Дело: №11-25/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2014 года село Тогул
Тогульский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи О.В. Фролова,
при секретаре Колпаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения по Тогульскому району
на решение мирового судьи судебного участка по Тогульскому району от <дата> года по делу по исковому заявлению прокурора Тогульского района в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Тогульскому району о взыскании недополученной суммы компенсации затрат на приобретенное твердое топливо,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тогульского района, Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Тогульскому району о взыскании недополученной суммы компенсации затрат на приобретенное топливо в <дата> году в размере № копеек.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что ФИО1 имеет право на получение мер социальной поддержки как педагогический работник по оплате на приобретение твердого топлива (дров, угля). Фактически затраты на приобретение твердого топлива - дров за № куб. метров составила № рублей № копейки из расчета № рублей за 1 куб. метр, за № тонн угля составила № копейки из расчета № рублей за 1 тонну. Всего компенсация на твердое топливо должна составлять № рубля. За <дата> год ей произведена выплата расходов на приобретение дров, угля в размере № рублей № копеек из расчета общей площади дома в размере № кв. м., установленного норматива для отопления 1 кв.м в размере № куб. метр по цене № копеек, за уголь в размере № т по цене № копеек. Недополученная сумма компенсации составила № копейки.
Решением мирового судьи судебного участка Тогульского района от <дата> исковые требования удовлетворены, признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Тогульскому району по необоснованному расчету компенсации за приобретенное твердое топливо по ограниченным ценам, взыскана с Управления социальной защиты населения по Тогульскому району в пользу ФИО1 недополученная сумма компенсации за твердое топливо за <дата> год в размере №
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по Тогульскому району просит решение мирового судьи отменить, в удовлетворении требований истца отказать. В обоснование жалобы представитель ответчика ссылается на то, что действующим законодательством п. 4 ст. 2 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо, решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26 июля 2011 года за № 169 «О регулировании цен на топливо печное, бытовое (дрова) реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, создаваемым в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье» и от 20 июня 2011 года № 140 «О регулировании цен на твердое топливо (уголь каменный), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, создаваемым в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье». Вместе с тем, при расчете размера компенсации на твердое топливо истцом не учтены предельные максимальные цены на твердое топливо, установленными вышеуказанными решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, что приводит к необоснованному увеличению размера компенсации и к неэффективному расходованию бюджетных средств. В связи с этим, представитель ответчика просит решение мирового судьи отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Тогульского района в интересах ФИО1.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Тогульскому району, истец Прокурор Тогульского района поддерживает выводы мирового судьи, считает решение законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика. В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», Законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа», Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 не предусмотрено каких-либо ограничений в размере компенсации оплаты отопления твердым топливом для педагоческих работников, а напротив, п. 4 и 31 Правил прямо предусматривает необходимость компенсации расходов в размере 100 % от фактически произведенных затрат, подтвержденных представленными педагогическим работниками платежными документами организации, реализовавшей ему топливо или договором купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуального предпринимателя).
В судебное заседание представитель Управления социальной защиты населения по Тогульскому району ФИО2 не явилась. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ФИО2.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а согласно ч.2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующим в 2012 году абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством Субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Согласно постановлению Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 «Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края» компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
Как следует из материалов дела, ФИО1, <дата> года рождения, является педагогическим работником, в МКОУ «Старотогульская основная общеобразовательная школа имени Александра Аксенова»» в должности учителя начальных классов с <дата>, проживающая в сельской местности - в <адрес>, что подтверждается решением Управления социальной защиты населения по Тогульскому району о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, справкой о составе семьи. Общая площадь жилого помещения, занимаемого ФИО1 составляет № квадратных метров.
Согласно договора купли-продажи за приобретенные дрова от <дата> ФИО1 приобрела дрова в количестве № куб. метров по цене № рублей за 1 куб.м. на сумму № рублей.
Согласно договора купли-продажи за приобретенный уголь от <дата> ФИО1 приобрела уголь в количестве № тонн по цене № рублей за одну тонну на сумму № рублей.
Компенсации затрат за приобретенные дрова должна составлять: № куб.м.№ рублей за 1 куб.м. = № копеек, за уголь должна составлять № т. х № рублей за 1 тонну = № копейки. Всего компенсация на твердое топливо должна составлять : № копеек + № копейки = № рубля.
Расчет компенсации на оплату твердого топлива произведен в сумме № копеек, исходя из размера общей площади № кв. метров, нормы расхода твердого топлива на 1 кв. метр в размере № куб. метр (дров), стоимости 1 куб. м. № рублей (№ кв.м *№ куб.м.*№ рублей = № рублей № копейки), за уголь произведен в сумме № копеек, исходя из размера общей площади № кв. метров, нормы расхода твердого топлива на 1 кв. м. в размере № т, стоимости № рубль (№ кв.м.*№ = № копеек).
Таким образом, недополученная сумма компенсации затрат на приобретенное твердое топливо составляет № рубля - № копеек= № копейки.
Нормативы потребления установлены Постановлением Администрации Тогульского района, Алтайского края от 02 марта 2010 года №40 об утверждении Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Согласно п.24 указанных правил, объем твердого топлива, соответствующий потребности в нем для отопления занимаемого жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и составляет № кг угля и № куб.м. дров на один квадратный метр общей площади занимаемого жилого помещения по ценам, сложившимся в районе.
Статьей 1 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» установлено, что педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
В силу ч. 2 с. 2 Закона размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.
Часть 7 ст. 2 указанного Закона определяет, что перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года №99, выплата компенсации осуществляется управлением социальной защиты населения ежемесячно, до установленного ст. 155 Жилищного кодекса РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые педагогическим работником в банках лицевые счета либо через организации федеральной почтовой связи по его выбору.
Пунктом 4 Правил установлено, что компенсация предоставляется в размере 100 % оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
Удовлетворяя исковые требования истца о взыскании недополученной суммы компенсации в размере № копейки исходя из фактической стоимости твердого топлива по представленным индивидуальным предпринимателем договорам купли-продажи твердого топлива, мировым судьей обоснованно применены положения действующего законодательства.
Разрешая спор по существу, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации твердого топлива на отопление жилого помещения, в котором он проживает, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.
Суд считает выводы мирового судьи судебного участка Тогульского района правомерными, поскольку они основаны на вышеуказанных нормах действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Закона РФ «Об образовании», Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», Правил предоставления расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99.
Как следует из абзаца 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» каких-либо ограничений при предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсаций расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не установлено. Предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Алтайского края в целях реализации государственных полномочий, возложенных на субъекты, не должно быть поставлено в зависимость об ограничении размера денежной выплаты, поскольку тем самым будут нарушены права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
При таких обстоятельствах полномочия, предоставляемые субъектам Российской Федерации в рамках реализации ст. 55 Закона РФ «Об образовании» не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В связи с изложенным вывод мирового судьи основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, мировым судьей не допущено. Оснований для признания данного вывода суда неправильным, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка Тогульского района, Алтайского края от <дата> об удовлетворении исковых требований прокурора Тогульского района в интересах ФИО1 о признании действий Управления социальной защиты населения по Тогульскому району по необоснованному расчету подлежащей выплате компенсации за приобретенное твердое топливо ФИО1 по ограниченным ценам, незаконными, а также о взыскании с Управления социальной защиты по Тогульскому району в пользу ФИО1 недополученную сумму компенсации понесенных ею затрат на приобретенное твердое топливо в <дата> году в размере № копейки оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения и обжалованию в апелляционном порядке не подлежит.
Председательствующий
судья: О.В. Фролов