ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-223/19 от 31.01.2020 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Мировой судья с/у № 65 Балюта И.Г.

Дело № 11-36/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего Киселевой Е.Ю.,

при секретаре Зарубиной В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гофман А6 к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителей,

по апелляционной жалобе истца Гофман Е.В.

на решение мирового судьи судебного участка У в Х от 00.00.0000 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Гофман А7 к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителей отказать»,

У С Т А Н О В И Л:

Гофман Е.В. обратилась в суд с иском к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителя, мотивируя тем, что 19 марта 2019 года между ней (Гофман Е.В.) и ответчиком был заключен договор на оказание услуг почтовой связи международного отправления EMS, а именно на пересылку документов из Х в Германию. Почтовое отправление подтверждается квитанцией с трек - номером У и кассовым чеком. Тариф за пересылку составил 2040 руб. согласно отчету об отслеживании отправления по состоянию на 00.00.0000 года было указано, что почтовое отправление 00.00.0000 года доставлено в Германию, более никакой информации о состоянии отправления на сайте не было до 00.00.0000 года Согласно официальным данным срок доставки международного отправления ускоренным способом составляет 5-9 дней. Таким образом, со стороны ответчика имеет место нарушение сроков доставки почтового отправления, кроме того, истец полагает, что почтовое отправление утрачено, так как ФГУП «Почта России» не может предоставить ей сведения о месте нахождения отправления. По просьбе истца ей была направлена квитанция о получении, в которой она обнаружила, что адрес был указан неверно. В отправлении находятся документы, адресованные в судебный орган, которые имеют особую важность для разрешения гражданского дела, для подготовки указанных документов истцом были понесены расходы, кроме того, сроки подачи документов в судебный орган Германии истекает, таким образом, в случае утери документов или их затяжной доставки у истца могут возникнуть убытки. На основании изложенного, истец просит возместить убытки, возникшие в связи с утратой почтового отправления в двукратном размере суммы тарифной платы в размере 4080 руб., затраты на переводы для исков в размере 26900 руб., расходы на оплату услуг представителя по составлению исков в Германию в размере 9500 руб., штраф в размере 24121, 35 руб., расходы за оказание информационно- консультативных услуг по договору Ур/19 от 00.00.0000 года в размере762,71 руб., расходы на юридические услуги в размере 7000 руб., компенсацию морального вреда в размере 150000 руб.

Мировым судьей судебного участка У в Х принято указанное выше решение.

Истец Гофман Е.В. подала апелляционную жалобу на решение мирового судьи от 29 августа 2019 года, просит его отменить, поскольку она (Гофман Е.В.) не согласна с указанным решением, так как из-за действий ответчика ФГУП «Почта России», которые отправили документы в Германии по другому адресу, в связи с чем, были нарушены сроки доставки документов, ею (Гофман Е.В.) были понесены дополнительные расходы, поскольку документы стали неактульными с течением времени, пришлось по условиям суда Германии нанять немецкого адвоката и оплачивать его услуги. Кроме того, в феврале 2019 года она (Гофман Е.В.) была направлена в дневной психолого-терапевтический диспансер из-за нервного стресса, связанного с предстоящим судом в Германии.

В судебном заседании истец Гофман Е.В. апелляционную жалобу поддержала, по изложенными в ней основаниям.

Представитель ответчика ФГУП «Почта России» - Бугакова Ю.А. (по доверенности) в судебном заседании полагала необходимым оставить вышеуказанное решение суда без изменения, поскольку письмо ФГУП «Почта России» было доставлено, отсутствует причинно-следственная связь между действиями сотрудников ФГУП «Почта России» и убытками истца. Доказательств причинения морального вреда не представлено.

Проверив материалы дела, решение суда по доводам апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом, на основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (часть первая).

В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статья 2 Федерального закона от 00.00.0000 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее ФЗ «О почтовой связи») определяет почтовую связь как вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; пользователей услуг почтовой связи как граждан, орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления и юридическое лицо, пользующиеся услугами почтовой связи; услуги почтовой связи как действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; срок оказания услуги почтовой связи как совокупность сроков и нормативов, установленных для выполнения отдельных технологических операций, составляющих конкретную услугу почтовой связи; почтовые отправления как адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги (абзац 1 ст. 16 ФЗ «О почтовой связи»).

Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «О почтовой связи», отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.

Согласно ст. 16 Всемирной почтовой конвенции, совершенной 00.00.0000 года в Х, страны-члены или назначенные операторы могут договариваться между собой о предоставлении услуги EMS, которая является срочной почтовой службой для пересылки документов и грузов и представляет собой самую быструю из почтовых служб, по мере возможности используя физические средства; эта услуга может предоставляться на основе многостороннего типового соглашения EMS или двусторонних соглашений.

В соответствии с абзацем 3 статьи 4 ФЗ «О почтовой связи» порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 00.00.0000 года N 234 (Далее Правила оказания услуг почтовой связи), услугами почтовой связи являются, в том числе услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Всемирного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг (далее - услуги EMS (Express Mail Service). Обмен международными почтовыми отправлениями осуществляется в объектах федеральной почтовой связи, осуществляющих обработку поступающих от иностранных почтовых администраций международных почтовых отправлений, принятых в Российской Федерации и их отправку по назначению, а также пересылаемых открытым транзитом (далее - места международного почтового обмена).

Согласно статье 19 ФЗ «О почтовой связи», права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац 1).

Согласно ст. 34 ФЗ «О почтовой связи», за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Согласно ст. 37 ФЗ «О почтовой связи», при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 00.00.0000 года N 2300-1 (Далее Закон о защите прав потребителей), исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

В судебном заседании установлено, что 00.00.0000 года истцом через отделение почтовой связи было отправлено международное почтовое отправление EMS № У в Германию. За оказанную услугу Гофман Е.В. оплатила 2040 рублей.

Как следует из отслеживания почтовых отправлений с интернет-сайта «Почты России», почтовое отправление истца было доставлено и вручено адресату 00.00.0000 года.

Пунктом 5 Приказа Минкомсвязи России от 00.00.0000 годаУ установлено следующее:

В отношении международной регистрируемой письменной корреспонденции в контрольные сроки включаются максимальное время пересылки международной письменной корреспонденции без учета времени, необходимого для обработки в месте международного почтового обмена, между объектом почтовой связи приема и местом международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции, либо между местом международного почтового обмена и объектом почтовой связи доставки в отношении входящей международной письменной корреспонденции.

Срок пересылки международной регистрируемой письменной корреспонденции определяется по оттиску календарного почтового штемпеля места приема или доставки почтового отправления на территории Российской Федерации и информации о поступлении почтового отправления в место международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции либо информации об отправке почтового отправления из места международного почтового обмена в отношении входящей международной письменной корреспонденции.

Информация о поступлении почтового отправления в место международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции либо информация об отправке почтового отправления из места международного почтового обмена в отношении входящей международной письменной корреспонденции определяется согласно сведениям из системы слежения за прохождением почтовых отправлений на официальном сайте организации федеральной почтовой связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии со стандартом Всемирного почтового союза.

Распоряжением ФГУП «Почта России» от 00.00.0000 годаУ-р утверждены контрольные сроки пересылки отправлений EMS на территории РФ. Согласно таблицы 1 приложения к указанному распоряжению, максимальный срок доставки EMS из Х до Х составляет два дня. Согласно данным отчета отслеживания, почтовое отправление истца покинуло сортировочный центр Х00.00.0000 года и в этот же день 00.00.0000 года было доставлено в сортировочный центр Х.

В соответствии с приказом ФГУП «Почта России» У-п от 00.00.0000 года установлены нормативы обработки международных почтовых отправлений в местах международного почтового обмена.

В соответствии с распоряжением ФГУП «Почта России» У-р от 00.00.0000 года введены в действие контрольные сроки прохождения международных отправлений EMS.

Таким образом, срок для приоритетных отправлений складывается из контрольных сроков, установленных для пересылки внутренних отправлений EMS по территории РФ до места международного почтового обмена (Распоряжение № У- р от 00.00.0000 года), сроков обработки в месте международного почтового обмена (Приказ ФГУП «Почта России» от 00.00.0000 годаУ-п) и сроков пересылки по международной сети от места международного почтового обмена до места назначения (Распоряжение У-р от 00.00.0000 года). При этом в соответствии с утвержденными нормативами, при расчете сроков не принимаются в расчет день приема, выходные и праздничные дни для внутренних сроков, а также дни недоставки при пересылке по международной сети, внесенные назначенными операторами в справочник, размещённый Кооперативом EMS на сайте Всемирного почтового союза, для общего обозрения. При этом в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции, эти сроки увеличиваются на время, необходимое для таможенного контроля.

Согласно ответу на обращение, почтовое отправление EMS № У было подано в ОПС Х00.00.0000 года, предельной датой доставки отправления следует считать 00.00.0000 года Отправление поступило на территорию Германии 00.00.0000 года и 00.00.0000 года передано таможенной службе страны. 00.00.0000 года отправление выпущено таможней и направлено в Х. По информации назначенного оператора Германии курьерская служба доставляет отправления, адресованные на почтовый ящик, только для ячейки, из которой адресат самостоятельно забирает вложенные отправления. Отправление вложено в абонентский ящик 00.00.0000 года и взято адресатом 00.00.0000 года Таким образом, факт нарушения контрольного срока пересылки отправления составил три дня по вине назначенного оператора Германии.

Исходя из переписки ФГУП «Почта России» с Германией следует, что причиной задержки доставления отправления стала доставка отправления на неверный адрес, после того как адрес был изменен на корректный адрес она была доставлена адресату и вручена швейцару.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О почтовой связи» и Приказа ФГУП «Почта России» от 00.00.0000 годаУ-п «Об установлении размеров материального возмещения, выплачиваемого пользователям услугами международной и внутренней экспресс-почты EMS за нарушение контрольных сроков и за утрату/повреждение отправления/вложения при пересылке отправлений EMS» ответчик в досудебном порядке понес ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи в размере 183 руб. 60 коп. (2040 (тариф) х 3% х 3 дня просрочки), указанная сумма компенсационной выплаты была направлена истцу денежным переводом, что подтверждается квитанцией от 00.00.0000 года

Согласно п. 1.6 Всемирной почтовой конвенции при выплате суммы возмещения косвенные убытки или нереализованные прибыли во внимание не принимаются.

Данные положения также содержатся в ст. 9 п.2 Типового соглашения EMS, согласно которой доставляющий оператор не несет ответственности за любые косвенные убытки, включая моральный вред и стоимость оплаченной услуги.

Доказательств, опровергающих выводы мирового судьи, апелляционная жалоба не содержит.

Процессуальных нарушений при рассмотрении дела мировым судьей, допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка У в Х от 00.00.0000 года по иску Гофман А8 к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителей, оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Гофман А9 – без удовлетворения.

Копия верна.

Судья: Е.Ю. Киселева