ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-2523/19 от 06.03.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11 -2523/2019 Судья Тарасова Л.Т.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«06» марта 2019 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе

председательствующего Никитенко Н.В.

судей Зеленовой Е.Ф., Закировой СЛ.

при секретаре Гуня К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Самигуллиной Елены Валерьевны на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 02 августа 2018 года по иску Самигуллиной Елены Валерьевны к Администрации Саткинского муниципального района о признании незаконным решения жилищной комиссии, восстановлении в списках участников программы.

Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав Самигуллину Е.В., её представителя Чернова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации Саткинского муниципального района Челябинской области Бурматовой Н.И., представителя Управления строительства и архитектуры администрации Саткинского муниципального района Челябинской области Суховерховой Т.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Самигуллина Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Саткинского муниципального района о признании незаконным решения районной жилищной комиссии Саткинского муниципального района, о восстановлении в списке подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье» с даты признания её и членов её семьи участниками указанной программы с 26 декабря 2013 года по постановлению администрации Саткинского городского поселения №274.

В обоснование заявленных требований истица указала, что постановлением администрации Саткинского городского поселения №274 от 26 декабря 2013 года, изданным во исполнение решения Саткинского городского суда от 04 октября 2013 года, она и члены её семьи: муж Самигуллин СР., несовершеннолетняя дочь *** были включены в список участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»


муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье» в Саткинском городском поселении на 2011-2015 годы, действующей в рамках областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 года федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В 2016 году у неё родился второй ребенок, свидетельство о его рождении было предоставлено в администрацию Саткинского муниципального района для включения ребенка в указанную программу. В 2017 году ею была приобретена квартира по адресу: Челябинская область, ***, общей площадью 48.2 кв.м. Решением жилищной комиссии Саткинского муниципального района №39 от 04 мая 2018 года ее семья исключена из списка участников программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Решение жилищной комиссии считает незаконным, поскольку о времени и месте заседания комиссии её не известили, а заявление об исключении из участников программы она не писала.

В суде первой инстанции истица настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - администрации Саткинского

муниципального района Бурматова Н.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Третье лицо Самигуллин СР. в судебном заседании участия не принимал, о дате, месте и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом, причины не явки не сообщил.

Представитель третьего лица - Управления строительства и архитектуры администрации Саткинского муниципального района Суховерхова Т.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие нарушений при вынесении постановления.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Самигуллина Е.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что она и члены её семьи были включены в список участников программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье» в Саткинском городском поселении на 2011-2015 годы, тогда как исключили её и членов её семьи из программы «Обеспечение доступным и

2


комфортным жильем граждан Российской Федерации в Саткинском городском поселении на 2018 -2020 годы». Уведомление о проведении комиссии её семья не получала, участие в заседании комиссии не принимала.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Саткинского муниципального района указывает на отсутствие оснований для отмены решения суда, необоснованность доводов жалобы.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 октября 2018 года решение Саткинского городского суда Челябинской области от 02 августа 2018 года отменено; решение районной жилищной комиссии Саткинского муниципального района Челябинской области от 04 мая 2018 года №39 признано незаконным в части исключения из списка участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» Самигуллиной Е.В., Самигуллина СР., ***, Самигуллина С.С; на администрацию Саткинского муниципального района возложена обязанность восстановить Самигуллину Е.В., Самигуллина СР., ***, Самигуллина С.С. в списке молодых семей подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» с момента постановки на такой учет (26.12.2013).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 08 февраля 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 октября 2018 года отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.

Третье лицо Самигуллин СР. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, в соответствии с ч.3 ст. 167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, представителя третьего лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.

В силу подпунктов "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов


Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050, принятыми в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

В настоящее время федеральная целевая программа «Жилище» действует в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 г. «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы».

Постановлением Правительства Челябинской области от 24.02.2011 г. №56-п была утверждена областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы.

Участники муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье в Саткинском городском поселении на 2011-2015 годы», не улучшившие жилищные условия в 2015 году и до 2018 года в настоящее время являются участниками муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье в Саткинском городском поселении на 2018-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Саткинского муниципального района от 27.12.2017 г. №1009, разработанной в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. №349-п.

4


Положениями п.29 муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье в Саткинском городском поселении на 2018-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Саткинского муниципального района от 27.12.2017 г. №1009, предусмотрены обязательные условия, которым должны отвечать участники программы, в частности, семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с настоящей подпрограммой.

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.20 муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье в Саткинском городском поселении на 2018-2020 годы»).

Согласно пп.2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу п.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по

5


договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для участия в программе является обеспеченность членов молодой семьи жилым помещением менее учетной нормы.

Таким образом, меры социальной поддержки предоставляются не любым гражданам из данной категории, а нуждающимся в жилом помещении.

Решением Саткинского городского суда от 04 октября 2013 года, вступившим в законную силу, на администрацию Саткинского городского поселения возложена обязаность принять Самигуллину Е.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях для дальнейшего участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье» в Саткинском городском поселении на 2011-2015 годы, действующей в рамках областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье» в Челябинской области на 2011-2015 годы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с момента обращения.

Во исполнение вышеуказанного судебного решения постановлением администрации Саткинского городского поселения №274 от 26.12.2013 года семья Самигуллиной Е.В. в составе 3-х человек (Самигуллина Е.В., её муж Самигуллин СР., несовершеннолетний ребенок ***, ***года рождения) была включена в состав участников указанной подпрограммы.

22 января 2016 года в семье Самигуллиных родился второй ребенок ***, что подтверждается свидетельством о рождении, выданным 01 февраля 2016 года отделом ЗАГС администрации Саткинского муниципального района, актовая запись №49.

В связи с рождением в семье Самигуллиной Е.В. второго ребенка *** решением районной жилищной комиссии Саткинского муниципального района №345 от 30 сентября 2016 года (л.д.38), постановлением администрации Саткинского муниципального района №734 от 18 октября 2016 года (л.д.37) малолетний Самигуллин СС был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

6


Судом установлено, что в период участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» семья Самигуллиных самостоятельно улучшила жилищные условия.

Решением районной жилищной комиссии Саткинского муниципального района №39 от 04 мая 2018 года (л.д.60), постановлением администрации Саткинского муниципального района Челябинской области от 21.05.2018 г. №347 семья Самигуллиной Е.В. в составе 4-х человек исключена из списка молодых семей участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с улучшением жилищных условий и утратой оснований, дающих право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Основанием для исключения из списка, послужило приобретение истицей и её супругом двухкомнатной квартиры общей площадью 48,2 кв.м по адресу: Челябинская обл., ***.

Самигуллина Е.В. приобрела право собственности на Уг долю в указанной квартире на основании договора дарения от 22.02.2017 г.

Уг доля в праве собственности на вышеуказанную квартиру приобретена супругами Самигуллиными (по 1А доле каждым) на основании договора купли-продажи с использованием кредитных средств от 10.04.2017 г., обязательства по которому исполнены 29.05.2017 г. за счет средств материнского (семейного) капитала.

В соответствии с соглашением о распределении долей от 20.02.2019 г., собственниками квартиры являются Самигуллина Е.В., Самигуллин СР., и их несовершеннолетние дети ***, ***по 1А доли каждый.

В соответствии с постановлением главы Саткинского городского поселения №257 от 13.11.2012 года (л.д.26) размер учетной нормы на территории муниципального образования установлен 9 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящегося на 1 человека, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Аналогичный размер учетной нормы общей площади жилого помещения был установлен решением Совета депутатов Саткинского городского поселения Челябинской области от 26.04.2016 г. №60/11 (л.д.61).

Разрешая спор, суд руководствовался вышеуказанными нормативными

7


актами, а также приложением №4 к подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», в котором содержится «Порядок формирования списка молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году» (л.д.93).

Как следует из пп.4 п.7 настоящего Порядка молодая семья, включенная в Список, подлежит исключению из Списка в случае утраты оснований, предусмотренных ст.51 Жилищного Кодекса РФ, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в связи с приобретением жилого помещения общей площадью 48,2 кв.м., превышающую учетную норму 9 кв. м. на 1 человека, семья истца фактически не является нуждающейся в жилом помещении в целях участия в муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Саткинском городском поселении на 2018-2020 годы» и обоснованно исключена из списка участников программы.

Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Самигуллина Е.В., Самигуллин СР., ***, *** зарегистрированы в жилом доме по адресу: г.Сатка, ***, общей площадью 91,9 кв.м., принадлежащем матери Самигуллиной Е.В. - Полховской М.А. Кроме Самигуллиных в указанном жилом помещении зарегистрирована Полховская М.А., что подтверждается справкой МАУ «МФЦ» от 29.06.2018 г. (л.д.28).

Таким образом, с момента приобретения Самигуллиной Е.В. и Самигуллиным СР. в 2017 году права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Челябинская обл., ***, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого члена семьи Самигуллиной Е.В. составил 30,43 кв.м. (48,2:4 + 91,9:5), что более учетной нормы - 9 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, и более нормы предоставления - 18 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека, установленных на территории Саткинского городского поселения решением Совета депутатов Саткинского городского поселения Челябинской области от 26.04.2016 г. №60/11 (л.д.61).

8


При указанных обстоятельствах на момент принятия районной жилищной комиссией Саткинского муниципального района решения №39 от 04 мая 2018 года и администрацией Саткинского муниципального района Челябинской области постановления №347 от 21 мая 2018 года семья Самигуллиных перестала отвечать условиям участия в муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Саткинском городском поселении на 2018-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Саткинского муниципального района Челябинской области от 27.12.2017 г. №1009 и подлежала исключению из списков участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Самигуллиной Е.В.

Доводы апелляционной жалобы Самигуллиной Е.В. о том, что она и члены её семьи были включены в список участников программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье» в Саткинском городском поселении на 2011-2015 годы, а решение принято об исключении её и членов её семьи из программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Саткинском городском поселении на 2018 -2020 годы» о незаконности решения суда не свидетельствуют, поскольку срок действия муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье» в Саткинском городском поселении на 2011-2015 годы истек, участники муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье в Саткинском городском поселении на 2011-2015 годы», не улучшившие жилищные условия в 2015 году и до 2018 года в настоящее время являются участниками муниципальной программы «Доступное и комфортное жилье в Саткинском городском поселении на 2018-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Саткинского муниципального района от 27.12.2017 г. №1009.

Ссылка истицы в апелляционной жалобе на то, что ни она, ни члены её семьи не были извещены о времени проведения заседания комиссии и не принимали участие в нём, основанием для отмены решения суда также не являются, поскольку ни муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Саткинском городском поселении на 2018-2020 годы», ни иные вышеуказанные нормативные акты не предусматривают обязанность органов местного самоуправления извещать участников программы о времени и месте

9


принятия решения.

В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Саткинского городского суда Челябинской области от 02 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самигуллиной Елены Валерьевны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

ю