ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-335/20 от 15.01.2021 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Мировой судья Кравцова С.А. Дело №11-8/2021(2-1168/2020) 22MS0023-01-2020-001603-61

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2021 года город Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Огородниковой В.В.,

при секретаре Аншаковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 на решение мирового судьи судебного участка № города Рубцовска Алтайского края от *** по делу по иску ФИО1 к ООО «УК «Надежда» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась к мировому судье с исковыми заявлениями о защите прав потребителей. В обоснование требований указала, что является собственником квартиры № по .... Ответчик ООО «УК «Надежда» является компанией, обслуживающей данный жилой дом. С 2018 г по 2020 г. ООО «УК «Надежда» несла обязанность производить начисления и принимать платежи от потребителей. Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.05.2017 г. №45 утверждены нормативы потребления холодной (горячей) воды, водоотведения, электроснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Алтайского края, действие которых вступило в силу с ***.

В апреле 2019 года истцу начислено за услугу «водоотведение на содержание ОИ» 33, 22 руб., однако начисления по нормативу должны составить 9,60 руб. Таким образом, ответчиком произведен обсчет истца на 23, 62 руб. В декабре 2018 года истцу начислено за услугу «водоотведение на содержание ОИ» 56,61 руб., однако начисления по нормативу должны составить 9,14 руб. Таким образом, ответчиком произведен обсчет истца на 47,17 руб. В октябре 2019 года истцу начислено за услугу «водоотведение на содержание ОИ» 37,31 руб., однако начисления по нормативу должны составить 10,28 руб. Таким образом, ответчиком произведен обсчет истца на 27,03 руб. В февраля 2019 года истцу начислено за услугу «водоотведение на содержание ОИ» 77,33 руб., однако начисления по нормативу должны составить 9,60 руб. Таким образом, ответчиком произведен обсчет истца на 67,73 руб. В сентябре 2019 года истцу начислено за услугу «водоотведение на содержание ОИ» 43,41 руб., однако начисления по нормативу должны составить 10,28 руб. Таким образом, ответчиком произведен обсчет истца на 33,13 руб. В январе 2019 года истцу начислено за услугу «водоотведение на содержание ОИ» 30,89 руб., однако начисления по нормативу должны составить 9,44 руб. Таким образом, ответчиком произведен обсчет истца на 21,45 руб.В январе 2020 года истцу начислено за услугу «водоотведение на содержание ОИ» 59,10 руб., однако начисления по нормативу должны составить 10,28 руб. Таким образом, ответчиком произведен обсчет истца на 48,82 руб. В июле 2019 года истцу начислено за услугу «водоотведение на содержание ОИ» 34,80 руб., однако начисления по нормативу должны составить 9,60 руб. Таким образом, ответчиком произведен обсчет истца на 25,20 руб. В феврале 2020 года истцу начислено за услугу «водоотведение на содержание ОИ» 76,67 руб., однако начисления по нормативу должны составить 09,06 руб. Таким образом, ответчиком произведен обсчет истца на 67,61 руб.

На основании изложенного, истец просила признать незаконными действия ООО «УК «Надежда» при расчете оплаты по строке «водоотведение содержание ОИ» за ноябрь 2018 г. на сумму 47,17 руб.; за сентябрь 2019 г. на сумму 27,03 руб.; январь 2019 на сумму 67,73 руб.; август 2019 г. на сумму 33,13 руб.; декабрь 2018 г на сумму 21,45 руб.; декабрь 2019 на сумму 48,82 руб.; июнь 2019 на сумму 25,20 руб.; январь 2020 г на сумму 67,61 руб. Обязать ООО «УК «Надежда» произвести перерасчет по строке «водоотведение на содержание ОИ» за сентябрь 2019 г. на сумму 27,03 руб.; январь 2019 на сумму 67,73 руб.; август 2019 г. на сумму 33,13 руб.; декабрь 2018 г на сумму 21,45 руб.; декабрь 2019 на сумму 48,82 руб.; июнь 2019 на сумму 25,20 руб.; январь 2020 г на сумму 67,61 руб. Взыскать с ответчика в пользу истца по каждому исковому заявлению компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей; 4000 руб. оплату за оказанные юридические услуги, штраф в размере 500 руб., а также почтовые расходы, согласно представленному чеку.

Определением мирового судьи от ***. указанные иски объединены в одно производство, *** мировой судья перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Решением мирового судьи судебного участка № г. Рубцовска Алтайского края от *** в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «УК «Надежда», о защите прав потребителей, отказано.

Не согласившись с указанным решением, представителем истца ФИО1 – ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения мирового судьи в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что вывод мирового судьи о том, что протоколом собрания собственников МКД по ул... от *** принималось решений о распределении сверхнормативного объема потребления коммунального ресурса, не соответствует действительности, поскольку такого решения собственниками МКД не принималось, а принималось лишь решение об определении порядка начисления потребления коммунального ресурса.

Стороны в судебном заседании апелляционной инстанции не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения мирового судьи в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения мирового судьи по следующим основаниям.

Мировым судьей в судебном заседании установлено, а также подтверждается материалам дела, что ФИО1 является собственником жилого помещение № по ул. ..., что подтверждается выпиской из ЕГРН от *** и не оспаривалось ответчиком.

Ответчик ООО «УК «Надежда» является компанией, обслуживающей жилой дом № ....

Из платежных документов, представленных ФИО1 следует, что за услугу «водоотведение на содержание ОИ» ответчиком было начислено за март 2019 года 33,22 руб., за ноябрь 2018 года – 56,61 руб., за сентябрь 2019 года – 37,31 руб., за январь 2019 года – 77,33 руб., за август 2019 года – 43,41 руб., за декабрь 2018 года – 30,89 руб., за декабрь 2019 года – 59,10 руб., за июнь 2019 года – 34,80 руб., за январь 2020 года – 76,67 руб.

Принимая решение по делу и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ООО «УК «Надежда» о защите прав потребителей, мировой судья исходил из того, что жилой дом в котором проживает истец оборудован общедомовым прибором учета горячей и холодной воды. *** решением общего собрания МКД размер расходов на оплату потребленных ОДН коммунальных ресурсов определен исходя из показаний общедомового прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ. Поскольку указанное решение собственником МКД не оспорено, ответчиком в спорный период правомерно производились начисления по фактическому потреблению расхода на ОДН.

Суд апелляционной инстанции с данными выводами мирового судьи соглашается.

В соответствии с положениями ст. ст. 153-156 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме возложена обязанность полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которые включают, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Расходы по оплате коммунальных услуг взыскиваются с собственников жилых помещений в многоквартирном доме в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, и вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, и другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных п. п. 1 - 3.1 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

В соответствии с п. 40 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №354).

Согласно п. 40 указанных Правил, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Как следует из доводов иска, и установлено мировым судьей, решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29 мая 2017 года №45 утверждены нормативы потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Алтайского края. Решение вступило в силу с 01.06.2017.

В соответствии с Приложением к указанному решению, исходя из категории жилых помещений и этажности многоквартирного дома, нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением составляет 0,056 куб.м. в месяц на 1 кв.м. общей площади.

Как следует из материалов дела, протоколом от *** внеочередного собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме № ... принято решение о размере начисления за услуги горячее и холодное водоснабжение, отведение сточных вод, электрической энергии на ОИ, исходя из фактического потребления общедомового прибора учета коммунального ресурса.

В качестве довода апелляционной жалобы сторона истца указывает, что собственниками помещений многоквартирного жилого дома не принималось решений о распределении сверхнормативного объема потребления коммунального ресурса, а принималось лишь решение об определении порядка его начисления.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанным доводом апелляционной жалобы, полагая, что само по себе определение размера начисления по услуге «холодная вода на ОИ» по показаниям общедомового прибора учета коммунального ресурса в соответствии п. 40 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не требует какого-либо волеизъявления собственников.

Вместе с тем, вопрос о распределении сверхнормативного объема потребленного коммунального ресурса может быть определен собственниками помещений в многоквартирном жилом доме. Соответственно во втором вопросе повестки дня протокола от *** внеочередного собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме №... речь идет именно о распределении сверхнормативного потребления объема коммунального ресурса, хотя дословно в решении указано на определение исходя из фактического потребления общедомового прибора учета.

Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что собрание проходило в очной форме, указанный вопрос обсуждался собственниками, однако наличие не в полной мере соответствующей нормативной формулировки решения, не может являться основанием для неисполнения принятого общим собранием решения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения мирового судьи, поскольку они основаны на ошибочном толковании и применении норм процессуального и материального права, по существу сводятся к выражению несогласия с данной судом оценкой исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств, однако ссылок на обстоятельства и факты, которые бы остались без внимания суда, не содержат.

При изложенных обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены законного и обоснованного решения мирового судьи.

Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № города Рубцовска Алтайского края от *** по делу по иску ФИО1 к ООО «УК «Надежда» о защите прав потребителей оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.

Судья В.В. Огородникова