ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-1/18 от 31.01.2018 Бакчарского районного суда (Томская область)

Мировой судья: Зворыгина Г.Е. № 11-1/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2018 года Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Н.В. Бариновой

при секретаре Т.В. Вельматкиной

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Бакчар Бакчарского района Томской области дело по иску прокурора Бакчарского района в защиту интересов в интересах ФИО1 к Отделу по социально-экономическому развитию села Администрации Бакчарского района Томской области о взыскании в пользу ФИО1 субсидии на развитие личного подсобного хозяйства,

по апелляционной жалобе Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области на решение мирового судьи судебного участка Бакчарского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Прокурор Бакчарского района Томской области обратился в суд с иском к Отделу по социально-экономическому развитию села Администрации Бакчарского района в интересах ФИО1 о взыскании в пользу ФИО1 субсидии на развитие личного подсобного хозяйства в размере 4000 руб. 00 коп. В обоснование иска указал, что ФИО1 обратилась в Отдел по социально-экономическому развитию села Администрации Бакчарского района (далее – Отдел) с заявлением о предоставлении субсидии на развитие личного подсобного хозяйства по направлению содержание молодняка скота, приложив к заявлению необходимые документы, подтверждающие ее право на получение субсидии. ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО2 принято к рассмотрению, по результатам которого Отделом по социально-экономическому развитию села Администрации Бакчарского района принято решение о предоставлении указанной субсидии ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Отделом по социально-экономическому развитию села Администрации Бакчарского района с ФИО1 заключено Соглашение «О предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Томской области» (далее- Соглашение). Размер субсидии, причитающейся заявителю, составляет 4000 руб. 00коп. Вместе с тем, выплата ФИО1 не произведена в связи с отсутствием достаточного финансирования из областного бюджета. Полагает, что непредставление ответчиком субсидии ФИО1 является неправомерным. С учетом уточнения требований просит взыскать с ответчика в пользу ФИО1 субсидию на развитие личного подсобного хозяйства в размере 4000 руб. 00 коп.

В судебном заседании прокурор Бакчарского района Томской области Истомин А.Г. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что поскольку Соглашение с ФИО1 заключено Отделом по социально-экономическому развитию села Администрации Бакчарского района, именно они должны произвести выплату. Право гражданина на получение денежных средств в виде субсидии не должно ставиться в зависимость от правоотношений между Администрациями района и области.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Отдела по социально-экономическому развитию села Администрации Бакчарского района ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, не оспаривала, что обязательство перед ФИО1 не исполнено. Полагала, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области. В настоящее время Отдел по социально-экономическому развитию села Администрации Бакчарского района не имеет возможности выплатить субсидию ФИО1 по причине отсутствия денежных средств.

Представитель третьего лица Администрации Бакчарского района Томской области С.М.А. в судебном заседании пояснила, что от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О наделении органов местного управления отельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства» исполнение указанного полномочия передано Администрации Бакчарского района. Отдел по социально-экономическому развитию сельского хозяйства Администрации Бакчарского района является структурным подразделением Администрации Бакчарского района Томской области, наделен правами юридического лица. Финансовые средства от Администрации Бакчарского района в лице Отдела передаются физическому лицу-получателю на основании Соглашения о предоставлении субсидии на государственную поддержку. В пункте 2.1.1 Соглашения, заключенного с ФИО2, установлено, что субсидия перечисляется лицу в пределах выделенных бюджету муниципального образования на эти цели из областного бюджета субвенций в соответствии с Законом Томской области об областном бюджете финансовых средств. После истечения 2016 года действие постановления от 12.02.2016 № 100 «Об исполнении отдельных государственных полномочий по государственной поддержке сельскохозяйственного производства по Бакчарскому району в 2016 году» прекратилось, финансовые средства, переданные для исполнения государственных полномочий из областного бюджета, закончились. Администрацией Бакчарского района было направлено письмо ФИО1 о невозможности выплаты ей субсидии по указанным основаниям.

Представитель третьего лица Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области (далее- Департамент) в судебное заседание не явился, представил письменное возражение на исковое заявление, в котором указано, что в рамках реализации отдельных государственных полномочий по государственной поддержке сельскохозяйственного производства уполномоченный орган в лице Отдела самостоятельно, без участия Департамента регистрирует заявление о предоставлении субсидии и прилагаемые к нему документы получателя субсидии в порядке их поступления в журнале регистрации, рассматривает представленные получателем субсидии документы, являющиеся основанием для предоставления субсидии, и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, осуществляет перечисление субсидии получателю в случае принятия решения о ее предоставлении. После направления муниципальному образованию «Бакчарский район» субвенций в рамках заключенного Соглашения на 2016 год, Департамент не принимает участия в распределении бюджетных средств, предназначенных к выплате потенциальным получателям субсидий, и не располагает информацией о количестве зарегистрированных Отделом заявлений о предоставлении субсидии.

Подписывая Соглашение от 19.08.2016 № 351 «О предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства», ФИО1 согласилась с обозначенным в п.2.1.1 условием, согласно которого Администрация Бакчарского района предоставляет бюджетные средства получателю субсидии в соответствии с Постановлением № 36а в пределах выделенных бюджету муниципального образования на эти цели субвенций из областного бюджета в соответствии с законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1 и представителя третьего лица Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области.

Решением мирового судьи судебного участка Бакчарского судебного района Томской области от 03.10.2017 года на основании ст. ст. 309, 420, 425 ГК РФ, постановления Правительства РФ №717 от 14.07.2012 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", закона Томской области N 248-03 от 29.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства», постановления Администрации Томской области № 485а от 12.12.2014 «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области»», Положения о порядке расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий по государственной поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением администрации Томской области от 08.02.2016 года № 36а, постановления администрации Бакчарского района Томской области №100 от 12.02.2016 «Об исполнении отдельных государственных полномочий по государственной поддержке сельскохозяйственного производства по Бакчарскому району в 2016 году», исковые требования удовлетворены, с отдела по социально-экономическому развитию села Администрации Бакчарского района в пользу ФИО1 взыскана субсидия на развитие личного подсобного хозяйства в соответствии с соглашением от 19.08.2016 г. №351 о предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Томской области в размере 4000,00 рублей.

В апелляционной жалобе представитель Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Администрацией Бакчарского района было заключено Соглашение № 351 «О предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Томской области», пунктом 2.1.1 которого установлено, что субсидия перечисляется Получателю субсидии в соответствии с Постановлением № 36а в пределах выделенных бюджету муниципального образования на эти цели субвенций из областного бюджета в соответствии с законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Выплата субсидии по вышеобозначенному направлению ФИО2 в рамках указанного соглашения Отделом не произведена в связи с тем, что лимиты денежных средств, предусмотренных на эти цели, были фактически исчерпаны.

Полагает, что вывод суда о том, что недостаточное финансирование из областного бюджета в форме субвенций для предоставления гражданам субсидии на развитие личных подсобных хозяйств, не может являться основанием для лишения гражданина права на социальную выплату, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого основания для отказа в выплате, является неверным. Мировым судьей сделан неправильный вывод об отсутствии взаимосвязи между наличием лимитов бюджетных обязательств, и обязанности по выплате субсидии в пределах установленных лимитов.

Правовая природа договоров о предоставлении субсидий имеет публично-правовой, а не гражданско-правовой характер. В связи с этим, сложившиеся в рамках заключенного договора о предоставлении бюджетных субсидий отношения, регулируются нормами бюджетного, а не гражданского законодательства.

Просит суд отменить полностью решение мирового судьи судебного участка Бакчарского судебного района Томской области от 03.10.2017 в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Бакчарского района Томской области просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что отсутствие финансирования из областного бюджета не является основанием для отказа в выплате субсидии.

Заслушав объяснения представителя Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области А.Н.Н.., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, помощника прокурора Бакчарского района Томской области Ж.Г.А. материального истца ФИО1, полагавших решение суда законным и обоснованным, представителя отдела по социально-экономическому развитию села администрации Бакчарского района Томской области ФИО3, администрации Бакчарского района Томской области С.М.А.., не возражавших против доводов жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 ст.5 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О развитии сельского хозяйства" государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики в силу положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" является поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами, формирование и регулирование рынка продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Финансирование мероприятий, направленных на государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" постановлением Правительства РФ №717 от 14.07.2012 утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Статьей 7 Закона Томской области от 11.10.2007 № 231- ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области» установлено, что государственные программы Томской области утверждаются администрацией Томской области.

В соответствии с законами Томской области от 13.04.2006 года № 75-03 «О
государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской
области», от 29.12.2005 года № 248-03 «О наделении органов местного
самоуправления отдельными государственными полномочиями по
государственной поддержке сельскохозяйственного производства», а также
соглашением о взаимодействии при наделении отдельными государственными
полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного
производства от 08.02.2016 года, Администрация Бакчарского района наделена
отдельными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного
производства в Бакчарском районе.

От переданных полномочий по государственной поддержке сельскохозяйственного
производства в Бакчарском районе Администрация Бакчарского района не отказывалась.

Порядок предоставления бюджетных средств на государственную поддержку сельскохозяйственного производства утвержден постановлением Администрации Томской области от 08.02.2016 года №36а.

Положением о порядке расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий по государственной поддержке сельскохозяйственного производства (далее -Положение), являющимся приложением № 1 к названному выше постановлению Администрации Томской области, утвержден Порядок расходования субвенций на реализацию мер государственной поддержки по развитию малых форм хозяйствования посредством предоставления субсидий на развитие личных подсобных хозяйств и субсидий на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (приложение № 4 к Положению) (далее - Порядок).

Согласно подпункту 3 пункта 3 Порядка (в редакции от 29.07.2016 № 251а) субсидии на развитие личного подсобного хозяйства предоставляются, в том числе по направлению содержания молодняка скота по ставкам согласно приложению № 4 к настоящему Порядку при условии обязательной первичной идентификации животных методом чипирования или биркования.

В целях исполнения отдельных предоставленных государственных полномочий по государственной поддержке сельскохозяйственного производства по Бакчарскому района Администрацией района издано постановление от 12.02.2016 года № 100.

На основании пунктов 3 и 7 названного постановления Администрации района (в редакции постановления от 04.05.2016 года № 247) субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями, имеющими право на получение государственной поддержки. При этом в течение 10 рабочих дней уполномоченным органом должно быть принято либо решение о предоставлении субсидии в случае соответствия получателя субсидии установленным требованиям, либо решение об отказе в предоставлении субсидии.

В пункте 9 постановления от 12.02.2016 года № 100 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии:

1) несоблюдение получателями субсидий целей, условий и порядка
предоставления мер государственной поддержки;

2) представление получателем субсидии недостоверных документов и (или)
недостоверных, и (или) неполных сведений в таких документах.

Судом установлено, следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в отдел по социально-экономическому развитию села администрации Бакчарского района (далее - Отдел) с заявлением о предоставлении субсидии на развитие личных подсобных хозяйств по направлению содержания молодняка скота, приложив к заявлению необходимые документы, подтверждающие право на ее получение. Размер субсидии, причитающейся заявителю, согласно справке-расчету причитающихся субсидий на развитие личных подсобных хозяйств (на содержание молодняка скота) от ДД.ММ.ГГГГ составляет сумму в размере 4 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО2 принято к рассмотрению, по результату рассмотрения указанного заявления Отделом принято решение о предоставлении указанной выше субсидии путем заключения Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидии на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Томской области» между Отделом в лице начальника ФИО3 и ФИО2

Вместе с тем, денежные средства в рамках указанного соглашения ФИО2 выплачены не были в связи с отсутствием финансирования из областного бюджета.

Вместе с тем, недостаточное финансирование из областного бюджета по коду главы 817 в форме субвенций для предоставления гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, субсидии на развитие личных подсобных хозяйств, не может являться основанием для лишения гражданина права на получение субсидии, поскольку действующее законодательство не содержит такого основания для отказа в выплате.

Поскольку государство принятое на себя обязательство в отношении ФИО1 не исполнило, имеет место нарушение ее прав, так как право на получение субсидии не реализовано, на момент обращения в суд субсидия ею не получена.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по выплате субсидии на развитие личного подсобного хозяйства в размере 4 000,00 рублей.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы о том, что на момент выплаты субсидии ФИО1 лимит бюджетных обязательств, выделенных на соответствующие цели бюджету муниципального образования «Бакчарский район», был фактически исчерпан, что исключает возможность выплаты субсидии, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства вне зависимости от наличия или отсутствия денежных средств.

Доводы жалобы о том, что судебный акт содержит ссылки на положения гражданского законодательства, в то время как правовая природа договоров о предоставлении субсидий имеет публично-правовой характер, судом отклоняются, поскольку как следует из разъяснений, данных судам в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Фактические обстоятельства судом определены верно. При этом ссылки в решении суда первой инстанции на положения гражданского законодательства не являются основанием для отмены решения, поскольку кроме обязательств, вытекающих из Соглашения о предоставлении субсидии в 2016 году, судом дана оценка и иным фактическим обстоятельствам дела.

Нарушение срока изготовления мотивированного решения мировым судьей судебного участка Бакчарского судебного района Томской области не может повлечь отмену указанного решения суда.

Таким образом, доводов, которые могли бы повлиять на результат рассмотрения дела, апелляционная жалоба не содержит. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь п.1 ст. 328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

определил:

Решение мирового судьи судебного участка Бакчарского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья: (подпись) /ФИО4/