ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-258/19 от 14.01.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11-258/2019

Судья Панасенко Е.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 января 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Швайдак Н.А., Козиной Н.М.,

при секретаре Уржумцевой С.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 17 октября 2018 года по иску Логиновой Натальи Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Челябинской области о признании незаконным отказа в возврате излишне начисленных страховых взносов и пени, возложении обязанности по из возврату.

Заслушав доклад судьи Швайдак Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Ивановой Е.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Логиновой Н.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Логинова Н.Н. обратилась с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области (УПФР в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Челябинской области (Межрайонная ИФНС России № 15 по Челябинской области) о признании незаконным отказа в возврате излишне начисленных страховых взносов за 2014 год в размере 43 459 руб. 69 коп. и пени в размере 5 154 руб. 13 коп., за 2015 год в размере 8 356 руб. 08 коп., пени 141 руб. 86 коп., за 2016 год в размере 4 080 руб. 46 коп., возложении обязанности по их возврату.

В обосновании заявленных требований сослалась на что 04 марта 2006


года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Налоговый учет велся по упрощенной системе налогообложения, а также истец являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). 02 августа 2016 года истец прекратила свою предпринимательскую деятельность. За 2014 год истцом уплачено страховых взносов в размере 44 799 руб. 71 коп., пени в размере 5 154 руб. 13 коп., за 2015 год уплачено страховых взносов 8 356 руб. 08 коп., пени 141 руб. 86 коп., за 2016 год взносы уплачены 4 080 руб. 46 коп. Учитывая что ей уплачивались страховые взносы в размере 1% от суммы дохода превышающего 300 000 руб. без учета расходов, понесенных на осуществление деятельности, образовалась переплата страховых взносов за

2014 год в размере 43 459 руб. 69 коп. и пени в размере 5 154 руб. 13 коп., за

2015 год в размере 8 356 руб. 08 коп., пени 141 руб. 86 коп., за 2016 год в размере 4 080 руб. 46 коп. 01 декабря 2017 года ею в адрес УПФР направлена претензия, с целью досудебного урегулирования спора и просьбой возврата неправомерно начисленных взносов и пени. 28 декабря 2017 года ответчиком было отказано в возврате излишне начисленных взносов и пени (л.д. 4-8).

Истец Логинова Н.Н. в судебном заседании суда первой инстанции, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и приведенным в возражениях на отзыв УПФР в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области (л.д. 39, 40).

Представитель УПФР в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области Иванова Е.В., действующая на основании доверенности от 10 января 2018 года №10/32 (л.д. 31), в судебном заседании суда первой инстанции, полагала заявление истца не обоснованным и просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, а именно указав на то, что истец со 02 августа 2016 года получает пенсию, при исчислении размера которой все уплаченные истцом взносы за спорные периоды были учтены, кроме того, с момента начисления пенсии по настоящее время неоднократно производился перерасчет пенсии, в котором так же были учтены взносы за 2014-2016 годы, в соответствии с нормами ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, взносы, разнесенные в лицевой счет застрахованного, возврату не подлежат (л.д. 36, 37).

Представитель ответчика Межрайонная ИФНС России №15 по Челябинской области в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв, согласно которому просил принять во внимание, что до 01 января 2017 года, согласно положениям Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью

2


исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы (л.д. 102, 103).

Решением суда исковые требования Логиновой Н.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области о признании незаконным отказа в возврате излишне начисленных страховых взносов и пени, возложении обязанности удовлетворены, отказ о возврате излишне начисленных страховых взносов и пени признан незаконным, на Государственное учреждение - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области возложена обязанность по возврату Логиновой Н.Н. страховых взносов и пени за 2014 год, 2015 год и 2016 год. С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. В удовлетворении требований к Межрайонной ИФНС №15 по Челябинской области отказано.

Не согласившись с решением суда, Государственным учреждением -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области подана апелляционная жалоба, в которой ответчик указывает на не применение судом к спорным правоотношениям нормативно правовые акты, которыми устанавливается порядок возврата страховых взносов, которыми четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их.целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Страховые взносы отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет ПФР персонифицируются в отношении каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах. Взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступление страхового случая (при достижении пенсионного возраста и др.), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов. Согласно нормам действующего законодательства возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком, учтены на индивидуальном лицевом счете. Уплаченные истцом взносы за 2014-2016 годы в сумме 58 230 руб. 25 коп., ответчиком

з


учтены на индивидуальном лицевом счете истца, более того судом не принято во внимание то обстоятельство, что Логинова Н.Н. является пенсионером и указанные суммы в установленном порядке учтены при назначении истцу размера пенсии 02 августа 2016 года, а так же при перерасчете пенсии 01 августа 2017 года, что истцом в судебных заседаниях не оспаривалось. Полагает, что спорным правоотношениям судом без основательно применены положения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года №27-П. В связи с чем ответчик полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Логинова Н.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на безосновательность доводов, изложенных в ней.

Представитель Межрайонной ИФНС России №15 по Челябинской области, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 и ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив данные доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части удовлетворенных требований, в связи с неверным применением норм материального и процессуального права.

До 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ) (действовавшим в период перечисления страховых взносов) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах

4


обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 14 Закона №212-ФЗ следует, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Из подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что исчисление и уплату налогов в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов,

5


превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 27-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» (далее -Постановление № 27-П), установившему конституционно-правовой смысл в системе действующего правового регулирования указанных норм, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений ст. ст. 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Само указание в п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Таким образом, взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное

б


страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Из материалов дела следует, что 04 марта 2006 года Логинова Н.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о государственной регистрации 74 № 004349206 ОГРНИП 3060741806300012.

02 августа 2016 года истец прекратила свою предпринимательскую деятельность, о чем свидетельствует лист записи ЕГРИП за номером 416745600892110 от 02 августа 2016 года (л.д. 13, 14).

Согласно информации Межрайонной ИФНС России №15 по Челябинской области Логинова Н.Н. осуществляла предпринимательскую Деятельность на ЕНВД, взимаемом в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Согласно налоговых деклараций, представленных в Межрайонную ИФНС России №15 по Челябинской области, сумма дохода Логиновой Н.Н. за 2014 год составила 318 885 руб. страховые взносы с суммы превышения доходов 300 000 руб. в размере 1 340 руб. 02 коп. уплачены 05 февраля 2015 года платежным поручением №5.

УПФР в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области выявило недоимку по страховым взносам за 2014 год и выставило требование об ее уплате 43 459,69 руб. - недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии; 5 154,13 руб. - пени., недоимка уплачена платежными поручениями от 12 мая 2016 года №50, №49.

Согласно налоговой декларации истца по налогу уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год, сумма полученных доходов составила 0,00 руб.

УПФР в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области,

7


определила доход истца без учета расходов и сумма взноса составляла 8 350 руб. 08 коп., которые уплачены платежным поручением от 13 мая 2016 года №52 и от 18 мая 2016 года №58.

09 сентября 2016 года УПФР в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области Логиновой Н.Н. выставлено требование об уплате пени в размере 141руб. 80 коп., которые истцом были оплачены.

Согласно налоговой декларации по налогу уплачиваемому в связи с применением налогообложения упрощенной системы за 2016 год сумма полученных доходов истца составила 29 973 руб. УПФР в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области, рассчитана сумма взносов, не учитывающая произведенные расходы, в размере 4 080 руб. 46 коп., которые перечислены платежным поручением от 10 августа 2016 года №92 (л.д. 11, 12,16-18; 21-25).

01 декабря 2017 года истец обратилась в УПФР в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов и пеней за 2014 - 2016 годы (л.д. 9, 10).

27 декабря 2017 года УПФР в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области принято решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 - 2016 годы.

Считая, что принятое решение об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов за испрашиваемый период не основано на законе и нарушает ее законные права, Логинова Н.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Логиновой Н.Н., суд первой инстанции, руководствуясь приведенными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что за расчетные периоды 2014-2016 годы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование истцом были исчислены и уплачены из общей суммы доходов за эти расчетные периоды без вычета фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, а расчетной базой должна быть разница между доходами и расходами, соответственно заявленные истцом суммы являются излишне выплаченными, а отказ в их возврате противоречит указанному выше законодательству.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права.

Судом первой инстанции при принятии решения безосновательно не

8


были приняты во внимание следующие нормы закона и обстоятельства.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» №243-Ф3 от 03 июля 2016 года, вступившим в силу с 01 января 2017 года, полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации переданы налоговым органам.

Этим же Федеральным законом, Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI: Страховые взносы в Российской Федерации, в частности, главой 34 Страховые взносы.

Так, согласно ст. 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1).

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых. взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2).

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные)

9


периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3).

Согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (ч. 1.1).

Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (ч. 6.1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с п. 22 ст. 26 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01 января 2017 года, возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Как усматривается из материалов дела, уплаченные истцом суммы страховых взносов за период 2014 - 2016 годы учтены на ее индивидуальном лицевом счете в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Со 02 августа 2016 года Логинова Н.Н. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона

ю


«О страховых пенсиях», которая ей назначена с учетом уплаченных ей страховых взносов, кроме того, 01 ноября 2016 года произведен перерасчет пенсии истца по уплаченным страховым взносам за 2015 год, перерасчет был произведен и в сентябре 2017 года именно из расчета уплаченных страховых взносов за 2016 год.

При разрешении спора суд первой инстанции указные положения закона не учтены. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Ссылки истца на определение Верховного Суда РФ от 22 ноября 2017 года №303-КГ17-8359 по делу № А51-8964/2016 не могут быть приняты судебной коллегией.

Согласно разъяснений, содержащихся в письме Минфина России от 12 февраля 2018 года №03-15-07/8369, Налоговым кодексом Российской Федерации вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.

Как указывалось ранее Логинова Н.Н. не являлась индивидуальным предпринимателем, который уплачивает налог на доходы физических лиц.

Довод стороны истца о том, что по причине неверного исчисления ответчиком размера страховых взносов ею была выплачена пеня, которая при исчислении размера пенсии учету не подлежит, не может быть принят во внимание, поскольку пеня является санкцией за несвоевременную уплату страховых взносов и вопрос о ее возврате отдельно от взносов решаться не может. Кроме того, как указывала истец и в исковом заявлении и в суде первой инстанции все требования ответчика об уплате недоимки и пени истицей были исполнены в добровольном порядке, начисление недоимки и пени, в установленном законном порядке, до учета сумм на лицевом счете истца, оспорены не были.

По причине принятия судебной коллегией нового решения от отказе в удовлетворении исковых требований не подлежат и взысканию с ответчика судебные расходы, понесенные истцом при подаче искового заявления в виде оплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Троицкого городского суда Челябинской области от 17 октября 2018 года отменить в части признания незаконным отказа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области о возврате излишне начисленных страховых взносов и пени, и возложении обязанности возвратить Логиновой Натальи Николаевне излишне начисленные страховые взносы и пени, взыскания судебных расходов по оплате государственной пошлины, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

12