№ 11-184/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2017 г. г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Тарханова А.Г.
при секретаре Буянове Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Одинцовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области на решение мирового судьи 152 судебного участка Одинцовского судебного района Московской области от 19 мая 2017 г. по делу по иску ФИО6 к Одинцовскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о взыскании компенсации за приобретение школьной одежды, судебных расходов, по встречному иску Одинцовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области к ФИО6 о взыскании переплаты частичной компенсации за приобретение школьной одежды
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась к мировому судье с иском к Одинцовскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о взыскании компенсации за приобретение школьной одежды. В обоснование заявленных требований указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей, двое из которых посещают школьное общеобразовательное учреждение. Для посещения школы детям приобреталась школьная одежда, соответствующая требованиям школы по цвету, стилю и т.д. Постановлением Правительства Московской области от 08.08.2016 № 568/26 детям из многодетных семей предусмотрена частичная компенсация стоимости одежды обучающегося, которая на каждого ребенка не может превышать 3000 рублей. 31.10.2016 года она обратилась в Одинцовское управление социальной защиты населения с заявлением на выплату частичной компенсации стоимости одежды с приложением всех необходимых документов, в том числе двух товарных чеков на двоих детей на сумму 4700 руб. и 4850 руб. 03.11.2016 года в качестве компенсации ей было перечислено 4400 руб. Из разъяснения порядка расчета суммы компенсации ей стало известно, что наименование товаров в представленных ей чеках не соответствовало Распоряжению Министерства образования МО от 26.01.2015г. № в части утверждения типовых требований к одежде обучающихся, в связи с чем, затраты на приобретение школьной одежды ей были компенсированы частично. Письменная претензия о доплате компенсации осталась без удовлетворения.
Полагая, что выплата компенсации в неполном размере нарушает ее права многодетной матери, истица просила суд взыскать с ответчика разницу между фактически выплаченной суммой за компенсацию школьной одежды на двоих детей и предельно установленным размером компенсации в сумме 1600 руб., расходы на подготовку претензии и искового заявления в суд в размере 2000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Не согласившись с предъявленным ФИО6 иском, Одинцовское управление социальной защиты населения обратилось со встречным иском о взыскании переплаты частичной компенсации за приобретение школьной одежды. Требования мотивированы тем, что 31 октября 2016 г. ФИО6 обратилась с заявлением на предоставление частичной компенсации стоимости одежды обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. Согласно представленным документам были приняты решения о предоставлении частичной компенсации стоимости одежды на ребенка ФИО1 в размере 3000 руб. (пиджак - 2000 руб., брюки - 1300 руб.), на ребенка ФИО2 1400 руб. (юбка - 800 руб., блузка - 600 руб.). Для частичной выплаты чек ИП ФИО3 от 13.08.2016 года не был учтен, поскольку указанная в нем приобретенная одежда не соответствовала Типовым требованиям к одежде обучающихся, утвержденным Распоряжением Министерства образования Московской области от 26.01.2015 №. По товарному чеку ИП ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ были оплачены брюки и пиджак мальчику и блузка девочке, хотя следовало оплатить только одежду для девочки в размере фактически произведенных затрат, но не более 3 000 руб. В связи с чем, образовалась переплата в размере 1400 руб. на мальчика, которую Управление просило взыскать с ФИО6 в пользу бюджета Московской области.
Решением мирового судьи 152 судебного участка Одинцовского судебного района Московской области от 19 мая 2017 г. исковые требования ФИО6 удовлетворены, с Одинцовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в пользу ФИО6 взыскана компенсация за приобретение школьной одежды в размере 1600 руб., судебные расходы в размере 2000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., а всего взыскать 4000 рублей. В удовлетворении встречных требований Одинцовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области отказано.
Одинцовское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, указав, что решение мирового судьи вынесено с нарушением требований закона.
ФИО6 в судебное заседание не явилась, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представила.
Представитель Одинцовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в судебное заседание явилась, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав мнение заявителя жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, суд не находит оснований к отмене решение мирового судьи.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО6 является многодетной матерью и воспитывает троих несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 11).
Сын Даниил и дочь Маргарита являются учащимися "наименование"
Как следует из товарного чека № от 13.08.2016 года у ИП ФИО3 истицей была приобретена школьная одежда для сына, а именно: костюм для школы стоимостью 4000 руб., рубашка стоимостью 850 руб., а всего на общую сумму 4850 руб.
Согласно товарному чеку от 31.08.2016 года у ИП ФИО4о. для дочери был приобретен костюм школьный для девочки на общую сумму 4700 руб.: брюки - 1300 руб., юбка - 800 руб., блузка - 600 руб., пиджак – 2000 руб.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 08.08.2016 № утвержден Порядок предоставления частичной компенсации стоимости одежды обучающихся одному из родителей (законных представителей) детей из многодетных семей, обучающихся в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Настоящий Порядок определяет правила предоставления частичной компенсации стоимости одежды обучающихся в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - компенсация, обучающиеся), а также размер и сроки предоставления компенсации.
В соответствии с п. 2 Порядка компенсация предоставляется одному из родителей (законному представителю) детей из многодетных семей, которые обучаются в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - образовательная организация), на каждого обучающегося один раз в текущем календарном году.
Согласно п. 4 Порядка компенсация предоставляется в размере фактически произведенных затрат на одежду обучающегося, но не более трех тысяч рублей.
Справка на выплату частичной компенсации стоимости одежды обучающихся (далее - справка на выплату компенсации) выдается образовательной организацией по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Справка на выплату компенсации выдается образовательной организацией отдельно на каждого обучающегося один раз в текущем календарном году. Образовательная организация несет ответственность за достоверность сведений, указанных в справке на выплату компенсации.
Приобретенная одежда обучающихся должна соответствовать типовым требованиям к одежде обучающихся в образовательных организациях, утвержденным Министерством образования Московской области.
В соответствии с п. 5,6 Порядка заявление о предоставлении компенсации по форме, утвержденной Министерством социального развития Московской области подается заявителем в период с 1 сентября по 31 октября текущего года в территориальное структурное подразделение Министерства или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства заявителя.
К заявлению прилагаются следующие документы:
копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника для сверки);
копия документа, подтверждающего место жительства ребенка в Московской области (с предъявлением подлинника для сверки);
копия удостоверения многодетной семьи (многодетной матери, многодетного отца) (с предъявлением подлинника для сверки);
справка на выплату компенсации;
документы, подтверждающие оплату одежды обучающегося (товарный чек, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру, платежное поручение с отметкой банка или иной кредитной организации о его исполнении).
Распоряжением Министерства образования Московской области от 26 января 2015 года № 1 установлены Типовые требования к одежде обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области.
В п. 4, 5 Распоряжения указано, что повседневная одежда обучающихся включает в себя:
для мальчиков и юношей - брюки классического стиля, пиджак (жакет) или жилет нейтральных или неярких цветов (возможно использование ткани в клетку или в полоску в классическом цветовом оформлении), однотонную сорочку в сочетающейся с указанной одеждой цветовой гамме, аксессуары (галстук, поясной ремень), в холодное время года - джемперы, свитеры, пуловеры нейтральных или неярких цветов (возможно использование ткани в клетку или в полоску);
для девочек и девушек - пиджак (жакет), жилет, юбку, сарафан или брюки классического стиля нейтральных или неярких цветов (возможно использование ткани в клетку или в полоску в классическом цветовом оформлении), непрозрачную блузу (длиной ниже талии), платье, которое может быть дополнено белым или черным фартуком, воротником (длина платьев, юбок и сарафанов не выше 10 см от верхней границы колена и не ниже 10 см нижней границы колена).
Парадная одежда используется обучающимися в дни проведения праздников и торжественных линеек и состоит:
для мальчиков и юношей - повседневная одежда, дополненная светлой сорочкой или праздничным аксессуаром;
для девочек и девушек - повседневная одежда, дополненная светлой блузой или праздничным аксессуаром.
Таким образом, с учетом приведенных выше законоположений, исходя из фактически понесенных затрат, ФИО6, как многодетная мать, имела право на получение частичной компенсации стоимости одежды в размере 3000 руб. на каждого ребенка.
28 сентября 2016 года "наименование" ФИО6 были выданы справки на сына ФИО1 и дочь ФИО2 на выплату частичной компенсации стоимости одежды обучающихся, из которой следует, что одежда обучающихся соответствует требованиям, установленным распоряжением Министерства образования Московской области от 26.01.2015 № и. № и приказом "наименование" от 01.09.2016 №. Размер затрат на приобретение одежды на ФИО2 составил 4700 руб., на ФИО1 - 4850 руб.
года ФИО6 обратилась в Одинцовское управление социальной защиты населения на выплату частичной компенсации стоимости одежды обучающихся с приложением всех необходимых документов.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для отказа истице в выплате компенсации или выплате компенсации в неполном объеме.
Между тем решением Одинцовского управления защиты населения от 31.10.2016 г. № было принято решение о предоставлении частичной компенсации стоимости одежды обучающихся на ребенка ФИО1 в размере 3000 руб., решением от 31.10.2016 года № - на ребенка ФИО2 - 1400 руб.
Согласно выписке по счету ПАО Сбербанк, 03.11.2016 года ФИО6 была перечислена сумма в размере 4400 руб.
года ФИО6 обратилась к ответчику с претензией о доплате разницы между установленным законодательством размером компенсации и фактически выплаченной суммой в размере 1600 руб.
На указанную претензию от Одинцовского управления защиты населения поступил ответ, из которого следует, что согласно представленному ФИО6 пакету документов, была произведена выплата частичной компенсации стоимости одежды обучающихся: на ФИО1 - 3000 руб. (пиджак - 2000 руб., брюки - 1300 руб.), на ФИО2 - 1400 руб. (юбка - 800 руб., блузка - 600 руб.).
При этом Одинцовским управлением защиты населения было указано, что выплата компенсации за приобретение костюма, рубашки действующим законодательством не предусмотрена.
Как следует из пояснений представителя Одинцовского управления социальной защиты населения, недоплата компенсации в размере 1600 руб. обусловлена несоответствием наименования приобретенного истицей товара Типовым требованиям к одежде обучающегося, поскольку такой тип одежды для мальчиков как костюм и рубашка, указанный в товарном чеке ИП ФИО3, законодательно не предусмотрен.
В качестве одежды для школьника Типовыми требованиями для мальчиков предусмотрены брюки, пиджак и сорочка.
Однако суд первой инстанции правомерно не согласился с данными доводами ответчика и пришел к выводу, что формулировка наименования приобретенной истицей одежды для мальчика (костюм и рубашка) в товарном чеке, отличающаяся от формулировки, изложенной в Типовых требованиях к одежде обучающегося (брюки, пиджак, сорочка) исходя из целей приобретаемого товара имеет одинаковое толкование и не может ограничивать право истца на получение компенсации в полном объеме.
В связи с чем, мировой судья правомерно удовлетворил требования ФИО6 о взыскании разницы между установленным законодательством размером компенсации (6000 руб. на двоих детей) и фактически выплаченной суммой (4400 руб.) в размере 1600 руб., и, как следствие не усмотрел оснований для удовлетворения встречных исковых требований Одинцовского управления социальной защиты населения.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 12, 199, 328 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи 152 судебного участка Одинцовского судебного района Московской области от 19 мая 2017 г. по делу по иску ФИО6 к Одинцовскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о взыскании компенсации за приобретение школьной одежды, судебных расходов, по встречному иску Одинцовского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области к ФИО6 о взыскании переплаты частичной компенсации за приобретение школьной одежды оставить без изменения, апелляционную жалобу Одинцовскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Судья: