ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-30/12 от 27.11.2012 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело № 11-30/2012г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 ноября 2012 года г. Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Панченко Т.В.,

при секретаре Ретунской Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гуськовой Т.Н. на решение мирового судьи Липецкого районного судебного участка № 2 Липецкой области от 28.08.2012г. по делу № 2-674/2012г. по иску Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная компания» к Гуськовой Т.Н. о взыскании задолженности за коммунальные услуги, которым постановлено:

«Взыскать с Гуськовой Т.Н. в пользу ООО «Жилищно-коммунальная компания» задолженность за коммунальные услуги в сумме 3741 рубль 74 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей, а всего 4141 рубль 74 копейки»,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Жилищно-коммунальная компания» обратилось в суд с иском к Гуськовой Т.Н. о взыскании задолженности за коммунальные услуги, указывая, что истец оказывает договорные коммунальные услуги ответчикам. Сумма задолженности за предоставленные услуги образовалась за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и составила 5885 руб. 80 коп. Ответчик добровольно погасить имеющуюся задолженность не желает. Истец просит взыскать с ответчика в пользу ООО «Жилищно-коммунальная компания» указанную сумму задолженности и возврат государственной пошлины в сумме 400 руб. 00 коп.

В судебном заседании представитель истца ООО «Жилищно-коммунальная компания» по доверенности Колесников К.И., уменьшив исковые требования в связи с пропуском срока исковой давности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, просил взыскать в ответчика сумму задолженности в размере 3741 руб. 74 коп., ссылаясь на то, что имеющаяся у ответчика сумма задолженности складывается из не в полном объеме оплаченных услуг по водоснабжению, инвестиционной надбавки к тарифу на водоснабжение и за вывоз твердых бытовых отходов. Поскольку начисления произведены в соответствии с нормами действующего законодательства, а также принятыми актами исполнительного органа государственной власти Липецкой области и органов местного самоуправления, коммунальные услуги ООО «Жилищно-коммунальной компанией» ответчику были оказаны, то полагает, что оснований для освобождения ответчика от уплаты имеющейся задолженности не имеется. Оплата, которая была произведена ответчиком в спорный период в сумме 2784 руб. 75 коп., учтена при производстве расчета задолженности.

Ответчик Гуськова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Гуськов С.А. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности, просил применить последствия пропуска срока исковой давности. Суду пояснил, что согласно нормам действующего законодательства оплата услуг по сбору и вывозу бытовых отходов должна осуществляться на основании договора, заключенного между организацией и потребителем данной услуги. Поскольку ООО «Жилищно-коммунальной компанией» не заключался с ответчиком договор по вывозу мусора, фактически услугами по вывозу мусора Гуськова Т.Н. не пользовалась, то полагает, что оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика оплаты за оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов не имеется. Ссылался также на то, что установленные в селе контейнеры не отвечают необходимым требованиям к их установке, данными контейнерами ответчик не пользуется в связи с удаленностью расположения ближайшего контейнера.

Мировым судьей постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.

Ответчик Гуськова Т.Н., не согласившись с вынесенным решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение мирового судьи и вынести новое об отказе в иске, ссылаясь на то, договор между сторонами на вывоз ТБО заключен не был, т.к. ею оплата услуги вывоза ТБО не производилась, т.е. действий по акцептированию публичной оферты не произведено. Судом также были проигнорированы требования СанПиН о том, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20м., но не более 100м., для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Кроме того, истец произвел расчет начислений на вывоз ТБО из количества 4 человек, прилагая справку о количестве проживающих – 3.

Ответчица Гуськова Т.Н в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще и своевременно, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчицы Гуськовой Т.Н. Гуськов С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ООО «Жилищно-коммунальная компания» Попова Г.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, при этом указала, что за период с декабря 2011г. по апрель 2012г. ответчице Гуськовой Т.Н. было ошибочно начислено к оплате за вывоз ТБО 190 руб., исходя из количества проживающих человек – 4, в то время как проживает в доме Гуськовой Т.Н. 3 человека, за другие периоды начисления осуществлялись исходя из 3 проживающих человек.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, собственник жилья должен своевременно оплачивать его содержание и коммунальные услуги по утвержденным в установленном порядке тарифам.

В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлениями Управления энергетики, тарифов и жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области установлены тарифы на услуги по водоснабжению, начиная с 01.03.2009 года.

Решением Совета депутатов сельского поселения Введенского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области от 05.04.2010 г. № 11 утверждена инвестиционная надбавка к тарифу на водоснабжение в размере 1,48 руб.\куб.м.

Приказом ООО «Жилищно-коммунальная компания» от 01.10.2008 г. № 17 по решению оперативного совещания администрации Липецкого муниципального района установлена договорная цена на вывоз ТБО из частных домовладений на территории Введенского сельсовета в сумме 38 руб. на 1 человека.

Публичная оферта (предложение) по оказанию услуг вывоза твердых бытовых отходов, адресованная ООО «Жилищно-коммунальная компания» физическим лицам на территории Липецкого муниципального района Липецкой области, опубликована в газете «Сельская нива» № 16 (7016) от 02.02.2010 года.

Публичная оферта (предложение) по оказанию услуг водоснабжения питьевой водой, адресованная ООО «Жилищно-коммунальная компания» физическим лицам на территории Липецкого муниципального района Липецкой области, опубликована в газете «Сельская нива» № 82 (6770) от 08.07.2008 года.

Приказом ООО «Жилищно-коммунальная компания» от 01.10.2008 г. № 17 по решению оперативного совещания администрации Липецкого муниципального района установлена договорная цена на вывоз ТБО из частных домовладений на территории Введенского сельсовета в сумме 38 руб. на 1 человека.

Как правильно установлено мировым судьей ответчица ФИО1 является собственником <адрес> в <адрес>, зарегистрирована проживающей по данному адресу. По данному адресу зарегистрированы проживающими также члены ее семьи - несовершеннолетние ФИО7, ФИО8

Согласно предоставленному ООО «Жилищно-коммунальная компания» расчету, за ответчиком имеется задолженность за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3741 руб. 74 коп. Проанализировав представленные истцом расчеты начислений, исходя из количества проживающих - 3 человека, с учетом представленных квитанций об оплате коммунальных услуг за указанный период, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у ФИО1 имеется задолженность по оплате за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3551 руб. 74 коп., которая и подлежит взысканию с нее в пользу ООО «Жилищно-коммунальная компания». При этом суд считает неправомерным начисление ФИО1 платежа за вывоз ТБО за период с декабря 2011г. по апрель 2012г. в сумме 190 руб. (38 руб. х 5 мес.), исходя из количества проживающих – 4 человека.

Оказание коммунальных услуг по вывозу твердых бытовых отходов осуществлялось на основании публичного договора (публичной оферты) истца физическим лицам, проживающим на территории Липецкого муниципального района Липецкой области, и опубликованного в газете «Сельская нива» № 16 (7016) от 02.02.2010 года, а также приказа ООО «Жилищно-коммунальная компания» от 01.10.2008 г. № 17. Представителем ответчика в судебном заседании суда первой инстанции не отрицалось, что на территории с. Введенка Липецкого района Липецкой области установлены контейнеры по сбору твердых бытовых отходов, и истцом осуществляется вывоз мусора. Вместе с тем, ссылался на то, что данные контейнеры не отвечают необходимым требованиям к их установке, в связи с чем, ответчик подлежит освобождению от оплаты услуги по вывозу твердых бытовых отходов.

Мировой судья пришел к правильному выводу, что исходя из норм действующего законодательства, не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов в связи с неорганизацией органами местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, и несоответствием этих площадок нормам экологической и санитарной безопасности, т.е. требованиям СанПиН. Ответчик не лишен возможности обращения по вопросу об организации контейнерных площадок в <адрес> в соответствии с санитарными и экологическими нормами в ином установленном законом порядке.

По смыслу ч. 3 ст.154 ЖК РФ собственник жилого дома обязан его содержать, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от своей жизнедеятельности. Общероссийский классификатор услуг населению ОК002-93 (ОКУН), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, в жилищные услуги включает: сбор бытовых отходов; вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

В связи с тем, что ответчики являются потребителями услуги по утилизации и вывозу ТБО, суд считает, что отсутствие письменного договора между сторонами на предоставление данной услуги не может служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Поскольку решением суда I инстанции с ФИО1 взыскана задолженность за коммунальные услуги в сумме 3 741 руб. 74 коп., в то время, как ее задолженность составляет 3 551 руб. 74 коп., данное решение суда подлежит изменению в части, поскольку оно постановлено с нарушением норм материального права.

Вместе с тем, решение суда в части взыскания судебных расходов по оплате госпошлины изменению не подлежит, т.к. в силу под. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер госпошлины, исходя из подлежащей взысканию суммы, составляет не менее 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи Липецкого районного судебного участка № 2 Липецкой области от 28.08.2012г. по делу № 2-674/2012г. по иску Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная компания» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги изменить в части:

Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Жилищно-коммунальная компания» задолженность за коммунальные услуги в сумме 3 551 рубль 74 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей, а всего 3951 рубль 74 копейки.

В удовлетворении остальной части иска ООО «Жилищно-коммунальная компания» отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Т.В.Панченко

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 03.12.2012г.