Дело № Па - 1812/2018 | Судья Кузнецова Е.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 февраля 2018 года город Челябинск Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего судьи Загайновой А.Ф., судей Аганиной Т.А., Сапрыгиной Л.Ю., при секретаре Лысяковой Т.С. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Копейского городского суда Челябинской области от 23 ноября 2017 года по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Копейского городского круга Челябинской области о признании незаконными протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта в г. Копейске, признании незаконным постановления, обязании провести повторные публичные слушания, заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, установила: ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением (с поел, изм.) к администрации Копейского городского округа Челябинской области о признании незаконными протокола публичных слушаний от 25 июля 2017 года и заключения о результатах публичных слушаний от 15 августа 2017 года Комиссии по проведению публичных слушаний администрации Копейского городского округа по вопросу утверждения документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта «Велосипедная дорожка в городском «Парке Победы» в городе Копейске; о признании незаконным постановления администрации Копейского городского округа № 2015-п от 22 августа 2017 года «Об утверждении документации по планировке и межеванию территории». Просили обязать административного ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести повторные публичные слушания по вопросу утверждения документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта «Велосипедная дорожка в городском «Парке Победы» в городе Копейске. | |
В обоснование иска указали, что публичные слушания по вопросу утверждения документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта «Велосипедная дорожка в «Парке Победы» в г. Копейске 25 июля 2017 года были проведены с нарушением установленного порядка, связанного с публикацией информации о проведении публичных слушаний и обеспечением форм участия населения в публичных слушаниях. Постановление администрации округа от 07 июля 2017 года № 1687-а «О проведении публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта в г. Копейске» в газете «Копейский рабочий» не было опубликовано, поэтому жители городского округа с данным правовым актом не были ознакомлены. Публикация данного постановления на сайте администрации города не содержит полной и достоверной информации. Результаты публичных слушаний (заключение) до настоящего времени не обнародовано. Содержание протокола имеет искажение фактических обстоятельств. Считают, что население города введено в заблуждение, вместо «велодорожки» администрацией округа планируется размещение на территории парка «велотрассы» для тренировок и соревнований воспитанников велошколы г. Копейска, ограничивающей доступ населения в парк. Не извещение жителей города о дате и времени проведения публичных слушаний от 25 июля 2017 года рассматривает, как прямое нарушение статьи 46 Градостроительного кодекса РФ. Административный истец и представитель Региональной экологической общественной организации Челябинской области «Народный контроль» ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержала. Представители администрации Копейского городского округа по Челябинской области ФИО4, Кем Ю.В. в судебном заседании иск не признали. ФИО2, ФИО3, представители Министерства экологии Челябинской области, Министерства по физической культуры и спорту Челябинской области в судебное заседание не явились. Суд постановил решение об отказе административным истцам в удовлетворении иска. В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 просят отменить решение, принять новое об удовлетворении иска, указывая, что суд, отказывая в удовлетворении иска пришел к необоснованным выводам о том, что процедура проведения публичных слушаний ответчиком не нарушена, оспариваемое заключение носит рекомендательный характер и не порождает каких- либо прав и обязанностей, не содержит |
обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не ограничивает права и законные интересы истцов. Считают, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил нарушение статьи 135 Кодекса административного судопроизводства РФ при подготовке дела к судебному разбирательству. Исследованные доказательства оценены ненадлежащим образом. Представленный суду официальный пакет (приложение) к газете «Копейский рабочий» не зарегистрирован и не может являться неотъемлемой ее частью. Не учтено что в спорный период газета была распространена только 7 подписчикам. Ходатайство о запросе тиража отклонено необоснованно. Содействия административным истцам в истребовании доказательств не оказано. Настаивают на отсутствии извещения для граждан о месте и времени проведения публичных слушаний, что рассматривают, как грубое нарушение их прав на участие в публичных слушаниях и на информацию. По существу, указывают, отношение населения к проекту «велодорожка» в нарушение общих принципов и задач организации публичных слушаний не выяснена. Указывают, что суду представлено достаточно доказательств того, что в Парке Победы вместо велодорожки для общего пользования населения города планируется строительство велотрассы для тренировок велосипедистов и организации соревнований всех уровней в соответствии с техническим заданием на проектирование. Нахождение пешеходов на спортивном объекте при таких обстоятельствах будет невозможно в силу закона. Содержание протокола публичных слушаний искажает достоверную информацию. Альтернативные варианты размещения велотрассы администрацией города не рассматривались. Обращают внимание, что новый спортивный объект будет занимать 70% территории парка. Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание. Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, доводы апелляционной жалобы, заслушав ФИО1, ФИО3, представителя администрации Копейского городского округа по Челябинской области ФИО5., судебная коллегия приходит к следующим выводам. Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с |
участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 года№ 131-ФЗ). Решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 27 мая 2009 года № 211 - МО утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории Копейского городского округа Челябинской области. Согласно пункту 19 Порядка оповещение жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, ознакомление с проектом муниципального правового акта осуществляется органом местного самоуправления, принявшим решение о проведении публичных слушаний, путем размещения в средствах массовой информации не позднее, чем за 10 календарный дней до намечаемой даты проведения публичных слушаний. Постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области № 3442-п от 29 декабря 2015 года было принято решение о разработке документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта в г. Копейске, согласно которому управлению архитектуры и градостроительства администрации округа поручено обеспечить подготовку документации по планировке и межеванию территории линейного объекта «Велосипедная дорожка в «Парке Победы» в г. Копейске». Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ). Согласно частям 1 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления |
городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке. В части 3 данной статьи предусмотрено право физических или юридических лиц со дня опубликования такого решения представить в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. В силу предписаний части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6-11 названной статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ). Поскольку согласно статье 5 Градостроительного кодекса РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий, суд должен установить, обеспечено ли право гражданина на участие в публичных слушаниях по проекту планировки территории и проекту межевания территории. Как установил суд первой инстанции, Постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области № 1687-п от 07 июля 2017 года «О проведении публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта в г. Копейске» назначены публичные слушания по вопросу утверждения документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта «Велосипедная дорожка в «Парке Победы» в г. Копейске. Утвержден состав комиссии по организации и проведению публичных слушаний по данному вопросу. Слушания |
назначены на 25 июля 2017 года в 14-00 по адресу: <...>. Указанное Постановление опубликовано в газете «Копейский рабочий» от 30 декабря 2015 года № 123 (17733), приложение № 56/1, от 12 июля 2017 года № 49 (17883) (приложение № 27), размещено также на официальном сайте администрации города Копейска. 25 июля 2017 года в помещении администрации Копейского городского округа Челябинской области по адресу: <...> состоялись публичные слушания по указанному вопросу. По результатам проведения публичных слушаний составлен протокол от 25 июля 2017 года, комиссией по организации и проведении публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний. Согласно данному протоколу по результатам голосования участников публичных слушаний ( против- 3 человека, воздержались - 0, за - 113) принято решение рекомендовать Главе Копейского городского округа ФИО6 утвердить документацию по планировке территории для размещения линейного объекта «Велосипедная дорожка в Парке Победы» в г. Копейске». 22 августа 2017 года администрация Копейского городского округа вынесла Постановление № 2015-п «Об утверждении документации по планировке и межеванию территории», опубликовав его в газете «Копейский рабочий» от 23 августа 2017 года № 61 (17895), приложение № 35. Установив вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о признании незаконными протокола публичных слушаний от 25 июля 2017 года, заключения Комиссии о результатах публичных слушаний от 15 августа 2017 года. Оснований для возложения обязанности на административного ответчика в установленный срок провести повторные публичные слушания по вопросу утверждения документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта также не было. Вывод суда о том, что публичные слушания по вопросу утверждения документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта «Велосипедная дорожка в «Парке Победы» в г. Копейске проведены с учетом требований закона, административные истцы приняли в этих слушаниях участие, внесли свои замечания и предложения, их права на участие в публичных слушаниях соблюдены, а заключение о результатах публичных слушаний с учетом положения пункта 66 Порядка в целях оповещения жителей городского округа о результатах публичных слушаний было опубликовано в газете «Копейский рабочий» и правовые отношения оно не регламентирует, являются правильными. |
Выводы суда первой инстанции сделаны на основании исследования доводов административных истцов, представленных доказательств, которые оценены надлежащим образом, подтверждаются эти выводы материалами дела. Протокол содержит всю необходимую информацию и соответствует фактическим обстоятельствам заседания комиссии, публичные слушания состоялись в назначенное время, в месте определенном для проведения публичных слушаний, присутствовали 116 человек, в том числе и административные истцы. Тем самым суд отверг верно доводы административных истцов о нарушении их прав и указал на отсутствие полномочий на защиту интересов иных жителей города. Постановление администрации Копейского городского округа Челябинской области № 1687-п от 07 июля 2017 года «О проведении публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта в г. Копейске» опубликовано в газете «Копейский рабочий» ( приложение к газете) и размещено на официальном сайте администрации города Копейска. Из сведений представленных редакцией газеты «Копейский рабочий» тираж газеты с приложением составляет 350 экземпляров и этот официальный пакет к газете предназначен только лицам, оформившим подписку. Однако данное обстоятельство не позволяет сделать однозначный вывод о том, что информация о публичных слушаниях не была доведена до населения города. Во - первых, имела место публикация информации на официальном сайте администрации города. Во - вторых, администрации истцы были осведомлены о предстоящих публичных слушаниях и оснований полагать, что об этом не было известно населению города, не имеется. Полномочий на выступление в суде в интересах и от имени иных лиц истцы не имеют. К тому же, из материалов дела следует, что вопрос о велодорожке в городе обсуждается ни первый год. Доводы административных истцов о том, что информация, размещенная на официальном сайте, не является достаточно полной, что затрудняет ее поиск, судебная коллегия находит несостоятельными. Из официального сайта администрации округа следует, что на нем дана информация о проведении публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке и межеванию территории для размещения линейного объекта в г. Копейске. Опубликовано само постановление. Вместе с тем, указание объекта, как «линейного» и отсутствие в информации, в названии постановления слов «велодорожка» не дает оснований считать |
информацию скудной и затрудняющей ее поиск. Кроме того, административные истцы указанной информацией владели, владение указанной информацией населения города к предмету спора не относится. Так, 25 июля 2017 года в помещении администрации Копейского городского округа Челябинской области по адресу: <...> состоялись публичные слушания по указанному вопросу. ФИО1, ФИО2, ФИО3 принимали в них участие и высказали свои возражения по проекту, что свидетельствует о реализации ими права на участие в публичном обсуждении вопроса местного значения, результаты которого были направлены в установленные сроки на заседание Комиссии. Протокол публичных слушаний лишь фиксирует ход обсуждения представленного проекта и никаких правовых последствий для административных истцов и иных лиц, он не влечет. В его структуру входят следующие блоки информации: место и время проведения слушаний; предмет слушаний; участники слушаний; председатель и секретарь; способ информирования общественности; основание проведения слушаний; повестка дня (вопросы, подлежащие обсуждению); порядок проведения слушаний; замечания и предложения. В обязательном порядке и по возможности подробнее фиксируются все предложения и замечания, касающиеся предмета слушаний. К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц). В связи с чем, предметом спора данный протокол быть не может. В случае искажения фактических обстоятельств дела участники публичных слушаний могут принести на протокол свои замечания. Факт ошибочного подписания протокола публичных слушаний иным лицом, не принимавшим в нем участие, нарушения прав административных истцов не повлекло. Недостоверность записей в протоколе ничем не подтверждена. Заключение о результатах публичных слушаний составляется на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний. Выводы суда первой инстанции о том, что заключение, принятое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер и не является непосредственным |
основанием для возникновения, изменения, прекращения прав либо обязанностей какого-либо субъекта являются правильными. Как разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 года № 931-0-0, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам. Из правового анализа вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что основной задачей рабочей группы является организация и проведение публичных слушаний. При этом рабочая группа не наделена какими-либо властными, исполнительно-распорядительными полномочиями, а итоговый документ - заключение не содержит указаний на какие-либо распорядительные действия, поскольку не является нормативным актом и носит рекомендательный характер. С учетом этого оспариваемое заключение о результатах публичных слушаний, по мнению суда апелляционной инстанции, также не может рассматриваться как ненормативный правовой акт, который может быть оспорен в рамках отдельного дела в порядке административного судопроизводства. Отсутствие факта нарушения оспариваемыми актами и действиями должностных лиц публичных органов прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с иском в порядке административного судопроизводства в силу статьи 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Таким образом, доводы административных истцов, изложенные в апелляционной жалобе судебная коллегия находит необоснованными, |
поскольку основаны они на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, оснований к которому не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Вместе с тем, проверяя законность решения в полном объеме, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на то, что суд необоснованно рассмотрел требование административных истцов о признании незаконным постановления администрации Копейского городского округа № 2015-п от 22 августа 2017 года «Об утверждении документации по планировке и межеванию территории» в рамках настоящего дела и без участия прокурора. Из разъяснений, данных в пункте 53 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», усматривается, что по смыслу норм статей 124, 125 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный истец вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой и подлежащих рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, если из положений, регулирующих особенности производства по отдельным категориям административных дел, не следует иное. Однако, исходя из взаимосвязанных положений части 8 статьи 208, статьи 212 Кодекса административного судопроизводства РФ не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований. Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора. Суд первой инстанции рассмотрел административное исковое заявление о признании нормативного правового акта незаконным, к тому же, без привлечения прокурора, участие которого в силу вышеуказанной статьи является обязательным. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле. Решение суда в этой части подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение. Все выводы в настоящем апелляционном определении основаны на требованиях статей 218, 227 Кодекса административного |
судопроизводства РФ, когда факт нарушения прав и законных интересов истцов не подтвержден, в связи с чем указанные выводы преюдициального значения для рассмотрения иска в отмененной части не имеют. Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда определила: решение Копейского городского суда Челябинской области от 23 ноября 2017 года в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным постановления администрации Копейского городского округа № 2015-п от 22 августа 2017 года «Об утверждении документации по планировке и межеванию территории» отменить. Административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 в указанной части направить на новое рассмотрение в тот же суд. В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 -без удовлетворения. Председательствующий Судьи | |
44. | |