка КПУ <данные изъяты> с <данные изъяты> направлялись ли сетевой организацией уведомления по установке КПУ в доме № судом не выяснено. По согласованию с управляющей компанией сетевая организация вправе установить коллективный прибор учета электроэнергии, однако отсутствует право сетевой организации производить съем показаний общедомовых (коллективных) приборов учета. <данные изъяты> подтверждает, что ежемесячно с 23 по 25 число текущего месяца она производит съем показаний КПУ с составлением актов, которые впоследствии передает в установленный законом срок в ОАО «Нижегородская сбытовая компания». Указанные действия являются обязанностью управляющей организации «<данные изъяты>», а не сетевой организации, поставившей КПУ без уведомления УК «<данные изъяты>». Договор с ОАО «Нижегородская сбытовая компания» не заключала, заявление о заключении договора не подавала. Расчет по оплате ОДН ОАО «Нижегородская сбытовая компания» обязано производить по нормам абзаца второго пунктам 44 Правил № 354, поскольку собрание собственников дома № по указанному вопросу не проводилось, решение не принято. Оплата ОДН для собственников дома <адрес> должна начисляться исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, а превышение объема коммунальной услуги над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель, в данной ситуации ОАО «НСК» оплачивает за счет собственных средств.
Представитель ответчика ОАО «Нижегородская сбытовая компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в своем отзыве и пояснениях, данных ранее в судебных заседаниях, пояснил, что основным видом деятельности ОАО «Нижегородская сбытовая компания» является покупка и продажа электрической энергии потребителям по договорам энергоснабжения электрической энергии. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. ОАО «Нижегородская сбытовая компания» осуществляет расчеты как по коммунальной услуге - электроэнергии, потребленной как на жилое (нежилое) помещение в многоквартирном доме - МКД, так и по коммунальной услуге, потребленной в процессе использования общедомового имущества многоквартирного дома, далее - коммунальная услуга, предоставленная на общедомовые нужды - ОДН; в зависимости от наличия или отсутствия коллективного прибора учета (далее - КПУ). Объем электроэнергии за месяц в жилых (нежилых) помещениях определяется по индивидуальным приборам учета - ИПУ (при их наличии и своевременном предоставлении показаний), при несвоевременном предоставлении показаний, при непредставлении показаний, при отсутствии ИПУ - по среднемесячному потреблению или нормативу потребления. Дом, в котором проживает истец, является многоквартирным, 5-ти этажным жилым домом. <адрес> до февраля 2013г. не был оборудован КПУ. С февраля 2013г. <адрес> оборудован КПУ в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона РФ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и внесения изменений в отдельные законодательные акты РФ» и Правилами № 354 сетевой организацией <данные изъяты> которое является собственником вышеуказанного КПУ. До февраля 2013г. в связи с отсутствием в указанном доме КПУ, расчеты по коммунальной услуге - электроэнергии, потребленной в процессе использования общедомового имущества многоквартирного дома - ОДН, производились по нормативам, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2012г. № 594, в соответствие с требованиями ст.157 ЖК РФ, п.48 Правил №354. Для 5-ти этажного многоквартирного дома норматив потребления согласно Приложению № 2 к постановлению №594 составлял - 1,23 кВт.ч в месяц на 1 кв.м площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Суммарный объем коммунальной услуги на ОДН для конкретного помещения (жилого - квартиры или нежилого) конкретному потребителю определяется как произведение норматива потребления электрической энергии, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, на частное от деления общей площади жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме на общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме. Данные для расчетов указываются в платежных документах, выставляемых потребителю. С февраля 2013г. в связи с наличием в доме <адрес> КПУ, расчеты по коммунальной услуге - электроэнергии, потребленной в процессе использования общедомового имущества многоквартирного дома - ОДН, производились в соответствие с требованиями ст. 157 ЖК РФ, п.44 Правил №354. Для конкретного помещения (конкретному потребителю) объем коммунальной услуги на ОДН за месяц определяется как произведение разницы между объемом электрической энергии по КПУ и объемом электрической энергии в жилых и нежилых помещениях на частное от деления общей площади жилого помещения (или нежилого помещения) на общую площадь всех жилых помещений и нежилых помещений в МКД. Расчет платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН потребителю <адрес> за период с февраля 2013г. по май 2014г. произведен исходя из показаний КПУ согласно п.44 Правил №354, формулам №№ 10,12 приложения №2 к Правилам №354 (за исключением декабря 2013г., января 2014г. - начисления на ОДН исключены по решению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу №). Начисления на ОДН за период с октября 2012г. по апрель 2014г. составили 798,12 руб., что подтверждается платежными документами, выставляемыми истцу к оплате, а также детализацией помесячных расчетов. В ходе проведения служебной проверки, было установлено, что при расчетах платы на ОДН не учитывалась площадь нежилых помещений из-за технического сбоя при занесении данных в программу. В мае 2014г. ОАО «Нижегородская сбытовая компания» произвело перерасчет потребителям <адрес> с октября 2012г. по апрель 2014г. с учетом площади нежилого помещения 623,50 кв.м, принадлежащего <данные изъяты> на основании свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о произведенном перерасчете будут отражены в платежных документах, выставленных потребителям в июне 2014г. за май месяц 2014г. Сведения по площадям нежилых помещений, предоставленные ранее <данные изъяты> посредством электронной почты, не приняты к расчетам, так как документально не подтверждены. При наличии договора энергоснабжения непосредственно с гражданами - потребителями коммунальных услуг ОАО «Нижегородская сбытовая компания» вправе и обязано выставлять счета на оплату электрической энергии, в том числе, поставленной на общедомовые нужды, непосредственно гражданам. В силу действующего законодательства прямые договорные отношения между ОАО «Нижегородская сбытовая компания» и жителями многоквартирных домов возникают в двух случаях: при выборе гражданами непосредственной формы управления многоквартирным домом и при отсутствии договора между ОАО «Нижегородская сбытовая компания» и исполнителем коммунальных услуг. По адресу: <адрес> гарантирующим поставщиком - ОАО «Нижегородская сбытовая компания» - заключены договоры энергоснабжения с каждым гражданином-потребителем указанного дома. Между гарантирующим поставщиком и исполнителем коммунальных услуг <данные изъяты> - договор энергоснабжения электрической энергией отсутствует. Потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования (МОП) не может предъявляться гражданину как плата за содержание и ремонт жилого помещения, а должно предъявляться в составе платы за коммунальную услугу электроснабжение. Включение ОАО «Нижегородская сбытовая компания» в ежемесячный счет за потребленную электроэнергию начислений за МОП в период с 01.03.2010г. по 30.11.2011г. соответствовало нормам действующего на тот период законодательства. Начисления на МОП по кв.<адрес> за период с марта 2010г. по ноябрь 2011г. включительно составили 324,10 руб.
Представитель третьего лица ООО «УК «Управдом» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в своем отзыве пояснил, что ООО «УК «Управдом» является управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: <адрес> В данный момент ООО «УК «Управдом» коммунальные услуги жителям многоквартирных домов не оказывает, так как находится в стадии согласования договоров с ресурсоснабжающими организациями. ОАО «НСК» находится в непосредственных договорных отношениях с потребителями, осуществляет поставку коммунальной услуги по электроснабжению и сбор средств за данную услугу. Поскольку собственники многоквартирного дома по адресу: <адрес> не провели общее собрание по вопросу установки общедомовых приборов учета, действия МРСК по установке общедомового прибора учета электроэнергии и действия ОАО «Нижегородская сбытовая компания» по начислению платы за использованную электроэнергию в местах общего пользования являются законными. Документы, представленные в материалы дела подтверждают, что <адрес> отсутствуют незаконные присоединения, коллективный прибор учета установлен согласно всем техническим нормам и правилам, взимание платы за ОДН ОАО «НСК» с жителей вышеуказанного дома законно и обосновано.
Представитель третьего лица ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в своем отзыве пояснил, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Нижновэнерго») является сетевой организацией. ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в силу своей деятельности не является для потребителя истца Колмяковой В.Н., поставщиком (продавцом электроэнергии), не является ресурсоснабжающей организацией и не предоставляет потребителям коммунальные услуги по электроснабжению. Основной задачей деятельности ОАО «МРСК Центра и Приволжья» как сетевой организации является исполнение надлежащим образом обязательств по содержанию в исправном состоянии принадлежащего ей энергооборудования в пределах границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности общества, и обеспечение в пределах этих границах параметров надежности и качества передаваемой электроэнергии. Приказом ФСТ РФ от 27.06.2008 года № 236-э ОАО «МРСК Центра и Приволжья» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел 1 «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером № 52.1.258. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (далее ГБП и ЭО) сторон от 10.05.2012 года между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «Домовой», граница ГБП и ЭО для ООО «Домовой» установлена в ВРУ жилого дома <адрес> на контактах и арматуре крепления в местах присоединения наконечников кабельной линии 0,4 кВ группы 5 от ТП-137, включая ВРУ жилого дома. Все электрооборудование и электрические сети, расположенные за указанными выше границами ответственности в сторону ООО «Домовой» (внутридомовое электрооборудование), обслуживаются и эксплуатируются ООО «Домовой». Граница БП и ЭО для ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» установлена в ВРУ жилого дома № 10 «а» по ул.Урицкого г.Дзержинска на наконечниках кабельной линии 0,4 кВ от ТП-137, включая этот кабель группы 5. Все электрооборудование и электрические сети, расположенные за указанными выше границами ответственности, в сторону ОАО «МРСК Центра и Приволжья» принадлежит и эксплуатируются ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Внутридомовое электрооборудование жилого дома <адрес> находится в пределах границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности управляющей компании ООО «УК «Управдом». ОАО «МРСК Центра и Приволжья», являясь сетевой организацией, не относится к категориям исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций, не входит в субъектный состав участников правоотношений по содержанию общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, а также не входит в состав участников правоотношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам по электроснабжению. Собственниками МКД, где проживает истец, выбран способ управления МКД - управление управляющей организацией ООО УК «Управдом», с которой заключен договор управления жилым домом <адрес>. Установка прибора учета - общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергии в доме, где проживает истец, является законной, обоснованной и не противоречит действующим нормативным актам. Жилой дом <адрес> где проживает истец, технологически присоединен к электрическим сетям сетевой организации ОАО «МРСК Центра и Приволжья» посредством подземной кабельной линии. Как указывалось выше, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности проходит на наконечниках кабелей 0,4 кВ от ТП-137, включая этот кабель группы 5, то есть в точке крепления наконечников кабельной линии к верхним контактам рубильника вводного распределительного устройства 0,4 кВ, установленного во втором подъезде данного дома. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электроэнергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электроэнергии), 29 ноября 2012 года на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (ВРУ жилого дома <адрес> в целях обеспечения учета количества электрической энергии, передаваемой на жилой дом № 10 «а» по ул.Урицкого г.Дзержинска, где проживает истец, сетевой организацией - ОАО «МРСК Центра и Приволжья» был введен в эксплуатацию прибор учета электроэнергии (согласно акту допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию № от 29.11.2012 года, представленного в материалы дела) со следующими техническими характеристиками: тип ПСЧ - 4 ТМ.05М.17; дата гос.поверки 2009 год; заводской номер №, номинальный ток - 5(7,5), класс точности - 0,5 s, коэффициент трансформации (учета) -15. Данный тип средства измерений зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под № и допущен к применению в РФ. Данный прибор учета был допущен в эксплуатацию в 2012 году в целях обеспечения учета количества (объема) электрической энергии, передаваемой сетевой организацией в данный жилой дом. Физически спорный прибор учета установлен во втором подъезде жилого дома, где проживает истец на стене, что обусловлено прохождением именно в данном месте границы балансовой принадлежности электросетей ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и внутридомовых электрических сетей жилого дома <адрес>. ОАО «МРСК Центра и Приволжья» считает, что спорный прибор учета установлен в жилом доме <адрес>, и эксплуатируется сетевой организацией с соблюдением всех норм действующего законодательства РФ. 19 мая 2014 года сотрудниками ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО УК «Управдом» указанная выше проверка была проведена. Согласно акту, составленному по результатам проверки, каких-либо нарушений и несанкционированных подключений выявлено не было. Прибор учета был приобретен, установлен и введен в эксплуатацию за счет средств сетевой организации - ОАО «МРСК Центра и Приволжья». ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является собственником спорного прибора учета электроэнергии, и несет бремя его содержания, что подтверждается инвентарной картой учета объекта основных средств от 31.12.2008 года. Прибор учета установлен во втором подъезде жилого дома, где проживает истец на стене, что обусловлено прохождением именно в данном месте границы балансовой принадлежности электросетей ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и внутридомовых электрических сетей жилого дома <адрес>. Данный прибор учета имеет присоединение к кабелю, который находится в границе балансовой принадлежности ОАО «МРСК Центра и Приволжья», а не к кабелю внутридомового электрооборудования. Поскольку спорный прибор учета не является общим имуществом собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, где проживает истец, их согласия на его установку не требуется. Прибор учета, установленный на границе балансовой принадлежности сетевой организации и внутридомовых электросетей по дому <адрес>, является общедомовым (коллективным) прибором учета электрической энергии и может использоваться для проведения расчетов за электроэнергию на общедомовые нужды. Прибор учета, установленный сетевой организацией на границе балансовой принадлежности электросетей ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и внутридомовых электросетей жилого дома <адрес>, обеспечивает учет объема (количества) электроэнергии, передаваемой в данный дом, а потому фактически является общедомовым (коллективным) прибором учета. Следовательно, его показания должны и могут быть использованы для расчета количества (объема) электроэнергии, переданной на жилой дом, где проживает истец, потребленной собственниками и пользователями помещений в данном доме на общедомовые нужды в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Установка сетевой организацией спорного прибора учета в рассматриваемом случае, не нарушает прав и законные интересы собственников и пользователей помещений в МКД <адрес>, поскольку спорный прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности. Электрокабель сетевой организации, входит в спорный МКД до ВРУ жилого дома. Доказательств захвата сетевой организацией общего имущества собственников и пользователей помещений в <адрес> при установке спорного прибора учета истцом не представлено. Спорный прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности электросетей ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и внутридомовых электросетей, с соблюдением всех технических требований для данных приборов учета. Поскольку ООО УК «Управдом» не является исполнителем коммунальной услуги по подаче электроэнергии потребителям - собственникам помещений в МКД по <адрес>, так как не наделено ресурсоснабжающими организациями соответствующими полномочиями, то ООО УК «Управдом» не вправе выставлять какие-либо счета собственникам помещений данного дома, в том числе и плату за ОДН.
Решением мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по данному гражданскому делу постановлено следующее: в удовлетворении исковых требований Колмяковой В.Н. к ОАО «Нижегородская сбытовая компания» о защите прав потребителей отказать.
Истец ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой на решение мирового судьи судебного участка № <данные изъяты>. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного.
Заявитель считает, что мировой судья необоснованно признал правомерными действия ресурсоснабжающей организации ОАО «Нижегородская сбытовая компания» по начислению истцу платы за ОДН при отсутствии заключенного между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией соответствующего договора об энергоснабжении, мировым судьей не рассмотрены основания заявленного иска, а именно, не установлены причины завышения сумм по ОДН, в материалах дела отсутствуют доказательства в обосновании нарушения ответчиком выставления завышенных размеров оплаты по ОДН, истец просила проверить каким образом ОАО «Нижегородская сбытовая компания» распределяет объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и каким образом распределяет этот объем между жилыми помещениями и нежилыми помещениями филиала Сбербанка России, расположенными в многоквартирном доме <адрес>, в связи с чем истец просила привлечь к участию в деле <данные изъяты>, но мировым судьей отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении представителей <данные изъяты>, а также в предоставлении договора энергоснабжения между ОАО «НСК» и ФИО1, документов о размерах площадей трех нежилых помещений в доме <адрес>, расположенных на первом этаже дома, подвале дома, пристрое к дому, договора на установку КПУ, технического паспорта, договора с <данные изъяты> Мировой судья посчитал, что установка КПУ не нарушает прав и законных интересов собственников МКД. Считает, что мировым судьей неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, просит отменить решение мирового судьи и принять новое решение.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ОАО «Нижегородская сбытовая компания» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, просит решение мирового судьи оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Представитель ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Представитель ООО «УК Управдом» ФИО 2 действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что просит решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Законность и обоснованность решения мирового судьи проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения мирового судьи.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Суд апелляционной инстанции считает, что мировым судьей правильно установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, характер спорных отношений, правильно применены нормы материального, процессуального права, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынесено законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда нельзя признать состоятельными по следующим основаниям.
Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником квартиры 8 <адрес> с 13 ноября 2002 года (л.д.7 т.1).
Жилой дом <адрес> является многоквартирным.
В соответствие со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, в связи с чем цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
На основании п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст.540 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п.3 ст.540 ГК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (часть 2).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).
Согласно ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Данные правила регулировали отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливали их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Из ч.2 ст.162 ЖК РФ следует, что управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Из материалов дела следует, что 31 августа 2009г. собственниками дома <адрес> на общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, выбран способ управления многоквартирным домом <адрес> - управление управляющей организацией, выбрана управляющая компания - ООО «Домовой».
На основании договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между <данные изъяты> действующим от имени собственника муниципальных жилых помещений и ООО «Домовой», управление многоквартирным домом <адрес> с 01.09.2009г. осуществлял ООО «Домовой» (л.д.137-144 т.1). В соответствии с указанным договором, ООО «Домовой» обязался оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и другим, проживающим в доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
ООО «Домовой» реорганизовано в форме выделения из него нового юридического лица- ООО «Согласие».
04 июля 2013года ООО «Согласие» реорганизовано в форме слияния в ООО «УК «Управдом». ООО «УК «Управдом» является правопреемником имущественных и неимущественных прав и обязанностей ООО «Согласие».
С 01 марта 2010 года по 30 ноября 2011 года ОАО «Нижегородская сбытовая компания» начисляло плату за электроснабжение мест общего пользования истцу, выставляя квитанции на ее оплату.
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., по иску прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ОАО «Нижегородская сбытовая компания» о признании незаконными действий по выставлению населению города <данные изъяты> счетов на оплату электроснабжения мест общего пользования в удовлетворении исковых требований прокурора города <данные изъяты> отказано.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, при отсутствии индивидуальных приборов... электрической энергии... в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета газа и (или) электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств. При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отдельных помещений в таком доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (п/п в п.20).
Постановлением Правительства Нижегородской области № 244 от 19.07.2007г. определен норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии приборов учета электрической энергии, в том числе установлен расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, который определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Согласно выписке из лицевого счета № и представленным истцом квитанциям следует, что за 10 месяцев 2010 года истцу ФИО1 была начислена плата за электроснабжение мест общего пользования в размере 147 руб., за 11 месяцев 2011года в размере 177,10 руб.
Расчет истцу в данные периоды производился за МОП исходя из норматива - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека, по тарифу на электроэнергию 2,10 - одноставочный базовый тариф для населения, проживающих в домах, оборудованных газовыми плитами, утвержденный решением РСТ Нижегородской области № 53/1 от 18.12.2009г., с января 2011г. по тарифу на электроэнергию 2,30 - одноставочный базовый тариф для населения, проживающих в домах, оборудованных газовыми плитами, утвержденный решением РСТ Нижегородской области № 42/35 от 30.11.2010г.
Мировым судьей обоснованно данный расчет признан верным и отказано в удовлетворении требований о взыскании денежных средств, начисленных за МОП за период 10 месяцев 2010г. и 12 месяцев 2011г. в сумме 340,20 руб.
Считая завышенным размер платы за ОДН, заявитель указывает на то, что при расчете ОДН не принимается во внимание наличие двух нежилых помещений в доме <адрес>, принадлежащие <данные изъяты> что мировым судьей не проверено распределение коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды между жилыми и нежилыми помещениями.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, проживающими в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищного фондов, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг урегулированы Правилами «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N 354.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также условия взаимодействия субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией определены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. N 442.
Пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. N 530, и п/п в п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, установлено, что исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей: оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Как следует из материалов дела, сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и осуществляющей в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (электрических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющей право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящей в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, является ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Нижновэнерго»), гарантирующим поставщиком, то есть организацией, осуществляющей поставку, куплю-продажу электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии - ОАО «Нижегородская сбытовая компания».
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «МРСК Центра и Приволжья» обязано заключить договор с ОАО «Нижегородская сбытовая компания» на оказание услуг по передаче электрической энергии № от ДД.ММ.ГГГГ. в редакции ОАО «Нижегородская сбытовая компания» (л.д.214-239 т.1).
Согласно акту допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> допущен прибор учета ПСЧ-4ТМ.05М.17 заводской №. Узел учета установлен во 2 подъезде на стене жилого дома. По данной точкой учета находятся МОП жилого дома <адрес>, лицевые счета с № ( <данные изъяты>), №(<данные изъяты>), с № (с <данные изъяты>). Юридических лиц нет (л.д.178-179 т.1).
В соответствии с актом разграничения принадлежности электрических сетей от 10.05.2012г. определена граница балансовой ответственности ООО «Домовой» -в ВРУ жилого дома <адрес> контакты и арматура крепления в местах присоединения наконечников кабеля 0,4кв гр.5 от ТП-137, включая ВРУ жилого дома, а ОАО «МРСК Центра и Приволжья»-в ВРУ жилого дома <адрес> наконечники кабеля 0,4кв от ТП-137, включая этот кабель гр.5 (л.д.53 т.2).
01.10.2011г. между <данные изъяты> в <данные изъяты> и <данные изъяты> подписан акт технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрическим сетям ООО «Домовой», в том числе по адресу: <адрес>.
26.08.2011г. между <данные изъяты> и ОАО «Нижегородская сбытовая компания» заключен договор энергоснабжения, в том числе по адресу: <адрес>л.д.158-176 т.2).
Из акта проверки средств учета электроэнергии от 19.05.2014г. следует, что узел учета установлен во 2 подъезде жилого дома <адрес>. Узел учета находится на балансе ПО ДЭС. Под данной точкой учета находятся МОП и квартиры жилого дома <адрес>. Юридические лица- <данные изъяты> Сторонних присоединений не обнаружено. Средства учета соответствуют требованиям нормативно-технической документации, предъявляемым к расчетному учету (л.д.135 т.2).
07.02.1996г. между АО «Нижновэнерго» и <данные изъяты> заключен договор на пользование электрической энергией по адресу: <адрес> с последующими изменениями к нему.
01.09.2009г. между ООО «Домовой» и <данные изъяты> заключен договор на долевое участие в содержании общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>. согласно п.2.1.1 договора <данные изъяты> обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием многоквартирного дома соразмерно занимаемой площади (л.д.120 т.2).
Доводы жалобы о том, что мировым судьей не проверено распределение объема коммунальной услуги на общедомовые нужды между жилыми и нежилыми помещениями являются несостоятельными и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами: схемой электроснабжения жилого дома <адрес> и нежилого помещения <данные изъяты> техническим актом, являющимся приложением к договору купли-продажи электрической энергии № (л.д.104-106 т.1), актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 19 октября 2007 г. (л.д.109-110 т.1), актом № технологического присоединения энергопринимающего устройства юридического лица к электрическим сетям ОАО «<данные изъяты>» от 19 октября 2007г. (л.д.107-108 т.1), схемой технологического присоединения, являющейся приложением № к акту № от 19 октября 2007г. (л.д.106), которым мировым судьей дана надлежащая оценка.
Также несостоятельны доводы жалобы о необоснованном признании мировым судьей законным порядка установки общедомового прибора учета электрической энергии.
В соответствии с п. 144 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики.
Согласно п.2 Правил от 06.05.2011г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела, жилой дом <адрес>, где проживает истец, технологически присоединен к электрическим сетям сетевой организации - ОАО «МРСК Центра и Приволжья» посредством подземной кабельной линии. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности проходит на наконечниках кабельной линии 0,4 кВ от ТП-137, включая этот кабель группы 5, то есть в точке крепления наконечников кабельной линии к верхним контактам рубильника вводного распределительного устройства 0,4 кВ, установленного во втором подъезде данного дома.
Прибор учета установлен во 2 подъезде жилого дома <адрес> на стене, то есть на границе балансовой принадлежности электросетей ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и внутридомовых электрических сетей жилого дома <адрес>. Прибор учета электроэнергии имеет следующие технические характеристики: тип ПСЧ-4ТМ.05М.17, дата гос.поверки 2009г., заводской номер №, номинальный ток - 5(7,5), класс точности - 0,5 s -коэффициент трансформации (учета) -15.
Прибор учета, установленный сетевой организацией на границе балансовой принадлежности электросетей ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и внутридомовых электросетей жилого дома <адрес>, обеспечивает учет объема (количество) электроэнергии, передаваемой в данный дом, а потому фактически является общедомовым (коллективным) прибором учета.
Таким образом, прибор учета установлен в жилом доме <адрес> и эксплуатируется сетевой организацией с соблюдением всех норм действующего законодательства РФ.
Установлено, что прибор учета был приобретен и установлен за счет средств и в интересах сетевой организации - ОАО «МРСК Центра и Приволжья».
ОАО «МРСК Центра и Приволжья» является собственником спорного прибора учета электроэнергии, и несет бремя его содержания.
При вводе жилого дома в эксплуатацию, где проживает истец, дом не был оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии. Собственники и пользователи помещений данного жилого дома не несли расходы по его приобретению, установке, а также не несут расходов по его техническому обслуживанию, эксплуатации и поверке. Данный прибор учета не является общим имуществом собственников и пользователей помещений дома <адрес>
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009г. № 261-ФЗ, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Исполнение требований в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством РФ основании разным лицам.
В силу п.9 ст.11 данного Федерального закона РФ собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям их оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п.п. 5, 9,10,12 ст.13 данного Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11.07.2011г. N 197-ФЗ)
До 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно п. 8 указанной статьи действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
С 1 июля 2010г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010г. организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010г. она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее 1 января 2013 года лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа.
До 1 января 2012г. (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016г. (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В силу п. 144 и 150 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. N 442 (в редакции от 30.01.2013г., с изменениями от 21.05.2013г.) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
Поскольку собственникамипомещений дома <адрес> в установленный законом срок - до 01.01.2012г. не установлены приборы учета электроэнергии на ОДН, в связи с чем, прибор учета был установлен сетевой компанией за счет собственных средств.
Прибор учета, установленный сетевой организацией на границе балансовой принадлежности электросетей ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и внутридомовых электросетей жилого дома <адрес>, обеспечивает учет объема (количество) электроэнергии, передаваемой в данный дом, а потому фактически является общедомовым (коллективным) прибором учета. Следовательно, его показания могут быть использованы для расчета количества электроэнергии, потребленной собственниками (нанимателями) квартир вышеуказанного дома на общедомовые нужды в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
Мировым судьей также обоснованно признан расчет оплаты за ОДН, представленный ОАО «Нижегородская сбытовая компания», достоверным и отказано в удовлетворении требований о возврате денежных средств, оплаченных заявителем за электроэнергию, потребленную по индивидуальному прибору учета.
В соответствии с п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п.48 указанных Правил (в редакции от 27.08.2012г.) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В октябре 2012г. размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды должен был определялся в соответствии с формулами 10 и 15 приложения № 2 к Правилам, поскольку в доме не был установлен общедомовой прибор учета.
Установлено, что истец ФИО1 проживает в 5-ти этажном доме.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2012г. № 594 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальной услуги по электроснабжению на территории Нижегородской области» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением, проживающим в многоквартирных домах на территории Нижегородской области, при отсутствии приборов учета электрической энергии на общедомовые нужды.
Из данного Постановления следует, что норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды для 5этажных домов 1,23 кВт.ч/кв.м. площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку показания общедомового (коллективного) прибора учета могут быть использованы для расчета количества электроэнергии, оснований для произведения начисления оплаты по коммунальной услуге - электроэнергии, потребленной в процессе использования общедомового имущества многоквартирного дома по формуле 15 Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, не имеется.
Установлено, что расчет платы за ОДН по коммунальной услуге - электроэнергии, потребленной в процессе использования общедомового имущества многоквартирного дома - ОДН в квартире <адрес> производится в соответствии с Правилами.
Однако, при расчете доли ОДН МКД по адресу: <адрес> с октября 2012 года по апрель 2014 года не была учтена площадь нежилого встроенного помещения <данные изъяты> равная 623,50 кв.м.
Из служебной записки ОАО «Нижегородская сбытовая компания» от 15.05.2014г. следует, что в мае 2014г. будет произведен перерасчет доли ОДН МКД по адресу: <адрес> с октября 2012г. по апрель 2014г. с учетом нежилых помещений <данные изъяты> 623,50 кв.м.
Из счета за услуги энергоснабжения за май 2014г. по адресу: <адрес> следует, что начислено -77,00 руб., к оплате 0,00 руб. Произведен перерасчет на общедомовые нужды -956,34 руб. основание пересчета неверное или отсутствующее показание-185,91 руб.
Из представленной детализации расчета на 05/2014 абонента ФИО1 следует, что долг на начало периода -136,75 руб., оплата долга-136,75 руб. За период с 01.2012 по 05.2014 начислено к оплате 4480,96 руб., оплачено 4557,96 руб., переплата 177 руб.
Истцу произведен перерасчет за период с октября 2012 года по май 2014 года, исходя из общей площади всех жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирном доме- 3168,9 кв.м. ( 2545,41 кв.м + 623,50 кв.м).
Установив, что договор энергоснабжения между ОАО «Нижегородская сбытовая компания» и управляющей организацией ООО «УК Управдом» не заключен, а ОАО «Нижегородская сбытовая компания» в силу действующего законодательства продолжает предоставлять потребителям электроэнергию, то ОАО «Нижегородская сбытовая компания» вправе начислять плату за ОДН, а оснований для возврата денежных средств, оплаченных заявителем за электроэнергию, потребленную по индивидуальному прибору учета в квартире заявителя за 2012,2013, годы, с января по апрель 2014 года в размере 1 117,25 руб. не имеется.
Доводы жалобы о том, что мировым судьей необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств истца не является основанием к отмене решения суда, поскольку все ходатайства были разрешены мировым судьей в соответствии с требованиями статьи 166 ГПК РФ. Само по себе отклонение мировым судьей заявленных ходатайств не свидетельствует о незаконности оспариваемого судебного решения, поскольку в силу части 3 статьи 67 ГПК РФ достаточность доказательств для разрешения конкретного спора определяется судом.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований сомневаться в соблюдении мировым судьей порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение мирового судьи постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права и сомнений в законности не вызывает. К возникшим между сторонами правоотношениям мировым судьей правильно применены нормы действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке доказательств по делу, однако оснований к этому не имеется. Выводы мирового судьи, изложенные в решении, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основании представленных доказательств, которым мировой судья дал соответствующую оценку. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Решение мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года по делу по иску ФИО1 к ОАО «Нижегородская сбытовая компания» оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судья п/п С.А.Тихомирова Копия верна:
Судья:
Секретарь: