Дело №11-25/2021 37MS0056-01-2020-003231-37
(мировой судья с.у. №2 Шуйского судебного района в Ивановской области К.А.Белянина)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июля 2021 года г. Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Катураевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка №2 Шуйского судебного района в Ивановской области от 25 марта 2021 года по делу №2-128/2021 по иску ООО «Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, пени и судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2017 по 30.09.2019 в сумме 2377 рублей 65 копеек, пени за просрочку платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период 10.09.2017 по 30.09.2019 в сумме 446 рублей 31 копейка, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей, судебных расходов на отправку искового заявления ответчику в сумме 240 рублей 04 копейки, а всего в общей сумме 3464 рубля.
24.03.2021 г. заявленные требования были уточнены, истец просил взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.11.2017 года по 30.09.2019 года в сумме 2022 рубля 77 копеек, пени за просрочку платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 10.01.2018 по 30.09.2019 в сумме 308 рублей 50 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей, судебных расходов на отправку искового заявления ответчику в сумме 240 рублей 04 копейки, а всего в общей сумме 2971 рубль 31 копейка (л.д.56).
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с п. 4 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами. Истец наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора. Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22.09.2016 №140 утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Ивановской области на период 2016 - 2031 годы. В соответствии с соглашением, подписанным 17.01.2017 Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и истцом, Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором утвержден тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО. Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.06.2017 № 147-к/1 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 492,90 руб./куб.м, с учетом НДС. Утвержденный тариф действовал с 01.07. 2017 по 31.12.2017. Истец начал осуществлять свою деятельность по обращению с ТКО на территории Ивановской области с 01.07.2017 года и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Ивановской области до 31.12.2031. Ответчик ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: …. Согласно ч.5 ст.30 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечить обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором. Поскольку письменный договор между сторонами отсутствует, то в соответствии с п.п. 148(1), 148(2) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, - договор заключен путем совершения конклюдентных действий, на условиях, предусмотренных Правилами. Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.02.2017 № 133-н/1 утвержден среднемесячный норматив накопления ТКО в расчете на одного проживающего - 0,180 куб.м. Согласно расчетам истца у ответчика имеется задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Шуйского судебного района в Ивановской области от 25 марта 2021 года уточненные исковые требования удовлетворены (л.д.95, 107-115).
В пользу ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» с ФИО1 взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период за период с 01.11.2017 года по 30.09.2019 года в сумме 2022 рубля 77 копеек, пени за просрочку платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 10.01.2018 по 30.09.2019 в сумме 308 рублей 50 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей, судебных расходов на отправку искового заявления ответчику в сумме 240 рублей 04 копейки, а всего общая сумма 2971 рубль 31 копейка.
Ответчиком ФИО1 подана апелляционная жалоба на указанное решение мирового судьи, в которой он просит отменить принятое решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба обоснована тем, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права; неправильное истолкование закона. В соответствии с п. 148.1 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Основания для начисления оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за исковой период отсутствуют, между ответчиком и ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не заключался. Факт заключения договора на том основании, что стороны произвели конклюдентные действия, связанные с фактическим вывозом мусора, не доказан, так как такие действия, носящие характер конклюдентных, не совершались. Истцом не представлено доказательств фактического осуществления работ по вывозу и утилизации ТКО из принадлежащего ответчику домовладения. Материалы дела, доказательств того, что возмездный договор с истцом был заключен, не содержат. Требования ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению. При рассмотрении дела были не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, суд принял решение с нарушением норм материального права (л.д.98).
В судебное заседание заявителя ответчик ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом 17.06.2021. Направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что жалобу поддерживает, просит отменить решение мирового судьи судебного участка № 2 Шуйского судебного района в Ивановской области от 25.03.2021 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Дополнительно просит учесть при рассмотрении жалобы, что договор на вывоз твердых коммунальных отходов с ним никогда не заключался. Оферта договора в его адрес не поступала. Отчетный документ коммерческой организации по оказанию услуг по доставке корреспонденции не свидетельствует о фактической доставке ему оферты договора, не отражает порядок приемки оказанных услуг и фактическую доставку документов по адресу. Фактические действия по вывозу твердых коммунальных отходов по передаче
отходов и действия по вывозу отходов с его места жительства не совершались.
Материалы дела доказательств, опровергающих эти доводы,
не содержат. Не представлено доказательств доведения до него оферты договора на
вывоз "ГКО, иным способом, до начала искового периода. Просит дать надлежащую оценку доводам ответчика.
В судебное заседание представитель истца ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца. В котором также указал, что просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции оставить без изменения. В письменном возражении на апелляционную жалобу отмечено, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу …, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Согласно ст.210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, включая исполнение обязанности по оплате коммунальных услуг.В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ обращение с твердыми коммунальными отходами входит в состав платы за коммунальные услуги. В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Обязанность по заключению договора лежит на собственниках помещений, а не на региональном операторе. Договор, может быть заключен с исполнителем, как в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий. Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении такой коммунальной услуги (п. 148 (2) Правил № 354). В соответствии с пп. «а» п. 148(23) и пп. «в» п. 148(25) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней), а потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу. При этом обязанность потребителя коммунальной услуги по внесении платы за оказываемую услугу не обусловлена наличием письменного заключенного договора. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО установлен постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.06.2017 № 147-к/1 и вступил в силу с 01.07.2017. Обязанность по оплате за оказываемую услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникла у граждан, проживающих в жилых домах на территории Ивановской области с 01 июля 2017 года и не связана с наличием заключенного договора. В соответствии с п. 6 Правил № 1156, региональный оператор направил ответчику предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора, что подтверждается договором №3 от 27.01.2017, заключенным между ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» и ООО «Ассистент-Партнер» на доставку проектов договоров и актом выполненных работ №10 от 16.02.2017. Подписанный договор на оказание услуг по обращению с ТКО, направленный по адресу: …, в адрес Регионального оператора не вернулся. Ответчик наравне с другими жителями имеет возможность пользоваться предоставленной услугой, и соответствие с действующим законодательством обязан оплачивать ее. Коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается в полном объеме, что подтверждается графиком вывоза, договором с ООО «Чистое поле-Шуя» №210217/0723098/01-1 от 26.04.2017 г., актами выполненных работ.
Учитывая положения ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся материалам дела.
Проверив и изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу принципа состязательности стороны обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты.
В соответствии со ст. 327.1.ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно ч.2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» определено, что суд апелляционной инстанции принимает дополнительные (новые) доказательства, если признает причины невозможности представления таких доказательств в суд первой инстанции уважительными.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, п. 28 - 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2013 №13, в связи с нарушением судом первой инстанции требований ст.56, 57 ГПК РФ и неполным установлением юридически значимых для разрешения спора обстоятельств, апелляционным судом приняты меры к истребованию дополнительных доказательств по делу: соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ивановской области от 17.01.2017; дополнительного соглашения от 27.01.2017, заключенных между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами»; Приказов Департамента ЖКХ Ивановской области от 25.04.2019 № 64, от 30.11.2020 г. №200.
В качестве дополнительных доказательств по делу приняты документы, приложенные к возражению на апелляционную жалобу: договор №3 на доставку проектов договоров от 27.01.2017, заключенный между ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» и ООО «Ассистент-Партнер» и акт № 10 от 16 февраля 2017 (л.д.121-124).
Судом установлено и из обстоятельств дела следует, что до предъявления искового заявления истец обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, однако, вынесенный судебный приказ №2-2175/2019 от 05.11.2019, был отменен судом 22.11.2019 на основании заявления должника (л.д. 12).
Определением мирового судьи судебного участка №2 Шуйского судебного района в Ивановской области от 22.12.2020 исковое заявление ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за коммунальную услугу принято к производству (л.д.1-2).
Заочным решением мирового судьи судебного участка № 2 Шуйского судебного района в Ивановской области от 12.01.2021 исковые требования ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» удовлетворены (л.д. 29).
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Шуйского судебного района в Ивановской области от 10.03.2021 на основании заявления ФИО1 заочное решение отменено (л.д. 44-45).
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Шуйского судебного района в Ивановской области, от 25 марта 2021 года исковые требования ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» удовлетворены (л.д. 95). Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2021 года (л.д. 107-115).
На принятое решение ответчиком подана апелляционная жалоба (л.д.98).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно п.1 и п.2 ст.24.6 указанного закона обращение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (п.п «з» п. 5) «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», были дополнены разделом «XV(1). Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами».
В силу п.2 указанного постановления изменения, утвержденные настоящим постановлением, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
Согласно п.8 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 486-ФЗ) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» 17.01.2017 было подписано соглашение, а 27.01.2017 дополнительное соглашение, об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, в соответствии со ст.4 Закона Ивановской области от 16.11.2016 № 99-ОЗ «Об отходах производства и потребления на территории Ивановской области». 27
Согласно п.2.1, п.7.2 заключенного соглашения, зоной деятельности Регионального оператора является вся территория Ивановской области в соответствии с Территориальной схемой. Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательства в полном объеме не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором утвержден тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Наличие у истца статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и его полномочия на взыскание задолженности по оплате коммунальной услуги подтверждены Уставом Общества с ограниченной ответственностью «Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами», копией свидетельства о постановке Общества на учет в налоговом органе (л.д. 14-15).
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 февраля 2017 года № 133-н/1, установлен и введен в действие с 01.07.2017 для домовладений среднемесячный норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Ивановской области в расчете на одного проживающего – 39,200 кг/ расчетную единицу в месяц или 0,180 куб.м./ расчетную единицу в месяц. (л.д.16-17).
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области установлен единый тариф на услугу регионального оператора ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» от 28.06.2017 № 147-к/1 - 492,90 руб/куб.м. с учетом НДС. Данный тариф действовал с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года (л.д.17).
Региональный операторначал осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Ивановской области в соответствии с «Территориальной схемойобращениясотходами, в том числес твердыми коммунальными отходами Ивановской области на 2016-2031 годы», утвержденной приказом Департамента ЖКХ Ивановской области № 140 от 22.09.2016 года с 01.07.2017 года. Впоследствии были изданы приказы Департамента ЖКХ Ивановской области от 25.04.2019 № 64 и от 30.11.2020 № 200.
Из этого следует, что поскольку между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» 17.01.2017 было подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области и 28.06.2017 был утвержден единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, то обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в силу закона, возникла у граждан, проживающих в многоквартирных и индивидуальных жилых домах на территории Ивановской области, с 01 июля 2017 года, поскольку ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора и действует на всей территории Ивановской области.
Согласно выписке из ФГИС ЕГРН от 09.09.2019 ФИО1 является правообладателем (собственником) жилого дома с 14.03.2005 по адресу: … (л.д.9-11).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Положения Федеральных законов: от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 22, от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ст. 51, от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» п.1 ст.18, обязывают осуществлять обращение с отходами способами, безопасными для окружающей среды, в соответствии с санитарными правилами и требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу ч.5 ст.30 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.12.2014 №458-ФЗ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. ФЗ от 31.12.2017 N 503-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Только юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов.
Согласно п.30 и п. 148(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В силу п. 148(2) указанных Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами. При этом потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении такой коммунальной услуги.
В соответствии с п.п. «в» п. 148(11) Правил региональный оператор приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами: собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Из пункта 148(16) Правил следует, что для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого дома (домовладения) должен подать региональному оператору, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным способом подписанное собственником заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную Правилах.
Согласно п.148(21) Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил и действует до даты прекращения предоставления указанной коммунальной услуги.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» была официально опубликована в средствах массовой информации и на официальных сайтах в сети Интернет.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами также подробно изложен в Постановлении Правительства РФ от 15.09.2018 №1094 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 были дополнены разделом 1(1), который называется: «Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами».
В силу п.10 указанных Правил складирование твердых коммунальных отходов может осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с ч.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу п. 4 ст. 426 ГК РФ Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), а согласно п.5 этой же статьи, условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 ст.426 ГК РФ, ничтожны.
Ответчик, в апелляционной жалобе и в ходатайстве о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, указывает, что между ответчиком и ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не заключался. Факт заключения договора на том основании, что стороны произвели конклюдентные действия, связанные с фактическим вывозом мусора, не доказан, так как такие действия, носящие характер конклюдентных, не совершались. Истцом не представлено доказательств фактического осуществления работ по вывозу и утилизации ТКО из принадлежащего ответчику домовладения. Оферта договора в его адрес не поступала. Отчетный документ коммерческой организации по оказанию услуг по доставке корреспонденции не свидетельствует о фактической доставке ему оферты договора. Не представлено доказательств доведения до него оферты договора на вывоз "ГКО, иным способом, до начала искового периода.
Позиция ответчика, основана на ошибочном понимании действующего законодательства.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В силу ч.4 ст.154 ЖК РФ, в редакции Федерального закона от 02.06.2016 № 175-ФЗ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.8 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ у ФИО1, в силу закона, обязанность по внесению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами возникла с 01.07.2017, то есть с момента заключения соглашения между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» от 17.01.2017 и дополнительного соглашения от 27.01.2017 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области и утвержденного Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» от 28.06.2017 № 147-к/1, введенного с 1 июля 2017 года.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 14.10.2020 №АКПИ20-502 указал, что Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 4 статьи 3 предусматривает, что на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, Указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Согласно пункту 4 статьи 426 названного Кодекса в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами», в редакции постановления от 15.12. 2018 г. № 1572.
Раздел I(1) Правил, устанавливая порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 8(17) предусматривает обязанность регионального оператора известить потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а после утверждения единого тарифа на его услугу разместить в соответствующих средствах массовой информации адресованное потребителям предложение о заключении договора и текст типового договора. Потребитель после размещения предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе направить региональному оператору заявку и необходимые документы. В случае их ненаправления договор считается заключенным на условиях типового договора.
Данное правовое регулирование соответствует гражданскому законодательству, законодательству в области обращения с отходами производства и потребления и не нарушает права лиц.
Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) определяются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 148(5) указанных Правил).
Положения нормативного правового акта не противоречат пункту 2 статьи 438 ГК РФ. Пункт 2 приведенной статьи Кодекса предусматривает, что молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон, а пункт 8(17) Правил конкретизирует условия, при выполнении которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным, направлен на обеспечение принципов стабильности гражданского оборота и свободы договора.
Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19.01.2021 № АПЛ20-471 решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2020 г. оставлено без изменения.
При этом Верховный Суд РФ отметил, что в силу части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обязанность собственника твердых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора предписана законом (статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). При этом стороны договора вправе лишь дополнить его иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Исходя из требований частей 6, 9 статьи 157.2 ЖК РФ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается на неопределенный срок в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Копия договора № 3 от 27.01.2017 «на доставку проектов договоров», заключенного ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» с ООО «Ассистент-партнер», согласно которому ООО «Ассистент-партнер» должен осуществить доставку проектов договоров на территории г. Шуя в срок до 16.02.2017 в почтовые ящики адресатов, подтверждает деятельность Регионального оператора об извещении потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно Акту № 10 от 16 февраля 2017 года по городу Шуя было доставлено 9965-000 проектов договоров (л.д.121-124).
Из этого следует, что доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 договор на предоставление коммунальной услуги по вывозу ТКО с ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» не заключал, не основывается на положениях действующего законодательства. Поскольку обязанность потребителя заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора предписана законом. О необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, потребители извещались всеми доступными способами, в том числе в соответствующих средствах массовой информации. При этом заключение договора в письменной форме не требуется.
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО рассчитывается исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как определено в ст. 155 ЖК РФ, по общему правилу, плата за коммунальные услуги должна вноситься ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за предоставление коммунальных услуг, утверждена Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр.
Согласно графику вывоза ТКО по г. Шуя периодичность вывоза с улицы …: понедельник, четверг с 8-30 до 11-30 (л.д.60-61).
Из справки Генерального директора ООО «Чистое поле-Шуя» от 24.03.2021 года следует, что в соответствии с условиями заключенного договора № 210217/0723098/01-1 от 26.04.2017 ООО «Чистое поле-Шуя» осуществляет сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, в том числе по адресу: … с 01.07.2017 бесконтейнерным способом, путем вывоза мешков с отходами от каждого домовладения в частном секторе г. Шуя. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется в строгом соответствии с утвержденным графиком (2 раза в неделю - по понедельникам и четвергам) (л.д.64).
Постановлениями Департамента энергетики и тарифов Ивановской области был установлен единый тариф на услугу ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами»:
от 28.06.2017 № 147-к/1 - 492,90 руб/куб.м. с учетом НДС. Данный тариф действовал с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года (л.д.17).
от 20.12.2017 № 177-к/4 - 480,78 руб/куб.м. с учетом НДС, с 1 января 2018 года по 01 ноября 2018 года (л.д.17).
от 01.11.2018 № 230-к/1 - 480,80 руб/куб.м. с учетом НДС, с 01 ноября 2018 года по 31 декабря 2018 года. (л.д.18).
от 20.12.2018 № 239-к/8 – с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 488,95 руб/куб.м. с учетом НДС. С 01.07.2019 по 30.12.2019 - 516,28 руб/куб.м. с учетом НДС (л.д.19).
ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» предоставил в суд копию договора № 210217/0723098/01-1 на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов от 26.04.2017 заключенного с ООО «Чистое поле-Шуя» и Акты выполненных работ с сентября 2017 года по сентябрь 2019 года (л.д. 65- 90).
Анализируя исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», осуществлял оказание услуги по обращению твердых коммунальных отходов в <...> период с 01.11.2017 по 30.09.2019.
Фактов не оказания или некачественного оказания такой услуги в апелляционной жалобе не приведено и в судебном заседании не установлено.
Доводы ответчика ФИО1, не основаны на положениях действующего законодательства, поскольку отсутствие письменного договора с ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», а также его нежелание пользоваться предоставляемой услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, не освобождает ответчика от внесения платы за предоставляемую услугу, которая в силу п.4 ст. 154 ЖК РФ относиться к коммунальной услуге.
Поэтому суд соглашается с выводом, сделанным судом первой инстанции в решении от 25 марта 2021 года, что ответчиком обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО не исполнялась в установленные законодательством сроки.
Размер платы, установленный Постановлениями Департамента энергетики и тарифов Ивановской области:
с 01.07.2017 по 31.12.2017 в расчете на 1 человека в месяц составлял - 88,72 рубля (492,9 руб./куб.м. х 0,180 куб.м.);
с 01.01.2018 по 01.11.2018 - 86,54 рубля (480,78 руб./куб.м. х 0,180 куб.м.);
с 01.11.2018 по 31.12.2018 - 86,54 рубля (480,80 руб/куб.м.х 0,180 куб.м).
с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 88.01 рубля (488,95 руб/куб.м. х0,18 куб.м)
с 01.07.2019 по 30.12.2019 - 92,93 рубля (516,28 руб/куб.м.х 0,18 куб.м)
Данный размер платы соответствует суммам, указанным в расчете задолженности, предоставленном ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (л.д.57).
В соответствии с ч. 14 ст.155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Ответчиком не вносились в спорный период времени платежи, при наличии у него такой обязанности, поэтому требования истца о взыскании задолженности за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и пени являются законными и обоснованными.
В апелляционной жалобе расчет задолженности и пени не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом мирового судьи в решении от 25 марта 2021 года о взыскании с ответчика в пользу истца суммы задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.11.2017 года по 30.09.2019 года в сумме 2022 рубля 77 копеек, пени за просрочку платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 10.01.2018 по 30.09.2019 в сумме 308 рублей 50 копеек.
В ходе исследования фактических обстоятельств дела, изучения доводов участвующих в деле лиц, оценки представленных в дело доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении дела мировым судьей правильно применены нормы материального права, определен предмет доказывания, решение суда соответствует добытым по делу доказательствам.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Положениями статьи 94 ГПК РФ определено, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом заявлены исковые требования и в материалы дела предоставлена квитанция (кассовый чек), выданный АО «Почта России» от 08.12.2020, согласно которому ФИО1 по адресу … было направлено письмо с объявленной ценностью, с простым уведомлением, с описью, весом 0,081 кг., на сумму 240 рублей 04 копейки, а также опись вложения. (л.д. 20).
Платежными поручениями № 23195 от 30.10.2019 и №22591 от 18.10.2019 оплачена государственная пошлина на сумму 400 рублей (л.д.5-6).
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Учитывая факт удовлетворения требований истца, мировой судья обоснованно взыскал с ответчика сумму уплаченных судебных расходов.
По итогам судебного разбирательства суд апелляционной инстанции считает, что доводы ответчика, не являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения мирового судьи, не установлено.
В связи с этим решение мирового судьи судебного участка № 2 Шуйского судебного района в Ивановской области от 25 марта 2021 года, необходимо оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика ФИО1- без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка №2 Шуйского судебного района в Ивановской области от 25 марта 2021 года по делу № 2 - 128/2021 по иску ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени за просрочку внесения платы и судебных расходов оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья подпись Л. В. Козлова.