ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-1/2014 от 29.01.2014 Островского городского суда (Псковская область)

Дело №11-1/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

*** 2014 года г. Остров

Суд апелляционной инстанции Островского городского суда Псковской области в составе председательствующего судьи Коженковой Т.Г.,

при секретаре Корныльевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Постаногова А.А. на решение мирового судьи судебного участка № 21 г. Острова и Островского района от *** 2013 года, которым постановлено:

в иске Постаногова А.А. к МУП «Островские теплосети» о защите прав потребителей и взыскании излишне внесенной платы за коммунальные услуги отказать,

УСТАНОВИЛ:

Постаногов А.А. обратился в суд с иском к МУП «Островские теплосети» о защите прав потребителей, признании незаконными действия ответчика по начислению платы за отопление мест общего пользования многоквартирного дома, взыскании излишне внесенной платы за отопление мест общего пользования за период с *** 2010 года по *** 2013 года в размере .. рублей .. копеек, а также взыскании компенсации морального вреда в размере .. рублей.

В обоснование заявленных требований Постаногов А.А. указал, что с 2003 года проживает с супругой и двумя детьми по адресу: .... С *** 2011 года указанное жилое помещение находится в общей долевой собственности его и двух его детей в размере .. доли за каждым. В *** 2006 года в спорном жилом помещении им был установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии. Коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме отсутствует. С *** 2006 года плату за тепловую энергию истец осуществляет исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, то есть количество потребленной теплоэнергии по счетчику умножалось на тариф. В *** 2011 года он обратил внимание на то, что, начиная с *** 2010 года, начисленная плата за отопление превышает стоимость израсходованной тепловой энергии на 0,26 Гкал. По данному вопросу он обратился в МУП «Островские теплосети», которое разъяснило, что ему дополнительно начисляется плата за отопление мест общего пользования. Однако, согласно ст. 16 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при наличии в жилом помещении индивидуального прибора учета тепловой энергии и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за отопление определяется исходя из показаний индивидуального прибора учета. Кроме того, плата за коммунальные услуги по отоплению мест общего пользования действующим законодательством не предусмотрена. С учетом изложенного полагает, что МУП «Островские теплосети» нарушает его права как потребителя, так как незаконно взимает с него плату за отопление мест общего пользования многоквартирного дома, и просит взыскать излишне оплаченную денежную сумму за отопление мест общего пользования за период с *** 2010 года по *** 2013 года в размере .. рубля .. копеек и причиненный моральный вред в размере .. рублей.

Представитель ответчика МУП «Островские теплосети» Голубятникова Я.В. исковые требования не признала и показала, что МУП «Островские теплосети» является ресурсоснабжающей организацией, предметом деятельности которой является оказание услуг населению г. Острова по теплоснабжению. Согласно п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные коммунальные услуги, входящие в состав общего имущества, определенный исходя из показаний коллективных общедомовых приборов учета, распределяются между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 настоящих Правил, а при наличии индивидуальных или общих приборов учета - пропорционально их показаниям. В соответствии с п. 20 указанных Правил, при отсутствии индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, в том числе тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются: для отопления -в соответствии с п.п. 1 п. 1 приложения №2 к настоящим правилам. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги. Согласно части 4 упомянутой статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В соответствии с частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение вышеназванных положений Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Расчет платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды для собственника помещения, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме производится по формуле 15, содержащейся в приложении №2 п. 17 к Правилам. Расчет, согласно данной формулы, производится следующим образом: норматив потребления тепловой энергии, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, умножается на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме и на долю, приходящуюся на конкретное жилое/нежилое помещение в общей площади (жилых и нежилых) помещений дома

Представитель третьего лица - ООО «Островский расчетный центр» и ООО «Дом-сервис» Павлова М.П. показала, что с МУП «Островские теплосети» существует агентский договор, поэтому в их обязанности входит начисление платы за потребленный коммунальный ресурс, согласно письма МУП «Островские теплосети». Исковые требования Постаногова А.А. полагает необоснованными.

Допрошенного судом первой инстанции в качестве специалиста Петрова B.C. показала, что она, как представитель МУП «Островские теплосети», производит расчет потребности тепла по потребителям. Расчет производится по счетчикам, по тепловой нагрузке и по нормативу потребления, учитывается площадь жилого помещения и тариф. При расчете норматива закладывается весь дом, а у кого установлен счетчик, то он платит только за свою квартиру, однако поскольку он пользуется местами общего пользования, то ему выведено из норматива по Постановлению администрации 0,0145 Гкал за 1 кв.м. в месяц. При производстве расчета норматив умножается на места общего пользования, умножается на метраж квартиры и делится на общую площадь дома.

Решением мирового судьи судебного участка № 21 города Острова и Островского района от *** 2013 года в удовлетворении требований истца отказано.

Не согласившись с указанным решением, истец обжаловала его. В апелляционной жалобе просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права и применением закона, не подлежащего применению, и принять новое решение, которым полностью удовлетворить заявленные им требования. В обоснование своей жалобы указал, что положения ч.3 ст.30 и ч.1 ст.39 Жилищного кодекса РФ, на которые суд первой инстанции ссылается в решении как на основания отказа в удовлетворении его требований, не могут являться основанием для взимания с него платы за отопление мест общего пользования многоквартирного дома. В соответствии с ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги. Согласно ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. На основании ч. 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Действовавшее до 01.09.2012 года Положение о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденное Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года, не предусматривало понятие общедомовые нужды и основание для взимания платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Действующее с 01.09.2012 года Положение о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденное Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года, предусматривает взимание платы за коммунальную услугу – отопление, предоставленную на общедомовые нужды, размер которой определяется по формулам 10 и 15 приложения №2, которые с 01 июня 2013 года на отопление не распространяются. Также указал, что уполномоченным органом не установлен норматив потребления отопления на общедомовые нужды, а применяемый в данном случае норматив потребления отопления для жилых помещений, который не изменялся с 2004 года, не подлежит применению для расчета норматива потребления отопления для общедомовых нужд, который должен быть значительно меньшим, чем норматив потребления отопления для жилых помещений. Поскольку вышеуказанные обоснование не были приняты во внимание судом первой инстанции, просит решение суда от ***.2013 года отменить и принято по делу новое решение, которым заявленные им требования удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание истец, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился. Представил письменное заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик и третьи лица, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились

Согласно письменных возражений ответчика на апелляционную жалобу Постаногова А.А., решение мирового судьи от ***.2013 года находит законным и обоснованным. Полагает, что при разрешении дела судом правильно применены положения ч.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ, возлагающие на собственников жилых помещений бремя содержания жилого помещения, а также мест общего пользования, если жилое помещение находится в многоквартирном доме. Статья 36 Жилищного кодекса РФ определяет перечень имущества, относящегося к местам общего пользования. В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством РФ. Указывает, что отопление мест общего пользования многоквартирного дома производится за счет центрального отопления, общедомовой прибор учета на отопление в доме не установлен. Поскольку истец не имеет отдельного входа в свое жилое помещение и соответственно пользуется местами общего пользования многоквартирного дома, то ему, как собственнику жилого помещения, находящемуся в многоквартирном доме, на основании вышеизложенных положений Жилищного кодекса РФ, производилось начисление платы за отопление мест общего пользования, исходя из установленного в 2011 году Администрацией Островского района норматива потребления теплоэнергии. Расчет платы за отопление мест общего пользования производился истцу с учетом требований Постановлений Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года. Действующие с ***.2012 года Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года, также предусматривают внесение потребителями коммунальных услуг отдельно платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). При этом расчет платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, для собственника помещения, при отсутствии общедомовых приборов учета в многоквартирном доме, производится по формуле 15 приложения №2. С учетом изложенным обстоятельств просит решение мирового судьи от ***.2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Постаногова А.А. - без удовлетворения.

Изучив позицию сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим обстоятельствам.

Согласно главы 3 Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07 февраля 1992 года, при оказании услуг подлежат защите права потребителей, нарушенные вследствие некачественного либо несвоевременного оказания исполнителем услуги. Истцом, каких-либо требований о защите его прав как потребителя, связанных с некачественным оказанием ответчиком услуги по отоплению жилого помещения и мест общего пользования многоквартирного дома, не заявлено. Доказательств ненадлежащего выполнения ответчиком обязанности по предоставлению коммунальной услуги — отопления — с нарушением температурного режима, не представлено.

Исходя из материалов дела, Постаногову А.А. ***.2003 года по ордеру на жилое помещение .. на состав семьи жена и двое детей предоставлена квартира по адресу: .... С ***.2011 года является собственником .. доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: .... Остальные .. доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение принадлежат сыновьям Постаногова А.А. – П.Р.А.*** года рождения, и П.Е.А.., *** года рождения.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственник квартиры несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (статья 30 Жилищного кодекса РФ).

В силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме; в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Статья 39 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Помещения, указанные в статье 36 Жилищного кодекса РФ, являются местами общего пользования, а потому собственник помещения, в данном случае истец, с момента возникновения у него права собственности на жилое помещение, обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги, как для нанимателя жилого помещения, так и для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за коммунальные услуги.

Согласно ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

В силу ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что в оспариваемый истцом период МУП «Островские теплосети» подавало тепловую энергию населению г. Острова, в том числе в многоквартирный жилой дом и квартиру истца.

Квартира истца оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию установленного в ... узла учета тепловой энергии (л.д. 10).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ... не оборудован общедомовым прибором учета потребленной тепловой энергии, с истцом договор на отпуск тепловой энергии заключен не был.

Начисление истцу платы за отопление жилого помещения производилось исходя из показаний индивидуального прибора учета. При этом в размер платы за отопление включался расход тепла на отопление мест общего пользования многоквартирного дома, который рассчитывался исходя из установленного Администрацией Островского района норматива отопления многоквартирных домов и жилых помещений, необорудованных приборами учета тепловой энергии, и утвержденного Государственным комитетом Псковской области по тарифам для МУП «Островские теплосети» тарифа на тепловую энергию.

Утвержденный норматив отопления многоквартирных домов и жилых помещений, а также тариф на тепловую энергию в установленном законом порядке недействительными или не действующими признаны не были.

Судом установлено, что в спорный период действовали:

- Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №307 (до 01.09.2012 года),

- с 01.09.2012 года Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года.

Абзац 2 пункта 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства №307, содержал специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил, то есть по нормативу потребления, что не противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ссылка истца на то, что в случае отсутствия общедомового прибора учета и наличия индивидуального прибора учета, размер платы за коммунальные услуги определяется из показаний индивидуального прибора учета в соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не правомерна, так как п. 16 Правил применяется только для тех, кто заключил договор на оказание коммунальных услуг.

При этом, возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления законом предоставлена лишь собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (ч. 2 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации). Как установлено судом, подобного договора между истцом и ресурсоснабжающей организацией заключено не было.

При отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, применение к отношениям между теплоснабжающей организацией и абонентом пункта 16 Правил №307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ответчика ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении абонента.

Таким образом, размер платы рассчитывается исходя из нормативов потребления, что касается всех собственников, независимо от наличия у них индивидуальных приборов учета.

Утвержденные Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 года (в редакции от 16.04.2013 года) Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, также предусматривают норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Кроме того, Верховный Суд РФ в своем решении от *** № ГКПИ08-232 указал, что применение п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг возможно только при условии заключения договора на оказание коммунальных услуг, в то время как при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений оплачивают не коммунальные услуги, а приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы коммунальных ресурсов. Невозможность расчета платы по показаниям индивидуальных приборов учетов обусловлена тем, что в этом случае не будут учтены внутридомовые потери коммунальных ресурсов.

Действующие с 01.09.2012 года Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №354, устанавливают отдельный порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и платы за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.

С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что как ранее действовавшие Правила, так и ныне действующие Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают оплату потребителями коммунальной услуги по отоплению мест общего пользования. При этом до 01.09.2012 года размер платы за отопление мест общего пользования подлежал включению в размер платы за отопление жилого помещения, а с 01.09.2012 года плата за отопление жилого помещения и плата за отопление мест общего пользования подлежит раздельному расчету.

Таким образом, начисления за потребленную тепловую энергию истцу производятся в соответствии с действующим законодательством.

Вопрос о правильности и обоснованности произведенных ответчиком расчетов платы за отопление мест общего пользования истцом не ставился, в связи с чем, не подлежит обсуждению.

В данном случае суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований истца, правомерно исходил из того, что истец, как собственник жилого помещения, обязан производить оплату за потребляемую тепловую энергию не только по индивидуальному прибору учета, который установлен в его квартире, а также с учетом расходов ресурсоснабжающей организации на отопление мест общего пользования многоквартирного дома, которые рассчитываются по нормативам, в противном случае не будут учитываться общедомовые затраты тепловой энергии.

Суд апелляционной инстанции полагает, что поскольку не подлежат удовлетворению требования истца о признании действий ответчика незаконными и взыскании излишне внесенной платы за коммунальную услугу, не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлено, в силу ст. 15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», ст. ст. 151, 1099 - 1101 Гражданского кодекса РФ, доказательств причинения ему физических и нравственных страданий.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, однако суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Учитывая изложенное, постановленное мировым судьей решение суд апелляционной инстанции находит законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка №21 г. Острова и Островского района Псковской области от *** 2013 года по гражданскому делу по иску Постаногова А.А. к МУП «Островские теплосети» о защите прав потребителей и взыскании излишне внесенной платы за коммунальные услуги, оставить без изменения, апелляционную жалобу Постаногова А.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено *** 2014 года.

Судья Островского городского суда Т.Г. Коженкова