ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-21/20 от 22.12.2020 Знаменского районного суда (Тамбовская область)

Мировой судья Калинскова О.И. Дело №11-21/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

р.п. Знаменка 22 декабря 2020 года

Знаменский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Павлова Р.Н.,

при секретарях Багамаевой К.А., Гурьевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Тамбовская сетевая компания» в лице Котовского филиала к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,

по апелляционной жалобе АО «Тамбовская сетевая компания» на решение мирового судьи судебного участка Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

АО «Тамбовская сетевая компания» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 866,94 руб. и расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., указав в обоснование иска, что АО «Тамбовская сетевая компания» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области. Начало деятельности регионального оператора - с 01.01.2019 года. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. №641». Отсутствие заключенного в письменной форме договора не является основанием для освобождения ответчика от оплаты предоставленной услуги. Согласно п.8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в случае если потребитель не обратился к региональному оператору с заявкой для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с приложением необходимого перечня документов, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившем в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Публичная оферта (то есть договор) на оказание услуг по обращению с ТКО размещена в печатном издании — общественно-политической газете «Тамбовская жизнь» от 28.12.2018 года, а также на официальном сайте АО «ТСК» (https://oaotsk.ru). Согласно п.5 типового договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. В соответствии с п.6 типового договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, согласно п.148 (39) Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг) потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг (п.148 (30) указанных Правил). Согласно п.148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Для расчета оказанных услуг применяется норматив, утвержденный приказом Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области от 10.05.2017 №43, а также предельный единый тариф, установленный приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19.12.2018 №186-В. По факту оказанных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику ежемесячно выставлялись платежные документы на оплату на общую сумму 866,94 руб., которые не оплачены до настоящего времени. Постановлением Администрации Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, определены места размещения и график вывоза ТКО на территории Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области. Мировой суд Знаменского района Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №2-29/2020, который в связи с поступившими возражениями ответчика отменен определением того же мирового суда от ДД.ММ.ГГГГ Ответчику была направлена претензия отДД.ММ.ГГГГ, которая до настоящего момента оставлена без ответа и удовлетворения. Истец, ссылаясь на ст.153-154, 309 ЖК РФ, Федеральный закон от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Решением мирового судьи судебного участка Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований АО «Тамбовская сетевая компания» в лице Котовского филиала к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходам, отказано.

В апелляционной жалобе АО «Тамбовская сетевая компания» просит отменить вышеуказанное решение и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований АО «Тамбовская сетевая компания» в полном объёме. Кроме того, просят взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.

В обоснование требований в жалобе и в дополнении к жалобе указано, что суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца на том основании, что по адресу накопления твердых коммунальных отходов, а именно: <адрес> (собственник жилого помещения ответчик ФИО1), никто не проживает и в данной квартире отсутствуют коммуникации, а именно отключена электроэнергия, водопровод и канализация не работает. Между тем, сведения указанные администрацией Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области в справке от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии коммуникаций не могут служить основанием для освобождения от обязанности внесения платы за услуги по обращению с ТКО. Между тем ответчиком не представлен в материалы дела Акт о признании указанного жилого дома непригодным для проживания. Данное обстоятельство противоречит пунктам 148 (34) и 56 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, где установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается, исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения. Кроме того, Правила предоставления коммунальных услуг, так же как и нормы Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не предусматривают основания для освобождения от оплаты потребителя-собственника от обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО в связи с отсутствием коммуникаций в жилом помещении. Также в решение мировой судья указал, что поскольку ответчик не принимал платежные документы по оплате услуг в спорный период, тем самым не акцептировал своё согласие с условиями договора (публичной оферты), в связи с чем в силу ст.438 ГК РФ, нельзя признать отношения между истцом и ответчиком договорными. Между тем, Федеральным законом от 24.06.1998 г. №89-ФЗ установлена обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключить соответствующий договор, который может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями, при этом, условия об акцепте связанного с выставлением платежных документов, в данном случае, законодательством не предусмотрено. Поэтому договор считается заключенным независимо от получения или неполучения платежных документов. Освобождение потребителя от уплаты коммунальных услуг в случае неполучения платежных документов законодательством не предусмотрена. Поскольку обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО возложена на собственника жилого помещения, равно как и бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст.210 ГК РФ), и обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст.153 ЖК РФ), именно ответчик должен был проявить инициативу и предпринять меры по выставлению платежных документов на его имя. Однако, таких действий со стороны ответчика не последовало и после того, как он получил судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №2-29/2020, отмененный мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, ответчик бездействие использовал как способ защиты в целях избежания обязанности по уплате коммунальных платежей. На основании изложенного просят отменить решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ и принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель истца АО «Тамбовская сетевая компания» по доверенности ФИО5 в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы и дополнительную апелляционную жалобу поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в указанных жалобах. Просит вынести решение об удовлетворении исковых требований АО «Тамбовская сетевая компания» и взыскании задолженности с ответчика в полном объёме, а также судебных расходов по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 рублей, за подачу заявления о выдаче судебного приказа и искового заявления в размере 400 рублей.

Ответчик ФИО1 в суде апелляционной инстанции не согласился с доводами апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, решение мирового судьи Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ считает законным и просит оставить его в силе. Пояснил, что в квартире никто не проживает и бытовых отходов не имеется, в связи с чем начисление платы за мусор необоснованно.

Представитель третьего лица – администрации Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области в суд апелляционной инстанции не явился, в письменном заявлении глава сельсовета ФИО6 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено, что ответчик ФИО2 является собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>. В данном доме ответчик не проживает, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

В спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не оплачивал.

Региональным оператором (истцом) каждый месяц выставлялись платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на имя ФИО7, из количества одного проживающего.

Согласно справке главы администрации Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ. в доме, расположенном по адресу: <адрес>, с 2003 года по настоящее время никто не проживает. В квартире отсутствуют коммуникации, электроэнергия отключена, водопровод и канализация не работают.

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции.

Частью 5 статьи 30 ЖК РФ ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч.3 ст.153 ЖК РФ).

В соответствии со ст.154 ЖК (в ред. ст.12 Федерального закона от 25.06.2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») плата за обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01 января 2019 года.

Согласно п.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от дата №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от дата №641», обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п.п. «а» п.148 (23) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от дата №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу п.148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно п.148(1) Постановления Правительства РФ от дата №354 следует, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148(2) вышеуказанных Правил).

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора.

Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем (ответчик) с соответствующим исполнителем (истец), с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 пункта 30 Правил №354).

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленных в письменной форме договора и платежных документов.

Из содержания п.8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата №1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп.8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ответчик ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Сведения об иных собственниках квартиры в ЕГРН отсутствуют. (л.д.242-244).

В региональных СМИ в официальном печатном издании – общественно-политической газете «Тамбовская жизнь» ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано сообщение о начале деятельности регионального оператора АО «Тамбовская сетевая компания» по вывозу ТКО, где указаны ссылки на официальный сайт и телефон компании, где можно получить информацию и ознакомиться с текстом типового договора.

С выводом суда первой инстанции о том, что ответчик ФИО1 не принимал платежных документов по оплате услуг по обращению с ТКО в спорный период и тем самым не акцептировал свое согласие с условиями договора (публичной офертой), а также, что платежные документы выдавались на имя ФИО7, следовательно истец заключил договор именно с ней, суд апелляционной инстанции не соглашается и полагает, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства дела, что привело к принятию неправомерного решения.

В суде апелляционной инстанции было установлено, что к правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила ст.426 ГК РФ о публичном договоре. Учитывая, что ответчик в нарушении ст.56 ГПК РФ не представил в суд первой инстанции доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении ФИО1 договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, а также и доказательств направления региональному оператору заявки и документов в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) Правил на заключение договора с истцом на иных условиях, суд приходит к выводу о том, что между сторонами заключен типовой договор по вывозу ТКО.

Аргументы ответчика ФИО1 о том, что он не проживает по адресу: <адрес>, и, что в квартире отсутствуют коммуникации, отключена электроэнергия, водопровод и канализация не работают, в связи с чем у него отсутствует задолженность перед истцом основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Согласно ч.3 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

При этом в силу ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 148(36) Правил №354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Кроме того, п.56(2) названных Правил также определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что неиспользование ФИО1 квартиры (не проживание в данной квартире) не является основанием для его освобождения, как собственника названного жилого помещения, от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения мирового судьи и принятию по делу нового решения об удовлетворении исковых требований АО «Тамбовская сетевая компания».

С представленным истцом расчетом задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 866 руб. 94 коп. суд апелляционной инстанции, проверив его, признает правильным.

Таким образом, суд взыскивает с ответчика ФИО1 в пользу истца АО «Тамбовская сетевая компания» задолженность по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 866 рублей 94 копейки.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истцом была оплачена государственная пошлина за подачу искового заявления в размере 200 рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ –л.д.21), за подачу судебного приказа 200 рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.20), апелляционную жалобу в размере 3000 рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.207), а всего на сумму 3400 рублей, которую суд взыскивает с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Апелляционную жалобу АО «Тамбовская сетевая компания» удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.

Взыскать с ФИО1 в пользу истца АО «Тамбовская сетевая компания» задолженность по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 866 (восемьсот шестьдесят шесть) рублей 94 копейки.

Взыскать с ФИО1 в пользу истца АО «Тамбовская сетевая компания» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3400 (три тысячи четыреста) рублей.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.

Председательствующий, судья Р.Н.Павлов