Дело № 11-19АП/2018г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Апшеронск 18 апреля 2018 года
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Якименко Н.В.,
при секретаре Карамышевой Е.П.
с участием истца Мамедова Ф.М. и его представителя Чепрасова В.А.
представителя ответчика ОАО «Водоканал Апшеронского района» Соколовой И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Мамедова Фахрутдина Мухлисовича на решение мирового судьи судебного участка № 120 Апшеронского района Краснодарского края Гамаюнова С.С. от 13.02.2018 года по гражданскому делу по иску Мамедова Фахрутдина Мухлисовича к ОАО «Водоканал Апшеронского района» о признании незаконным бездействия по невыполнению заявки на опломбирование прибора учета водопотребления и расчета за водопотребление, перерасчете оплаты за водопотребление, понуждении ответчика осуществить ограничение водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Мамедов Ф.М. обратился в суд с иском к ОАО «Водоканал Апшеронского района» о признании незаконным бездействия по невыполнению заявки на опломбирование прибора учета водопотребления и расчета за водопотребление, перерасчете оплаты за водопотребление, понуждении ответчика осуществить ограничение водоснабжения, мотивируя свои требования тем, что Мамедов Ф.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером № и расположенного на нем жилого дома по <адрес>, а также является абонентом ОАО «Водоканал Апшеронского района», лицевой счет №. 27.07.2017 г. при производстве на данном земельном участке земляных работ истец по неосторожности повредил проволоку, которой был опломбирован прибор учета
водопотребления. В тот же день истец уведомил об этом по телефону диспетчера и
старшего контролера ОАО «Водоканал Апшеронского района». 28.07.2017 г. в 10 час. 55 мин. представитель ответчика - контролер ФИО5 прибыла на объект истца, по ее словам, с целью составления акта о нарушении пломбы на приборе учета водопотребления. Мамедов Ф.М. беспрепятственно допустил контролера к прибору учета, где контролер составила акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, не указав при этом, в чем непосредственно заключается несанкционированное вмешательство. Истец с такой формулировкой был не согласен, о чем указал в объяснении к акту. 04.08.2017г. истец обратился к ответчику с заявлением об опломбировании прибора учета и оплатил за это в кассу ответчика 250 руб. 18.08.2017 г. представитель ответчика - инженер ПТО ФИО11 составил акт
обследования места установки прибора учета, в котором необоснованно указал о
необходимости перенести прибор учета на место ввода водопровода на участок на расстояние 1 м от забора. Между тем, данный прибор учета водопотребления был установлен у истца таким образом на дворовом кране и введен в эксплуатацию уполномоченным представителем ответчика 24.06.2015 г., при этом каких либо замечаний к месту его размещения не имелось. 06.09.2017г. истец обратился к ответчику с заявлением об ограничении водоснабжения по <адрес> для выполнения требований о переносе прибора учета. Ответ на данное заявление истец не получил, однако, представители ответчика предложили ему выполнить работы по переносу прибора учета под давлением самостоятельно, либо силами ответчика за отдельную плату. 09.11.2017г. истец в целях досудебного урегулирования спора обратился к ответчику с письменным заявлением об опломбировании прибора учета, начислении оплаты за водопотребление по среднемесячному потреблению и об ограничении потребления для переноса прибора учета. 16.11.2017г. ответчик письменно отказал истцу в удовлетворении его требований, ссылаясь на не соответствующую действительности информацию о том, что срыв пломбы прибора учета водопотребления был обнаружен не по заявлению истца, а при обходе сотрудниками ответчика с целью проверки показаний прибора учета и его состояния, а также о том, что в диспетчерской службе отсутствуют сведения об обращении Мамедова Ф.М. в ОАО «Водоканал Апшеронского района» в указанный период. Поскольку до настоящего времени прибор учета водопотребления ответчиком не опломбирован, отказ ответчика от его опломбирования является незаконным; а произведенный ответчиком на основании акта от 28.07.2017 г. расчет задолженности истца по оплате водопотребления за сентябрь и октябрь 2017 г. в размере 17 990,90 руб. выполнен «расчетным методом» с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, просит суд обязать ответчика произвести перерасчет водопотребления истца по лицевому счету № в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, обязать ответчика направить истцу предложения с последующим согласованием с истцом о дате и времени введения ограничения водопотребления по <адрес> устраивающих обе стороны для проведения истцом работ по переносу прибора учета водопотребления.
Мировой судья судебного участка № 120 Апшеронского района Гамаюнов С.С. постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Мамедова Ф.М. к ОАО «Водоканал Апшеронского района» о признании незаконными бездействия по невыполнению заявки на опломбирование прибора учета водопотребления и расчета за водопотребление, перерасчете оплаты за водопотребление, понуждении ответчика осуществить ограничение водоснабжения, отказано.
В своей апелляционной жалобе истец Мамедов Ф.М. просит суд апелляционной инстанции отменить данное решение мирового судьи от 13 февраля 2018 года, удовлетворив исковые требования Мамедова Ф.М. к ОАО «Водоканал Апшеронского района» о признании незаконным бездействия по невыполнению заявки на опломбирование прибора учета водопотребления и расчета за водопотребление, перерасчете оплаты за водопотребление, перерасчете оплаты за водопотребление, понуждении ОАО «Водоканал Апшеронского района» осуществить ограничение водопотребления, указывая, что ОАО «Водоканал Апшеронского района» ссылаясь на п. 81 (11) правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» был подготовлен расчет стоимости потребления услуг по холодному водоснабжению с применением коэффициента 10, за период включающий 3 месяца предшествующие дате составления акта от 28.07.2017 года. Данный расчет был проверен судом и признан правильным, сомнений в достоверности у суда не возникло, и суд посчитал применение коэффициента 10 обоснованным, так как прибор учета установлен на территории домовладения истца и доступ к нему не может быть осуществлен без его присутствия. Однако с данными выводами суда истец не согласен, поскольку согласно п. 81 (11) Правил применение коэффициента 10, а так же включение в расчет предшествующего периода возможно только в случае, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя. Данный пункт правил в части периода и коэффициента может быть применен только в случае, если прибор учета установлен в жилом или не жилом помещении с ограниченным доступом к нему. Суд признал применение данного пункта правил правильным и в обоснование своего вывода о законности расчета сослался и указал в решении факт установки прибора учета на территории домовладения истца, в то время как прибор учета установлен на земельном участке (во дворе), а не в домовладении (помещении), расположенном на данном земельном участке и доступ к данному прибору учета возможен в отсутствии истца, поскольку расположен в пределах 5 метров от забора со стороны <адрес> и ни чем не огражден, место расположения прибора учета подтверждено фотоматериалами, техническими условиями, а так же факт установки прибора учета не в помещении не оспаривался в ходе судебного заседания. При данных обстоятельствах, а именно при обнаружении факта повреждения пломбы на приборе учета установленном вне помещения (жилого, не жилого), начисление платы, после проведения проверки ответчиком, в зависимости от установленных обстоятельств, производится, в следующем порядке: при выходе из строя индивидуального прибора учета, должно осуществляться в соответствии с п.59. п.81(12) Правил, исходя из среднемесячного объема потребления холодной воды, а в случае, если показания прибора учета не приняты к расчету, начисление платы производится в соответствии с п. 42 Правил; п.81(12) Правил - прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: неотображения приборами учета результатов измерений; нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; механического повреждения прибора учета; превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. В связи с вышеуказанным, истец полагает, что судом была применена норма права, не подлежащая применению, а именно при определении подлежит ли применению п. 81 (11) Правил при фактически сложившихся обстоятельствах (размещению прибора учета вне жилого или не жилого помещения) и в связи с данным обстоятельством судом было принято незаконное и необоснованное решение в отказе в удовлетворении искового требования о признании расчета незаконным. 18.08.2017 года представителем ответчика был составлен акт от 18.08.2017 года в нарушении п. 7.2.2. и п. 7.2.3. СП 30.13330.2016 Внутренний водопровод и канализация зданий, истцу предписано перенести прибор учета в колодец на расстояние 1 метра от забора (на территории земельного участка истца). Согласно п. 7.2.2. и п. 7.2.3. СП 30.13330.2016 счетчики на вводах холодной (горячей) воды в здания и сооружения следует устанавливать в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5°С. Счетчики необходимо размещать так, чтобы к ним был доступ для считывания показаний, обслуживания, снятия и разборки на месте установки, для метрологической поверки. При невозможности размещения счетчиков холодной и/или горячей воды в здании допускается устанавливать их вне здания, в специальных колодцах только в том случае, если в паспорте счетчика указано, что он может работать в условиях затопления. В связи с данными обстоятельствами, а именно требованием о переносе прибора учета нарушающем требования к месту размещения приборов учета, а так же в связи с отсутствием технической возможности осуществить данные работы без ограничения в подаче воды, истцом данные работы не были проведены. С целью проведения работ по переносу прибора учета истцом в адрес ответчика было направленно заявление о временном ограничении подачи воды по <адрес>. Однако, истцу было отказано в ведении ограничения в подаче воды, в связи с тем, что в этой части города Апшеронска расположены социально значимые объекты (школы, детские сады, поликлиника) и было предложено заключить возмездный договор на оказание данной услуги (выполнение работ по подключению под давлением) сотрудниками ответчика. Судом данный отказ был признан законным, а в удовлетворении искового требования о понуждении ответчика осуществить ограничение подачи воды к домовладению истца, было отказано. В обоснование данного вывода суд сослался на отсутствие представленных истцом доказательств наличия предусмотренных п. 1 ст. 21 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О водоснабжении и водоотведении» оснований. С данным выводом суда истец не согласен, поскольку согласно п. 6 ч. 3 ст. 21 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О водоснабжении и водоотведении» организация осуществляющая холодное водоснабжение вправе прекратить или ограничить подачу воды абоненту в случае проведения работ по подключению объектов капитального строительства заявителя (абонента), а отказ во введении временного ограничения в связи с наличием социально значимых объектов расположенных на значительном расстоянии от принадлежащего истцу земельного участка и расположенного на нем домовладения считает злоупотреблением своим положением, как единственной организации осуществляющей водоснабжение в г. Апшеронске, для извлечения дополнительной выгоды в виде оплаты договора на оказание услуги по осуществлению работ под давлением. Ответчик является единственной организацией предоставляющей услуги по водоснабжению в границах балансовой принадлежности сетей инженерно - технического обеспечения предприятия на территории города Апшеронска, является субъектом антимонопольного реагирования. В связи с этим на деятельность ответчика на указанном рынке распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие запрет на злоупотребления доминирующим положением, в том числе, путем осуществления действий, способных ущемить интересы других лиц. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него. В связи с требованиями ответчика об оплате стоимости водопотребления с применением коэффициента 10, с применением данного расчета до установки прибора учета в соответствии с предписанными техническими условиями, а именно в колодце на расстоянии 1 метра от забора ( на территории земельного участка истца) и введения данного прибора в эксплуатацию и предложением в заключении возмездного договора на предоставление услуги по осуществлению работ по переносу прибора учета без введения ограничения по подаче воды, право на которое предусмотрено на основании п. 6 ч. 3 ст. 21 Федерального Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, с одной стороны и отсутствием технической возможности переноса прибора учета своими силами в связи с отказом ответчика осуществить временное ограничение в подаче воды, истец действиями ответчика был поставлен в заведомо невыгодное для него положение, не имея возможности в выборе иного способа разрешения сложившейся ситуации не неся дополнительные затраты на оплату услуг третьих лиц. Кроме того, при вынесении решения об отказе в удовлетворении искового требования истца о понуждении ответчика осуществить ограничение в подаче воды на принадлежащий истцу участок, суд не учел факт имевшейся возможности у ответчика добровольно во внесудебном порядке осуществить временное ограничение в подаче воды на основании п. 6 ч. 3 ст. 21 Федерального Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ. Однако данные обстоятельства не отражены в решении суда и им не дана надлежащая правовая оценка, т.е. вследствие данного обстоятельства и не применении п. 6 ч. 3 ст. 21 Федерального Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ судом вынесено необоснованное и незаконное решение об отказе в удовлетворении искового требования истца, что по мнению истца, является основанием для отмены данного решения суда.
Истец Мамедов Ф.М. и его представитель Чепрасов В.А. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали, просили решение мирового судьи судебного участка № 120 Апшеронского района Краснодарского края Гамаюнова С.С. по делу по иску Мамедова Ф.М. к ОАО «Водоканал Апшеронского района» о признании незаконным бездействия по невыполнению заявки на опломбирование прибора учета водопотребления и расчета за водопотребление, перерасчете оплаты за водопотребление, перерасчете оплаты за водопотребление, понуждении ОАО «Водоканал Апшеронского района» осуществить ограничение водопотребления отменить, удовлетворив исковые требования Мамедова Ф.М. в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «Водоканал Апшеронского района» Соколова И.А. в судебном заседании просила суд решение мирового судьи судебного участка № 120 Апшеронского района Краснодарского края Гамаюнова С.С. по делу по иску Мамедова Ф.М. к ОАО «Водоканал Апшеронского района» о признании незаконным бездействия по невыполнению заявки на опломбирование прибора учета водопотребления и расчета за водопотребление, перерасчете оплаты за водопотребление, перерасчете оплаты за водопотребление, понуждении ОАО «Водоканал Апшеронского района» осуществить ограничение водопотребления оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Мамедова Ф.М. без удовлетворения, поскольку предоставление коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению ОАО «Водоканал Апшеронского района» осуществляется населению в соответствии с ЖК РФ, ФЗ от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 года № 776 «Об утверждении правил организации коммерческого учета воды, сточных вод». В силу подп. "г" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета. Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на
момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение
выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня
выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности), (п. 81(13) Правил № 354). 28 июля 2017 г. при обходе с целью проведения проверки показаний
индивидуального прибора учета, проверки его состояния, его наличия или отсутствия, а
также достоверности переданных показаний прибора учета, представителями ОАО «Водоканал Апшеронского района» в присутствии ФИО1 был произведен осмотр индивидуального прибора учета воды, установленного по адресу: г. Апшеронск, ул. Рабочая, д. 30. В результате осмотра выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета – отсутствие контрольной пломбы прибора учета холодной воды. Выявленный факт зафиксирован в акте обследования от 28 июля 2017 г., с
указанным актом ответчик ознакомлен под роспись. Доводы, изложенные истцом об уведомлении ответчика о срыве пломбы при проведении земляных работ какими-либо доказательствами не подтверждены. В письменным обращением истца в адрес ответчика от 03 ноября 2017 г. сообщается что 27 июня 2017 г. при производстве земляных работ была оборвана пломба. В указанном обращении истец сообщает так же, что в этот же день 27 июня 2017 г. истец телефонным звонком сообщил о случившемся
диспетчеру и старшему контролеру ответчика. В последующем, на адрес электронной почты ответчика поступало обращение истца от 27 ноября 2017 г., в соответствии с которым Мамедов Ф.М. уточняет дату срыва пломбы - 27 июля 2017 г. В ходе судебного процесса, в уточненном исковом заявлении истец, ссылаясь на допущенную им опечатку подтверждает, что узнанное событие (срыв пломбы) произошло 27 июля 2017 г., и в этот же день он сообщил о случившемся диспетчеру и старшему контролеру ответчика. В качестве документального подтверждения надлежащего уведомления ответчика о срыве контрольной пломбы прибора учета холодной воды, расположенного по <адрес>, предоставлена детализация счета, в соответствии с
которой, 04 июля 2017 г. и 06 июля 2017 г. на номер 8 (86152) 2-84-49
(диспетчерская служба ответчика) произведены телефонные соединения. Из пояснений
истца, в ходе телефонных звонков диспетчеру ответчика было сообщено о
срыве пломбы прибора учета холодной воды, расположенного по адресу <адрес>, т.е. в соответствии с доводами истца, уведомление 04 июля 2017 г. и 06 июля 2017 г. диспетчера ответчика о событии произошедшего 27 июля 2018 г. было произведено гораздо раньше самого события. Каких-либо доказательств уведомления старшего контролера ответчика о срыве пломбы истцомне предоставлено. Предоставленные ответчиком журнал регистрации граждан за период с 05 июня 2017 г. по 31 июля 2017 г. и журнал регистрации диспетчерской службы ответчика по водоцеху г. Апшеронска доказывают отсутствие надлежащего и своевременного уведомления истцом ответчика о событии - срыве пломбы прибора учета холодной воды. В соответствии с п. 81 (11) Правил № 354, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета. Нарушение вышеуказанных показателей, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Таким образом, в связи с выявлением несанкционированного вмешательства в работу прибора учета холодной воды по <адрес> ответчиком правомерно произведен перерасчет платы исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10 за период 3 месяца - с 30 апреля 2017 г. по 28 июля 2017 г. В связи с чем, перерасчёт стоимости начисленной коммунальной услуги - холодное водоснабжение за указанный период составил 9 185,83 рублей. Истец вводит в заблуждение суд, утверждая о том, что доступ к прибор учета холодной воды, расположенному на территории земельного участка домовладения, возможен в отсутствие истца или его представителя. Прибор учета расположен на дворовом кране, на территории частного домовладения, огороженного забором, на расстоянии более 5 метром от ограждения участка. Согласно п. 81 (11) Правил № 354, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета. Нарушение вышеуказанных показателей, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. Таким образом, отсутствие контрольной пломбы прибора учета холодной воды, действующим законодательством, регулирующим правоотношения в сфере холодного водоснабжения признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. Каких-либо иных доказательств несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, в том числе экспертного заключения в качестве доказательства не требуется. Выявленный представителем ответчика факт отсутствия пломбы, истцом не оспаривается. На требование истца, в части ограничения холодного водоснабжения необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение в следующих случаях: из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения; из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров. Пункт 3 данной статьи предусматривает, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях: получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации; самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения; аварийного состояния водопроводных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей; проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей; проведения планово-предупредительного ремонта; наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более; воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений. Так же, в соответствии с пунктом 115 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае: возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения; использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения; получения исполнителемпредписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа. Пункт 117 указанных правил предусматривает, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя. Таким образом, действующее законодательство РФ предусматривает исчерпывающий перечень основании для приостановки и ограничения холодного водоснабжения. В свою очередь, монтаж, демонтаж узла учета и т.д. не является основанием для введения режима ограничения или приостановки подачи холодной воды. В целях проведения работ на водопроводных сетях холодного водоснабжения, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности абонента, прекращение холодного водоснабжения осуществляется посредством запорной арматуры или отсекающего вентиля. Таким образом, выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно. В решении судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Доводы истца, указанные в обоснование апелляционной жалобы, являлись предметом проверки в суде первой инстанции, при этом суд не согласился с ними обоснованно, о чем указано в решении суда. В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены решения суда не имеется.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основанием для отмены или изменения решения мирового судьи в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно п. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
В соответствии с п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644, "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; "граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Разделом IV Правил № 644 предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения обусловлено соблюдением требований технологических условий, включающих, в том числе, требования по установке приборов учета воды и устройству узла учета, требования к средствам измерений (приборам учета) воды в узлах учета, требования к проектированию узла учета, месту размещения узла учета, схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета, техническим характеристикам прибора учета (п. 95).
Согласно п. 4.1 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» системы внутреннего водопровода (хозяйственно-питьевого, производственного, противопожарного) включают: вводы в здания, водомерные узлы, разводящую сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическим установкам, водоразборную, смесительную, запорную и регулирующую арматуру.
ГОСТ 25151-82 «Водоснабжение. Термины и определения» устанавливает, что водопроводная сеть - система трубопровода с сооружениями на них для подачи воды к местам ее потребления (п. 45); водопроводный ввод - трубопровод, соединяющий водопроводную сеть с внутренним водопроводом здания или сооружения (п. 49).
Согласно п. 8.30 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» при подземной прокладке водопроводной линии запорная, регулирующая и предохранительная трубопроводная арматура должна устанавливаться в колодцах (камерах).
Порядок ввода прибора учета коммунальных услуг в эксплуатацию регламентируется разделом VII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, согласно которому ввод прибора учета в эксплуатацию обусловлен соблюдением потребителем определенных требований, в том числе требований к схеме монтажа прибора учета (п. 1(4)), а установка контрольных пломб на приборе учета осуществляется после фактического ввода в эксплуатацию прибора учета (п. 81(8)).
Мировым судьей в судебном заседании установлено, что Мамедов Ф.М. является собственником земельного участка и домовладения, расположенного по <адрес>, а также является абонентом ОАО «Водоканал Апшеронского района». 08.06.2015г. абоненту Мамедову Ф.М. выданы Технические условия № 152 на установку прибора учета холодной воды по <адрес>, которыми предусмотрено, что прибор учета монтируется на горизонтальном участке водопровода циферблатом вверх, подлежит размещению в колодце, а узел учета должен иметь до прибора учета отсекающий вентиль, вантуз, фильтр очистки и обратный клапан в последовательности согласно прилагаемой схеме.
24.06.2015 г. в указанном домовладении в присутствии собственника Мамедова Ф.М. контролером ОАО «Водоканал Апшеронского района» произведена установка и ввод в эксплуатацию прибора учета воды марки ЭКО-15, заводской №, место установки - в колодце около дома, крепление прибора учета опломбировано пломбой №, что подтверждается Актом ввода прибора учета в эксплуатацию от 24.06.2015г. 03.07.2015 г. между ОАО «Водоканал Апшеронского района» и Мамедовым Ф.М. заключен договор холодного водоснабжения №, предметом которого являются обязательства ОАО «Водоканал Апшеронского района» по подаче питьевой холодной воды по <адрес> и встречные обязательства Мамедова Ф.М. по оплате принятой питьевой воды и по обеспечению безопасности эксплуатации и надлежащего технического состояния находящихся в его ведении инженерных сетей, используемых им приборов и оборудования (п. 1.1). Согласно приложению № к указанному договору прибор учета воды ЭКО-15 № установлен на территории домовладения в колодце. 28.07.2017 г. в домовладении Мамедова Ф.М. по <адрес>, в его присутствии контролером ОАО «Водоканал Апшеронского района» ФИО12 проведено обследование узла учета водоснабжения, в ходе которого установлено, что прибор учета № установлен «во дворе на гусаке, несанкционированное вмешательство в работу ПУ, к центральной системе холодного водоотведения не подключено», что подтверждается актом обследования от 28.07.2017 г. 04.08.2017г. Мамедов Ф.М. обратился в ОАО «Водоканал Апшеронского района» с заявлением об опломбировании прибора учета воды в связи с повреждением пломбы. 18.08.2017г. инженером ПТО ОАО «Водоканал Апшеронского района» ФИО13 проведено обследование места установки прибора учета воды в домовладении Мамедова Ф.М., в результате которого установлено несоответствие места и схемы установки прибора учета Техническим условиям, в связи с чем, был составлен акт обследования с указанием о том, что прибор учета необходимо перенести на ввод водопровода на участок на расстоянии не более 1 м от забора со стороны ввода с <адрес>.
В соответствии с п. 35 Правил № 644 абонент обязан обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (п.«б»), незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении целостности пломб и нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. «н»), не допускать возведения построек, гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, древопосадок, не осуществлять производство земляных работ в местах устройства централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе местах прокладки сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (п. «с»).
В соответствии с п/п. «б» п. 34 Правил № 354 потребитель обязан при обнаружении неисправностей, повреждений индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем.
В соответствии с пп. «г» п. 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Согласно п. 37 Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно п. 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В соответствии с п. 81(11) Правил № 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение указанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях: из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения; из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров; при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено; из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
Поскольку действующим законодательством монтаж, демонтаж узла учета не является основанием для введения режима ограничения или приостановления подачи холодной воды; основанием для расчета стоимости потребленной истцом Мамедовым Ф.М. коммунальной услуги (водоснабжение) на основании нормативов потребления с применением повышающего коэффициента 10 послужил выявленный в ходе проверки 28.07.2017 г. факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а расчет произведен за период с 30.04.2017 г. по 28.07.2017 г., то есть не более чем за 3 месяца, предшествующих дате проверки прибора учета, с учетом количества проживающих лиц и установленных приказом РЭК Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 26.11.2015 г. № 63/2015-окк тарифов на питьевую воду (с 01.07.2016 г. по 30.06.2017 г. - 27,49 руб./куб.м., с 01.07.2017 г. по 30.06.2018 г. - 28,58 руб./куб.м.) и норматива потребления холодного водоснабжения в объеме 3,79 куб.м./мес. на 1 человека с применением повышающего коэффициента 10, то суд считает решение мирового судьи судебного участка № 120 Апшеронского района Гамаюнова С.С. от 13 февраля 2018 года обоснованным и законным, а установленные обстоятельства подтвержденными необходимыми доказательствами.
Оснований для отмены или изменения решения мирового судьи от 13 февраля 2018 г. не имеется, в связи с чем, в силу ст.328 ГПК РФ суд считает необходимым оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 120 Апшеронского района Краснодарского края Гамаюнова С.С. по гражданскому делу по иску Мамедова Фахрутдина Мухлисовича к ОАО «Водоканал Апшеронского района» о признании незаконным бездействия по невыполнению заявки на опломбирование прибора учета водопотребления и расчета за водопотребление, перерасчете оплаты за водопотребление, понуждении ответчика осуществить ограничение водоснабжения оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Мамедова Ф.М.– без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу после его вынесения, с 18 апреля 2018 года.
Полный текст апелляционного определения изготовлен 18 апреля 2018 года.
Судья Якименко Н.В.