ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-188/18 от 07.08.2018 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Мировой судья Пошовкин С.В. Дело № 11-188/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 августа 2018 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сень Е.В.

при секретаре Оленченко А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «К» на решение мирового судьи судебного участка ... края от *** по делу по иску Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «К» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» (далее АКОО «АЗПП «Сутяжник») в интересах ФИО1 обратилась с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «К» (далее ООО «К») об обязании ответчика исключить из квитанции за январь 2018 года начисление за услугу «отведение сточных вод СОИ» в сумме 4,22 руб. по лицевому счету по квартире ....

С учетом уточнения исковых требований просила обязать ООО «К» провести перерасчет коммунальной услуги по квартире ... за «отведение сточных вод на СОИ», начисленной в январе 2018 года по нормативу в размере 4,22 руб. с учетом фактического объема оказанной услуги для содержания общего имущества. В обоснование требований указала, что согласно акту приема – передачи квартиры от *** ФИО1 была передана квартира от застройщика ООО «У» в новом МКД .... Ответчик ООО «К» принял в управление данный дом от застройщика и является обслуживающей компанией. За указанный период ООО «К», являющейся управляющей организацией, были включены в платежный документ плата за «отведение сточных вод СОИ» исходя из площади ее квартиры. Полагала, что данные начисления не основаны на законе. Требования мотивированы ссылками на положения ст. ст. 154, 156, 157 Жилищного кодекса РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, № 354, ст. ст. 16, 17 Закона «О защите прав потребителей».

Решением мирового судьи судебного участка ... края от *** удовлетворены исковые требования АКОО «АЗПП «Сутяжник» в интересах ФИО1 о защите прав потребителя. На ответчика возложена обязанность в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет ФИО1 за коммунальную услугу «отведение сточных вод на СОИ» за квартиру в ... за январь 2018г. на сумму 4 руб. 22 коп. в сторону уменьшения.

С решением суда не согласился представитель ответчика ООО «К» ФИО2 В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение мирового судьи судебного участка ... от *** по делу по иску АКОО «АЗПП «Сутяжник» в интересах ФИО1 к ООО «К» отменить в полном объеме. В обоснование жалобы указал, что структура платы за жилое помещение и коммунальные слуги установлена ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ. Ссылаясь на данную норму и положения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, № 491 от 13.08.2006, указывал, что плата за содержание общего имущества дома должна включать в себя и водоотведение. Указывал на то, что вывод суда о том, что ответчиком не предоставлены доказательства того, что дом обладает конструктивными особенностями для потребления коммунальной услуги «отведение сточных вод» является необоснованным. В состав общедомового имущества включены разводящие и стояковые трубы отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, предназначенные для обслуживания более одного помещения. Указывал на неприменение судом норм материального права, подлежащих применению, которые соответствуют фактически возникшему между сторонами правоотношению, что привело к существенному нарушению процессуальных норм, при этом суд оставил без рассмотрения и мотивированной оценки соответствующие доводы ответчика.

*** Рубцовским городским судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по иску Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «К» о защите прав потребителя, по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с допущенными при рассмотрении дела мировым судьей нарушениями требований процессуального закона, выразившимися в рассмотрении дела в отсутствие участвующих в деле лиц, не уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Исключены из числа лиц, участвующих в деле при рассмотрении настоящего иска в качестве заинтересованных лиц Комитет муниципальной жилищной инспекции, Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска, Департамент по тарифам Новосибирской области; в качестве третьего лица ООО «У».

Представитель АКОО АЗПП «Сутяжник» в судебном заседании отсутствовал о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО3, допущенный к участию в деле в порядке п. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по устному ходатайству истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. Поддержали в полном объеме уточненные исковые требования.

Представитель ООО «К» ФИО4, действующая на основании доверенности в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала, просила решение мирового судьи отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, рассматривая иск, в пределах заявленных требований, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит следующему выводу.

В судебном заседании установлено собственниками жилого многоквартирного дома по ... в соответствие со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) был избран способ управление МКД в виде управляющей организации ООО «К», что подтверждается материалами дела и не оспаривалось участниками процесса.

В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, застройщика в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком объеме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Общим собранием собственников помещений в многоквартирном ... выбран способ управления многоквартирным домом - Управляющей компанией ООО «К», утвержден проект договора управления и принято решение о заключении договора правления многоквартирным домом с ООО «К» с момента избрания управляющей компании, что подтверждается соответствующим договором управления.

Также собственниками многоквартирного ... утвержден перечень работ и услуг, стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ***.

*** между собственниками многоквартирного ... и управляющей организацией, ООО «К», заключен договор управления многоквартирным домом ... на условиях решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, согласованных с управляющей компаний (п. 1.4. договора).

Согласно п. 4 ст. 162 ЖК РФ и п. 1.5 договора управления от *** условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В связи с чем, действия управляющей компании по начислению и предъявлению платы за жилое помещение, а именно платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с *** за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; осуществлялись в соответствии с нормами жилищного законодательства, на основании управления многоквартирным домом от ***, заключенным между собственниками многоквартирного дома и управляющей организацией, ООО «УК «Светлая Роща».

*** ФИО1 приняла от застройщика ООО «У» жилое помещение, двухкомнатную ..., что подтверждается актом приема-передачи квартиры от ***, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 2 и ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Пункт 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, устанавливает, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее Постановление № 491, Правила), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг). При этом данный пункт регламентирует, что размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

Тем самым имеются законные основания для выставления к оплате услуги по отведению сточных вод на СОИ.

Согласно абз. 3-4 Правила содержания имущества в многоквартирном доме, при первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 3 Правил № 306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498), предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 22.05.2017 № 215-В утверждены нормативы потребления холодной воды, горячей воды, и водоотведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Новосибирской области. Указанным приказом для отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме установлен норматив в размере 0,044 куб. метр в месяц на кв. метр общей площади для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением. Приказ вступает в силу с 01.06.2017.

Согласно представленным платежным документам, ФИО1 с июня 2017 года начисляется плата за отведение сточных вод СОИ в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В связи с изменением с 01.01.2017 состава платы за содержание жилого помещения Минстрой России письмом от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения» дал необходимые разъяснения.

Было указано, что если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.

В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами.

Как следует из пояснений истца ФИО1, многоквартирный жилой дом по ... оборудован системами центрального холодного и горячего водоснабжения, а также системой центральной канализации и водоотведения. Указанные обстоятельства также подтверждаются договором управления многоквартирным жилым домом по ..., согласно приложению к которому, в состав общего имущества многоквартирного дома входят разводящие и стояковые трубы отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, предназначенные для обслуживания более одного помещения.

Также судом установлено, что многоквартирный жилой дом по ... не оборудован коллективным прибором учета сточных вод. Указанное обстоятельство подтверждается сторонами по делу.

Тем самым, с учетом указанных норм права, суд приходит к выводу о правомерности начисления ФИО1 платы за отведение сточных вод СОИ в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения. С представленным стороной ответчика расчетом (формулой) суд соглашается, поскольку он выполнен в соответствии с действующими нормами жилищного законодательства. Оснований для применения иного расчета стороной истца не предоставлено.

Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Определение объема водоотведения на общедомовые нужды, исходя из учтенных средствами измерений объемов воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжения, противоречит требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354

В связи с указанным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об обязании ООО «УК «Светлая Роща» произвести перерасчет коммунальной услуги по квартире ... за «водоотведение сточных вод на СОИ» за январь 2018 года с учетом фактического объема оказанной услуги для содержания общего имущества. Таким образом, не подлежат удовлетворению заявленные исковые требования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка ... края от *** по делу по иску ...вой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «К» о защите прав потребителя, отменить.

Вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителя «Сутяжник» в интересах ФИО1 отказать в полном объеме.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.

Судья Е.В. Сень