ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-1/2022 от 02.03.2022 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 11-1/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 марта 2022 года г. Уфа

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Абдрахмановой Н.В.,

при секретаре Надршиной М.И.,

с участием истца ФИО2 ...,

представителя ответчика ООО ... - Заболоцкого ..., действующего на основании доверенности от < дата >,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ... к Обществу с ограниченной ответственностью ...» о защите прав потребителей, по апелляционной жалобе истца ФИО2 ... на решение мирового судьи судебного участка ... по ... РБ от < дата >,

установил:

ФИО2 .... обратилась в суд с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью «...» о защите прав потребителей, расторжении договора купли-продажи, возврата уплаченной за товар суммы в размере 7990 руб., взыскание с ответчика 5700 руб. в качестве компенсации упущенной выгоды, взыскание с ответчика 2000 руб. в счет расходов на неоднократные поездки в сервисный центр, магазин и перевозки телевизора на такси, почтовые и канцелярские расходы, расходы по распечатке и ксерокопированию, взыскание с ответчика неустойки начиная с < дата > по дату вынесения решения суда, взыскание морального вреда из расчета 500 руб., за каждый день когда истец и его семья были лишены возможности пользоваться купленным телевизором, начиная с < дата > по дату вынесения решения суда, а также взыскание с ответчика штрафа, указав в обоснование заявленных требований, что < дата > ФИО2 .... приобрела у ответчика (в магазине «...» по адресу ..., ЦТиР «Мир») телевизор Panasonic ТХ-32 FR 250 W, уплатила 7990 руб. 00 коп наличными, кроме того использовала для оплаты три купона «Снеговик» (номиналом 1000 руб. 00 коп. каждый, итого номиналом на общую сумму 3000 рублей 00 коп., а также бонусные баллы. Бонусными баллами и купонами «Снеговик» в магазинах «М-Видео» можно рассчитаться при покупке любого товара из расчета 1 балл = 1 руб. Итого скидка бонусными баллами и купонами «Снеговик» составила 5700 руб., согласно чеку.

Сначала телевизор работал с телеантенной очень хорошо, но через несколько недель начались неполадки. Из-за режима самоизоляции истица не могла сразу же отвезти телевизор в магазин, надеялась, что это временные сбои. Но так как ситуация усугублялась, то вместе со своей матерью на такси привезла < дата > неисправный телевизор в магазин ...», где его купила. ФИО2 ... также подала в магазин претензию с описанием неполадок и с просьбой принять неисправный телевизор и вернуть ей уплаченные за него деньги (вх. ... от < дата >). Из магазина телевизор отправили в сервисный центр «Проремонт Уфа». < дата > ФИО2 .... из магазина вернули телевизор, так как в сервисном центре не смогли продиагностировать неполадки. В выданной истице квитанции ... она написала об этом собственноручно. В сервисном центре телевизор подключили к кабельному ТВ и так как при подключенном кабельном ТВ неполадок не возникало, то выдали заключение, что телевизор исправен. Работу от других источников сигнала, предусмотренных инструкцией по эксплуатации, не проверяли. ФИО2 ... вновь отвезла телевизор из магазина домой на такси. Однако дома вновь происходили те же сбои и неполадки. На горячей линии фирмы «Панасоник» в РФ ФИО2 ... порекомендовали обратиться самостоятельно в другой сервисный центр - «Астром Сервис +» и потребовать, чтобы проверка работы телевизора и диагностика производились в ее присутствии.

< дата > ФИО2 .... привезла телевизор на такси в сервисный центр «... Сдала в сервисный центр телевизор в полной комплектации, инструкцию по эксплуатации, гарантийный талон, предъявила чек о покупке телевизора. В присутствии истицы и ее матери при проверке работы телевизора вновь выявились неполадки и сбои в работе. Так как мастер сервисного центра при проверке в их присутствии не смог определить причину сбоев и неполадок, ФИО2 .... после консультации по горячей линии «Панасоник» и по рекомендации специалиста горячей линии «Панасоник» < дата > обратилась в сервисный центр «... с претензией в адрес ООО «...» через сервисный центр «Астром Сервис +-», чтобы неисправный телевизор был направлен на завод изготовителя для полной диагностики.

< дата > ФИО2 ... стало известно, что сервисный центр «... так и не отправил неисправный телевизор на завод изготовителя. < дата > истица вновь позвонила на горячую линию «Панасоник» и ей порекомендовали обратиться в адрес ООО «...» с официальным письмом. < дата > обратилась с официальным письмом (досудебной претензией) в ООО «...» по Почте России. Ответа ФИО2 .... до сих пор не получила.

< дата > истица вновь обратилась с претензией в ООО «...» с просьбой расторгнуть договор купли-продажи и вернуть ей уплаченную за товар сумму, так как с момента первоначальной отправки телевизора на диагностику на дату < дата > прошло более 36 дней, а с момента передачи телевизора в «... для отправки производителю прошло уже более 22 дней.

< дата > ФИО2 .... пояснила сотруднику магазина, принявшему ее претензию, что она хочет урегулировать проблему в досудебном порядке и что согласна даже на замену неисправного телевизора на другой телевизор с аналогичными характеристиками, если магазину по каким-то причинам неудобно возвращать деньги.

Товар был принят на диагностику и ремонт сначала < дата >, а потом повторно еще < дата >, однако ремонт товара не произведен. Никакого письменного официального ответа истица ни из одной организации не получила.

Однако телевизор до сих пор не отремонтирован и не возвращен ФИО2 в исправном состоянии.

Решением мирового судьи судебного участка ... по ... РБ от < дата > в удовлетворении исковых требований ФИО2 ... к ООО «...» о защите прав потребителей, а именно расторжении договора купли-продажи и возврате 7 990 руб., взыскании упущенной выгоды в размере 5 700 руб., взыскании 2 000 руб. в счет расходов истца на неоднократные поездки в сервисный центр и магазин и перевозки телевизора на такси, а также почтовые, канцелярские расходы, расходы на распечатку и ксерокопирование, взыскании неустойки в размере 7 990 руб. * 1% количество просроченных дней, начиная с < дата > по день вынесения решения, взыскании морального вреда из расчета 500 руб. за каждый день, начиная с < дата > до даты вынесения решения, взыскании штрафа в размере 50 % отказано.

Не согласившись с данным решением, истцом подана апелляционная жалоба, в которой указано, что судом проигнорировано то обстоятельство, что в судебном заседании был допрошен уволенный работник, который представлял интересы организации. В судебном заседании свидетель указал, что самовольно вскрывал корпус телевизора и заменял оригинальные запчасти на б/у, снятые с какого-то другого телевизора. В материалах дела имеется несовпадение серийных номеров телевизора. Свидетель объяснил этот факт случайной опечаткой.

Истец ФИО2 ... в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «...» - ФИО1 ...., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении жалобы отказать, решение мирового судьи оставить без изменения.

Представители третьих лиц ООО ...», ООО «...» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, решение мирового судьи в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ от < дата > N 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В силу ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от < дата >... потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) соответствующим перерасчётом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

На основании абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» с < дата >... в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передач потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срок; в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от < дата > N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать: недостаток, который проявляется вновь послне его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению (пп. «д»).

В силу ч. 2 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от < дата >... требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от < дата >, N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», к ним относят телевизоры.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно п. 1 ст. 23 указанного закона за нарушение предусмотренных статьями 20,21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, < дата > в магазине ответчика, по адресу ... ЦТиР «Мир», ФИО2 ... был приобретен телевизор Panasonic ТХ-32 FR 250 W, за который были уплачены денежные средства в размере 7 990 руб. 00 коп. При оплате телевизора истцом были использованы три М.купона «Снеговик», номиналом 1 000 руб. 00 коп. каждый, итого номиналом на общую сумму 3 000 руб. 00 коп.,а также были использованы бонусные балы, итого скидка составила 5 700 руб.00 коп., что подтверждается кассовым чеком ... от < дата >. Гарантийный срок на товар был установлен 12 месяцев.

< дата > ФИО2 .... обратилась к ответчику с претензией, в которой просит, принять неисправный телевизор, вернуть уплаченные за него денежные средства, а также восстановить бонусные балы.

Телевизор был принят ответчиком для организации проверки качества и согласно Акту технического состояния № Г-1906435 от < дата > предоставленного сервисным центром ООО «ПРОремонт Уфа», заявленный истцом дефект не подтвердился.

Забрав телевизор у ответчика, истец вновь выявила недостатки в товаре.

В связи с данными обстоятельствами, по рекомендации сотрудников горячей линии фирмы ...», ФИО2 ... передала телевизор Panasonic ТХ-32 FR 250 W в сервисный центр Астром Сервис +, что подтверждается заказ-наря... от < дата >.

< дата > ФИО2 ... передала в сервисный центр «... +» заявление, адресованное ООО «... с просьбой направить телевизор Panasonic ТХ-32 FR 250 W на завод изготовителя для полной диагностики.

Не получив на него ответа, < дата > ФИО2 ... направила в адрес ООО «... досудебную претензию с просьбой направить телевизор производителю для всесторонней диагностики.

Согласно отзыва ООО «...», в ходе технического осмотра < дата > телевизора Panasonic ТХ-32 FR 250 W, выявлено: «изделие исправно, что позволяет использовать его в соответствии с назначением», что подтверждается Актом технического состояния от < дата > по наряд-заказу ....

Определением суда от < дата > была назначена судебная экспертиза, которая была поручена специалистам Союза «Торгово-промышленная палата РБ». Этим же определением суд обязал ФИО2 предоставить в распоряжение эксперта телевизор Panasonic ТХ-32 FR 250 W.

Однако < дата > экспертиза не состоялась, в связи с непредставлением эксперту предмета исследования - телевизор Panasonic ТХ-32 FR 250 W.

Суд первой инстанции, разрешая дело, принимая во внимание, что материалы дела содержат доказательства исправности телевизора Panasonic ТХ-32 FR 250 W, что позволяет использовать его в соответствии с назначением. А также с учетом того, что истец уклонился от передачи предмета исследования эксперту, отказал в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

Определением Советского районного суда ... РБ от < дата > назначена судебная товароведческая экспертиза, с осмотром телевизора Panasonic ТХ-32 FR 250 W, производство экспертизы поручено ООО «Объединенная Башкирская Экспертная палата».

Согласно заключению экспертизы ООО «...» ...-М/014695/2022, по первому вопросу: Проверить работоспособность телевизора на предмет наличия недостатка, в том числе с проверкой от всех источников сигнала, предусмотренных инструкцией по эксплуатации товара? В телевизоре Panasonic ТХ - 32FR250W, серийный ...Р1901905 какие-либо дефекты/недостатки отсутствуют.

По второму вопросу: Если дефект имеется, то является ли он производственным дефектом (заводской брак) либо результат нарушений правил эксплуатации товара (в том числе результатом несанкционированного ремонта, механического повреждения, повреждения электрическим током, попадания влаги либо других инородных частиц и др.)? мог ли указанный дефект возникнуть в результате падения товара? Определить когда возник дефект? В телевизоре Panasonic ТХ - 32FR250W. серийный ...Р1901905 какие-либо дефекты/недостатки отсутствуют.

По третьему вопросу: Указать является ли дефект устранимым или неустранимым. В телевизоре Panasonic ГХ - 32FR250W, серийный ...Р1901905 какие-либо дефекты/недостатки отсутствуют.

По четвертому вопросу: Определить стоимость устранения дефекта и временные затраты. В телевизоре Panasonic ТХ - 32FR250W, серийный ...Р1901905 какие-либо дефекты/недостатки отсутствуют.

По пятому вопросу: Установить соответствие серийного (заводского) номера товара на идентификационной наклейке телевизора, его корпусе и запчастях серийному номеру, указанному в документах (гарантийный талон, акт технического состояния ООО «...» от < дата >, заказ-наряд ...)? Фактически серийный номер телевизора, представленного на исследование - 078809Р1901905 (указан на идентификационной наклейке на корпусе). На комплектующих серийные номера отсутствуют.

В гарантийном талоне указан другой серийный номер – 078809Р1901805 (не соответствует один символ).

В акте технического состояния ООО «...» от < дата > (акт от < дата > в материалах дела отсутствует)/заказ-наряде ... указан серийный ...Р1901905 (соответствует исследуемому телевизору).

Определить проводился ли ремонт телевизора, в том числе со вскрытием корпуса с указанием какие запчасти заменены, установлены новые запчасти либо бывшие в употреблении? Нет, однозначных признаков ремонта/замены деталей не обнаружено. При этом в телевизоре имеются явные следы/признаки предыдущей разборки (разборка телевизора может понадобиться для диагностики, а не для ремонта).

В силу ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 данного Кодекса. Но несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

В соответствии с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оснований не доверять заключению судебной экспертизы у суда не имеется, полученные экспертом результаты основаны на действующих правилах проведения экспертизы, заключение эксперта является определенным, полным и мотивированным, основано на документах, имеющихся в материалах дела, противоречий, свидетельствующих о неверности выводов эксперта, не содержит, а потому оснований не доверять данному заключению не имеется, при проведении экспертизы эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. ст. 307, 308 УК РФ.

Исходя из полноты, научной обоснованности и достоверности полученных выводов, судом принимается заключение судебной экспертизы ООО «...» в качестве надлежащего доказательства по делу.

Разрешая спор по существу, мировой судья правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовался при рассмотрении дела приведенными выше нормами законодательства, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, которым в соответствии со статьями 60, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.

Доводы подателя жалобы о том, что в судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен бывший работник «Астром Сервис+», в связи с чем, он не может являться свидетелем по делу, подлежат отклонению.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 ГПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.

Как следует из показаний свидетеля ФИО3 ...: он работал в 2020 году мастером в ООО «...< дата >ФИО4 сдала в сервис телевизор «..., заявила, что сбрасываются настройки и плохое качество изображения, потом она сказала, что у нее ловит только десять каналов бесплатного телевидения, вместо двадцати положенных. Им была проведена техническая диагностика телевизора, для проверки качества им была временна заменена плата от точно такого же телевизора, телевизор был исправлен, о чем после был составлен акт от < дата >. В связи с тем, что телевизор исправлен, он позвонил клиенту, сказал забрать телевизор, но клиент отказалась и привезла заявление, где требует отправить телевизор на завод изготовителя в Белоруссию, но в Центральный офис в Москве. По требованию клиента телевизор был направлен в Москву, они его там проверили, и прислали акт об исправности телевизора. Послечего, ФИО2 ... сообщила по телефону, что телевизор ей не нужен, она подала в суд и потребовала больше ей не звонить. Она была уведомлена, что телевизор находится в ООО «...

Таким образом, мировым судьей судебного участка ... по ... РБ, указанное лицо было допрошено в качестве свидетеля по делу, ФИО3 ... известны сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.

Доводы жалобы истца о том, что несовпадение серийных номеров однозначно говорит о том, что это разные изделия, телевизор является сложно техническим товаром и несовпадение номеров недопустимо, подлежат отклонению.

Как указано в заключение эксперта ООО «...», фактически серийный номер телевизора, представленного на исследование - 078809Р1901905 (указан на идентификационной наклейке на корпусе). На комплектующих серийные номера отсутствуют. В гарантийном талоне указан другой серийный номер – 078809Р1901805 (не соответствует один символ). В акте технического состояния ООО ......» от < дата > (акт от < дата > в материалах дела отсутствует)/заказ-наряде ... указан серийный ...Р1901905 (соответствует исследуемому телевизору). Однозначных признаков ремонта/замены деталей не обнаружено. При этом в телевизоре имеются явные следы/признаки предыдущей разборки (разборка телевизора может понадобиться для диагностики, а не для ремонта).

Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что эксперту, для исследования был предоставлен телевизор с серийным номером 078809Р1901905 (указан на идентификационной наклейке на корпусе), принадлежащий истцу.

На основании изложенного, суд находит решение мирового судьи судебного участка ... по ... РБ законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л :

решение мирового судьи судебного участка ... по ... РБ от < дата > по гражданскому делу по иску ФИО2 ... к Обществу с ограниченной ответственностью ...» о защите прав потребителей - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО2 без удовлетворения.

Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Н.В. Абдрахманова