Мировой судья судебного участка № 118 Центрального судебного района г. Волгограда Волгоградской области Колесник О.В.
Дело № 11-256/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Волгоград 01 августа 2022 года
Апелляционная инстанция Центрального районного суда г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Штапаук Л.А.,
При секретаре Санжеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснооктябрьского района в интересах несовершеннолетней М.Р. к Комитету физической культуры и спорта Волгоградской области о взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе ответчика Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области,
на решение мирового судьи судебного участка № 118 Центрального судебного района г. Волгограда Волгоградской области от 25.05.2022 года, которым постановлено:
«иск прокурора Краснооктябрьского района в интересах несовершеннолетней М.Р. к Комитету физической культуры и спорта Волгоградской области о взыскании денежных средств, израсходованных на ее проживание, питание и проезд при проведении соревнований: первенства ЮФО по плаванию в ... в период с 20.09.2021 года по 25.09.2021 года – удовлетворить.
Взыскать с Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области в пользу ФИО1 денежные средства, израсходованные на проживание, питание и проезд её несовершеннолетней дочери М.Р., при проведении соревнований – первенства ЮФО по плаванию в ... с 29.09.2021 года по 25.09.2021 года в размере 6 983 руб. 48 коп.».
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Краснооктябрьского района г.Волгограда обратился к мировому судье с иском в интересах несовершеннолетней М.Р. к Комитету физической культуры и спорта Волгоградской области о взыскании денежных средств, израсходованных на её проживание, питание и проезд при проведении соревнований: первенства ЮФО по плаванию в ... в период с 20.09.2021 года по 25.09.2021 года.
В обоснование исковых требований указал, что М.Р. является членом сборной команды Волгоградской области по плаванию и имеет принадлежность к спортивной организации ГАУ ВО «ЦСП «Олимп». ФИО1, являющаяся законным представителем М.Р., обратилась в ГАУ ВО «ЦСП «Олимп» с заявлением компенсировать понесённые расходы на проезд и проживание спортсмена, принимавшего участие в соревнованиях по плаванию. 16.11.2021 года ГАУ ВО «ЦСП «Олимп» компенсировало расходы в размере 3 076 руб. 92 коп. Однако понесённые расходы в размере 6 983 руб. 48 коп. истцу не компенсированы.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор Краснооктябрьского района г.Волгограда просил суд взыскать с Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области в пользу ФИО1 денежные средства, израсходованные на проживание и проезд несовершеннолетней М.Р. при проведении соревнований-первенства ЮФО по плаванию в ... в период с 20.09.2021 года по 25.09.2021 года в размере 6 983 руб. 48 коп.
Мировым судьёй постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Комитет физической культуры и спорта Волгоградской области указывает на необоснованность и незаконность решения мирового судьи, просит его отменить, принять по делу новой судебный акт об отказе истцу в удовлетворении требований.
В качестве оснований для отмены судебного постановления приводит доводы о том, что Комитет физической культуры и спорта Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Мировой судья неверно определил, что под материально-техническим обеспечением спортивных сборных команд Волгоградской области подразумевается возмещение Комитетом физической культуры и спорта Волгоградской области расходов на проезд и проживание спортсменов, поскольку данное понятие раскрыто в приказе Министерства спора Российской Федерации от 22 октября 2021 года №812 «Об утверждении порядка материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета», согласно которому к финансовому обеспечению расходов на материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации относятся обеспечение спортивно-технологическим оборудованием и инвентарем, техническими средствами ухода за спортсооружениями, программно-аппаратными комплексами сбора и анализа оперативной спортивной информации, судейско-информационным и иным оборудованием спортивного назначения, спортивной экипировкой, необходимой для участия в соответствующих соревнованиях. В соответствии с п. 7 ч.2 ст. 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» обеспечение проезда спортсменов к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, их питания и проживания в период проведения спортивных мероприятий должна осуществлять организация, в которой спортсмен проходит спортивную подготовку, в рассматриваемом случае спортсмен М.Р. проходит спортивную подготовку в физкультурно-спортивной организации ВГОО «СК «Альбатрос». Данная организация не является государственным учреждением Волгоградской области, в связи с чем правовых оснований для финансирования проезда и проживания спортсменки М.Р. за счет средств бюджета Волгоградской области не имеется. Указывает, что Федерация по плаванию не направляла спортивную сборную команду Волгоградской области для участия в первенстве ЮФО по плаванию ..., в связи с чем оснований для возмещения расходов не имеется.
Возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Прокурор Краснооктябрьского района г.Волгограда, М.Р. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрении апелляционной жалобы извещены своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Представитель ответчика Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрении апелляционной жалобы извещены своевременно и надлежащим образом. До начала судебного заседания представили в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ГАУ ВО «Центр Спортивной подготовки «Олимп» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрении апелляционной жалобы извещены своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомлен.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрении апелляционной жалобы извещена своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомлен.
С учётом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции определил возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд не находит оснований к отмене или изменению решения мирового судьи ввиду следующего.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Федеральным законом от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определены основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Статьёй 5 указанного закона определены субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации, к которым в том числе относятся: федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации.
Подпунктами «а», «б» п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта отнесено утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, а именно наделение статусом «Спортивная сборная команда субъекта Российской Федерации» коллективов по различным видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта; материально-техническое обеспечение, в том числе финансовое обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.
Статьёй 35 Федерального закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлено, что материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, научно-методическое, медико-биологическое, антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относятся: организация проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки; материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение их подготовки к межрегиональным спортивным соревнованиям, всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях; обеспечение иных мероприятий и программ, в том числе предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В статье 3 Закона Волгоградской области от 10.07.2007 года № 1495-ОД «О физической культуре и спорте в Волгоградской области» указано, что в целях развития физической культуры и спорта в Волгоградской области органы государственной власти Волгоградской области обеспечивают: подготовку спортивных сборных команд Волгоградской области и их выступлений на всероссийских, международных спортивных мероприятиях; создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских разработок и технологий и пр.
Статьёй 5 Закона Волгоградской области от 10.07.2007 года № 1495-ОД «О физической культуре и спорте в Волгоградской области» к полномочиям исполнительных органов государственной власти Волгоградской области в сфере физической культуры и спорта относятся, в том числе, утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд Волгоградской области (наделение статусом «Спортивная сборная команда Волгоградской области» коллективов по различным видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта; материально-техническое обеспечение, в том числе финансовое обеспечение спортивных сборных команд Волгоградской области).
При этом согласно ч. 1 ст. 10 Закона Волгоградской области от 10.07.2007 года № 1495-ОД «О физической культуре и спорте в Волгоградской области» спортивные сборные команды Волгоградской области формируются и обеспечиваются в соответствии с порядком, утверждённым исполнительным органом государственной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере физической культуры и спорта на территории Волгоградской области.
Нормы расходов бюджетных средств на организацию и проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Волгоградской области, и участие в них утверждены приказом комитета физической культуры и спорта Волгоградской области от 31.08.2017 года №556.
В силу ч. 7 ст. 11 Закона Волгоградской области от 10.07.2007 года № 1495-ОД «О физической культуре и спорте в Волгоградской области» финансирование спортивных сборных команд Волгоградской области по различным видам спорта, в том числе финансирование их подготовки к всероссийским соревнованиям и участия в них, осуществляется за счёт средств областного бюджета и других не запрещенных законодательством источников.
В целях урегулирования порядка формирования и наделения статусом «Спортивная сборная команда Волгоградской области» спортивных сборных команд Волгоградской области, а также материально-технического обеспечения спортивных сборных команд Волгоградской области, Приказом Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области от 02 апреля 2018 года № 159 утвержден Порядок формирования и наделения статусом «Спортивная сборная команда Волгоградской области» спортивных сборных команд Волгоградской области, материально-технического обеспечения спортивных сборных команд Волгоградской области, Порядка обеспечения подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Волгоградской области».
Так, согласно пунктам 6-8 Порядка обеспечения подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Волгоградской области, утверждённого приказом комитета физической культуры и спорта Волгоградской области от 02.04.2018 года № 159, спортивные сборные команды формируются региональными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта (далее - региональные спортивные федерации) из числа лиц, включенных в утвержденные Комитетом списки кандидатов в спортивные сборные команды Волгоградской области по соответствующему виду спорта.
Региональные спортивные федерации представляют в Комитет списки спортивных сборных команд согласно приложению 2 к настоящему Порядку в 2 экземплярах (один из них на электронном носителе) не позднее пяти рабочих дней до начала официального межрегионального, всероссийского спортивного соревнования (включая дни приезда).
Комитет в течение двух рабочих дней с даты поступления списков спортивных сборных команд рассматривает их и выносит решение об утверждении спортивных сборных команд и присвоении им статуса «Спортивная сборная команда Волгоградской области» по соответствующему виду спорта (далее – «Спортивная сборная команда Волгоградской области») либо об отказе в утверждении спортивных сборных команд и об отказе в присвоении им статуса «Спортивная сборная команда Волгоградской области».
Решение об утверждении спортивных сборных команд и присвоении им статуса «Спортивная сборная команда Волгоградской области» принимается в виде приказа Комитета.
Пунктом 11 Порядка обеспечения подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Волгоградской области, утверждённого приказом комитета физической культуры и спорта Волгоградской области от 02.04.2018 года № 159, установлено, что материально-техническое обеспечение, в том числе финансовое обеспечение (далее - материально-техническое обеспечение) спортивных сборных команд осуществляется за счёт средств областного бюджета в пределах выделенных Облспорткомитету бюджетных ассигнований, государственными учреждениями, подведомственными Облспорткомитету, в рамках выполнения государственного задания, а также средств, поступающих от физических и юридических лиц, других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 12 Порядка №159 финансирование материально-технического обеспечения спортивных сборных команд производится в соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Волгоградской области и нормами расходов бюджетных средств на организацию и проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Волгоградской области, утв. Комитетом.
Финансовое обязательство по материально техническому и финансовому обеспечению спортивных сборных команд Волгоградской области в лице Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области опосредовано делегировано ГАУ ВО «ЦСП «Олимп».
В соответствии с Уставом ГАУ ВО «ЦСП «Олимп», данное учреждение является физкультурно-спортивной организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта по участию в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд российской Федерации; методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку; координации деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Волгоградской области и участию в спортивных сборных команд Волгоградской области в межрегиональных и во всероссийских спортивных соревнованиях.
Согласно п. 1.5 Устава ГАУ ВО «ЦСП «Олимп», функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Волгоградской области осуществляет Комитет физической культуры и спорта Волгоградской области. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Комитет физической культуры и спорта Волгоградской области.
Пунктом 2.4 Устава предусмотрено, что ГАУ ВО «ЦСП «Олимп» в соответствии с предметом деятельности осуществляет деятельность, в том числе, по организации и проведению официальных спортивных мероприятий; официальных физкультурных мероприятий в соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Волгоградской области и единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, проводимых на территории Волгоградской области; по участию в формировании спортивных сборных команд Волгоградской области по видам спорта совместно с региональными спортивными федерациями; по обеспечению участия спортивных сборных команд Волгоградской области в официальных спортивных мероприятиях.
На основании п. 2.5 Устава ГАУ ВО «ЦСП «Олимп», при осуществлении основных видов деятельности Учреждение выполняет работы, оказывает услуги в соответствии с государственным заданием, утв. Учредителем Учреждения (Комитет физической культуры и спорта Волгоградской области).
В силу п. 2.8 Устава ГАУ ВО «ЦСП «Олимп», финансовое обеспечение основных видов деятельности учреждения осуществляется в виде субсидий из областного бюджета и иных, не запрещенных действующим законодательством, источников.
К компетенции Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области, как учредителя ГАУ ВО «ЦСП «Олимп», согласно подп. 19 п. 3.2 Устава, относится осуществление финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Таким образом, обязанность по финансовому обеспечению спортивных сборных команд региона возложена на ГАУ ВО «ЦСП «Олимп» за счёт средств областного бюджета на выполнение государственного задания, выделенных в пределах бюджетных ассигнований.
Судом апелляционной инстанции установлено, что несовершеннолетняя М.Р. проходит обучение в отделении спортивной подготовки в ВГОО «СК «Альбатрос» в группе плавания.
Приказом Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области от 17.09.2021 года № 866 М.Р. зачислена в состав сборной команды Волгоградской области для проведения соревнований «первенство ЮФО и СКВО по плаванию ...».
Для участия в спортивных соревнованиях по плаванию с 20.09.2021 года по 25.09.2021 года в ...М.Р. были затрачены денежные средства: на проживание – 5 850 руб., на питание – 3 200 руб., на проезд – 1 010 руб. 40 коп., а всего 10 060 руб. 40 коп.
Решением ГАУ ВО ЦСП «Олимп» №... от 16.11.2021 года спортсменке М.Р. частично возмещены расходы в сумме 3 076 руб. 92 коп. Платежным поручением указанная сумма была перечислена на расчётный счёт законного представителя несовершеннолетней М.Р. – ФИО1
Принимая решение о взыскании с Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области остальной части затрат спортсмена на проживание, мировой судья правильно исходил из того, что предусмотренная действующим региональным законодательством обязанность ответчика по материально-техническому и финансовому обеспечению спортивной сборной команды Волгоградской области, исполнена не надлежащим образом.
При этом суд принимает во внимание и полагает необходимым отметить, что несовершеннолетняя М.Р. принимала участие в данных соревнованиях в составе сборной Волгоградской области, то есть представляла интересы региона, а не конкретного спортивного клуба, либо организации, в которой проходит спортивную подготовку, в связи с чем именно на Комитете физической культуры и спорта Волгоградской области, утвердившем и согласовавшем состав сборной команды Волгоградской области, лежит обязанность по возмещению участникам соревнований понесённых расходов.
Доводы апелляционной жалобы Комитета физической культуры и спорта Волгоградской области обязанность по финансированию спортивной сборной команды Волгоградской области возложена на региональные спортивные федерации, которые, по их мнению, является командирующей организацией, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку из системного толкования ст. 20 Федерального закона №329-ФЗ во взаимосвязи с его иными положениями следует, что положения (регламенты) о физкультурных мероприятиях или спортивных соревнованиях утверждаются их организаторами и регулируют исключительно организацию и проведение таких мероприятий и соревнований, не изменяя круг полномочий органов исполнительной власти, предусмотренных перечисленными выше нормами Федерального закона № 329-ФЗ и Закона №...-ОД.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.
Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 ГПК РФ. Повода для их иной оценки суд апелляционной инстанции не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда мирового судьи следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, нарушений, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция Центрального районного суда г.Волгограда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение мирового судьи судебного участка № 118 Центрального судебного района г. Волгограда Волгоградской области от 25.05.2022 года по гражданскому делу по иску прокурора Краснооктябрьского района в интересах несовершеннолетней М.Р. к Комитету физической культуры и спорта Волгоградской области о взыскании денежных средств – оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Комитета физической культуры и спора Волгоградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его принятия.
Апелляционное определение принято в окончательной форме 08.08.2022 года
Судья /подпись/ Л.А. Штапаук
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...