ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-235/19 от 30.05.2019 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Мировой судья Живутский С.В. Дело № 11-235/2019г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 мая 2019 года г. Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего Акимовой Е.А.,

при секретаре Демине В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение мирового судьи судебного участка № 21 Советского судебного района города Липецка от 11 марта 2019 года по гражданскому делу по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, которым постановлено:

Взыскать с ФИО2 в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области сумму задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с марта 2016 года по июнь 2018 года включительно в размере 5 165 руб. 74 коп.

Взыскать с ФИО1 в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области сумму задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с марта 2016 года по июнь 2018 года включительно в размере 5 165 руб. 74 коп.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета города Липецка государственную пошлину в сумме 400 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета города Липецка государственную пошлину в сумме 400 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области обратился с иском к ФИО2, ФИО1 о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с марта 2016 года по июнь 2018 года включительно в сумме по 5 165 руб. 74 коп. с каждого, указав, что ответчики являются собственниками по 1/2 доли каждый жилого помещения по адресу: <адрес>. Указанный дом включен в областную программу капитального ремонта. Поскольку ответчики обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт в добровольном порядке не исполняют, образовалась задолженность в сумме по 5 165 руб. 74 коп. за каждым, которую истец просит взыскать в судебном порядке.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчики ФИО2, ФИО1 исковые требования не признали, объяснив, что данный жилой многоквартирный дом был введен в эксплуатацию двумя очередями, однако является единым объектом, имеет единый адрес, стоит на одном участке, имеет единую нумерацию квартир, в связи с чем основанием для начисления платы за капитальный ремонт является включение всего дома по завершении строительства и при актуализации «Областной программы капитального ремонта», который был включен в программу постановлением администрации Липецкой области от 31.12.2015 года. К данным правоотношениям необходимо применять положения части 5.1 статьи 170 ЖК РФ. Имеется решение Липецкого областного суда, которым жильцы <адрес> с 1 по 4 подъезд освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт на срок 5 лет на основании части 5.1 статьи 170 ЖК РФ. Ссылались на неравное положение собственников подъездов 5 и 6, по сравнения с собственниками подъездов 1-4. Также указали, что квартира находится в их совместной собственности, расположена в 6 секции.

Мировой судья постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Ответчики ФИО1, ФИО2, не согласившись с решением мирового судьи, обратились с апелляционной жалобой, указывая, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, решение суда постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Исходя из положений части 3 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

Таким образом, действующим Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, по несению расходов на капитальный ремонт.

В силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент актуализации программы, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В соответствие с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (в той же редакции) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Согласно части 6 статьи 5 Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта либо изменения в нее по дополнительному включению многоквартирных домов, за исключением случая, установленного частью 7 настоящей статьи.

Как установлено мировым судьей, ФИО2, ФИО1 с 14.11.2014 года на праве совместной собственности принадлежит <адрес> в <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и ответчиками не оспаривалось.

Многоквартирный жилой <адрес> имеет переменную этажность 13-18 этажей, с лифтовым оборудованием, централизованной системой горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отопления, без газоснабжения.

Согласно разрешений на ввод в эксплуатацию, многоквартирный жилой <адрес> был введен в эксплуатацию двумя очередями: первый этап - секции 6, 5 этажностью 14 и 16 этаже - 22.08.2014 года, второй этап - секции № 1, 2, 3 и 4 этажностью 14,16,18 и 18 этажей - 31.10.2015 года. Квартира ответчиков находится в секции № 6, что сторонами не оспаривалось

Многоквартирный жилой <адрес> (год постройки 2014 год, площадь 9249,8 кв.м, 2 подъезда) постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2013 № 528 (в редакции постановления № 275 от 29.05.2015), включен в областную программу капитального ремонта (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации 04.06.2015 года, в "Липецкая газета", N 112,10.06.2015).

Согласно проектной документации, имеющейся в материалах дела, строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирного <адрес> осуществлялось в два этапа:

«Жилое здание строительный номер со встроено - пристроенными предприятиями соцкультбыта на 1 - ом этаже в IV ГСК «Университетский» г. Липецка. Первый этап - секции № № 6, 5 этажностью 14 и 16 этажей». Основание для ввода - Разрешение на ввод в эксплуатацию от 22 августа 2014 года № КU48320000-132 (л.д. 43).

На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22 августа 2014 года <адрес> был включен в перечень домов, подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества при ее очередной актуализации. Данная информация направлена в адрес Фонда письмом главы города Липецка от 27 февраля 2015 года (л.д. 56-62).

«Жилое здание строительный номер со встроено - пристроенными предприятиями соцкультбыта на 1 - ом этаже в IV ГСК «Университетский» г. Липецка. Второй этап - секции №№ 1, 2, 3, 4 этажностью 14,16,18 и 18 этажей». Основание для ввода - Разрешение на ввод в эксплуатацию от 30 октября 2015 года (л.д. 44-45).

На основании разрешения на ввод в эксплуатацию второй очереди многоквартирного дома № 1 по ул. Замятина от 30 октября 2015 года в адрес Фонда письмом департамента ЖКХ администрации города Липецка от 21 декабря 2015 года направлены уточненные характеристики по ряду домов, в том числе и по дому по <адрес> для актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (л.д. 63-67).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" областная программа капитального ремонта разрабатывается на основании данных технического состояния многоквартирных домов, количественных и качественных характеристиках многоквартирных домов. Форма и сроки предоставления органами местного самоуправления области данных, необходимых для разработки областной программы капитального ремонта, устанавливаются нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно частям 1 и 7 приведенной статьи разработку и подготовку проекта областной программы капитального ремонта осуществляет исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в порядке, установленном для разработки нормативных правовых актов области Регламентом деятельности администрации области, утвержденным постановлением главы администрации области от 23 мая 2007 года N 69, а администрация Липецкой области утверждает подготовленный проект Областной программы.

Таким образом, документы, на основании которых спорный дом (по каждой секции) был включен в Областную программу, находятся в распоряжении администрации г. Липецка и управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, которое в силу распоряжения администрации Липецкой области 26 июля 2010 года N 272-р «Об утверждении Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области» является самостоятельным юридическим лицом.

Многоквартирный <адрес> по ул. <адрес>. в <адрес> включен в областную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2013 года , при ее актуализации постановлением администрации Липецкой области от 29 мая 2015 года № 275. Приведенное постановление опубликовано на официальном Интернет-портала правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04 июня 2015 года, «Липецкая газета». № 12, 10 июня 2015 года).

В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, данными в письме от 14 декабря 2015 года № 40581-ОД/04, в случае если блок-секция многоквартирного дома введена в эксплуатацию после включения этого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта, собственники помещений этой блок-секции будут осуществлять уплату взносов с момента включения дома в региональную программу капитального ремонта в порядке актуализации.

Постановлением администрации Липецкой области от 31 декабря 2015 года № 595 «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 28 ноября 13 года № 528 «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014 - 2043 год» данные о многоквартирном <адрес> по ул. <адрес>. в <адрес> были актуализированы с учетом ввода в эксплуатацию 2-й очереди строительства указанного многоквартирного дома (данное постановление опубликовано в «Липецкая газета», № 20, 03 февраля 2016 года).

Вышеуказанные постановления приняты в пределах полномочий и компетенции органа субъекта Российской Федерации, введены в действие и опубликованы в установленном законом порядке.

Сведений об отмене данных постановлений либо об оспаривании их ответчиком в судебном порядке в материалы дела также не представлено.

Таким образом, фонд капитального ремонта общего имущества <адрес> в <адрес>, в соответствии с нормативными актами Липецкой области, формируется на счете областного оператора.

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете областного оператора уплата взносов производится собственниками на основании платежных документов, представленных областным оператором (пункт 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В этой связи, выставляя счета на оплату капитального ремонта собственникам жилого помещения в многоквартирном доме – ФИО1, ФИО2, истец действует в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства Российской Федерации. Истец не наделен полномочиями по внесению каких-либо изменений в региональную программу капитального ремонта.

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в данном многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта, в которую включен спорный многоквартирный дом (части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации). То есть, обязанность уплачивать взнос за капитальный ремонт общего имущества собственников многоквартирного <адрес> в <адрес> возникла с марта 2016 года.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости включения всего дома по завершении строительства и актуализации «Областной программы капремонта», и необходимости освобождения от оплаты взносов в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Липецкой области собственников пятого и шестого подъездов дома №1 по ул. Замятина в г. Липецке основаны на неверном толковании нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения.

Коль скоро обязанность по уплате капитальных взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> на основании утвержденной областной программы капитального ремонта, оформленной соответствующими нормативными актами субъекта Российской Федерации, которые на настоящий момент являются действующими, никем не оспорены, мировой судья пришел к верному выводу о законности начисления ответчиком платы ответчикам за капитальный ремонт многоквартирного <адрес> в <адрес>

Таким образом, поскольку многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> был включен в Областную программу капитального ремонта в порядке актуализации двумя очередями, первая очередь дома, в которой находится квартира ответчиков, включена в программу Постановлением администрации Липецкой области № 275 от 29.05.2015 года, вступившим в силу 04.06.2015 года, то есть у ответчиков возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения мирового судьи.

Выводы мирового судьи основаны на исследованных доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение мирового судьи судебного участка № 21 Советского судебного района г. Липецка от 11 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий Е.А. Акимова