ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-240/13 от 25.12.2013 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Мировой судья Сергеева И.В. Дело № 11-240/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 декабря 2013 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Татарниковой Т.В.,

при секретаре Нач Т.А.,

с участием прокурора Карповой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управления социальной защиты населения по Железнодорожному району г. Барнаула на решение мирового судьи судебного участка Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу

по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Бобель М.М. к Управлению социальной защиты населения по <адрес> о взыскании суммы перерасчета денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в суд в интересах Бобель М.М. с иском к Управлению социальной защиты населения по Железнодорожному району г. Барнаула о взыскании в пользу Бобель М.М. недополученную сумму компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальной услуги «отопление» в размере <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указал, что Бобель М.М. <данные изъяты> обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» и Законом Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». Статьей 2 Закона № 156-ЗС предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения, которым осуществляется и ее выплата. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг. В отношении Бобель М.М. прокурор рассчитал сумму компенсации по оплате за отопление, которая должна была быть предоставлена истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Считая незаконными действия Управления социальной защиты населения по назначению и выплате Бобель М.М. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление исходя из площади жилья в <данные изъяты> кв.м., а не общей площади жилого помещения в <данные изъяты> кв.м.

Решением мирового судьи судебного участка Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены.

С Управления социальной защиты населения по Железнодорожному району г.Барнаула в пользу Бобель М.М. взыскана недополученная сумма компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере <данные изъяты> рублей.

В апелляционной жалобе Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение мирового судьи отменить, считает, судом неправомерно отказано в применении срока исковой давности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, судом не установлен момент начала течения срока по каждому платежу, меры социальной поддержки предоставляются непосредственно ветерану и не предполагают распространение на членов семьи.

Управление социальной защиты населения по Железнодорожному району города Барнаула также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить, ссылаясь на то, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов несут организации - поставщики услуг. Судом неправомерно отказано в применении срока исковой давности; меры социальной поддержки предоставляются непосредственно ветерану и не предполагают распространение на членов семьи.

Управление социальной защиты населения по Железнодорожному району города Барнаула, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в суд своих представителей не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Истец Бобель М.М. в судебное заседание не явилась, извещена.

Прокурор в судебном заседании полагал, что отсутствуют основания для удовлетворения апелляционных жалоб.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность вынесенного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, суд находит решение мирового судьи подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ»О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ст.3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия -в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

Законом Алтайского края от 27.12.2007 г. № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» установлено, что лицам, относящимся к категорий ветеранов в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст.ст. 1 и 2 Закона). В соответствии со ст. 3 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» размер компенсации равен 50 % расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе отопления - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 4 Закона).

Судом первой инстанции установлено, что Бобель М.М. является <данные изъяты>, что подтверждается удостоверением серии , зарегистрирована и постоянно проживает по <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Относится к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за отопление.

В соответствии со ст. 17 Закона № 181-ФЗ, инвалидам предоставляется скидка (в настоящее время - компенсация) не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Согласно информации, представленной Управлением социальной защиты населения, льготная площадь по отоплению определена в размере <данные изъяты> кв.м.

Норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета (п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306). Согласно Приложению № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Постановлениями администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26.12.2008 г № 4397 и 26.01.2010 г № 290 норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02 Гкал (0,02-0,033Гкал) на 1 кв.метр общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.

Законом Алтайского края от 10 июля 2012 года № 58-ЗС внесены изменения в отдельные законы Алтайского края, п.4 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» изложен в новой редакции, в соответствии с которой компенсация 50% расходов на оплату коммунальных услуг в жилом помещении, а именно отопления (в том числе топлива при отсутствии в жилом помещении центрального отопления) предоставляется ветеранам в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, с учетом транспортных услуг по доставки топлива.

Разрешая заявленные требования, мировой судья исходил из того, что при расчете нормативов потребления при предоставлении истцу меры социальной поддержки по оплате 50 % коммунальной услуги в виде отопления до ДД.ММ.ГГГГ следует учитывать общую площадь занимаемого жилого помещения, а не льготную норму площади жилья.

Между тем, мировой судья не учел адресный характер меры социальной поддержки в виде компенсации расходов, которая не может быть предоставлена проживающим совместно с ветераном членам семьи.

Предоставление истцу денежной компенсации по оплате коммунального ресурса исходя из всей площади занимаемого им жилого помещения приведет к необоснованному частичному освобождению от обязанности оплаты отопления лиц, несущих обязанности по оплате коммунальных услуг, на которых данная льгота не распространяется, тогда как в силу ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность внесения платы за жилое помещение возложена также на членов семьи собственника жилья. При этом законодателем определен солидарный характер ответственности.

Ссылки в решении на невозможность определения доли ветерана в объем потребленного ресурса, а также на то, что наличие самостоятельного гражданско-правового денежного обязательства члена семьи льготополучателя по оплате коммунальных услуг тому лицу, которое эти услуги осуществляет, не лишает истца права на получение мер социальной поддержки, не могут быть приняты во внимание.

Гражданское права и обязанности граждан, находящиеся в рамках правового поля ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут увеличивать объем социальных прав, установленных специальными нормами закона.

При этом компенсация должна предоставляться в той части, которая приходится на долю ветерана. Кроме того, ст. 325 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок исполнения солидарной обязанности одним из должников, указывает о равенстве долей солидарных должников.

Как видно из материалов дела, собственниками квартиры по <адрес> в <адрес> являются Бобель М.М. и ФИО1 на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ

В данной квартире зарегистрированы и постоянно проживают: Бобель М.М. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств того, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в спорной квартире не проживают, а также, что об этом сообщали в установленном порядке в управляющую компанию, не представлено.

Из материалов дела видно, что денежная компенсация в размере 50% на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление как ветерану труда Бобель М.М. назначалась и выплачивалась до ДД.ММ.ГГГГ исходя из льготной площади жилого помещения <данные изъяты> кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ - исходя из площади <данные изъяты> кв.м.

Однако, учитывая проживание в квартире 5 человек, на каждого из них приходится по <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> кв.м. : 5 чел.), а потому Бобель М.М. как ветеран труда имеет право на денежную компенсацию в размере 50% на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление исходя из приходящейся на нее площади <данные изъяты> кв.м.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком производилась выплата Бобель М.М. компенсации в размере 50% на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление исходя из приходящейся на нее площади <данные изъяты> кв.м. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сведений о наличии задолженности не имеется, то у суда отсутствовали основания для взыскания задолженности исходя из расчета компенсации из общей площади занимаемого жилого помещения. В связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске в полном объеме.

Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (п. 3 ст. 4).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона (п. 7 ст. 4).

Аналогичные положения закреплены в п. 3 и 7 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года №126.

Довод жалобы ответчика о том, что ответственным лицом за правильное начисление компенсации является исключительно организация-поставщик услуг, не основан на законе.

Так, согласно вышеприведенному Закону Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки (п. 8 ст. 4), право определять объем льготы им не предоставлено.

Доводы апелляционных жалоб о том, что судом неправомерно отказано в применении срока исковой давности, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции.

Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ). Согласно статье 33 ГПК РСФСР и части 1 статьи 34 АПК РФ сторонами в деле являются истец и ответчик. В силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, включая право заявить в суде об истечении срока исковой давности. Поэтому судам необходимо иметь в виду, что заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное третьим лицом, не является основанием для применения судом исковой давности, если соответствующее заявление не сделано стороной по спору.

Как видно из материалов дела, заявлено о пропуске срока исковой давности было Главалтайсоцзащитой, которая привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, в связи с чем довод Главалтайсоцзащиты о применении срока исковой не может приниматься во внимание, а потому обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Довод ответчика о применении срока исковой давности судом правомерно не принят во внимание.

В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу п. 1 ст. 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" начисленные суммы компенсации, которые не были востребованы гражданином своевременно, выплачиваются не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением. Суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.

Таким образом, законом Алтайского края предусмотрено, что при наличии вины органа не полученные средства компенсации выплачиваются без ограничения срока. Данная норма является специальной по отношению к норме ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, а потому должен применяться именно установленный данной нормой срок.

Поскольку судом первой инстанции было установлено наличие вины органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя в неверном исчислении компенсации на отопление, в связи с чем данные суммы компенсации не были получены гражданином именно по вине органа, а потому подлежат взысканию без ограничения срока.

Учитывая изложенное, не имеется оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Апелляционные жалобы Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управления социальной защиты населения по Железнодорожному району г. Барнаула удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Бобель М.М. к Управлению социальной защиты населения по Железнодорожному району города Барнаула о взыскании суммы перерасчета денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Т.В. Татарникова