Дело №__
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2021 года г. Белоярский.
Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Лаврова И.В., при секретаре Нензеловой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дело по иску ФИО1 к <...> о защите прав потребителя,
по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка №__ Белоярского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от _______, которым в удовлетворении исковых требований отказано,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к <...> о защите прав потребителя, об отмене начислений платежей и аннулировании образовавшейся задолженности и пени.
Исковые требования мотивированы тем, квартира, расположенная по адресу: <...>, принадлежит ей на праве собственности и находится на индивидуальном отоплении с _______. С _______ ей приносят квитанции на оплату за отопление мест общего пользования <...>. Обратившись за разъяснениями был получен ответ о введении нового порядка расчёта размера платы за отопление, который вступил в силу с _______. Не согласившись с данной услугой просит суд обязать ответчика отменить начисления платежей за непредставленную коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования (лестничных площадок, подъездов). Обязать ответчика аннулировать оставшуюся задолженность и пени за непредставленную коммунальную услугу по гению мест общего пользования (лестничных площадок, подъездов) с _______.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в суд представлены письменные возражения на исковое заявление, согласно которым задолженность абонента ФИО1 по адресу: <...> по состоянию на _______ составляет 3800,02 руб. по коммунальной услуге отопление и 179.83 руб. по пени (развернутый расчет дается).
Данная квартира отключена от централизованной системы теплоснабжения _______.
Учитывая тот факт, что заявитель является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме, подключенном к центральному отоплению, Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления шальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», предусматривает оплату за отопление в части, касающейся расхода тепловой энергии на отопление мест общего пользования, а потребление тепловой энергии в жилом (нежилом) помещении для них приниматься равным нулю.
Формула расчета платы за отопление содержит две составляющие, по которым и определяется тариф за потребленную тепловую энергию в местах общего пользования.
Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 года № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальный услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов но вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» является обязательным для применения. При этом каких-либо оговорок по поводу наличия, либо отсутствия отопительных приборов в коридорах или на площадках многоквартирного дома действующее законодательство не содержит.
Мировым судьёй по делу приято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, мотивируя требования тем, что коммунальные услуги истцом оплачиваются ежемесячно без долгов и задержек по оплате. Мировой судья определил, что истцом непосредственно потреблялась тепловая энергия поступающая в подвальное помещение дома. С этим пунктом истец не согласна, так как техподполье (место общего пользования), в котором расположены коммуникации не является помещением, чтобы устранить потери тепла в техническом подполье ведена обмотка отопительных труб теплоизоляционными материалами в соответствии постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда": 5,2.22. Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в не отапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год, соответственно обогрев помещения техподполья фактически отсутствует. Кроме того, мировым судьёй не учтено заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 16.04.2021 г. Ответчиком не предоставлено доказательств того, что услуга потребителю оказана, как и факт наличия теплопотребляющих установок в местах общего пользования МКД по вышеуказанному адресу.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие сторон (л.д. 112, 118).
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещённых сторон.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу истца ФИО1 необоснованной и неподлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцу ФИО1 принадлежит жилое помещение по адресу: <...>
<...> отапливается от центральной системы отопления <...>. Тепловая энергия подается в дом через трубопровод, проходящий через подвальное помещение.
За период с _______ по _______ по жилому помещению по адресу: <...>, начислена плата за отопление в размере 144 рубля 30 копеек (л.д. 11).
Правоотношения о предоставлении коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно пункту 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
На основании пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, приведенные правовые нормы применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьями 9 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, злоупотребление правом в любой форме не допускается.
Действующим законодательством Российской Федерации определены обязательные нормы для принятия решения потребителями о смене способа обеспечения теплоснабжения, в том числе требования к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые допускается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за отопление (теплоснабжение).
Частью 1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе накопления твердых коммунальных отходов), утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании 4.1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу части 2 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Поскольку система централизованного отопления дома, исходя из вышеуказанных норм закона относится к общему имуществу, то реконструкция этого имущества путем его уменьшения (изменения) возможна только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложен ряд полномочий по регулированию отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, включая установление правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Во исполнение данного полномочия Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 года N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, а также закрепляющие порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Мировым судьёй при вынесении обжалуемого решения принято во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.19.2018 № 46-П, которым абзац второй пункта 40 Правил № 354 был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность изложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, вязанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правительством Российской Федерации 28.12.2018 принято постановление № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», согласно которому с 01.01.2019 начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме должно производиться с учетом наличия в некоторых многоквартирных домах жилых и нежилых помещений, переведенных в установленном порядке на индивидуальный источник теплоснабжения. В частности, в соответствующих формулах приложения № 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в этом жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения этого переустройства законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в названном выше Постановлении, сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, ля обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным снованием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
Освобождение истца от платы за отопление перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на иных собственников, чем ущемляет их права и законные интересы, что недопустимо.
Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого или нежилого помещения не является правовым основанием для освобождения потребителей от оплаты слуг по отоплению.
С учётом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о несостоятельности доводов истца о том, что с неё не подлежит взысканию плата за коммунальные услуги по теплоснабжению, в связи с переустройством жилого смещения при переходе с центрального отопления на индивидуальное.
Также мировым судьёй принято во внимание, что исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности а это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39).
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения суда первой инстанции, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены определения мирового судьи.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
о п р е д е л и л :
решение мирового судьи судебного участка №__ Белоярского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры _______ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Лавров И.В.