Дело: №11-17/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 мая 2014 года село Тогул
Тогульский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи О.В. Фролова,
при секретаре Колпаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения по Тогульскому району
на решение мирового судьи судебного участка по Тогульскому району от <дата> по делу по исковому заявлению прокурора Тогульского района в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Тогульскому району о взыскании недополученной суммы компенсации затрат на приобретенное твердое топливо,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тогульского района, Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Тогульскому району о взыскании недополученной суммы компенсации затрат на приобретенное топливо в <дата> году в размере № копейки.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что ФИО1 имеет право на получение мер социальной поддержки как педагогический работник по оплате на приобретение твердого топлива (дров, угля) в размере № куб. метров, а также № тонн угля. Фактически затраты на приобретение твердого топлива - дров за № куб. метров составила № копеек из расчета № рублей за № куб. метр, за № тонн угля составила № рублей из расчета № рублей за № тонну. Всего компенсация на твердое топливо должна составлять № копеек. За <дата> год ей произведена выплата расходов на приобретение дров, угля в размере № копейки из расчета общей площади дома в размере № кв. м., установленного норматива для отопления 1 кв.м в размере № куб. метр по цене № копеек, за уголь в размере № т по цене № рубль 00 копеек. Недополученная сумма компенсации составила № копейки.
Решением мирового судьи судебного участка Тогульского района от <дата> исковые требования удовлетворены, признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Тогульскому району по необоснованному расчету компенсации за приобретенное твердое топливо по ограниченным ценам, взыскана с Управления социальной защиты населения по Тогульскому району в пользу ФИО1 недополученная сумма компенсации за твердое топливо за <дата> год в размере № копейки.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по Тогульскому району просит решение мирового судьи отменить, в удовлетворении требований истца отказать. В обоснование жалобы представитель ответчика ссылается на то, что действующим законодательством п. 4 ст. 2 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо, решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26 июля 2011 года за № 169 «О регулировании цен на топливо печное, бытовое (дрова) реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, создаваемым в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» и от 20 июня 2011 года № 140 «О регулировании цен на твердое топливо (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, создаваемым в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье». Вместе с тем, при расчете размера компенсации на твердое топливо истцом не учтены предельные максимальные цены на твердое топливо, установленными вышеуказанными решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, что приводит к необоснованному увеличению размера компенсации и к неэффективному расходованию бюджетных средств. В связи с этим, представитель ответчика просит решение мирового судьи отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Тогульского района в интересах ФИО1.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Тогульскому району, истец Прокурор Тогульского района поддерживает выводы мирового судьи, считает решение законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика. В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», Законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа», Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 не предусмотрено каких-либо ограничений в размере компенсации оплаты отопления твердым топливом для педагоческих работников, а напротив, п. 4 и 31 Правил прямо предусматривает необходимость компенсации расходов в размере 100 % от фактически произведенных затрат, подтвержденных представленными педагогическим работниками платежными документами организации, реализовавшей ему топливо или договором купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуального предпринимателя).
В судебное заседание представитель Управления социальной защиты населения по Тогульскому району ФИО2 не явилась. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ФИО2.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а согласно ч.2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующим в <дата> году абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством Субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Согласно постановлению Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 «Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края» компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
Как следует из материалов дела, ФИО1, <дата> года рождения, является педагогическим работником, в должности педагога дополнительного образования в МКУДОД «Дом детского творчества», проживающая в сельской местности - в <адрес>, что подтверждается решением Управления социальной защиты населения по Тогульскому району о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, справкой о составе семьи (л.д. 8-10, 13, 14). Общая площадь жилого помещения, занимаемого ФИО1 составляет 52, 5 квадратных метров.
Согласно договора купли-продажи за приобретенные дрова от 10 мая 2012 года ФИО1 приобрела дрова в количестве № куб. метров по цене № рублей на сумму № рублей.
Согласно договора купли-продажи за приобретенный уголь от <дата> ФИО1 приобрела уголь в количестве № тонн по цене № рублей за одну тонну на сумму № рублей.
Расчет компенсации на оплату твердого топлива произведен в сумме № копейки, исходя из размера общей площади № кв. метров, нормы расхода твердого топлива на 1 кв. метр в размере № куб. метр (дров), стоимости 1 куб. м. № рублей (№ копейки), за уголь произведен в сумме № копеек, исходя из размера общей площади № кв. метров, нормы расхода твердого топлива на 1 кв. м. в размере № т, стоимости № рубль (№
Таким образом, недополученная сумма компенсации затрат на приобретенное твердое топливо составляет № копеек- № копейки= №
Нормативы потребления установлены Постановлением Администрации Тогульского района, Алтайского края от <дата> № об утверждении Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Согласно п.24 указанных правил, объем твердого топлива, соответствующий потребности в нем для отопления занимаемого жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и составляет 74 кг угля и 0, 77 куб.м. дров на один квадратный метр общей площади занимаемого жилого помещения по ценам, сложившимся в районе.
Статьей 1 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» установлено, что педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
В силу ч. 2 с. 2 Закона размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.
Часть 7 ст. 2 указанного Закона определяет, что перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года №99, выплата компенсации осуществляется управлением социальной защиты населения ежемесячно, до установленного ст. 155 Жилищного кодекса РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые педагогическим работником в банках лицевые счета либо через организации федеральной почтовой связи по его выбору.
Пунктом 4 Правил установлено, что компенсация предоставляется в размере 100 % оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
Удовлетворяя исковые требования истца о взыскании недополученной суммы компенсации в размере № копеек исходя из фактической стоимости твердого топлива по представленным индивидуальным предпринимателем договорам купли-продажи твердого топлива, мировым судьей обоснованно применены положения действующего законодательства.
Разрешая спор по существу, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации твердого топлива на отопление жилого помещения, в котором он проживает, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.
Суд считает выводы мирового судьи судебного участка Тогульского района правомерными, поскольку они основаны на вышеуказанных нормах действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Закона РФ «Об образовании», Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», Правил предоставления расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99.
Как следует из абзаца 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» каких-либо ограничений при предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсаций расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не установлено. Предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Алтайского края в целях реализации государственных полномочий, возложенных на субъекты, не должно быть поставлено в зависимость об ограничении размера денежной выплаты, поскольку тем самым будут нарушены права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
При таких обстоятельствах полномочия, предоставляемые субъектам Российской Федерации в рамках реализации ст. 55 Закона РФ «Об образовании» не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В связи с изложенным вывод мирового судьи основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, мировым судьей не допущено. Оснований для признания данного вывода суда неправильным, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка Тогульского района, Алтайского края от 28 января 2014 года об удовлетворении исковых требований прокурора Тогульского района в интересах ФИО1 о признании действий Управления социальной защиты населения по <адрес> по необоснованному расчету подлежащей выплате компенсации за приобретенное твердое топливо ФИО1 по ограниченным ценам, незаконными, а также о взыскании с Управления социальной защиты по Тогульскому району в пользу ФИО1 недополученную сумму компенсации понесенных ею затрат на приобретенное твердое топливо в <дата> году в размере № копеек оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения и обжалованию в апелляционном порядке не подлежит.
Председательствующий
Судья: О.В. Фролов