УИД 58MS0061-01-2022-000715-37
Производство №11-29/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Ломов 23 августа 2022 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Барановой О.И.,
при секретаре судебного заседания Корнеевой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка №1 Нижнеломовского района Пензенской области от 5 мая 2022 года, которым постановлено:
требования МКП «Тепловая компания» города Нижний Ломов Нижнеломовского района удовлетворить.
Взыскать в пользу МКП «Тепловая компания» города нижний Ломов Нижнеломовского района с ФИО1 задолженность по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению за с период с 1 октября 2020 года по 31 октября 2021 года в сумме 18565 рублей 65 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 743 руб., а всего 19308 рублей 65 копеек.
Проверив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
МКП «Тепловая компания» г. Нижний Ломов Нижнеломовского района обратилось к мировому судье судебного участка №1 Нижнеломовского района Пензенской области с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальную услугу по теплоснабжению, указав, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, лицевой счет №<***>. МКД №10, в котором зарегистрирован ФИО1 подключен к системе центрального отопления и регулярно получает тепловую от котельной «Центральная», что подтверждается схемой теплоснабжения г.Нижний Ломов Нижнеломовского района до 2042 года. В период с 1 октября 2020 года по 31 октября 2021 года ответчик не оплачивает жилищно-коммунальную услугу (отопление), в результате чего образовалась задолженность перед МКП «Теплоком» за потребленную тепловую энергию в размере 18565,65 руб. Начисления за коммунальную услугу за октябрь 2020 г. – октябрь 2021 г. в отношении квартиры ответчика произведены в соответствии с действующим законодательством, исходя из площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, площади мест общего пользования, площади квартиры ответчика. С учетом особенностей коммунальной услуги по отоплению самовольный перевод на автономное отопление отдельного помещения в многоквартирном доме приводит к нарушению порядка теплоснабжения дома. Если с момента постройки МКД рассчитан на централизованное теплоснабжение, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую систему подачи тепла. Отключение отдельных собственников в МКД от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого или нежилого помещения не является правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению. Отказ потребителя от снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть ресурсоснабжающей организации не влечет за собой отказ от доли в общем имуществе собственников в части доли во внутридомовой системе теплоснабжения, которая остается подключенной к сетям теплоснабжения ресурсоснабжающей организации и продолжает осуществлять функции по передаче тепловой энергии. Таким образом, граждане, демонтировавшие приборы отопления, подключенные к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в МКД, поскольку остаются потребителями тепловой энергии. Переход на индивидуальное газовое отопление жилого помещения в многоквартирном доме требует переустройства жилого помещения, в связи с чем оно должно производиться в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой связи ответчику ФИО1 необходимо предоставить истцу: протокол общего собрания собственников помещений о переводе жилого многоквартирного <адрес> на индивидуальное отопление; разрешение администрации г.Нижний Ломов о переводе жилого многоквартирного <адрес> на индивидуальное отопление; акт приемочной комиссии. Поскольку ответчик ФИО1 не предоставил перечисленные выше документы, истец производит расчеты за отопление без учета имеющегося у него индивидуального отопления. МКП «Тепловая компания» просило взыскать с ФИО1 за период с 1 октября 2020 года по 31 октября 2021 года задолженность за коммунальную услугу по теплоснабжению в размере 18565,65 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 743 руб.
Мировой судья постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение мирового судьи отменить, отказать в удовлетворении заявленного иска. В обоснование ссылается на то, что МКП «Теплоком» не представлены доказательства наличия договорных обязательств с ним и с управляющей организацией на предоставление услуг по теплоснабжению мест общего пользования, а также наличие приборов учета. Не исполнены требования нормативных и законодательных актов, в соответствии с которыми при определении объемов потерь тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в отношении тепловых сетей, по которым осуществляется передача тепловой энергии в многоквартирные дома и (или) жилые дома, применяются нормы Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», а в случае предоставления единой теплоснабжающей организацией коммунальных услуг – Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В возражениях на апелляционную жалобу МКП «Теплоком» просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что с 1 октября 2020 года МКП «Тепловая компания» является поставщиком тепловой энергии на территории Нижнеломовского района Пензенской области. Между истцом и ответчиком заключен публичный договор - оферта теплоснабжения путем фактического потребления услуг теплоснабжения (конклюдентные действия), поскольку объектом теплоснабжения является многоквартирный дом по адресу <адрес>. Согласно схеме теплоснабжения вышеуказанный МКД подключен к системе центрального отопления. Сочетание централизованного отопления МКД и индивидуального отопления отдельных квартир законом не предусмотрено. В материалах дела нет доказательств того, что схемой теплоснабжения определены условия организации поквартирного отопления. Представленные ответчиком документы не подтверждают соблюдения им порядка переустройства жилого помещения, установленного главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также не свидетельствуют о том, что произведенные работы по установке газового оборудования проведены в соответствии с существовавшими на тот момент стандартами, нормами и правилами, а результаты работ не нарушают права и законные интересы других граждан, проживающих в МКД. В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены доказательства получения согласия собственников помещений в МКД на реконструкцию системы отопления МКД и переход на индивидуальное отопление с использованием газового оборудования, согласования в установленном законом порядке переустройства квартиры с органом местного самоуправления и внесения соответствующих изменений в техпаспорт МКД, а также принятия приемочной комиссией жилого помещения после его переустройства. Доказательств обращения ответчика к собственникам МКД по вопросу сохранения системы отопления в переустроенном состоянии с использованием газового котла, ответчиком также не представлено. Не представлено ответчиком и доказательств, что схемой теплоснабжения дома определены условия организации поквартирного отопления. Отключение отдельных собственников помещений в МКД от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения не является основанием для освобождения потребителя услуг по отоплению, поскольку указанные собственники остаются потребителями тепловой энергии, нормативно введенный порядок предоставления коммунальной услуги и расчета оплаты за данную услугу не изменяется.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца МКП «Теплоком» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, жалобу поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в ней. Полагает, что услуги по теплоснабжению МКП «Теплоком» ответчику не оказывает, поэтому оснований для взыскания задолженности не имеется. Просил решение мирового судьи отменить.
Суд, руководствуясь положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ФИО2, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1,3 части 2 и части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату, в частности плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, в том числе за тепловую энергию.
Таким образом, собственник в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, а также по оплате коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в силу положений пунктов 6 и 7 которых предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований, в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии положениями статьей 539 и 544 Гражданского кодекса российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно частям 1и 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения,и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных
приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению действующее законодательство не предусматривает.
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы,
а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Данная позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 №46-П.
Вместе с тем установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, является переустройством (часть 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 1.2 Постановления
Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 №46-п, переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
Вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», который, в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 части 1 стать 3), закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (часть 15 статьи 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно части 2 статьи 30, вступил в силу 1 октября 2011 года) (абзац 2 пункта 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N246-П).
До вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации отношения, связанные с установкой в жилых помещениях многоквартирных
домов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, регулировались статьями 84 и 128 Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу с 1 марта 2005 года на основании Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ), также предусматривавшими необходимость получения разрешения местной администрации на переустройство жилого помещения.
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы
внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение
надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (абзац 5 пункта 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 №46-П).
Пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, предусмотрено, что в целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия в жилом или нежилом помещении отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, установки индивидуальных источников тепловой энергии в помещении в многоквартирном доме в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги представляет в адрес исполнителя копии документов, подтверждающих проведение такого переустройства. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению с учетом указанных
документов с расчетного периода, в котором предоставлены подтверждающие документы.
Таким образом, переоборудование жилого помещения путем демонтажа (отключения) теплопотребляющих устройств в помещении без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира <адрес> (выписка из ЕГРН от 8 октября 2019 года).
Названный многоквартирный дом оборудован и подключен к системе централизованного теплоснабжения, посредством которой происходит отопление жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, поставку тепловой энергии осуществляет МКП «Тепловая компания» г.Нижний Ломов Нижнеломовского района. Изменения в технический паспорт многоквартирного дома относительно способа отопления не вносились, схемой теплоснабжения дома не определены условия организации поквартирного отопления.
Квартира №, принадлежащая ФИО1, оборудована индивидуальной системой отопления.
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, каких-либо доказательств о выдаче разрешения на переустройство помещения от уполномоченного органа местного самоуправления путем отключения от централизованной системы отопления дома радиаторов принадлежащего ему жилого помещения и внесения изменений в технический паспорт об изменении системы централизованного отопления по причине ее переустройства суду не представлено.
Удовлетворяя заявленный МКП «Теплоком» иск, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком ФИО1 не были представлены доказательства, подтверждающие законность переустройства квартиры (перехода на индивидуальное отопление), а сам по себе факт установки индивидуального отопления не влечет за собой такие правовые последствия как прекращение договора центрального теплоснабжения с момента устройства в квартире автономного газового отопления.
Данный вывод мирового судьи, по мнению суда является правильным, основанным на установленных по делу доказательствах и требованиях законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Относительно довода ФИО1 о том, что между ним и МКП «Теплоком» договор на поставку коммунальной услуги по теплоснабжению заключен не был, суд отмечает, что на основании статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Мировым судьей установлено и ответчиком не оспорено, что квартира ответчика до 2011 года была присоединена к центральной системе отопления дома, вследствие чего договор теплоснабжения ответчиком был заключен с момента фактического присоединения его квартиры к сетям теплоснабжения. МКП «Тепловая компания» с 1 октября 2020 года и до настоящего времени поставляет тепловую энергию для целей отопления и горячего водоснабжения в многоквартирный дом, в котором проживает ответчик, а собственники помещений в доме её принимают и потребляют. При этом смена оказывающей данные услуги организации не свидетельствует о том, что ранее заключенный договор был расторгнут либо его условия были изменены настолько, что это повлекло бы за собой освобождение ответчика от оплаты за оказанную коммунальную услугу теплоснабжения.
Поскольку переустройство системы отопления было выполнено самовольно, основания для освобождения ФИО1 от внесения платы за отопление отсутствуют. В этой связи суд мировой судья, проверив представленный МКП «Теплоком» расчет задолженности и убедившись в его правильности, обоснованно удовлетворил заявленные предприятием требования.
Все юридически значимые обстоятельства по делу судом определены правильно, исследованы полно и всесторонне, оценка доказательств дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется, материальный закон применен и истолкован правильно, нормы процессуального права соблюдены.
В связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка №1 Нижнеломовского района Пензенской области от 5 мая 2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 августа 2022 года.
Председательствующий: