ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-218/2022 от 15.07.2022 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №11-218/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья апелляционной инстанции Любченко А.А.,

при помощнике судьи Потехиной З.М.,

с участием старшего помощника прокурора Центрального района г. Волгограда Кожиной И.В., представителя ответчика Седова А.Ю.,

рассмотрев 15 июля 2022 года в г. Волгограде гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение мирового судьи судебного участка №... Центрального судебного района г.Волгограда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №... по иску Камышинского городского прокурора, действующего в интересах инвалида второй группы Юзкевича П. И., к ГУ –Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов по приобретению технического средства реабилитации в размере 1676 рублей,

установил:

Камышинский городской прокурор обратился к мировому судье с иском в интересах Юзкевича П.И. к ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов по приобретению технического средства реабилитации в размере 1676 рублей.

В обоснование иска указано, что Камышинской городской прокуратурой по обращению Юзкевича П.И. проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ посредством портала государственных и муниципальных услуг в ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ поступило заявление Юзкевича П.И. на выплату компенсации расходов за самостоятельно приобретенные адгезивные пластины-полукольца для дополнительной фиксации пластин калоприемников в количестве 200 штук в сумме 47676 руб..

ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ принято решение о выплате Юзкевичу П.И. компенсации расходов за самостоятельно приобретенные адгезивные пластины- полукольца для дополнительной фиксации пластин калоприемников в количестве 200 штук в сумме 46000 руб..

При определении размера компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации Юзкевичу П.И. не учтены документы, подтверждающие расходы по доставке технического средства реабилитации, в соответствии с товарным чеком от 03.03.2021 №228712 сумма доставки в размере 1676 руб..

Истец указывает, что не возмещение расходов, понесенных Юзкевичем П.И. за доставку TCP, нарушает его право на равные условия для преодоления, замещение (компенсацию) и создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, закрепленные в ст. 2 Федерального закона №181-ФЗ.

Юзкевич П.И. имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные TCP, размер которой определяется исходя из стоимости TCP и доставки к месту проживания.

Ввиду не возмещения. ГУ Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Юзкевичу П.И. стоимости доставки TCP в размере 1676 рублей, в отношении него созданы неравные условия на социальное обеспечение по сравнению с предоставлением TCP.

На основании изложенного, прокурор просит взыскать с ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу Юзкевича П.И. компенсацию расходов по приобретению технических средств реабилитации в размере 1676 руб.

Мировым судьёй постановлено решение от 06.04.2022 года, в соответствии с которым, исковые требования Камышинского городского прокурора, действующего в интересах инвалида 2 группы Юзкевича П.И., к ГУ – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании суммы удовлетворены, с ГУ – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Юзкевича П.И. взыскана сумма расходов по приобретению технических средств реабилитации в размере 1676 руб.

Не согласившись с данным решением, представитель ответчика ГУ – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подал апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить, как необоснованное, не соответствующее требованиям действующего законодательства, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.

При этом, представитель ответчика в жалобе указал, что мировой судья неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Мировым судьей не применен Федеральный перечень №2347-р, предусматривающий исчерпывающий перечень реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг представляемых инвалидам за счет средств федерального бюджета. Ответчик возместил затраты истца на приобретение технических средств реабилитации, предусмотренные в индивидуальной программе реабилитации инвалида. При этом, услуги по доставке ТСР в Федеральном перечне не предусмотрены и не являются реабилитационной услугой, в связи с чем, ответчик не вправе произвести компенсацию Юзкевичу П.И. за услуги по доставке за самостоятельно приобретенные ТСР. Дополнительными источниками для компенсации за услугу частной доставки ТСР самостоятельно приобретённых инвалидом ТСР, ответчик не располагает.

Прокурором Камышинской городской прокуратуры на апелляционную жалобу поданы письменные возражения, в которых он полагает решение мирового судьи законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание истец Юзкевич П.И. не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г. Волгограда Кожина И.В. полагает решение мирового судьи законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчика Седов А.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, на удовлетворении апелляционной жалобы и отмене решения мирового судьи настаивал.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, представителя ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со ст.320 ГПК РФ, решение мирового судьи может быть отменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным ст.330 ГПК РФ.

В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При этом правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39 часть 1).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.

Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закона №181-ФЗ), государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

В соответствии с п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

На основании п. 3 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия) или выплаты компенсации расходов на данные мероприятия (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида), а также оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия).

В силу абз. 6 ст. 11 Федерального закона №181-ФЗ, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации (далее - TCP) и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо, если инвалид приобрел соответствующее TCP и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного TCP и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего TCP и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 Федерального закона №...- ФЗ. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№...н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом TCP и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).

Согласно п. 5 Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению TCP и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению TCP и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового. перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (п. 6 Порядка).

В соответствии с п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении TCP в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением о предоставлении TCP одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта;

в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил.

Стандарты, сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации определяются административным регламентом, утвержденным Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... (далее - Регламент).

В соответствии с п.п. «г» п. 10 Регламента результатом предоставления государственной услуги является, в числе прочего, выплата компенсации расходов заявителям, указанным в подпункте «з» пункта 2 Регламента, в случае приобретения ими соответствующих технических средств (изделий) за собственный счет.

Согласно п. 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящего порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.

Согласно ст. 2 Федерального закона №181-ФЗ социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

С учетом того, что в случае необходимости проезда инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление на получение либо изготовление TCP, уполномоченный орган выдает ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом.

Разрешая исковые требования, мировой судья установил, что ДД.ММ.ГГГГ посредством портала государственных и муниципальных услуг в ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ поступило заявление Юзкевича П.И. на выплату компенсации расходов за самостоятельно приобретенные адгезивные пластины-полукольца для дополнительной фиксации пластин калоприемников в количестве 200 штук в сумме 47676 руб..

ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ принято решение о выплате Юзкевичу П.И. компенсации расходов за самостоятельно приобретенные адгезивные пластины- полукольца для дополнительной фиксации пластин калоприемников в количестве 200 штук в сумме 46000 руб..

Однако, ГУ Волгоградское отделение Фонда социального страхования РФ при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации Юзкевичу П.И. не учтены расходы по доставке, размер которых в соответствии с товарным чеком № 228712 от 03.03.2021 составляет 1676 руб.

Установив вышеназванные обстоятельства, мировой судья пришёл к выводу о том, что поскольку средство реабилитации Юзкевичу П.И. не предоставлялось, а было приобретено им самостоятельно за счет собственных средств, компенсации, помимо понесенных расходов в размере стоимости приобретенного средства реабилитации подлежали и расходы по его доставке.

Суд апелляционной инстанции полагает данный вывод мирового судьи обоснованным и основанным на положениях закона, так как действительно ГУ Волгоградское отделение Фонда социального страхования РФ при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации Юзкевичу П.И. не учтены документы, подтверждающие расходы по приобретению технического средства реабилитации, а именно не учтена, в соответствии с товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ№..., сумма доставки в размере 1676 руб..

Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№...н «О внесении изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№...н», который применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2020 года(на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 гг.)

В соответствии с указанным приказом и в рамках основного мероприятия «Предоставление государственных гарантий инвалидам» подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включается, в том числе, выплата компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия, включая расходы на их доставку и пересылку.

Учитывая нуждаемость инвалида II группы Юзкевича П.И. в технических средствах реабилитации, невыполнение ГУ - Волгоградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации своих обязанностей по обеспечению его техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПРА, вследствие чего приятие Юзкевичем П.И. вынужденных мер по самостоятельному приобретению ТСР и оплате их доставки, суд апелляционной инстанции не находит оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы ответчика.

В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной представителем ответчика в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении мирового судьи, а также к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, которую суд апелляционной инстанции находит обоснованной.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

решение мирового судьи судебного участка №119 Центрального судебного района г.Волгограда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №... по иску Камышинского городского прокурора, действующего в интересах инвалида второй группы Юзкевича Петра Ивановича, к ГУ –Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов по приобретению технического средства реабилитации в размере 1676 рублей, - оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ГУ – Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение мирового судьи судебного участка №... Центрального судебного района г.Волгограда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №... по иску Камышинского городского прокурора, действующего в интересах инвалида второй группы Юзкевича Петра Ивановича, к ГУ –Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов по приобретению технического средства реабилитации в размере 1676 рублей, - без удовлетворения.

Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающей трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 июля 2022 года.

Судья: /подпись/ Любченко А.А.