Дело № 11-3/2021
УИД 22MS0082-01-2020-002531-67
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 февраля 2021 года с. Михайловское
Михайловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Махрачевой О.В.,
при секретаре Школиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка Михайловского района от 28 октября 2020 г. по гражданскому делу по исковому заявлению ООО «ВторГеоРесурс» к ФИО1 о взыскании задолженности по за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ВторГеоРесурс» обратилось в суд к ФИО1 о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в обоснование указав, что на основании конкурсного отбора между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «ВторГеоРесурс» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края и ему присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными услугами. При этом в силу положений п. 8(7) Постановления Правительства РФ №1156 от 12.11.2016г. договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в Интернете. Норматив накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 13.12.2018г. №514 установлен в размере 0,121 куб.м на одного проживающего. Размер платы за 1 куб.м в 2019г. составлял 545,95 руб., в 2020г. – 530,72 руб. ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В период с июня 2019г. по январь 2020г. ответчик не производила оплату за коммунальную услугу, в связи с чем образовалась задолженность в размере 2633,19 руб., которую истец просит взыскать с ответчика в свою пользу, а также судебные расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка Михайловского района от 28.10.2020г. исковые требования ООО «ВторГеоРесурс» удовлетворены, с ФИО1 взыскана задолженность за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с июня 2019г. по январь 2020г. в размере 2633,63 руб., судебные расходы в возмещение оплаченной госпошлины в сумме 400 руб.
Ответчик ФИО1 подала апелляционную жалобу на указанное решение, полагает что решение мирового судьи является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права и подлежащим отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что мировым судьей необоснованно применен п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных дома и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, поскольку регулирует отношения между собственниками многоквартирных домов, товариществ или кооперативов, тогда как ответчик проживает в частном доме. Кроме того, при вынесении решения суд не принял во внимание довод стороны ответчика об отсутствии в муниципальном образовании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, что является нарушением договорных условий в части складирования потребителем твердых коммунальных отходов, также отсутствуют схемы мест накопления твердых коммунальных отходов, при этом ссылка мирового судьи на требования СанПиН 42-128-4690-88, которым предусматривается возможность сбора отходов бестарным способом на территориях с одно-двухэтажной застройкой является необоснованной, так как такой способ складирования ТКО потребителем не согласовывался, изменения в договор оказания услуги не вносились. При вынесении решения мировым судьей не учтено, что стороной истца не представлено доказательств тому, что при наличии необходимой валовой выручки региональный оператор расходует 1% на приобретение контейнеров и бункеров для складирования ТКО потребителями. Между тем, истец не предоставил имущество (пакеты, иные емкости) необходимое для сбора ТКО, что делает невозможным пользование услугой.
От истца поступило возражение на жалобу, в которой просили решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным, основанном на правовых норма, регулирующих правоотношения в области оказания коммунальных услуг, указав, что деятельность по сбору и вывозу ТКО в <...> осуществляется с марта 2019г. по согласованному с органом местного самоуправления графику каждую пятницу бесконтейнерным способом, для чего в указанные дни и к указанному времени собственники жилых помещений выставляют пакеты с твердыми коммунальными отходами около своего домовладения или в контейнер, расположенный в шаговой доступности (при его наличии). Также ответчиком не представлено достаточных и допустимых доказательств самостоятельного вывоза ТКО без нарушения требований Федерального закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО со сторонними организациями и систематической утилизации бытовых отходов, включая отходы в виде пластика в соответствии с установленными правилами для их утилизации. Кроме того, региональным оператором по обращению с ТКО пакеты и иные емкости потребителям не предоставляются, поскольку указанное не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
От представителя третьего лица администрации Ракитовского сельсовета Михайловского района Алтайского края поступили письменные возражения на апелляционную жалобу ФИО1, в которой он просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что в целях исполнения Постановления Правительства РФ от 31.08.2018г. №1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» администрацией района проведена работа по формированию предварительного реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <данные изъяты>, составлен адресный список мест (площадок) накопления ТКО в разрезе населенных пунктов, планируемых к созданию, работа по формированию реестра мест (площадок) накопления ТКО завершена, схемы разработаны, утверждены, контейнеры приобретены, обустройство контейнерных площадок будет осуществлено при наличии средств в бюджете на указанные цели.
В судебном заседании ответчик ФИО1, ее представитель ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение мирового судьи отменить, вынести решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца ООО «ВторГеоРесурс», представители третьи лиц администрации Ракитовского сельсовета, администрации Михайловского района извещенные о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явились, ходатайство об отложении не заявляли. С учетом мнения лиц участвующих в деле, суд находит возможным, рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края от 06.12.2018г., заключенным между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «ВторГеоРесурс» на последнего возложена обязанность по выполнению в качестве регионального оператора функций по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне, куда в том числе включена территория муниципального образования Михайловский район. При этом в силу п. 2.3.1 соглашения региональный оператор обязан осуществлять с 01.01.2019г. деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению ТКО в соответствии с территориальной схемой (л.д. 10-11).
Во исполнение п. 8 (17) Постановление Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156
«Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» ООО «ВторГеоРесурс» размещена публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами в газете «Алтайская правда» №242 от 25.12.2018г. (л.д. 12).
В силу ч.5 ст.30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В судебном заседании установлено, что ООО «ВтроГеоРесурс» оказывало услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами жителям <адрес>, в том числе по ул. <адрес>, в период с июня 2019г. по январь 2020г., что подтверждается графиком сбора и вывоза ТКО, согласно которому в <адрес> вывоз ТКО осуществляется в пятницу с 8 час., сбор осуществляется в баки, либо бестарным способом, а также подтверждается данными системы ГЛОНАСС (л.д. 138-147).
В соответствии с выпиской из ЕГРП ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 17-18).
Согласно адресным справкам, представленным по запросу суда Миграционным пунктом Отд МВД России по Михайловскому району в жилом доме по вышеуказанному адресу зарегистрированы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО1, всего пять человек (л.д. 130-132).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлена обязанность собственника содержать принадлежащее ему имущество, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом частью 3 ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
При указанных обстоятельствах ответчик несет ответственность по оплате расходов за оказанные коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из смысла приведенных норм, бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг, их состава, отсутствие поступления оплаты за предоставленные коммунальные услуги лежит на лице, обратившемся с требованием о взыскании задолженности за коммунальные услуги, а предметом доказывания является обоснованность начисления платы за предоставленные услуги потребителю и невыполнение ответчиком обязательства по их оплате, возложенной на него в силу закона.
Мировой судья при оценке представленных истцом суду доказательств пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в связи с доказанностью представленными документами, а именно выпиской из ЕГРП о наличии права собственности ответчика на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, наличии задолженности по предоставленной услуге по обращению ТКО с июня 2019г. по январь 2020г., что подтверждается выпиской по лицевому счету № (л.д. 14), факта заключения публичного договора путем присоединения к нему, тарифами, установленными за оказание услуги по обращению ТКО Решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.03.2019г. №49, от 20.12.2019г. №566, нормативом потребления коммунальной услуги в размере 0,121 куб.м, утвержденного Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017г. №215 (л.д. 13-16). При этом мировой судья пришел к обоснованному выводу о взыскании задолженности по оказанной коммунальной услуге, исходя из пяти проживающих человек, поскольку представленная стороной ответчика справка с места жительства, содержащая сведения о выбытии трех человек, составлена на основании выписки из похозяйственной книги, сведения в которую вносятся со слов собственника жилого помещения и документально не подтверждены, с уточненными сведениями относительно количества проживающих и временно отсутствующих ответчик не обращалась.
Рассматривая довод апеллянта о невыполнении ООО «Вторгеоресурс» обязательств в рамках договора по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в части отсутствия схем размещения мест складирования ТКО, реестра учета мест ТКО, контейнерных площадок и контейнеров для сбора ТКО, применения бестарного способа сбора отходов, не предусмотренного договорными условиями и законом суд находит его несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов определяются согласно приложению к настоящему договору (п. 2).
В пункте 3 договора перечислены способы складирования ТКО – контейнеры, бункеры, распложенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
При этом п. 13 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на потребителя возложена обязанность по складированию ТКО в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Действительно, статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако, частью 2 статьи 2 указанного выше ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п.п. 24 п. 1 ст. 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В <адрес> утвержден график сбора и вывоза ТКО в границах сел <адрес> с 06.05.2019г., из содержания которого следует, что временем сбора твердых коммунальных отходов для <адрес> установлены пятница с 08-00 часов, способ сбора ТКО: баки 0,2 куб.м, бестарный, вывоз крупногабаритных отходов по заявкам.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края №880 от 24.05.2019г. утверждена актуализированная Территориальная схема обращения с отходами, из содержания которой следует, что места сбора твердых коммунальных отходов в с. Ракиты Михайловского района Алтайского края не определены.
Между тем, отсутствие таких мест, схемы размещения мест накопления твердых коммунальных отходов, отсутствие ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО не освобождает регионального оператора, в данном случае ООО «ВторГеоРесурс», от исполнения обязательств в рамках договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами, поскольку полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведению реестров мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов наделены в силу положений Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ органы местного самоуправления, при этом неисполнение последними возложенных на них обязанностей в области обращения твердых коммунальных отходов не может повлечь негативных последствий как для потребителя коммунальной услуги, так и ее исполнителя.
Факт оказания коммунальной услуги ООО «ВторГеоРесурс» также подтверждается данными маршрутных журналов учета сведений о движении транспортных средств, используемых для перевозки ТКО за период с июня 2019г. по январь 2020г. и средствами объективного контроля спутниковой навигационной системы "Глонасс-GPS", установленных на мусоровозах.
Довод апелляционной жалобы о том, что в силу закона при наличии необходимой валовой выручки региональный оператор расходует 1% на приобретение контейнеров и бункеров для складирования ТКО потребителями не влияет на обязанность потребителя коммунальной услуги, в данном случае ФИО1, по оплате предоставленной истцом услуги по вывозу ТКО и не влияет на обоснованность принятого мировым судьей правильного процессуального решения.
Каких-либо иных дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность постановленного по делу решения апелляционная жалоба ответчика не содержит, в связи с чем решение мирового судьи от 28.10.2020г. не подлежит изменению по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ответчика, а жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка Михайловского района Алтайского края от 28 октября 2020г. по гражданскому делу по исковому заявлению ООО «ВторГеоРесурс» к ФИО1 о взыскании задолженности по за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья О.В. Махрачева