ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-2036/19 от 14.02.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11 -2036/2019 Судья Кумина Ю.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой В.Е.,

судей Винниковой Н.В., Марченко А.А.,

при секретаре Вернигоровой Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2019 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Лесняк Александры Александровны на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 04 октября 2018 года по иску Лесняк Александры Александровны к администрации Златоустовского городского округа, Главному управлению лесами Челябинской области, Челябинскому областному бюджетному учреждению «Златоустовское лесничество» о признании незаконным отказа во внесении изменений в карту градостроительного зонирования г. Златоуста, обязании Главного управления лесами Челябинской области, ЧОБУ «Златоустовское лесничество исключить земельный участок из земель лесного фонда.

Заслушав доклад судьи Винниковой Н.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Лесняк А.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лесняк А.А. обратилась в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа Челябинской области, Главному управлению лесами Челябинской области(далее по тексту- ГУ лесами Челябинской области), Челябинскому областному бюджетному учреждению «Златоустовское лесничество»(далее по тексту- ЧОБУ «Златоустовское лесничество») о признании незаконным отказа администрации Златоустовского городского округа во внесении изменений в карту градостроительного зонирования г.Златоуста, изменении территориальных зон ***, *** в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу:***, на зону ***; возложении на Главное Управление лесами Челябинской области и ЧОБУ «Златоустовское лесничество» обязанности исключить принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером ***из земель лесного фонда (л.д.3-4).

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником вышеуказанного земельного участка с видом разрешенного использования- для строительства жилого дома, 07 апреля 2017 года обратилась в администрацию Златоустовского городского округа с заявлением о выдаче Градостроительного плана земельного участка и


разрешения на строительство. Из полученного градостроительного плана следует, что земельный участок истца расположен в территориальной зоне *** (парки, скверы, бульвары), в связи с чем, истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство. В связи с указанными обстоятельствами, Лесняк А.А. обратилась в администрацию Златоустовского городского округа с заявлением о внесении изменений в генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста в части изменения вида территориальной зоны *** на зону *** (зона усадебной и коттеджной застройки). Однако, истцу было отказано во внесении соответствующих изменений на том основании, что земельный участок попадает в границы земель лесного фонда. Поскольку права на указанный земельный участок, границы которого в результате уточнения оказались частично расположены в границах лесопаркового пояса, возникли до 01 января 2016 года, истец полагает, что данный участок подлежит исключению из земель лесного фонда.

Истец Лесняк А.А. в судебном заседании суда первой инстанции при надлежащем извещении не участвовала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель истца - Падалка Т.В., допущенная судом к участию в деле по заявлению истца, в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - администрации Златоустовского городского округа по доверенности Батищев И.В., возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что часть земельного участка истца относится к землям лесного фонда. Представитель ответчиков - ГУ лесами Челябинской области, ЧОБУ «Златоустовское лесничество» -по доверенности Трофимов С.Н. возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что земельный участок истца был поставлен на кадастровый учет без согласования с лесничеством.

Суд постановил решение об отказе Лесняк А.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе Лесняк А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным отказ администрации Златоустовского городского округа во внесении изменений в карту градостроительного зонирования г.Златоуста, изменении территориальных зон *** и *** на зону *** в отношении принадлежащего истцу земельного участка. Указывает, что решением суда нарушено право собственности истицы на земельный участок, которая не может использовать земельный участок по назначению для строительства индивидуального жилого дома. Ссылается на то, что при принятии обжалуемого решения, судом не применен подлежащий применению Федеральный закон от 29 сентября 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в


целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».

Представители ответчиков- администрации Златоустовского городского округа, Главного управления лесами Челябинской области, ЧОБУ «Златоустовское лесничество» в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, по имеющимся в деле доказательствам, на соответствие нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Лесняк А.А. является собственником земельного участка общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования- для строительства индивидуального жилого дома, на основании договора купли-продажи от 30 марта 2017 года, заключенного с *** Право собственности истца зарегистрировано в установленном законом порядке 04 апреля 2017 года.

Постановлением главы администрации г.Златоуста от 17 декабря 1996 года № 1403(4) в собственность *** был предоставлен для строительства индивидуального жилого дома земельный участок площадью 800 кв.м. в кв.***л.д.97). 24 декабря 1996 года между Управлением архитектуры и градостроительства и *** был заключен договор № 321 о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке, удостоверенный нотариально 25 марта 1997 года. Право собственности *** на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером ***было зарегистрировано 23 марта 2009 года на основании постановления главы администрации г.Златоуста от 17 декабря 1996 года № 1403(4).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 16 февраля 2009 года, границы земельного участка


4

установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства(л.д.93-95).

Как следует из градостроительного плана земельный участок с кадастровым номером ***расположен в территориальных зонах *** (парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи) и ***(зона магистралей городского и районного значения основных улиц в городской застройке)(л.д.10-19). Таким образом, нахождение земельного участка истца в территориальной зоне *** не предусматривает возможности индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, правообладателю рекомендовано внести изменения в Генеральный план г.Златоуста, Правила землепользования и застройки г.Златоуста, утвержденные решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02 марта 2007 года№ 10-ЗГО.

24 мая 2018 года Лесняк А.А. обратилась к Главе Златоустовского городского округа с просьбой рассмотреть на заседании комиссии по землепользованию и застройки Златоустовского городского округа предложение о внесении изменений в карту территориального зонирования в части изменения территориальной зоны в отношении принадлежащего ей земельного участка на зону В 1.1 (л.д.38).

Письмом администрации Златоустовского городского округа от 18 июля 2018 года № 5640/АДМ Лесняк А.А. уведомлена о том, что ее заявление было рассмотрено 09 июня 2018 года на комиссии по территориальному планированию, по результатам рассмотрения принято решение об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Златоуста на том основании, что по информации ЧОБУ «Златоустовское лесничество» земельный участок с кадастровым номером ***частично относится к землям лесного фонда Златоустовского участкового лесничества, квартал 253 выделы 19,24(л.д.27).

Разрешая спор по существу, и отказывая Лесняк А.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что, так как принадлежащий истцу земельный участок частично накладывается на земли лесного фонда, то он изначально не мог быть предоставлен для целей индивидуального жилищного строительства. При этом судом также учтено, что предоставленный ***. земельный участок для строительства индивидуального жилого дома не был освоен последним в течение двух лет.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку судом при разрешении спора не были учтены требования Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».


5

Согласно части 3 статьи 5 вышеназванного Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или

правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона № 280-ФЗ от 29 июля 2017 года сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями


6

Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Вышеуказанные положения закона не были учтены судом первой инстанции при разрешении настоящего спора.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ***поставлен на государственный кадастровый учет 16 февраля 2009 года, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости относится к землям населенных пунктов. Фактическое нахождение спорного земельного участка в границах населенного пункта Златоустовский городской округ ответчиками не оспаривалось. Согласно информации Управления Росреестра по Челябинской области в ЕГРН отсутствуют сведения о пересечениях в отношении спорного земельного участка с землями лесного фонда. Правоустанавливающие документы на спорный земельный участок не содержат сведений об отнесении его к землям лесного фонда.

При таких обстоятельствах отказ администрации Златоустовского городского округа в проведении процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.Златоуста в отношении земельного участка истца на том основании, что земельный участок с кадастровым номером ***относится к землям лесного фонда нельзя признать законным.

Согласно статьям 33, 31 - 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации процесс внесения изменений в правила землепользования и застройки включает в себя следующие процедуры: принятие решения о разработке проекта о внесении изменений в правила, разработка проекта о внесении изменений в правила, утверждение нормативного правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки, опубликование такого нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки


7

земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 5).

Исходя из положений статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопросы установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований находятся в исключительной компетенции органа местного самоуправления. В связи с этим суд не вправе разрешать данный вопрос по существу вместо указанного органа.

В силу вышеизложенного, решение суда первой инстанции в части отказа Лесняк А.А. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа администрации Златоустовского городского округа в рассмотрении вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Златоуста подлежит отмене с принятием нового решения об обязании органа местного самоуправления повторно рассмотреть заявление Лесняк А.А. от 24 мая 2018 года о внесении изменений в вышеназванные Правила.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Учитывая, что апелляционная жалоба Лесняк А.А. не содержит доводов и просьбы об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Главному


8

управлению лесами Челябинской области, ЧОБУ «Златоустовское лесничество», то решение суда в указанной части не подлежит проверке в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 04 октября 2018 года в части отказа Лесняк Александре Александровне в удовлетворении исковых требований к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным отказа администрации Златоустовского городского округа, выраженного в письме от 18 июля 2018 года за № 5640/АДМ, отменить.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа повторно рассмотреть заявление Лесняк Александры Александровны от 24 мая 2018 года о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Златоуста.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Лесняк Александры Александровны- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи